размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Константино­польский (двукратный), Правило 3

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Было решено исправить еще один недостаток, который из-за небрежности и нерадения остается без внимания, что весьма худо. Если какой-либо настоятель монастыря не будет со многим усердием разыскивать подчиненных ему монахов, тайно бежавших, или, найдя, не примет обратно и не постарается восстановить и укрепить заболевшего подобающим и соответствующим прегрешению врачевством, то такого святой Собор определил подвергать отлучению. Ведь если тот, кому поручено попечение о бессловесных животных и кто пренебрегает своим стадом, не остается без наказания, то неужели не взыщется за дерзость с того, кому была вверена пастырская власть над овцами Христовыми и кто из-за своего небрежения и лености расточает их спасение? А если монах, которого призывают возвратиться, не повинуется, да будет отлучен епископом. (IV Всел. 4; VII Всел. 19, 21; Карфаг. 88.)

IV Всел. 4; Трул. 46; VII Всел. 21; Карф. 8; Двукр. 2, 4



Толкование

В настоящем правиле повторяются предписания 46 правила трулльского и 21 правила VII Всел. соборов. Этим правилом предназначается также и наказание для игумена, который не заботится о возвращении в монастырь ушедших из него монахов, а именно: таковый игумен подлежит отлучению (αφοριστώ). в Пидалионе, равно и в Книге правил, указано в данном правиле наказание и для монаха, который оставил свой монастырь и не хочет вернуться. В Афинской Синтагме нет этого последнего добавления, но в Синтагме (тоже и в других сборниках) оно содержится в следующем 4 правиле этого собора.
Различные правила определили, что монахи не могут, оставляя монастыри, в которых приняли пострижение, уходить в другие обители, или блуждать туда и сюда; но мы– говорит настоящее правило – исправляем это продолжающееся и, что еще хуже, оставляемое без внимания бесчиние. И если настоятели монастырей, из которых уходят монахи, не прилагают всего старания к тому, чтобы отыскать их и возвратить, и не усиливаются уврачевать болящего, соответственно его недугу, восстановить его и укрепить: то правило повелевает отлучать таких игуменов. И требование, чтобы монахи пребывали в своих монастырях, выражено так настоятельно, что удаление их оттуда названо бегством (άπόδρασιν), как обыквовенно говорится о рабах и о содержимых в темницах, или в узах. Ибо если не оставляются без наказания пастырь бессловесных животных, нерадящий о пасомых им, то насколько больше должны понести наказание те, коим вверено пасение словесных стад Христовых, и которые леностно относятся к их спасению?
Если какой игумен не будет отыскивать убегающих монахов и возвращать и исцелять их, должен быть отлучен.
21-р правило 7-го собора не позволяет монахам, или монахиням, оставлять монастыри, в которых принялн пострижение, и уходить в другой монастырь, без отпускной грамоты своих игуменов; впрочем не назначает им никакого наказания. А настоящее правило подвергает отлучению тех игуменов, которые не ищут со тщанием своих монахов, не возвращают находимых где бы то ни было, и не исцеляют душевные их болезни. При этом оно так настоятельно требует, чтобы монахи пребывали в своих монастырях, что удаление их оттуда называют бегством, что обыкновенно говорится о рабах и о заключенных в темницах, или в оковах. Да и 91-е правило карфагенского собора определяет наказание тому епископу, который произведет какого либо монаха из монастыря. принадлежащего к другой области, клириком или игуменом в монастырь своей области; но оставляет без наказания и самого монаха. Прочти это правило. А что будет, если, не смотря на старания игумена отыскать своего монаха, последний скроется? Решение. Посредством епископских епитимий он должен быть побужден к возвращению в монастырь, в котором принял пострижение, разве только скажет какую либо благословную причину. Заметь это по отношению к монахам, постриженникам чужого монастыря; прочти и следующее правило.
Настоящее правило возбраняет монахам убегать из своих монастырей и переходить в другие или блуждать тут и там. Правило подвергает игумена монастыря отлучению, если некоторые бесчинные монахи поступят описанным образом, а он с многим тщанием не позаботится найти беглецов(13), т. е. своих убежавших монахов, и не постарается, когда отыщет, вернуть их и уврачевать ту душевную немощь, какой каждый из них одержим. Ведь если того, кто пасет и охраняет бессловесных животных, наказывают, когда он нерадит о них, то насколько более заслуживает наказания тот, кто пасет овец Христовых и по своему нерадению продает их спасение, которое Христос купил Своей кровью? Если же монах, которого ищут и призывают вернуться, оказывается непослушным, пусть он будет отлучен архиереем. Прочти также VII Всел. 21.
(1 Никон. слов. 6). – Аще которыи игумен, отбегающих от монастыря мних, не взыскует, ни возвращает, ни врачюет их духовною хитростию, прилежно искиися, да отлучится.