размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 26

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Угодно было, чтобы телам умерших Евхаристию не преподавали. Ибо написано: Приимите, ядите (Мф.26:26), а тела мертвых не могут ни принять, ни съесть. Угодно было и то, чтобы невежество пресвитеров не совершало крещения уже умерших.

Трул. 83.



Толкование

Во второй части этого правила (18) прежде всего говорится о том, что не должно давать святого причастия умершим, и для доказательства этого приводятся относящиеся сюда слова Иисуса Христа из Евангелия от Матфея (Мф.26, 26). В тексте правила сказано των τελευτώντων (morientium); Это означало бы в точном переводе, что не должно давать святого причастия тем, которые находятся при смерти, умирающим (скончавающимся). Но что в правиле речь идет не о них, а именно о телах умерших (θανόντων, mortuorum), показывают, как замечает Зонара, слова, дополняющие текст Священного Писания: «тела мертвых (τα των νεχρών σώματος mortaornm corpora) ни прияти, ни ести не могут», тогда как каждого, еще живого, хотя и нет более надежды на его жизнь и через несколько минут он попустит дух, все же должно удостоить св. причащения (I Всел. 18). Существовавший некогда обычай влагать святое причастие в уста мертвых людей основывался на благочестивом желании напутствовать тело покойника святыней, чтобы сообщить таким образом некую святость этому телу. Насколько укоренился повсюду этот обычай, – видно из того, что в VII веке трулльский собор вынужден был возобновить это постановление карфагенских (или правильнее – иппонских) отцев (прав. 83).

Далее, вторая часть данного правила (18) гласит, что не должно и крестить мертвого человека. И этот обычай также был введен по религиозным побуждениям и вере, что крещение перерождает человеческое тело. Он (обычай) перешел к христианам от монтанистов, совершавших крещение и над мертвецами, и распространился не только в Африканской церкви, но и в некоторых других странах.

И опять собор говорит о том, что не должно мертвых удостаивать причащения божественных таин. Ибо хотя выражение скончавающихся (τελευτώντων) в строгом смысле и не означает уже умерших, а еще умирающих: но что речь идет об умерших уже, это показывает последующее, то есть слова, что тела мертвых ни прияти, ни ясти не могут; а тех, которые еще живы, хотя бы уже не было надежды на жизнь их, хотя бы вскоре они должны испустить дух, должно удостаивать святых таин. Это правило постановляет также и не крестить мертвых по неведению пресвитеров; ибо и здесь выражение „скончавающихся“ должно разуметь так, как уже сказано; ибо до тех пор пока кто имеет дыхание, он, может быть удостоен божественного крещения.
Причастие телу скончавшегося не преподается; ибо оно не ест и не пьет. И крестить скончавшегося не должно неведение пресвитера. Если Господь сказал: приимите, ядите, то каким образом будет кто преподавать божественное тело умершему? Ибо смертный не может ни принять, ни есть. И крестить скончавшегося никто не должен; ибо неведение пресвитеров не приносит пользы скончавшимся, так чтобы они признаваемы были крещенными.
И опять правило повелевает, чтобы мертвые не были ни крестимы, ни удостаиваемы причащения святых таин. А скончавающимися называет уже умерших, а не тех, которые имеют еще последнее дыхание, ибо таковые наипаче должны быть напутствуемы чрез причащение святых таин и чрез божественное крещение, если не крещены
Из настоящего правила VI Вселенский собор составил свое 83-е правило, а именно заимствовав слова только о том, чтобы никто не причащал мертвых (см. толкование в своем месте). Настоящее же правило определяет еще и то, что не должно священнику по невежеству крестить скончавшихся(240), поскольку мертвые не могут ни сочетаться со Христом, ни отречься от сатаны, ни совершить чего-либо другого, положенного при священнодействии крещения. Однако пока человек дышит, он может быть удостоен Божественного крещения, согласно Зонаре.
Иже на соборех исправлена святыми отцы, поставляемый да внушит: мертву убо телеси благодарение (причащение) не дается, не яст бо ни пиет. И в неведании презвитер, да не крестит скончавшагося, по заповедем, иже в Никеи собора.
И умерших телесем да не дают причащения. Господу рекшу, приимите и ядите се есть Тело Мое (Мф. 26:26, Зач.108; 1Кор. 11:24, Зач. 149). Како убо кто мертвому, божественного тела и крове причащения подаст. Ни прияти бо ни ясти мертвыи не может. Ни да крестит никого же умершаго: презвитерское бо неразумие, не поможет скончавшемуся. По смерти бо крещен быв от него, несть крещен.
И дабы телам умерших не было преподаваемо ни причастие, ни крещение.