размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Антиохийский, Правило 5

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Если пресвитер или диакон, презрев своего епископа, отделился от Церкви, начал устраивать частные собрания, поставил жертвенник, и при этом, когда его призвал епископ, не покорился ему и не захотел повиноваться и слушаться, хотя епископ призывал его и единожды, и дважды, то такой да будет извержен совершенно и более уже не может ни быть допущенным до служения, ни пользоваться своей честью. Если же он будет упорно возмущать Церковь и производить в ней беспорядки, то исправлять его с помощью внешней власти как бунтовщика.

Ап. 31; II Всел. 6; III Всел. 3; IV Всел. 18; Трул. 31, 34; Гангр. 6; Сердик. 14; Карф. 10, 11; Двукр. 9, 13, 14, 15; Василия Вел. 1



Толкование

См. толкование 31 Апостольского правила, повторяемого в данном антиохийском правиле. Единственно, что здесь добавлено, это то, что виновный, будучи извержен (τοδτον καθαφεΐσθαι παντελώς), должен быть предан светской власти, которая накажет его как бунтовщика. Это каноническое определение весьма важно, так как показывает, что светская власть не может подвергать наказанию ни одного пресвитера или диакона, пока он в сане, а это может делать лишь церковь своими средствами, подвергая известное лице всем тем наказаниям, налагать которые она имеет право (толков. Ап. 5). Когда эти наказания не помогают, то церковная власть, лишая виновного сана, низводит его в разряд мирян и передает его светской власти, которая наказывает его не как духовное лицо, но как мирянина. Основание для такого канонического определения лежит в самом понятии о священном сане и о значении духовного лица, пока оно в сане. Насколько важное значение имеет это постановление для пресвитеров и диаконов, настолько еще важнее оно для епископов, которые случайно и по несчастию попали в такое положение, что их приходится предавать светской власти. Об этом мы говорим в толковании 48 правила карфагенского собора.
И это правило определяет тоже самое, что и 31-е правило святых Апостолов, и сказанного там достаточно будет и для этого правила. Но это правило говорит несколько более апостольского правила в следующих словах: «аще же упорен будет возмущая церковь, и восставая противу ея: то яко мятежник, да будет укрощаем внешнею властию». Изверженный, говорит, за устроение отдельных собраний, если не усмирится, но будет продолжать производить беспорядок и возмущать церковь, восставая против нея, то есть, возбуждая к смутам, как возмутитель должен быть приведен в повиновение внешнею, то есть, гражданскою властию, дабы обратился к раскаянию. И девятое правило константинопольского собора, бывшего во храме святых Апостолов о тех, которые не повинуются епископам и не вразумляются епитимиями, говорит, что они вразумляются местными начальниками. Таким образом из этого 5-го правила должно заключить, что епископам совершенно запрещено подвергать кого-либо телесному наказанию, а дозволено вразумлять одними епитимиями; а если не покорятся, предавать светской власти.
Всякий пресвитер, или диакон, презирающий епископа, и отступающий от него, и созидающий другой жертвенник, если после троекратного приглашения от епископа не оставит своего безумия, да будет извержен и не будет ему восстановления. Таковый не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде, как говорит тридцать первое правило святых Апостолов, но вознесшись надмением и гордостию, по 10-му правилу карфагенского собора, если отделил сам себя от церкви, и водрузил другой жертвенник, и привлек к себе народ, составляя свои собрания, потом будучи трижды призываем своим епископом, не оказал повиновения и пребыл в сем бесчинии, достоин совершенного извержения, и уже не может надеяться получить уврачевание и снова принять свою честь.
Настоящее правило определяет тоже самое, что и 31-е апостольское правило, и написанного там достаточно. Но оно присовокупляет, что производящих возмущение и не покоряющихся состоявшемуся против них приговору, конечно, окончательному должно вразумлять при содействии начальственной власти. Посему и из настоящего правила, как и из 9-го правила собора, бывшего в храме святых Апостолов заметь, что епископы допустивших падение должны подвергать епитимиям, но оне истязаниям; а непокорных должны предавать светским начальникам. Ищи карфагенского собора правило 10-е, шестого собора правило 31-е и двукратного собора правила 12, 13, 14, 15-е. Итак, посмотри, не подвергаются ли по настоящему правилу истязанию чрез гражданских начальников те, которые извергаются за подложныя сочинения, или за оскорбление величества, или за святотатство, или за какое-нибудь догматическое дело, или за другую какую-либо такую же вину и не соглашаются сделать чистосердечное признание и открыть сообщников. Ибо мы видим, что это делается различно.
Настоящее правило составлено на основании правила Апост. 31 и определяет, что если пресвитер или диакон, презрев своего архиерея и отделившись от Церкви, станет служить отдельно и не захочет послушаться архиерея, который призывал его дважды и трижды (о чем см. Апост. 74), и прийти к нему, чтобы изложить обстоятельства, оправдывающие его, и примириться, то такой должен быть совершенно извержен и уже не может пользоваться честью священства. Если же он и после извержения не прекращает возмущать архиерея и Церковь, то его должно вразумлять с помощью внешней власти правителей. Из этого правила сделай также вывод о том, что епископам запрещено самим наказывать непокорных тюремным заключением и палками, но дозволено наказывать только церковными епитимиями. А если непокорные не слушаются, тогда уже следует передавать их в руки правителей для вразумления. Смотри Апост. 31.
Всяк пресвитер, или диакон, епископа своего преобидя, и отступая от него, и без воли его зижда иную церковь: и позываем трижды от своего епископа, аще пребывает в таковем безумии, да будет извержен отнюдь.
Аще который пресвитер, или диакон, не познав ничтоже на своего епископа никоегоже прегрешения, ни преступления в благоверии и правде, якоже тридесять первое правило святых Апостолов глаголет: но гордостию и буестию вознесъся, якоже десятое правило собора, иже в Карфагене глаголет, аще отлучится от церкве, и от своего епископа, и иную церковь поставит, и люди к себе привлечет, особно собиратися на пение сотворяя: и потом трижды от своего епископа позван, не послушает возвратитися, но пребывает в бесчинии, достоин есть отнюдь изврещися, и к тому да не имать надежу исцеления получити, ни своея чести прияти.