размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Сардикийский, Правило 9

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Пусть будет определено и следующее. Когда в какой бы то ни было митрополичьей области епископы отправляют прошения своему брату и соепископу, то находящийся в большем городе, т. е. в митрополии, пусть отправляет с этими прошениями и своего диакона, вручая ему также представительные письма, т. е. письма, которые он напишет соответствующим образом нашим братьям и соепископам, если кому-либо из них в то время случится быть в тех местах и городах, где благочестивейший император распоряжается общественными делами. Если же кто-то из епископов имеет друзей при императорском дворе и пожелает просить о чем-либо достойном, то пусть ему не возбраняют и просить их, и побуждать через своего диакона к тому, чтобы они оказали ему как просителю добрую помощь. Приходящие же в Рим, как я сказал прежде, должны представлять имеющиеся у них прошения возлюбленному брату нашему и соепископу Юлию, чтобы он прежде проверял, нет ли среди них бесстыдных, а затем, присоединив собственное предстательство и заботу, направлял их ко двору.

Антиох. 11; сердив. 7, 8, 20, 21; Карф. 104, 106



Толкование

Все, сказанное нами в толковании 11 правила антиохийского собора, достаточно и для толкования этих трех правил.
Еще о том же самом предмете рассуждают правила. Как епископы находятся во всякой области, то необходимо конечно быть епископам и там, где пребывает царь. Итак настоящее правило говорит, что если епископ напишет о каком-нибудь предмете к епископу того места, в котором пребывает царь, то это послание и прошения должны быть вручаемы митрополиту той страны, дабы он отослал его к тому лицу, к которому оно было послано, чрез своего диакона, дав ему и представительные письма, то есть представляющие посланного и дающие о нем знать епископу, к которому он послан, и писав последовательно, то есть следуя тому, что писал епископ, имеющий дело, и доставив прошения. Так поступать определено для того, чтобы митрополит знал дело, о котором епископ написал своему соепископу, и чтобы, если оно неудобно и нельзя беспокоить им слух царский, отослал назад прошения и возвратил пославшему их. А если епископ имеет каких-нибудь друзей и в царском дворце, то не возбраняется ему просить чрез своего диакона и их помочь ему в деле законном и представляющем приличное для архиерея ходатайство. Если же во время пребывания царя в Риме, будут присланы туда епископами какие-либо лица с прошениями, то они должны доставлять их папе, чтобы он рассмотрел, законны ли эти прошения; и если в них нет каких либо бесстыдных выражений, обращенных к царю, он должен отсылать их, доставляя им предстательство и попечение, то есть предстательствуя и содействуя им.

Если брат посылает к брату, то митрополит должен подкреплять посланного и писать к тем епископам, которые имеют значение, чтобы помогали посланному.

Епископ, посылая к царю какие-либо прошения и пиша об них своему собрату, который имеет пребывание в воинском стане вместе с царем, как приглашенный самим царем пребывать вместе с ним, должен обращаться к своему митрополиту и показывать свои прошения и диакона, которого хочет послать, дабы прошения были предварительно исследованы самим митрополитом, не заключают ли какой несправедливой просьбы; и таким образом, по испытании их, он должен снабдить посылаемого своею граматою представительными письмами, и просить епископов, пребывающих вместе с царем, оказать заступление диакону.

Что 11-е правило антиохийского собора не отменено, это ясно и из настоящего правила. Ибо оно говорит, что если епископ захочет представить прошения к царю чрез собрата и соепископа своего, архиерействующего в той области, в которой имеет пребывание царь, то он должен обратиться к подлежащему митрополиту и сообщить ему о своем желании. И митрополит с своим диаконом, который должен иметь канонические письма, то есть мирные и представительные, должен сообщить о просьбе брата и соепископа епископу, находящемуся, как сказано, при царе. А определено сему быть так для того, чтобы митрополит знал дело и рассудил, прилично ли представить оное царю, или нет. Но как бы кто сказал, что этим отменяется 8-е правило настоящего собора, в котором определяется, что епископы должны делать царю представления о душеполезных делах чрез своих диаконов, отцы присовокупили, что епископ не должен посылать диакона к царю без соборного дозволения; а к каким-нибудь близким к царю лицам обращать прошения чрез диаконов, впрочем, и это, как мне кажется, должно делать с ведома митрополита. Епископы, приходящие в Рим, не иначе должны представляться царю, как с ведома о сем папы, который, рассмотрев прошения сам, или дозволит поднесение их и представит их к царю, или откажет, так как он обязан поддерживать епископов и помогать им во всем. Таким образом заметь из содержащегося в этом правиле, что ни митрополит, ни епископ без соборного рассмотрения не может представлять прошений царю ни лично, ни чрез своего диакона. А когда слышишь, что это делается с ведома митрополита и папы, присовокупляй, что при этом имеет место и соборное расследование на основании 11-го правила антиохийского собора. А написанное здесь о папе отнеси и к Константинопольскому патриарху по причинам, о которых мы много раз говорили. Прочти также 2-ю главу 8-го титула настоящего собрания и все, что содержится в ней. А когда это определено так, некоторые говорили, что никакой митрополит без патриаршего дозволения никогда не должен являться к царю; но мне кажется, что когда в первый раз хочет митрополит приветствовать царя, прибыв в царствующий град из своего города, тогда он необходимо должен делать это с патриаршего дозволения; а после этого он беспрепятственно, когда желает, может являться к царю, дабы приветствовать его и ходатайствовать о тех прошениях, которые были представлены ранее с ведома патриарха.

Настоящее правило касается той же темы. А именно, если епископ напишет письмо со своими просьбами к епископу той местности, где находится император, то следует это письмо вначале вручить митрополиту того епископа, который посылает письмо. Если митрополит увидит, что письмо содержит просьбы, заслуживающие внимания, и что оно не обременит императора, должен послать его со своим диаконом тому епископу, которому оно адресовано, и написать со своей стороны представительные письма к епископам тех городов, где находится император, прося их оказать содействие соответствующим образом, а именно так, как и сам упомянутый епископ просит их об этом. Если же митрополит, напротив, увидит, что письмо обременит императора, пусть отправит его обратно к пославшему епископу. Никакому епископу не запрещается писать через диакона своим друзьям во дворце, с тем чтобы они помогли ему в делах достойных и заслуживающих внимания, о которых он их просит. Если же император находится в Риме, то отправляющиеся туда диаконы епископов должны подать свои прошения папе, чтобы он их рассмотрел и, если они заслуживают уважения и не содержат дерзких слов в обращении к императору, послал их во дворец при собственном предстательстве и покровительстве.

Смотри также Антиох. 11.

Епископи должни, суть помогати сиротам и вдовицам. Прибегающим в церковь да помогают.
Иже убо заступати сироты и вдовицы, и печальные утешати, и в напастех нужду приемлющих, помогати епископи должни суть. Такоже и в церковь прибегающим, своих ради прегрешении, и требующим милости, приходити их ради к цареви, и молитися о них ему, да мстит обидимыя, и да простит осужденныя, неких ради вин и прегрешении, се правило тако повелевает епископом. Таковых же ради вин, не оставляти им надолзе своих церквей, и не ходити в воех долго время, или инде, идеже царь есть, и стужати ему о них, яко наводящу сего ради епископом порок и оклеветание, непращает тому быти правило, но своим диаконом мольбы посылати цареви повелевает.