размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Анкирский, Правило 20

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Если чья-нибудь жена или он сам совершит прелюбодеяние, таким должно через семь лет прийти в совершенное общение, по предшествующим этому степеням.

Ап. 48; Трул. 87, 93, 98; Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 31, 35, 36, 46, 48, 58, 77, 80; Григория Нисск. 4



Толкование

Правило ясно. Нарушивший верность по отношению к своей жене общением с другой женщиной, лишается святого причащения на семь лет, так же как и жена, изменившая своему мужу общением с другим мужчиной. Это наказание прелюбодеям подтвердил и трулльский собор своим 87 правилом, разъяснив те ступени (βαθμούς) покаяния, которые, на основании данного анкирского правила, должны пройти таковые грешники, а именно: один год на первой ступени, два – на второй, три – на третьей и один год – на четвертой, причем только на восьмом году могут удостоиться святого причащения.
Прелюбодейце и прелюбодею сей собор определил чрез семь лет приходить в совершенное общение, то есть ко святому причастию; а эти семь лет распределять по степеням епитимий.

Прелюбодейца и прелюбодей да будут отлучены на семь лет.

И восемьдесят седьмое правило Шестого собора бывшего в Трулле назначает прелюбодею епитимию на семь лет, как говорит и настоящее правило; так чтобы он один год находился в числе плачущих, два года в числе слушающих, три в числе припадающих и в седмый год стоял вместе с верными и таким образом удостаивался причащения, если принесет покаяние со слезами. А пятьдесят осмое правило Василия Великого подвергает прелюбодея епитимии на пятнадцать лет; так чтобы в течение четырех лет он находился в числе плачущих, пять лет в числе слушающих, четыре в числе припадающих, два года стоял вместе с верными и после сего удостаиваем был приобщения.

В 87-м и 98-м правилах трульского собора мы достаточно рассуждали о прелюбодейце и прелюбодее. А настоящее правило определяет удостаивать их святого причащения после семи лет, разделяемых по степеням епитимий. Прочти также 21-е и 22-е правило святого Василия.

Настоящее правило прелюбодейке и прелюбодею запрещает приобщаться Святых Таин в течение семи лет. Эти семь лет надо распределять по предписанным степеням покаяния, т. е. так, как определяет правило Василия Велик. 77; один год пусть плачут, два года слушают, три припадают и в течение седьмого года стоят с верными и затем пусть причащаются Божественных Таин, если будут каяться со слезами.

Согласование

Правило Григория Нис. 4 наказывает прелюбодея на восемнадцать лет, Василий Великий в 58-м правиле – на пятнадцать, а Иоанн Постник в своем 13-м правиле – на три года, но с другими делами покаяния: сухоядением и поклонами.

Смотри VI Всел. 87, Апост. 48, а также изображение храма.

Любодеица, и любодеец, седмь лет да отлучится.
Любодеица есть, яже от своего мужа со инем мужем лежит. Любодеец же, иже от своея жены, со иною женою. О таковых 87-е правило вселенского шестого собора, еже в Трулле полатнем повелевает, и за седмь лет наводит на ня запрещение: якоже и се правило повелевает; яко да лето едино плачутся. Два же лета да послушают божественных писаний. Три лета да припадают. Седмое же лето да стоят с верными. И по скончании седми лет, да сподобятся причащения, аще со слезами сотворят покаяние. Пятьдесят же осмое правило великого Василия, за 15 лет запрещение дает любодею; якоже се: четыри лета да плачется: пять лет да послушает: и паки четыри да припадает: и два лета да стоит с верными: и потом да сподобится общения.