размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 11

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Если пресвитер будет обвинен за свое поведение, такой должен сообщить об этом соседним епископам, чтобы они выслушали его дело и при их посредстве он примирился со своим епископом. Если же он этого не сделает, но, – чего да не будет, – возносясь высокомерием, отделится от общения со своим епископом и, вместе с некоторыми учиняя раскол, принесет Богу Святые Дары, такому да будет анафема и да лишится он своего места – но после того, как будет рассмотрено, справедлива ли его жалоба на епископа.

Ап. 31; I Всел.5; IV Всел.18; Трул. 31, 34; Антиох.4, 5, 6; Гангр. 6; Карф.10, 29, 107; Двукр. 13, 14, 15



Толкование

Относительно двух этих (10 и 11) правил см. толкования 31 Ап. правила, 6 правила гангрского и 4 правила антиохийского соборов. По поводу того, что говорится в 11 правиле этого собора, относительно того, что осужденный своим епископом пресвитер должен заявить об этом соседним епископам, чтобы с их помощью по возможности освободиться от обвинения, архимандрит Иоанн замечает, что в древнее время общим правилом было – все подобные дела до официального суда передавать обычно суду посредствующему, составленному по договору из избранных лиц, которые старались и нередко успевали примирить враждующие стороны, и только, в случае неудачи со стороны посредствующего суда, дело передавалось на формальное исследование и суд соборов областных.
И это правило постановляет одно и тоже с предыдущим и говорит, что, если пресвитер будет осужден епископом в своем поведении, то есть в том, что не хорошо живет, он должен возвестить вблизи находящимся епископам, то есть, дать знать, что он осужден епископом, дабы чрез них, по выслушании ими дела, он примирился с своим епископом. А если не сделает этого, но, чего да не будет, надмеваясь тщеславием, отделится от епископа и за одно, то есть особо с некоторыми будет священнодействовать, таковый, говорит, не только потеряет свою степень, но подвергнется и анафеме. Присем, говорит, должно рассмотреть и исследовать, не справедливо ли он обвиняет своего епископа, зная за ним порок, и не по уважительной ли причине уклоняется от общения с ним. Должно прочесть еще 29-е (37) правило сего собора, и четвертое правило антиохийского собора, и 13, 14 и 15 правило собора, бывшего во храме святых Апостолов.
Пресвитеру, осуждаемому епископом, должно быть дозволено подавать отзыв к ближним епископам. Если же отзыва подать не захочет, но отделяясь и надмеваясь, принесет Богу святое приношение, да будет анафема.

И это правило имеет одну и туже мысль с предыдущим.

И это правило постановляет одно и тоже с предыдущим; ибо определяет не только подвергать извержению, но и предавать анафеме тех пресвитеров, которые осуждены своими епископами и не хотят, чтобы дело их мирно решено было чрез расследование соседних епископов, но отсекают, то есть отделяют себя от своего епископа и священнодействуют особо без ведома его. Прочти также 6 правило антиохийского собора и 14 сирдикийского. Но должно, говорит, рассмотреть и исследовать, не справедливо ли клирик обвиняет своего епископа, и не по уважительной ли причине уклоняется от общения с ним. Прочти также 29-е (37) правило сего собора и 4-е правило антиохийского. А под жалобою на епископа разумей не такую, которая возникает вследствие греха, или вследствие другой уголовной вины, но вследствие вины догматической, или по неправедной жизни. Ибо клирик не должен отделяться от своего епископа прежде осуждения, разве только усмотрит, что делает явную несправедливость, или противится правому догмату. А когда митрополит Филиппополя Италик отлучил своего клирика Капсорима, то было рассуждение при святейшем патриархе Музалоне о том, что не должно оказывать ему сострадание, так как он не обратился, согласно с настоящим правилом, к соседним епископам и к местному собору для примирения чрез них с митрополитом, но прежде всего обеспокоил патриарший престол и привлек к суду своего епископа. Но когда Капсорим сказал, что он просил сострадания у своего митрополита чрез посредство многих митрополитов и не был выслушан, и что по этой причине он обратился к великому собору; то было признано, что он не сделал ничего не согласного с правилами.
Настоящее правило связано с предыдущим. Оно говорит, чтобы пресвитера, отделившегося от своего епископа, предавали анафеме и лишали места, т. е. извергали. Однако так поступают в случае, если он прежде не сообщит соседним, находящимся поблизости епископам, о деле, по которому его обвиняет епископ, чтобы при их посредстве примириться с ним, но, высокомерно презрев своего архиерея, отступит от него. При этом, впрочем, должно быть исследовано, не избегает ли пресвитер общения со своим епископом из-за того, что справедливо обвиняет его в преступлениях.
Презвитер аще будет епископом своим отлучен, области тоя митрополиту, и епископом припадати не возбранится. Аще же к тем не припадет, но раскол творя, и гордяся святыню Богови принесет, рекше паки начнет служити, да будет проклят.