размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 140

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Угодно было: если какой-либо из епископов по необходимости, когда целомудрие девы в опасности из-за того, что есть влиятельный поклонник, или кто-либо вызывает подозрение, что он похитит ее, или сама дева чувствует, что поражена смертоносной опасностью, по прошению ее родителей или тех, попечению которых она вверена, облечет или облек деву в монашеский образ прежде 25 лет, чтобы она не умерла без монашеского образа, то пусть этому епископу никак не повредит Собор, вынесший постановление о таком числе лет.

IV Всел. 16; Трул. 4, 40; Карф. 6, 16, 44; Василия Вел. 18



Толкование

Соборное постановление, упоминаемое данным правилом, относительно того, что девица до 25-летнего возраста не может быть принята в монашеский чин, есть нечто иное, как постановление иппонского собора 393 г., приведенное в заглавии 16 правила настоящего карфагенского собора. Данное правило допускает отступление от упомянутого постановления в том случае, когда целомудренности какой-либо девицы угрожает опасность, или, когда, находясь при смерти, она сама, или ее родители, или опекуны, умоляют удостоить ее милости и не дать ей умереть без иноческого чина (χωρίς του σχήματος). в таком случае правило разрешает епископу, которому принадлежит право принятия девиц в иноческий чин и без разрешения которого вообще никто не может стать иноком, принять девицу и облечь ее в иноческую одежду прежде, чем ей исполнится 25 лет, причем за такой поступок епископ не подлежит осуждению. Впрочем, в таких случаях необходимо иметь в виду 40 правило трулльского собора и 18 правило Василия Великого, руководствуясь при этом позднейшим постановлением, т.е. постановлением упомянутого трулльского правила.
В 6-м правиле настоящего собора было определено, что посвящение дев не должно быть совершаемо пресвитерами, и в 44-м (53): „девы, посвященные Богу, когда разлучаются с отцами, соблюдавшими их, попечением епископа, или в отсутствие его, пресвитера да будут поручаемы честнейшим женамъ“. Ибо был обычай приводить дев в церковь и освящать, т. е. посвящать их Богу, если они давали обещание девства, с тем, чтобы в надлежащем возрасте рукополагать их в диакониссы. Итак если в такую посвященную Богу (деву) влюблялся какой нибудь сильный человек, или было подозрение, что она будет похищена каким либо невоздержным человеком, от которого угрожала опасность ее целомудрию, или если она была в опасности смерти, и просила сама и ближние ее, чтобы не дали ей умереть без иноческого образа: то епископам дано право покрывать деву, т. е. облекать ее в иноческий образ и ранее 25-ти лет, дабы она или избежала невоздержных людей, как покрытая, или не отошла из настоящей жизни несовершенною; и епископы не должны подвергаться ничему за несоблюдение времени, какое относигельно таких дев опрелелено собором.

Кто покрыл, или покроет деву ранее 25-ти летнего возраста, т. е. облек, или облечет в иноческий образ, по нужде, например по причине любителя сильного, или похитителя, или смертной болезни, по прошению тех, которые имеют попечение о ней, не должен быть подвeргнут ничему от имеющего быть в том году собора.

О посвящающей себя Господу, отрекающейся от брака и предпочитающей жизнь во освящении говорит 18-е правило Василия Великого и постановляет – не принимать ее, если не будет ей более 16-ти или 17-ти лет; ибо детские слова в сем деле не позволяет (св. отец) считать твердыми. А настоящее правило говорит о приступившей уже и отрекшейся от брака и давшей обет девства, и повелевает, чтобы никакой ответственности не подвергался епископ, если посвятившую себя таким образом Богу облечет в иноческий образ ранее 25-ти летнего возраста, и покроет ее сим священным украшением по нужде девического целомудрия; ибо, может быть, какой нибудь сильный человек возымел любовь к ней и задумал устроить брачный союз с нею: или еще какой-нибудь похититель вознамерился похитить ее. И вот, чтобы они не имели предлога к исполнению своего пожелания в том, что она еще не в иноческом образе, и не говорили бы, что нензвестно, посвящена ли она Богу, епископ поспешил покрыть ее священным одеянием, дабы никто не оправдывался тем, что она убежала и отреклась быть невестою Божиею; или епископ делал сие потому, что она часто подвергалась опасности смерти, и родственники ее просили, чтобы она совершена была (посвящением) ранее 25-ти лет, дабы не отошла без иноческого образа.

