размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Неокесарийский, Правило 3

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Время покаяния, определенное для впадающих в многочисленные браки, известно, однако их обращение и вера сокращают это время.

Анкир. 19; Неокес. 7; Василия Вел. 4, 50, 80



Толкование

В правиле идет речь о лицах, которые, оставшись вдовыми после второго брака, вступают опять в новый брак, причем говорится, что время покаяния за такой проступок известно (σαφής). Так как относительно этого нет более древнего канонического постановления, то Зонара и Вальсамон полагают, что неокесарийские отцы подразумевали в данном случае обычай (την σονήθειαν), которым тогда руководствовались, причем виновные подвергались всегда определенным епитимьям. В толковании правил (4, 50 и 80) Василия Великого мы говорим об этом подробнее. Данное правило допускает сокращать таковым время покаяния, если они будут вести себя как следует и будут ревностны в вере.

Предписание данного правила относительно того, что одна и та же женщина не может выйти замуж сначала за одного брата, а затем за другого, равно мужчина – не может жениться на двух сестрах, сначала на одной и затем на другой (Василия Вел. 23, 78), – основывается на божественном праве, как это мы видели в толковании 19 Апостольского правила и 54 правила трулльского собора. Женщину (или мужчину), вступившую после смерти своего первого мужа (жены) в брак с его братом (сестрой), правило исключает из общей молитвы с верными в церкви до конца жизни, если не покается и не расторгнет незаконного брака. Если же таковая, находясь при смерти, даст обещание, что, в случае своего выздоровления, не будет более жить в незаконном браке, то можно из милосердия допустить ее к покаянию перед священником и преподать ей святое причащение. Но можно ли ей дать святое причащение в час смерти, если она не даст такого обещания? Ставя такой вопрос в толковании данного правила, Вальсамон отвечает: «правило ничего не говорит об этом, но мне кажется, что немилосердно (άσυμπαθές είναι) неудостоить ее этого прекрасного напутствия (χαλοδ εφοδίου) при ее последнем издыхании, если она православная. Посему, хотя бы и не дала такого согласия, она должна быть напутствована божественным причастием и если, выздоровев, она расторгнет незаконный брак, она должна быть принята в число кающихся; если же нет, то совсем должна быть изгнана из церкви, как упорствующая во зле». Далее правило приводит тот случай, когда в таком незаконном браке умрет муж или жена, и говорит относительно его, что стороне, оставшейся в живых, должно быть тяжело покаяние (δυσχερής ή μετάνοια), а это значит, что во всю свою жизнь никто из них не может удостоиться святого причащения и, находясь всегда между кающимися, будет допущен к святому причащению только при смерти. Настоящее правило говорит, что срок епитимии для многобрачных (иначе говоря, троебрачных) известен и что, хотя время наказания для троебрачных определено, все же их раскаяние в троебрачии и горячая вера к Богу могут подвигнуть архиерея или их духовника сократить время епитимии.

Согласование

Василий Великий в своем 4-м правиле отлучает троебрачных от причащения Святых Таин на пять лет, говоря, что это пятилетнее отлучение передано не отеческим правилом, а только обычаем и следованием предшественникам. Каким же образом это правило ускользнуло от внимания многомудрого Василия, ведь этот Собор проходил раньше, чем жил Василий Великий? Но, возможно, и настоящее правило называет время наказания троебрачных определенным, исходя не из писанного правила, а из обычая, как и Василий Великий. Поскольку оно было всем известно из общего и распространенного обычая, то не было никакой нужды выносить здесь о нем определение в письменном виде. В своем 8о-м правиле Василий говорит, что троебрачие – грех более тяжкий, чем блуд, а в 50-м правиле называет троебрачие нечистотой и осквернением Церкви.