размер шрифта

Поиск по сайту



Святаго Петра Александрийскаго, Правило 12

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Тем, которые дали серебро, чтобы не потерпеть совершенно никакого зла, нельзя поставлять это в вину. Ведь они потерпели материальный ущерб и утрату денег, чтобы не понести урона душевного и не погибнуть душой, чего другие не сделали по корыстолюбию, хотя Господь говорит: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. (Мк.8:36) или погубит. И еще: Не можете служить Богу и маммоне (Мф.6:24). И действительно, такие показали гонителям, что работают Богу, возненавидели, попрали и презрели серебро и тем исполнили написанное: Выкупом за жизнь человека служит собственное его богатство (Притч.13:8). Так и в Деяниях апостолов мы читали, что те, кого вместо Павла и Силы вели в Фессалониках к градоначальникам, были отпущены за мзду"74". После того как они претерпели многие неприятности"75" за имя Христово, а толпа и градоначальники встревожились, тогда, как говорит Писание, градоначальники, получив довольно от Иасона и прочих, отпустили их. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию (Деян.17:9–10).

Ап. 62; Анкир. 5



Толкование

Те, говорит (святой отец), которые, дав деньги, бежали мучений и соблюли себе благочестие, не должны быть обвиняемы и не подлежать никакой ответственности за сие; ибо они предпочли потерять деньги, а не свою душу, и явили себя более работающими Богу, нежели мамоне, то есть деньгам. Приводит также изречения из Писания и пример из Деяний о блаженном Апостоле Павле и других. А чтобы «не быти потревоженным никакою злобою», или не потерпеть упрека в отречении, это свойственно благочестию, которое побеждает всякую злобу; или правило назвало злобою страдания от казней.
Сказав все о добровольно вышедших на мученичество, святый говорит теперь, что не должны подвергаться обвинению те, которые соблюли себя не потревоженными от казней посредством дачи денег; ибо они предпочли потерять деньги, а не душу свою. Затем, доказывая это, приводит различные места из Писания и пример из апостольских Деяний о блаженном Апостоле Павле и других.
Те, которые дали гонителям серебро и благодаря этому избавились от зла, т. е. или от жестокого обращения и пыток, или от отречения, превосходящего всякое зло, не заслуживают из-за этого осуждения, поскольку они понесли материальный ущерб и потерю денег (чего другие по сребролюбию не сделали), чтобы не потерпеть ущерба душевного и не потерять свою душу. Такие показали перед гонителями, что больше служат Богу, чем мамоне, т. е. серебру, и исполнили слова Приточника о том, что собственное богатство человека является выкупом за его душу. Ведь и в Деяниях апостольских читаем, что Иасон и другие, когда вместо Павла и Силы в Фессалониках иудеи повели их к градоначальникам, дали им достаточную сумму денег и таким образом освободились. Получив, говорит Писание, довольно от Иасона и прочих, отпустили их.
Аще неции даша злато да убежат от мук, несть им греха, изволиша бо злато погубити, нежели душу свою. Глаголет бо и Писание, избавление мужеви свое ему богатство.
Давшим деньги для избежания мук не поставляется сие в вину: ибо они избрали ущерб денежный вместо душевного, и каждый может выкупиться своим богатством.