размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Антиохийский, Правило 3

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Если пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из священного чина, оставив свою епископскую область (παροικίαν), перейдет в другую, а потом, совсем переселившись, покусится остаться на жительство в другой епископской области на долгое время, то такому не дозволяется более служить, в особенности если он не повинуется собственному епископу, который зовет его и убеждает возвратиться в свою епископскую область. Если же будет и упорствовать в бесчинии, то должен быть окончательно отрешен от служения без возможности восстановления. Если же другой епископ примет изверженного по этой причине, то и его общий Собор подвергает епитимиям как нарушителя церковных постановлений.

Ап. 15, 16; I Всел. 15, 16; IV Всел. 5, 10, 20, 23; Трул. 17, 18; Сердик. 15, 16; Карф. 54, 90



Толкование

Данное правило повторяет постановления 15 и 16 Апостольских правил. Правило упоминает παροικίαν, из которой перешел один священник или диакон. Этим термином в древних канонических источниках обозначалась область епископа или теперешняя епархия, тогда как теперь тот же термин употребляется в юго-западных православных церквах для обозначения области священника, по-русски прихода. То, что данное правило под термином παροικία подразумевает в действительности теперешнюю епархию, управляемую епископом, видно из контекста самого правила. В 15 Апостольском правиле, которому соответствует данное (3) антиохийское правило, употреблено слово: επαρχία.

Относительно епископа, нарушившего упомянутое постановление, правило говорит, что он должен подвергнуться наказанию по суду общего собора (υπό κοινής συνόδου). каков этот собор, которому надлежит определить наказание такому епископу, сказано в 16, 17 и 18 правилах этого собора, а именно: это – тот собор, на котором присутствуют епископы подлежащей митрополичьей области под председательством митрополита и который называется еще полным собором, τελεία σύνοδος (прав. 16 и 17), обыкновенно της επαρχίας, в смысле прежнего значения этого слова, т.е. митрополичьей области.

