Первый Вселенский Собор - Никейский, Правило 16
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями
Апостольские правила
Правила Вселенских Соборов
Правила Поместных Соборов
Правила Святых Отцов
Соборы Русской Православной церкви
Те, которые опрометчиво, ни страха Божия пред очами не имея, ни церковного правила не зная, удалятся от своей Церкви, – пресвитеры, диаконы или вообще причисленные к клиру (τῷ κανὸνι) – ни в коем случае не должны быть приняты в другой Церкви, но следует всячески принуждать их вернуться на свои приходы; или, если они останутся упорными, подобает лишить их церковного общения. Если же кто-то дерзнет похитить принадлежащего другому и рукоположить его в своей Церкви без согласия его епископа, от которого ушел принадлежащий к клиру, да будет это рукоположение недействительным.
Ап. 14, 15, 16; I Всел. 15; IV Всел. 5, 10, 20, 23; Трул. 17, 18, 20; Ант. 3, 21; Сердик. 1, 2, 13, 15, 16; Карф. 54, 80, 90
Толкование
В греческом оригинале этого правила для обозначения лиц, находящихся на службе в церкви, так же как в 17-м и 19-м правилах этого собора, употреблено выражение οί εν τώ κανόνι έξεταζόμενοι (qui in canone recensentur), что мы перевели словом «клирики» (в русском синодальном издании: к клиру причисленные), следуя толкованию Зонары 17-го правила, где говорится, что это равносильно словам: έν κλήρψ τεταγμένοι (in clerum cooptati), т.е. причисленные к клиру. Словом κανών, кроме многого другого, обозначался также список клириков, находящихся при церкви, вследствие чего и все посвященные лица назывались κανονικοί (Василия Вел. 6 пр.), а на западе canonici. Зонара, объясняя 6-е правило Василия Великого, говорит: «κανονικούς называет всех, причисленных к клиру (έν τώ κανόνι εξεταζομένους, qui in canone enumerantur), т.е. клириков, монахов, монахинь и дев, давших обет девства». В 15-м правиле Лаодикийского Собора правильно поставленных, постоянных певцов в церкви, также называют κανονικοί ψάλται (canonici cantores), в отличие от остальных мирян, поющих в церкви.
Это правило находится в тесной связи с предыдущим. Из последних слов предыдущего (15) правила видно, что каждый епископ, пресвитер и диакон бывает рукоположен к той церкви, к которой назначен. Поэтому каждый должен служить при своей церкви, не удаляясь от нее и не переходя в другую. Данное Никейское правило имеет в виду тех, которые нарушили это повеление и не желают добровольно вернуться, предписывая лишить таковых общения с церковью. Епископам оно повелевает не держать таковых ни под каким видом в своих областях. Если же какой-либо епископ решится, не взирая на это предписание, рукоположить клирика из чужой области, не получив на это согласия от подлежащего епископа, то такое рукоположение собор, подтверждая мысль 35-го Ап. правила, считает недействительным. Наказание, налагаемое правилом за такое преступление на пресвитеров, диаконов и других клириков, обозначено словами: «подобает им чуждым быть общения». Это, по-видимому, противоречит 15-у Ап. правилу, на которое ссылается в данном правиле сам собор, потому что последнее предписывает считать простым мирянином каждого клирика, оставившего без разрешения епископа свою церковь и перешедшего в другую. В данном правиле слова «чужды общения» означают, по толкованию Зонары, только то, что священнослужители не должны допускать таковых к совместной службе, а вовсе не возбранять им вход в церковь или лишать их святого причащения. Под общением святые отцы не подразумевают здесь святого причащения, а совместное служение с теми, которые незаконно пришли из другой епископской области. При таком толковании это Никейское правило вполне согласуется с 15-м Ап. правилом, также предписывающим не служить таковым в церкви.
Предыдущее правило определяет, что пресвитеры и диаконы должны быть возвращены той Церкви, в которой приняли рукоположение, а настоящее правило налагает на таких запрещение в служении в том случае, если никоим образом не удастся убедить их вернуться. Правило говорит: пресвитеры, или диаконы, или причисленные к клиру, которые, не боясь Бога и не зная церковного правила (т. е. Апост. 15), опрометчиво удалятся от Церкви, в которой приняли рукоположение, ни в коем случае не должны быть приняты в другой Церкви (разумеется, при отсутствии представительных и отпустительных грамот), но должно принуждать их вернуться в свою. Если они продолжают упорствовать, то следует их отлучить не от Таин и не от верных мирян в Церкви (ибо иначе это правило противоречило бы Апост. 15, которое таковых не отлучает от общения с мирянами в Церкви), но от сопресвитеров и содиаконов, имеющих одинаковый с ними сан. Иными словами, они не могут служить с посвященными, но должны оставаться под запрещением. Если же какой-либо епископ дерзнет коварно похитить чужого клирика, подчиненного другому епископу, и рукоположить его (очевидно, в более высокий сан) в своей Церкви без согласия того епископа, от которого ушел клирик, да будет недействительным такое рукоположение.
Прочти и Апост. 15.