Поместный Собор - Лаодикийский, Правило 56
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями
Апостольские правила
Правила Вселенских Соборов
Правила Поместных Соборов
Правила Святых Отцов
Соборы Русской Православной церкви
- П
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
О том, что не должно пресвитерам прежде входа епископа входить и садиться в алтаре, но должно входить с епископом, если только нездоров или находится в отъезде епископ.
Ап. 2, 31, 39, 55: IV Всел. 8, 23; Трул. 17
Толкование
Поведение священнослужителей должно отличаться благочинием, а особенно тогда, когда они находятся в церкви. А то, что некоторые иереи оставляют архиерея вне алтаря одного, когда он собирается совершить вход в святой алтарь (в день праздника), и сами раньше входят туда и садятся, – это и бесчиние, и знак пренебрежения к архиерею. Поэтому настоящее правило и запрещает так делать. Иереи должны стоять вне алтаря вместе с архиереем и вместе с ним входить в алтарь. А слова «если нездоров» некоторые поняли как относящиеся к пресвитеру, в смысле «за исключением только случая, если иерей нездоров, т. е. немощен или очень стар, и не может стоять вне алтаря долгое время». Но я считаю, что здесь может подразумеваться и епископ: «кроме только случая, если епископа постиг телесный недуг или он находится в отъезде». Ведь выше правило сказало о пресвитерах во множественном числе, а здесь стоит единственное, и если бы говорилось о пресвитере, то фразу следовало бы построить так: «если только кто-то нездоров». Иереи, как это видно, имели свое место, где они стояли, именно оно и называлось святилищем (ἱερατεῖον). Следовательно, не имея возможности сидеть вне алтаря, они входили в алтарь и садились, – это бесчиние продолжается и по сей день.
Итак, иерею по названным двум причинам (а именно, если он болен или если архиерей отсутствует) позволяется входить в алтарь и садиться, поскольку в таком случае он делает это не из пренебрежения к архиерею.
Смотри также I Всел. 18.