размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Антиохийский, Правило 11

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Если епископ, или пресвитер, или вообще кто-либо из клира без согласия епископов митрополичьей области, а особенно митрополита, и без грамот от них осмелится отправиться к императору, да будет отлучен и лишен не только общения, но и достоинства, какое он имел, так как дерзнул вопреки закону Церкви утруждать слух боголюбезнейшего императора нашего. Если же настоятельная необходимость побуждает обратиться к императору, то должно делать это после рассмотрения и с согласия пребывающего в митрополии епископа митрополичьей области или находящихся в ней епископов, притом пусть обращающийся к императору будет снабжен грамотами от них.

II Всел. 6; Сердик. 7, 8, 9, 21; Антиох. 12; Карф. 104, 106



Толкование

Беспорядки, производимые вообще в церкви в первой половине IV века арианами и полуарианами, особенно же тем, что упомянутые еретические епископы и другие клирики, удаленные православными епископами, отправлялись лично к царю и искали у него защиты, послужили поводом к изданию этого правила, строго воспрещающего епископам и прочим клирикам являться в царский дворец без крайней нужды, определяющего при этом, что каждый, преступивший это, будет не только отлучен, но и извержен (μη μόνον άφορίζεσθαι, αλλά χαί χαθαφεΐσδαι). В том же случае, если кто имеет неизбежную надобность отправиться в царский дворец, правило предписывает делать это не иначе, как с ведома подлежащего митрополита и епископского собора, выдающего ему для этого необходимую грамоту. Если же какой-либо епископ находится в столице по служебному делу с ведома надлежащих высших властей, то в таком случае, как замечает в толковании этого правила Вальсамон, ему никто не может возбранять пойти к царю на поклонение и высказать при этом что хочет (περί ων βουλεται).
Правила не хотят, чтобы епископы приходили к царю и беспокоили его своими просьбами без крайней необходимости. Но и тогда, когда кто имеет донести царю о чем-либо необходимом, правила хотят, чтобы они отходили не без соизволения епископов той области, из которой и сам имеющий намерение идти, а в особенности не без соизволения митрополита той области; а кто решится идти к царю без соизволения и грамот митрополита, тот подлежит извержению. А 7-е и 8-е правила Сардикийского собора, в случае если кто захочет явиться к царю с просьбою о помощи вдовам и сиротам, и бедным и мирянам ищущим в церкви убежища по причине несправедливости, или по причине привлечения в рабство, или по причине похищения их имущества, или по причине осуждения в ссылку за преступления, – дозволяют таковому отправляться, но лучшим признают посылать к царю своего диакона с грамотами для ограждения прибегающих к церкви.
Епископ, или пресвитер, приходящий к царю самовольно, а не по повелению митрополита той страны, должен быть лишен и общения и сана. Уничтожая непокорность во всем и сохраняя благочиние, отцы запрещают и епископам и пресвитерам и другим из священного чина приходить без грамот первого из них к царю, и утруждать слух его и о чем-нибудь доносить. И поэтому приходящего к царю без соизволения епископа, предстоятельствующего в митрополии той области повелевают извергать из сана и не допускать в общение.
Настоящее правило определяет не только отлучать, но и извергать епископов, или клириков, отходящих к царю без грамот местного епископа и наипаче митрополита, как утруждающих царский слух вопреки церковным установлениям. А когда предстоит необходимая нужда, правило дозволяет идти к царю с письменным синодским отпуском. Прочти 7-е, 8-е, 9-е, и 21-е правила Сардикийского собора и 106 (119) правило карфагенского собора. А поелику некоторые, держась за слова настоящего правила (ибо от мысли правила они весьма далеки) хотят, чтобы архиереи, пребывающие в царствующем граде, на поклонение царю приходили с ведома и дозволения патриаршего, а не иначе; то мы говорим, что постановления настоящего правила и прочих здесь упомянутых имеют место, если архиерей сам по себе пойдет к царю из своей епархии; ибо когда он пребывает в царствующем граде или по повелению царскому, или с дозволения патриаршего, тогда невозбранно может явиться на поклонение царю и высказать что хочет. А о том, что архиереи по царскому повелению могут отлучаться туда, куда им повелено, и без синодского разрешения, показано в различных толкованиях правил и нет нам нужды говорить одно и тоже.

Настоящее правило запрещает епископу, иерею или клирику являться к императору и беспокоить его личными просьбами без великой нужды. Даже в случае необходимости следует прежде посоветоваться об этом со своим митрополитом и епископами митрополичьей области и затем получить от них грамоты для императора с указанием и митрополичьей области, из которой происходит проситель, и нужды, ради которой он отправляется к императору. Если же кто-либо дерзнет преступить это определение, да будет отлучен и извержен.

Согласование

Подобным образом и правило Сардик.7 запрещает епископам являться в военный стан императора, чтобы добиваться должностей для своих друзей, исключая только те случаи, если император призовет их своими грамотами или если они хотят помочь вдовам и нищим, или каким-либо угнетаемым, или осужденным на изгнание, или другим, имеющим подобные нужды. Однако и тогда, ради того чтобы епископ не подвергся порицанию, ему следует не самому отправляться, но посылать к императору своего диакона с письмами, согласно Сардик. 8. А правило Сардик. 9 определяет, что если епископ ради вышеуказанных нужд нищих посылает просительные письма епископу той митрополичьей области, в которой находится император, то эти письма должен прежде проверить митрополит первого епископа и, если они обоснованы, послать их епископу-адресату. Кроме того, если у епископа есть знакомые при дворе, ему разрешается просить их через своего диакона о содействии в его обоснованных и вызванных необходимостью прошениях. А присланных в Рим должен посылать ко двору епископ Рима, как это определяет Карфаг. 117, ибо тогда император находился в Риме; так же и отправлявшиеся в Константинополь являлись к императору при посредничестве патриарха, согласно примеч. к IV Всел. 28.

Правило 20 того же Сардикийского собора говорит, что если архиерея не звали, но он идет к императору, чтобы показать себя или обратиться с какими-то прошениями, то архиереи тех мест не должны подписывать его грамот и даже вступать с ним в общение.

Епископом и пресвитером бес повеления своего старейшины не приходити к царю. Епископ или пресвитер, или диакон, сам о себе к царю приходя, бес повеления сущего во области митрополита, с причащением и сана да отпадет.
Непокорство во всем святии отцы измещуще, и благочестие соблюдающе, возбраняют епископом и пресвитером, и инем всем священнического чина, бес повеления и бес писания митрополита своего к царю отходити, или слухома его стужати, и возвещати о неких вещех. И того ради без воли митрополита своего, отходящего епископа к царю, или пресвитера, и от сана изврещи повелевают, и от причащения упразднити.