размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Антиохийский, Правило 20

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Ради церковных нужд и разрешения несогласий признано за благо, чтобы Соборы епископов в каждой митрополичьей области проходили дважды в год. В первый раз после третьей седмицы праздника Пасхи, так чтобы Собор состоялся на четвертой седмице Пятидесятницы. Епископам митрополичьей области напоминает об этом митрополит. Второй же Собор пусть проходит в октябрьские иды, т. е. в десятый день иперверетея. Решено также, чтобы на эти Соборы приходили пресвитеры, диаконы и все те, которые считают, что с ними поступили несправедливо, и чтобы Собор решал их дела. Но никому не позволяется сходиться самим по себе, без епископов, которым вверены митрополии.

Ап. 37; I Всел. 5; II Всел. 2; IV Всел. 19; Трул. 8; VII Всел. 6; Лаод. 40; Карф. 18, 73



Толкование

Это правило повторяет постановление 37 Апостольского правила, присовокупляя к нему лишь то, о чем уже упоминалось в нескольких правилах этого собора, а именно, что полным епархиальным собором считается только тот, который созван подлежащим митрополитом. Относительно прочего см. толкования 37 Апостольского правила и 5 правила I вселенского собора.
И святым Апостолам угодно было, чтобы дважды в год были соборы в каждой области, и первым никейским собором в пятом правиле установлено тоже самое, и настоящим дано подобное же определение о соборах. А осмым правилом Шестого собора повелено быть одному собору ежегодно. Настоящее правило говорит, что соборы должны быть ради церковных нужд, то есть для рассмотрения каких либо церковных установлений и для разрешения сомнений, то есть обвинений кем-нибудь может быть приносимых на епископов за несправедливое отлучение или извержение, и для некоторых других таковых же недоумений. Установлено и время для каждого собора, для первого – четвертая седмица Пятидесятницы, для второго – октябрьския иды. Ибо древние дни каждого месяца делили на три порядка, первые дни месяца называли камидами, следующим за ними название было – иды, а последние назывались нонами. Правило не дозволяет одним епископам составлять собор, без присутствия на нем митрополита области, ибо прежде сказано, что совершенный собор тот, на котором вместе с прочими присутствует и епископ митрополии.
Ради церковных нужд два раза в год должен быть собор в каждой области, в четвертую седмицу Пятидесятницы, и в десятый день иперверетея. Писано было и в 37-м Апостольском правиле, что установлено быть собору дважды в году в каждой области, и осмым правилом Шестого собора трульского и шестым правилом Второго никейского собора определено быть собранию епископов каждой области однажды в год между Пасхою и месяцем октябрем, и разрешать им канонические вопросы.
О соборах, которые должны быть ежегодно, достаточно разъяснено в 37-м Апостольском правиле и в 8-м правиле трульского собора; прочти написанное в них. Настоящее правило прибавляет, чтобы соборы были не без присутствия митрополита.

И это правило мало отличается от Апост. 37: оно определяет, что полезно проводить Соборы епископов в каждой митрополичьей области дважды в год, для того чтобы разрешать несогласия и текущие церковные вопросы. Один Собор – на 4-й седмице Пятидесятницы после Пасхи, а другой – во время октябрьских ид (о них см. примеч. к VI Всел. 62), т. е. к 10-му числу. На этих Соборах все те, с кем поступили несправедливо, должны собираться для того, чтобы представить на рассмотрение свои дела. Но без присутствия митрополитов сами епископы такие Соборы устраивать не могут.

Прочти также Апост. 37.

Церковных ради потреб, дващи в лете да бывает собор, в коейждо области. Первое убо в четвертую неделю по Пасце. Второе же в десятый день перворетия.
О сем писано есть в тридесять седьмом апостольском правиле, яко оставлено есть еже дващи в лете в коейждо области собору быти. И осмое правило шестого вселенского собора, иже в Трулле полатнем: и шестое правило собора, иже в Никеи второе собрася, повелевает единою в лете епископом коеяждо области собиратися, между Пасхою и октябрем месяцем, и правильная распрения и вопрошания разрешати. На тех же соборах приходят пресвитери и диакони, и вси иже мнятся неправедно пообидени от своих епископ, и судом от всего собора управляеми бывают. Несть же достойно никим же о себе собора творити, свене сущего в митрополии епископа, рекше, митрополита.