Об этом предмете издано много правил; ибо тоже самое прежде определено в 15-м правиле святых Апостолов, и в 16-м правиле первого никейского собора высказано подобное сему; а в 5-м правиле четвертого собора подтверждены уже положенные правила. Написанного в них достаточно для объяснения и настоящего правила.
Если какой либо клирик, оставив свой предел, перейдет в другий, потом перешедши оттуда, долго пребудет в ином; то пусть более уже не служит, особенно, если, будучи призываем своим епископом, не возвратится. Если же будет упорствовать в бесчинии, да будет извержен, уже не имея надежды на восстановление в чине. И если какой епископ примет изверженного таким образом, – должен подвергнуться епитимии от общего собора, как нарушающий церковныя постановления. И это правило определяет тоже самое, что определено в пятнадцатом апостольском правиле, именно, что никто из пресвитеров, или диаконов, или вообще из священного чина, оставивший свой предел, и перешедший в другой и долгое время пребывающий в нем, не должен служить, и особенно если был призываем своим епископом и не захотел возвратиться; упорствующий же в таком бесчинии подлежит и извержению даже и без надежды восстановления в чине. Равно и епископа, который таким образом изверженного примет как клирика, правило повелевает подвергать епитимии на общем соборе, когда бывает собрание всех епископов области по встречающимся церковным недоумениям и каноническим вопросам, как преступника постановлений церкви.
Об оставляющих свои пределы и уходящих в другие ищи святых Апостолов 15-е правило, первого собора 16-е правило и четвертого правило 5-е, и из написанного в них узнаешь определенное и настоящим правилом.
Настоящее правило определяет: тот пресвитер, или диакон, или какой-либо другой священнослужитель и клирик, который оставит церковь, куда рукоположен, перейдет в церковь другой епископской области и долгое время проживет там, должен быть отстранен от служения и более не может служить, особенно если его собственный архиерей призывал его вернуться, а он не послушался. Если же он будет оставаться непреклонным в своем бесчинии, то должен быть и совершенно отрешен от служения, т. е. от любого священнодействия, чтобы с этих пор у него не было возможности и надежды оправдаться. Если же его, изверженного по этой причине, примет архиерей другой епископской области, то и он должен получать подобающую епитимию от общего епархиального Собора как нарушитель церковных правил, т. е. Апост. 15, 16, которые прочти.
Пресвитеру и диакону свое место и церковь оставльшему, и на ину страну отшедшу, отнюдь не достоит служити: правило сие повеле. Аще которыи пресвитер или диакон, и всяк священнического чина, оставив свое место и свою церковь, на иную страну отъидет, и от своея преселився, на иной стране долзе пребывает, к тому да не служит: паче же аще зовом от своего епископа, не возвратится, но пребывает в таковом бесчинии, да извержется отнюдь, и к тому да не имать внити в чин свой. Аще которыи епископ приимет такового, да приимет запрещение от общего собора, яко церковныя разрушая законы.
Подобно святых Апостол, пятому надесять правилу, и се правило повелевает: яко ни коемуже пресвитеру или диакону отнюдь священнического чина, оставльшу свое место и свою церковь, и на ину страну отшедшу, и тамо на долзе времени пребывающу, не достоит служити: паче же аще позывает его епископ его, и не послушает обратитися, но пребывает в таковем бесчинии, отнюдь да извержется, и да не имать надежи внити паки в той же чин. Но и епископ аще приимет тако изверженного, и яко причетника начнет имети, запрещение дати повелевает от общего собора, егда сходятся купно всея области епископи, стязании ради церковных правильных взыскании, тогда запрещение да приимет, яко преступник церковных законов.
Когда некоторым пресвитерам, диаконам и иподиаконам, самопроизвольно, а не вследствие запрещения долгое время не священнодействовавшим, было воспрещаемо священнодействовать, когда они опять желали священнодействовать; то явился вопрос: сколь продолжительно время не совершения священнослужения лишающее не совершавшего священнослужения права совершать священнослужение? – Я отвечаю, что продолжительное время, по закону, три года. Итак, если какой священнослужитель, которому нет препятствия от болезни, и нет затруднения от другой благословной причины, например от пребывания в плену, не будет служить в продолжение целых трех лет; то такового уже не должно допускать до священнослужения. Ибо если, по настоящему правилу, извергается пребывающий в другом пределе долгое время, то есть три года, хотя может быть там и служит; то тем более не должен быть допускаем до священнодействия отвращавшийся от своего служения в продолжение трех лет или по собственному решению признававший за собою недостоинство. Это основываю я и на постановлении, состоявшемся в марте месяце 3-го индикта в патриаршество господина Николая о диаконах удаляющихся от служения седмиц, в котором между прочим буквально определяется следующее: вообще о всех служащих во все седмицы священниках и диаконах, состоящих в определенном числе определено то, что и в древности было определено; а об излишних определено, чтобы имеющий отлучиться из великого города по какой-нибудь нужде представлял архидиакону и первенствующим в седмице письменное прошение об отлучке на шесть месяцев, не представляя и исправляющего должность вместо себя, а по истечении сего времени до скончания трех лет указывая для исправления службы другого вместо себя, дабы служебные обязанности его по церкви во время его отлучки, им не исполняемые, исполняемы были заменившим его. За сим, если не возвратится в течение целых трех лет, удалить его и вовсе лишить седмичного служения, никаким образом не допуская замещения и не подавая ему надежды на возвращение к должности. А если некоторые из находящихся в царствующем граде не хотят исполнять седмичных служений; таковым напоминать чрез предстоятелей седмицы, чтобы они никак не оставляли своего служения. И если они в продолжение целых шести месяцев не возвратятся к своему служению, лишать их оного; за что они никого другого не могут обвинять кроме самих себя, так как, находясь не в отсутствии, целые шесть месяцев спали и пребывали в нерадении, не имея попечения о церкви.