размер шрифта

Поиск по сайту



Святаго Кирилла Александрийскаго, Правило 4

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Подобает заботиться обо всем, что полезно и необходимо для назидания народа и служит к славе святых Церквей. Ибо написано: Благоговейными сотворите сынов израилевых (Лев.15:31). Когда в Александрию пришли отцы монастырей, расположенных в Фивейской области, мужи благочестивые и проводящие жительство, достойное удивления, я спросил их о состоянии тамошних монастырей, и они рассказали, что многие соблазняются по следующей причине.

Иные, только что вступив в брак и как бы выйдя из самых брачных чертогов, обманывают некоторых из боголюбивейших епископов и, поскольку никто, вероятно, не объявляет об их жизни, принимают рукоположение в клириков, вернее пресвитеров. А другие, когда их, как бесчинных, изгоняют из монастырей, также добиваются рукоположения и, став клириками, входят в те самые монастыри, из которых были изгнаны. При этом они хотят совершать приношение и исполнять то, что обычно исполняют клирики, так что некоторые из знающих их уклоняются от церковных собраний и не терпят причащения у них, когда те служат.

Итак, поскольку мы, как я сказал, должны всё делать для назидания народа, пусть ваше боголюбие наблюдает за этим и, если кто-то собирается принять рукоположение в клирика, внимательно исследует его жизнь: имеет ли он жену или нет, как и когда взял ее, и стал ли воздерживаться, и не из числа ли он отвергнутых другим боголюбивейшим епископом или изгнанных из монастыря – и после этого да рукополагает, если найдет его безупречным. Ведь таким образом мы и собственную совесть сохраним чистой, и священное и досточтимое служение – безупречным.

Ап. 80; I Всел. 2; II Всел. 2; Лаод. 12; Сердик. 10; Двукр. 17



Толкование

В начале этого послания говорится, что архиереям подобает заботиться обо всем, что необходимо и полезно как для назидания и блага народа, так и для хорошей репутации и славы святых Церквей, иными словами, церковнослужителей и клириков. Ибо написано: Благоговейными сотворите сынов израилевых. А далее в послании сообщается епископам о том, что некоторые отцы из Фив, мужи достойные удивления и добродетельные, придя в Александрию, на вопрос св. Кирилла о состоянии находящихся там монастырей поведали ему, что некоторые недавно женившиеся обманом вводят в заблуждение архиереев, которые и рукополагают их в клириков и иереев, поскольку никто заранее не открывает им образа жизни этих людей. Кроме того, иные, когда их изгоняют из монастырей за бесчинства, обманным путем получают рукоположение и возвращаются обратно в свои монастыри, откуда их изгнали, и хотят там литургисать и исполнять прочие священнодействия, принадлежащие иереям. А зная об их дурной жизни, некоторые братья из-за этого не приходят на совершаемые ими литургии и не желают причащаться у них.

Итак, поскольку наш долг, как сказано выше, делать то, что служит к назиданию народа, пусть ваше собственное боголюбие, о епископы, обращает на это внимание. Когда кто-то хочет принять рукоположение, внимательно исследуйте его жизнь, хороша ли она или плоха, и имеет ли он жену, как и когда взял ее, и прекратил ли плотское сожитие с ней (таков смысл слов «стал ли воздерживаться»), и не изгнан ли он из монастыря или не изгнан ли другим епископом. А после того, как вы всё исследуете и найдете его безупречным, рукополагайте его. Ведь благодаря такому рукоположению, после испытания, мы и собственную совесть, и божественное священство сохраним в чистоте. Смотри также Апост. 80.

Аще кто хощет поставлен быти причетник, да истяжется житие его. И аще имать жену или ни; и како, или кою поят ю. Или аще обещается не имети жены, и обрящется яко несть от причта епископом изгнан, или из монастыря и без клеветы явися, да поставлен будет.
Если имеет быть рукоположен какой-либо священнослужитель, то должна быть исследована жизнь его, имеет ли он жену, или нет, и как, или когда взял ее, и не извержен ли от клира, или из монастырей; если будет найден беспорочным, должен быть рукополагаем.