6-е и 53 е правила настоящего собора говорят, что девы посвящаются для того, чтобы в надлежащем возрасте они могли быть поставляемы в диакониссы. А из настоящего правила узнаем, что облекать их в иноческий образ должно после 25-ти лет. Именно отцы говорят: если епископ или покрыл, т. е. облек в иноческий образь деву, посвященную Богу, или покроет прежде надлежащего возраста, т. е. ранее 25-ти лет (ибо, может быть, злоумышлял против ея целомудрия сильный любитель, или было подозрение, что она будет похищена кем нибудь, одержимым бешеною страстию, или ожидали, что она, подверженная смертельной болезни, кончит жизнь, и чтобы она не осталась не совершенною (посвящением), была иросьба со стороны родителей ея, или тех, которые другим образом имели попечение о ней, не лишить ее святого образа; и по этим благословным причинам (епископ) облек ее в иноческий образ ранее установленного возраста): то он, епископ, не подвергался бы никакому предосуждению на соборе, долженствовавшем рассмотреть это дело, за то именно, что облек в иноческий образ деву прежде исполнения ей 25-ти лет, и не почитался бы преступником правил. Таково содержание правила. А ты прочти 40-е правило трульского собора и согласно с ним говори, что в иноческий образ должны быть облекаемы все, приходящие к Богу, хотя бы были мужи, хотя бы жены, после 10-ти летняго возраста; ибо оно позднее настоящего собора и правил св. Василия. А если хочешь, чтобы правило имело силу в том отношении, чтобы не подвергались осуждению епископы, если облекут кого либо в иноческий образ по благословной причине и ранее 10-ти летнего возраста, никто не будет препятствовать. Заметь также, что и настоящим правилом ннкому не предоставляется права облекать приходящих в иноческий образ без епископского дозволения.

Мы сказали, что, согласно VI Всел. 45, монахи и монахини проходили искус монашеской жизни в мирских одеждах. Из настоящего правила это видно еще яснее, потому что оно определяет, что те девы, которые посвящены Богу архиереем, согласно 6-му правилу настоящего Собора, не должны носить монашеской одежды до 25-летнего возраста (о чем см. VI Всел. 40). Если же какой-то влиятельный человек полюбил одну из таких дев, или есть подозрение, что какой-то распутник намеревается похитить ее, или она находится в смертельной опасности и она сама и ее родители просят о том, чтобы ей не умереть, не приняв монашеского образа, то епископу разрешается облечь ее в монашеский образ и прежде 25 лет. И за это несвоевременное действие пусть он не потерпит никакого ущерба от Собора, который вынес постановление о таком сроке, потому что он нарушил это постановление не самовольно, а вынужденно.

Смотри также I Всел. 19 и 6-е правило настоящего Собора.

Аще кто покры, или покрыти хощет девицу прежде 25-ти лет, се же есть в черны ризы облещи ю нужди ради, якоже се, или рачителя ради силна, или хищника, или смертоносные ради болезни, молящемся родителем ея, о сих летех никакоже от собора не вредится.
Осмое надесять убо правило Великого Василиа, о приводящей себе Господеви девице, и отрицающейся брака, ниже во святыни житие честнее того вменивше сказует, и повелевает в шестое надесять, или в седмое надесять лето возраста ея тому бывати. Детинымь бо глаголомь о таковых вещех не повелевает веровати, не тверди бо суть. Сеже правило сказует о девицах, обручившихся уже Господеви, и брака отрекшихся, и девьствовати обещавшихся, и повелевает никоего же вреда прияти от собора епископу, аще тако приводящуюся Господеви девицу, облечет во образ прежде двадесяти и пяти лет, и покрыет ю священною тою красотою, нужды ради девьственного целомудрия. Аще бо силныи некто рачение имяше на ню, и сочетатися браком на сожитие восхоте, или ин некто хищник совеща восхитити ю, и того ради да не имеет извета на совершение похоти своея, глаголя, яко и еще ходит без образа, и не ведомо есть аще обручися Богу, потщася епископ покрыти ю священным облечением. Да никто же не имать ответа прибежища ни отвержения, но вси уведят, яко невеста есть Божия, или паки умрети хотяше, и сродници ея умолиша епископа, и прежде двадесяте и пяти лет совершити ю, да не отыидет образа не приемши.