размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 131

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Несколько лет назад в этой Церкви полным Собором было определено, чтобы любые основанные в области церкви, ставшие кафолическими до издания законов относительно донатистов, принадлежали к тем кафедрам, епископы которых побудили их вступить в общение с кафолическим единством. А те, которые вступили в общение после издания законов, должны относиться к тем кафедрам, к каким принадлежали тогда, когда были на стороне Доната. И поскольку после этого между епископами возникало и возникает множество споров насчет областей, о которых тогда, как кажется, недостаточно было проявлено заботы, ныне этому святому Собору было угодно: везде, где были Церковь Кафолическая и церковь, принадлежавшая стороне Доната, и они относились к разным кафедрам, в какое бы время там ни произошло или ни произойдет единение, до издания законов или после него, пусть они принадлежат к той кафедре, к которой принадлежала издревле существовавшая там Кафолическая Церковь.

Карф. 47, 57, 66–69, 91–94, 118, 119, 124



Толкование

Последователи Доната, увеличившись в числе в образовав партии, захватили в разных областях церкви и даже епархии, долгое время владели ими и присвояли себе. А когда они стали обращаться к православной вере, то возникли пререкания из-за епархий, бывших прежде в их владении, так как епископы вступили в споры между собою и каждый объявлял на них свои права. По этому-то делу и даны оба настоящие правила, которые установляют, как должны быть распределены между епископами места, которыми владели донатисты. Толковать правила отдельно нет необходимости, как потому, что нет в них ничего неясного, так и потому, что они не относятся к общему устройству, но приспособлены были только к живущим в Африке, и то в тогдашнее время.

Обратившиеся когда либо общества донатистов должны принадлежать тому престолу, которому принадлежала и древле бывшая там церковь.

Поелику было много пререканий из-за обращающихся донатистов, к какому престолу они должны быть прикреплены (ибо до издания царских законов о соединении церквей они подчинялись тому епископу, чрез которого обратились от заблуждения и присоединились к кафолической церкви, а после издания законов принадлежали тем епископам, которые находились вблизи от мест, бывших во владении самих доватистов): то собор определил, разрешая возникшие между епископами пререкания, что они должны принадлежать тому престолу, которому принадлежала существовавшая там издревле православная церковь.

Толковать эти два правила нет, надобности, так как они относятся не к общему устроению, а к епископам, обратившимся в Африке к кафолической церкви от донатистов.

Поскольку между епископами возникало множество споров по поводу того, кто из них получит обращающихся из донатистов, настоящее правило определяет: тем, кто обратился до издания царских законов о единении, предписано (правило 110) подчиняться тому епископу, который их обратил, а тем, кто после издания законов, – ближайшим к донатистам кафолическим епископам. Теперь же снова, ради окончательного прекращения возникающих споров, Собор определяет, что места обращенных от донатистов должны подчиняться тому епископу, которому подчинялась Православная Церковь, изначально располагавшаяся в месте донатистов.

Иже колиждо ог донатиан обращающося, и приединяющеся к соборвей церкви, под тем престолом да будут, идеже есть близ их соборная церковь.
Понеже многи распри бываху между епископ ο донатианех, обращающихся к соборней церкви, к кoторому престолу тем подобно причитаемым быти, Прежде бо царского закона, иже повелеша соединении церквей, тому епископу повиновaxуся, им же от льсти обращение приаша, и к соборней церкви приобщишася. По царьстем же законе тем епископом повиновахуся, иже бяху близ мест тех, якоже держаху донатиаяе. Повеле убо собор сей, разрешая раcпри бывающие между епископ, тому престолу и повиноватися, под коеюждо соборною церковию бяху и преже были.