размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 54

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Больные, которые не могут отвечать сами, пусть будут крещены тогда, когда по их произволению о них произнесут свидетельство на свой страх.

VII Всел. 8; Неокес. 12; Лаод. 47



Толкование

Дабы крещение взрослых людей (так как о таковых говорится в этом правиле) имело действительное значение, необходимо, чтобы оно было делом личного убеждения и искренней веры (VII Всел. 8), а потому лица; находящиеся в тяжкой болезни и неспособные отвечать за себя сами, не могут быть удостоены святого крещения. Эту мысль категорически выражает данное (45) правило. Оно допускает совершать крещение над такими лицами только в том случае, если найдется кто либо другой, заслуживающий доверия церкви, который засвидетельствует, что известный больной, еще будучи в сознании, действительно имел желание креститься и сообщал о нем. В таком случае правило допускает удостоить этого больного святого крещения, но не иначе, как под условием личной ответственности того лица, которое засвидетельствовало о желании больного и поручилось, что, выздоровев, он действительно будет искренним сыном православной церкви. Что касается крещения, совершаемого над больными, см. толкования 12 правила неокесарийского и 47 правила лаодикийского соборов.
Тех, кои вследствие болезней, или каких нибудь припадков находятся в таком худом положении, что не могут говорить, ни отвечать на вопросы, желают ли они креститься, или тех, которые, может быть, расстроены и в уме, так что не понимают, о чем спрашивают их, тогда должно крестить, когда они покажут произволение, что желают креститься и скажут, что ищут крещения под собственною ответственностию, так что сами подвергнутся опасности, если не сохранят веры. А если есть свидетельство, что и прежде болезни искал крещения, но откладывал по каким нибудь причинам, то должен быть крещен и в том случае, если бы и не мог отвечать.

Не отвечающий за себя по причине болезни тогда должен быть крещен, когда даст свидетельство собственным произволением.

Крещаемый должен ощущать благодать и понимать делаемые ему таинсгвенные вопросы и отвечать на них. А если требует крещения кто нибудь не имеющий возможности давать ответы, например больной, то он тогда должен быть крещен, когда сам требующий этого под собственною ответственностию засвидетельствует, что он точно знает расположение болящего, что он желает крещения и остается при этом желании.

Некоторые просили крестить каких либо неверных при последнем их издыхании и не получали удовлетворения по той причине, что болящие не могли сами по себе произносить обетов святого крещения. Итак отцы говорят, что если находящиеся в болезни покажутъ намерение, что желают креститься, и скажут, что они под собственною отвѣтственностию ищут крещения, беспрепятственно должны быть крещены, произнося обеты чрез других; и это, когда такое произволение их сделается известным при самой кончине их. А если тогда ничего такого они не могут сказать по причине болезни, но кто нибудь свидетельствует, что они и прежде например сумашествия, или другой опасной болезни, от всей души желали креститься, спрашиваю, должны быть крещены, или нет? Решение. Мне кажется, что должны быть крещены беспрепятственно потому что имели благое произволение в здоровом состоянии. А если это так; не скажи, что, – поелику настоящее правило определяет крестить показавших благое произволение прежде болезни, или в самой болезни, – непременно могут быть удостоиваемы и пострижения те, которые во время кончины, или и прежде последнего издыхания показали желание пострижения; ибо таковые неотложно могут быть удостоиваемы последнего напутствия ангельского образа, если только имеют сознание того, что совершается. Ибо православным, как чающим будущего суда Божия, всегда присуще покаяние, и каждый христианин предполагается имеющим желание получить прощение грехов посредством пострижения; а в неверных нельзя с необходимостию предполагать желания крещения; а скорее можем высказать предположение, что они имеют желание умереть в своей религии и даже посмеяться над божественным крещением. Итак если нет доказательств, что они желали креститься, будучи в здоровом состоянии, или во время болезни, то не должны быть удостоиваемы крещения, когда находятся при конце. Если это так, то с дерзновением говорю, что удостоившиеся божественного и ангельского образа за неизреченное милосердие Божие освобождаются от всякого греха и от всякой скверны, бывшей на них прежде сего пострижения, потому что это действие имеет силу божественного крещения. А о том, что бывает после сего, они справедливо должны давать ответ и пред Богом и пред людьми, как и согрешающие после крещения. Для тех же, которые еще не приняли божественного и ангельского великого образа, но остаются в малой схиме, призываю единое Божие человеколюбие.
Настоящее правило определяет: если оглашенные из-за какой-либо болезни потеряют дар речи и на вопрос, желают ли креститься, не смогут ответить по болезни, то они должны быть крещены тогда, когда сами дадут знак, что хотят креститься по собственному произволению и просят святого крещения на свой страх, т. е. если не сохранят веры, то навлекут на себя опасность. Так толкуют это правило Зонара, Вальсамон, Аристин, Арменопул (разд. 5, тит. 10). Мне же больше нравится иное толкование этого правила, предложенное анонимным толкователем. Он говорит, что тех, кто по болезни не способен сам за себя, своими устами, произносить священные ответы, которые положено давать при божественном крещении, должно крестить тогда, когда восприемники, просящие крестить больных и готовые дать ответы вместо них, засвидетельствуют, что подвергают себя опасности в будущем, если эти больные не желали креститься по собственному произволению. Если же больные и прежде болезни искали крещения, однако по каким-либо причинам отложили его, то, согласно Зонаре, их должно крестить, даже если в тот момент они не могут произносить ответы сами. Прочти также Неокесар. 12.
Болезни ради немогии отвещати за ся, тогда крещен будет, егда своим изволением даст свидетельство. И глумец же аще обратися, прият в покаяние.
Подобает крещающемусн благодать в чювьстве имети, и тайно вопросимая от него разумети, и отвещати кним. Аще же кто немогущего отвещати недуга ради вопросить, аще хощет креститися, тогда да крестится, егда того сам вопросит, и о беде своей свидетельствует по своеи воли. Ведети же подобает известно болящего, како вопросит крещения, и пребывает того желая. Всяк же согрешаяи и каяся, прият да будет в покаяние, аще есть и шпилман, рекше глумец, или плясец, или гудец, или свирелник, или инако некако житие имыи.