размер шрифта

Поиск по сайту



Четвертый Вселенский Собор - Халкидонский, Правило 10

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Клирику не дозволяется в одно и то же время числиться в церквах двух городов: в той, к которой он изначально рукоположен, и в той, в которую перешел из желания суетной славы, потому что эта церковь якобы больше. А поступающих так должно возвращать именно в ту церковь, к которой они изначально рукоположены, и только там им должно служить. Но если кто-либо уже переведен из одной церкви в другую, то он не должен получать никакой части имущества прежней церкви, т. е. из зависящих от нее мученических храмов, или богаделен, или странноприимных домов. А дерзающих после определения сего великого Вселенского собора делать что-либо из воспрещенного ныне, святой Собор определил низлагать с их степени.

Ап. 15; I Всел. 15, 16; IV Всел. 5, 20, 23; Трул. 17, 18; Антиох. 3; Сардик. 15, 16; Карф. 54, 90



Толкование

Халкидонский собор 6 своим правилом постановил, что никто не может быть рукоположен (άπολελυμένως) без точного обозначения церкви, при которой он должен служить. Согласно же правилам 15 и 16 I Всел. собора данное лице должно постоянно оставаться и служить при ней, – не имеет права оставлять ее и к другой церкви приписываться. В этом правиле повторяются предписания прежних соборов: воспрещается одному и тому же лицу состоять одновременно при двух церквах, т.е. при той, к которой рукоположен, и в то же самое время при другой; если же он от первой перемещен ко второй, то не имеет права принимать участие в делах прежней церкви.

Поводом к изданию этого правила послужило, по Зонаре, то обстоятельство, что некоторые, будучи рукоположены для небольшого прихода, из честолюбия переходили к церкви большого прихода. Осуждая таковое властолюбие и предупреждая беспорядки, собор постановил, чтобы таковые возвращаемы были к своим церквам и только при них служили бы. Если же кто-либо надлежаще перемещен на другое место, собор делает постановление, чтобы это перемещение считалось правильным, с тем, однако, чтобы перемещенный отказался от всяких претензий на прежнее место. За неисполнение этого постановления виновник подвергается извержению.

Настоящее правило никому не дозволяет причисляться в качестве клирика к церквам двух городов. Вероятно бывали такие случаи, что иной был рукоположен в малый город, а из честолюбия стремился быть перемещенным к церкви большего города, может быть из епископии в митрополию, или из митрополии в патриархию. Итак, сих-то собор определил возвращать в ту церковь, к которой были рукоположены. Но этому быть собор повелел после издания сего правила. Если же кто, говорит правило, переведен уже из церкви в церковь, то, оставаясь в церкви, к которой переведен, не должен вступаться в дела церкви, из которой переведен; ибо с тех пор, как оставил ее, он не должен иметь с нею никакого общения и ничего общего у него с нею не должно быть. Тех, которые не соблюдают постановленного, и решаются делать что нибудь запрещенное сим правилом, собор наказывает низложением с их степени, то есть извержением. А 16-я новелла, помещенная в третьем титуле третьей книги Василик, предписывает: в случае кончины клирика в какой либо церкви, не тотчас рукополагать туда другого, но, если в других церквах оказывается большее число клириков против числа назначенного для каждой из них из начала, переводить оттуда и определять на место умерших, доколе клирики в каждой церкви не будут в определенном изначала числе.
Клирик не причисляется к храмам двух городов, а если бы был причислен, то должен быть возвращен к первому, где причислен. А если уже переведен, никаким образом не должен принимать участия в делах прежней церкви. Не дозволено одному и тому же лицу состоять под властью двух епископов и быть клириком того и другого. Но если из желания суетной славы перебежит к большей церкви, должен быть опять возвращен к той, в которую был рукоположен первоначально. А если переведен в другую церковь и причислен там к клиру с согласия своего епископа; совсем не должен принимать участия в делах прежней церкви, если не хочет лишиться своей степени, как предпринимающий это из жадности.
Некоторые клирики, одержимые славолюбием, перемещаются из меньших городов в другие большие, например, из Афиры в Ираклию. Итак, правило говорит, что никто не имеет права это делать ради чести рукоположившего, и потому, что невозможно одному и тому же быть в подчинении у двух епископов; а кто дерзнул это сделать, того возвращать в церковь, к которой был рукоположен первоначально, дабы совершал священнодействия только там. Тем, которые прежде издания сего правила причислены к церквам двух епархий, правило в наказание назначает то, чтобы они не могли иметь притязаний на права прежней церкви. Потом правило определяет, чтобы извергаемы были те, которые дерзнут совершить что либо запрещенное в сем правиле. При таком смысле правила, некоторые запрещение правила – ни какому клирику не быть при церквах двух городов – распространяли и на две церкви одного города. Но мне кажется, что такой мысли нет в правиле. А что клирик из одной епархии в другую не может ходить без представительной и увольнительной грамоты рукоположившего его, и как наказывается сделавший это и принявший такового, – это ты узнал из 15-го и 16-го Апостольского правила. А если кто спросит тебя, почему настоящее правило в начале предписывает перебежавшего из города в город возвращать в прежнюю церковь, а в конце повелевает преступника правила подвергать извержению; скажи, что правило определяет возвращать в прежнюю церковь того, кто перебежал из города в город, но не был еще принят в клир второй церкви, а низлагать с его степени того, кто причислен к клиру и состоит уже во второй церкви. А о том, что таковый не тотчас подвергается извержению, но после увещания, – прочти 15-е Апостольское правило и 17-е правило трулльского собора.

Настоящее правило определяет, что клирику не позволяется числиться в одно и то же время в церквах двух городов (или даже одного города, пo VII Всел. 15), а именно в той, куда он был изначально рукоположен, и в другой, в которую перешел впоследствии, как в бόльшую, по тщеславию и из корыстолюбия. Совершающих же этот неуместный поступок после настоящего правила должно возвращать в их прежнюю церковь, к которой они были рукоположены, и пусть они только там исполняют служение своего сана. Но если кто-либо уже был переведен из одной церкви в другую и остается в ней, то он не должен более получать никакого содержания от имущества прежней церкви, т. е. от странноприимных домов, богаделен и мученических храмов. Дерзающие после этого правила великого Собора делать что-либо подобное должны быть извержены.

Новелла 16, помещенная в 3-м тит. 3-й кн. «Василик», предписывает в случае кончины клирика какой-либо церкви не тотчас рукополагать туда другого, но, если в других церквах больше обозначенного числа клириков, брать кого-то из них и восполнять число недостающих клириков, пока в каждой церкви количество клириков не достигнет изначально определенного числа.

Смотри также Апост. 15.

Во двою церквах причетник да не служит. Во двою граду един причетник да не будет. Аще же и причтется, в первый да возвратится. Аще кто отонуду прейдет в другии, да не приобщится никаким же образом, к жребию первыя церкве.
Се правило не оставляет причетника под двема епископома быти, рекше, во двою граду, еже есть и в того града соборней церкви, и в сего вочтену быти в причет, и во обою соборную церкву служити, и прилучающуюся честь причетником приимати, и от сея церкве и от иныя. Но аще похоти ради суетныя славы, и к большей церкви прейдет, да возвращен будет абие к церкви, в ней же прежде поставлен бысть. Аще же по воли своего епископа, к иной соборней церкви приселится, и вочтен будет в причет, да не имать причастия отнюдь взимати какову либо честь, от приходящего в первую церковь имения. аще ли несытством начнет взимати что, своего степене да отпадет.