размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 33

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Решено, чтобы в Церкви ничего не читалось под именем Божественных Писаний, кроме Писаний канонических. Канонические же Писания – это Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судьи, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, Иов, Псалтирь, четыре книги Соломона, двенадцать книг пророков, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товит, Иудифь, Есфирь, две книги Ездры. Нового Завета: четыре Евангелия, одна книга Деяний апостольских, четырнадцать Посланий Павла, два – ап. Петра, три – ап. Иоанна, одно – ап. Иакова, одно – ап. Иуды, Апокалипсис Иоанна, одна книга.

Ап. 60, 85; Лаод. 60; Афанасия Вел. о праздниках; Григория Богослова о книгах Священного Писания; Амфилохия о тех же книгах



Толкование

Это 36 правило иппонийского собора 393 г., и в том виде, как оно изложено на этом соборе, т.е. его перечисление всех книг Священного Писания, которые должно признавать каноническими, вполне отвечает канону священных книг латинской церкви, принятому впоследствии на тридентском соборе. В правиле этого карфагенского собора (419 г.), в нашем тексте, т.е. в тексте Афинской Синтагмы, не упомянуты Маккавейские книги, как это сделано в правиле иппонийского собора, но зато в нем упоминаются книги: Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова (ecclesiasticus), Товита (Thobias) и Иудифь, следовательно четыре книги, не включаемые православной церковью в число канонических книг Ветхого Завета. Такое перечисление, или такой канон ветхозаветных священных книг, является особенностью карфагенской церкви, и то, что данное карфагенское правило упоминает все эти книги в качестве канонических (χανονιχαι γραφαί, canonicae scripturae), нужно понимать в более широком смысле слова, а именно, что эти книги, как полезные и поучительные, допускаются каноном (правилом) для чтения в церкви. В славянской Кормчей последнее вполне точно выражено в переводе данного карфагенского правила, причем упомянутые книги названы: книги именованные в правилах, правилы именованные книги; из толкования на 85 Ап. правило мы видели, что всегда были почитаемыми и святыми (σεβάσμια και αγια), следователено и полезными для чтения благочестивых людей, как строго канонические, так и неканонические книги Священного Писания, если они только были допущены к употреблению. Относительно прочего см. толкование 2 правила, или послания Афанасия Великого о праздниках и правило Амфилохия в настоящем издании.
О том, какие книги должно читать в церкви, говорит и последнее апостольское правило и 59-е правило лаодикийского собора; и великий Афанасий исчисляет все книги, какие должны быть читаемы, и великий Григорий Богослов и святый Амфилохий.

Ничего, кроме канонических писаний, в церкви читать не должно.

Кроме канонических книг Ветхого и Нового Завета другие книги с ложными надписаниями нечестивых не должны быть читаны в церквах, как святые; но делающий это клирик должен подвергнуться извержению, как говорит и 60-е правило святых апостолов и многие другие.

О том, какие книги должно читать в церкви, ищи святых апостолов правило 60-е и 85-е, лаодикийского собора правило 60-е, стихи святого Григория Богослова и канонические писания святого Афанасия и святого Амфилохия.

Настоящее правило определяет, что в Церкви ничего не должно читать под именем святых Писаний, кроме тех канонических книг, названия которых перечисляются в правиле.

Смотри о них также Апост. 85 и примеч. к нему.

Ничтоже свене (кроме) именованих книг в правилех, в церкви да не почитается во имя божественых писании; сия же суть правили именованные книги, ветхого завета Бытия, Исход, Левитик, Числа, Вторыи Закон, Исус Наввин. Судии. Руфь. Царства четверы, Паралипомены, книги двои, Иов, Псалтырь, Соломони книги пятеры. Дванадесяте пророк книги. Ктому же Исаиа, Иеремиа, Иезекииль, Даниил, Товиа, Июдифь, Есфирь, Ездры книги двоя. Нового же завета евангелиа четыри: Деяния апостольская, книги едины. Послания Павлова четыренадесять, Петрова послания два, Иоаннова три, Иаковле послание едино. Откровение Иоанна Богословца, книги едины, иже нарицаются греческим языком, Апокалипсис.
О книгах которые подобает чести в церкви, осмьдесять пятое правило святых апостол сказует: и 59-е правило иже в Лаодикии собора, и великии Афанасии считает, колико книг подобает чести: и великии Григорий Богословец. И святыи Амфилохии, иначе же сих реченых книг, ины некия лжепреписаные книги нечестивых, равно святым книгам в церкви да не почитаются яко святые. Аще ли некии причетник в церковь внес почтет, да извержется, якоже шестьдесятое правило, святых апостол повелевает.