размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Константино­польский (двукратный), Правило 17

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Заботясь о соблюдении во всем церковного благочиния, мы признали необходимым определить и то, чтобы впредь никого из мирян или монахов не возводили сразу же на высоту епископства, но прежде испытывали на церковных степенях, после чего рукополагали во епископа. Ибо хотя и доныне некоторые миряне или монахи по необходимости удостаивались сразу же епископской чести, превосходили других добродетелью и возвышали свои Церкви, но мы, не считая редкий случай законом для Церкви, определяем, чтобы впредь этого не было. Рукополагаемый да пройдет по порядку все степени священства, в каждом чине оставаясь положенное время. (Апост. 8о; I Всел. 2; Лаодик. 3; Сардик. 10; Неокесар. 12; Кирилла Александр. 4.)

Ап. 80; VII Всел. 2; Неокес. 12; Лаод. 3, 12; Сердик. 10; Кирилла Алекс. 4



Толкование

Отцы настоящего собора обращают внимание на то, что некоторые миряне или монахи «внезапно» поставляемы были в епископы, не проведя определенного, законом назначенного, времени на каждой из низших священнослужительских ступеней, причем считают таковые случаи вредными для церковного благочиния. Впрочем, такая практика, как уже мы видели, противна и другим св. правилам, а именно: 80 Ап. правилу и 10 правилу сердикского собора. Последнее говорит об этом подробно, и мы, в толковании его, сказали все, что нужно для понимания данного канонического вопроса. В нашем толковании 80 Ап. правила мы привели и примеры, как некоторые, вслед за их переходом в христианство из язычества, поставляемы были во епископы и все же, по выражению настоящего (17) правила, «превзошли других добродетелью и возвысили порученные им церкви». Однако, «редко бывающее» нельзя сделать церковным законом, по словам настоящего правила, почему оно и предписывает, чтобы каждый рукополагаемый провел на всякой священнослужительской ступени «положенное законом время». Как продолжительно должно быть «положенное законом время» (срок), мы старались пояснить в толковании 10 правила сердикского собора. В своем толковании 17 правила настоящего двукратного собора, Вальсамон упоминает о проповеди в день Пятидесятницы Григория Богослова, в которой этот святой отец говорит, что «священник совершается в семь дней», и на основании этого он, Вальсамон, делает заключение, что «рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться чрез семь дней; и тем более, что это принимает неписанный церковный обычай, допуская такие рукоположения на каждую степень». Это заключение Вальсамона могло бы быть усвоено, однако, только для чрезвычайных обстоятельств; а при нормальном положении дел, думаем, что порядок должен бы быть тот, каковой мы указали в толковании 10 правила сердикского собора.
Правило запрещает поставлять в епископы мирянина, или монаха, не испытанного прежде на церковных степенях, то есть не поставленного, не одобренного. Оно требует, чтобы имеющий быть произведенным в епископство, был по порядку рукополагаем на каждую из священных степеней и, пребыв в каждом чине назначенное время, потом уже возводим был на высоту епископства. Ибо, говорит правило, если иногда некоторые из мирян или монахов и были тотчас возводимы на епископское достоинство, и хотя они просияли добродетелию и послужили украшением церквей, в которых предстоятельствовали; но того, что случалось редко, мы не полагаем в закон для церкви, дабы следовать тому. Тоже постановлено и в 10-м правиле сардикийского собора.
Имеющий быть поставленным в епископа не вдруг должен быть возвышаем из мирян, или монахов; но должен пребыть определенное время в каждом чине священных степеней. Ибо если некоторые и прославились, не смотря на быстрое возвышение, но редкое– не закон для церкви.
Отцы называют церковньш бесчинием, когда какой-либо моиах, или мирянин, неосмотрительно и без испытания делается архисреем. Посему, говорят, не должно производить кого-либо на высоту епископства, если предварительно не пройдет всех церковных степеней чрез определенное и достаточное для каждой стенени время. К сему присовокупляют, что хотя и бывало нечто подобное прежде, по настоятельной нужде, и хотя избранные и немедленно рукоположенные просияли добродетелию и украсили церквн, в которых были предстоятелями, но случающееся редко не есть закон для церкви, которому нам должно следовать и далее. А поелику часто возникало сомнение относительно того, как продолжительно должно быть упомянутое в правиле „определенное“ время, то некоторые сказали, что так как просиявший в богословии великий Григорий в своем слове на пятидесятницу говорит, что священник совершается в семь дней, то и мы должны соблюдать если не большее, то но крайней мере это время относительно каждой степени. Другие сказали, что 10-е правило сардикийского собора определяет, что никто богатый, или ученый от светского служения не должен быть поставляем в епископа, разве когда совершит служения чтеца и диакона и пресвитера, проводя в стенени каждого чина не слишком малое время. Ссылались также на 7-ю главу 1-го титула 3-й кн. Василик, или, что тоже, на 2-ю главу 137 Юстиниановой новеллы, где между прочим говорится, что воин или гражданин не иначе может быть избираем (во епископа), как если безукоризненно проведет монашескую жизнь в монастыре в течении ве менее 15-ти дет, в настаивали, что определенный срок есть 15-тилетний. А мне кажется, что новелла говорит о воинах и гражданах, а правило сардикійского собора – о богатых с торжища и об учителях красноречия, но никак не обо всех монахах, или мирянах: тех и других нужно различать. Прочти еще 123-ю Юстинианову новеллу, в начале которой говорится так: „мы даем право тем, которые производят избрания, если признают какого-либо мирянина, кроме советчика и воина, достойным указанного выше избрания, избирать такового вместе с двумя другими клириками, или монахами; впрочем так, чтобы мирянин, избранный таким образом на епископство, не тотчас был поставлен епиокопом, но предварительно причислялся к клирикам не менее как на три месяца и изучив таким образом святые каноны и священное служение церкви, был рукоположен в епископа.“ II не много спустя опять говорит следующее: „а если кто вопреки упомянутому предписанию будет поставлен в епископа, то повелеваем всячески изгонять его из епископства; а того,кто дерзнул вопреки сему совершить рукоположение, удалять от священного служония на один год, и за учиненный им проступок, все имущеетво, перешед шее в ого власть в какое бы ни было время и каким бы ни было сπособом, передать в собственность той церкви. в которой он состоит епископом.“ Таким образом, если только не препятствует то, что эта новелла не помещена в Василиках, на основании ее решается недоумение, по крайней мере, относительно мирян. Но хотя я думаю, что огсюда не выходить никакого препятствия для разрешения недоумения, тем не менее склоняюсь к тому, что указано св. отцем нашим Григорием Богословом относительно совершения священников, и говорю, что рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться чрез семь дней; и тем более, что это принимает неписанный церковный обычай, допуская такие рукоположения на каждую степень. Прочти еще 13-ю главу 1-го титула настоящего собрания и заметь, на основании настоящего правила, что в церковных чинах те монахи, которые не приняли епископского пострижения, занимают место мирян.
Настоящее правило запрещает возводить на высоту архиерейства, т. е. рукополагать в архиерея мирянина или монаха сразу после избрания, но требует, во-первых, рукополагать его по порядку на каждую степень священства, т. е. в чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, а во-вторых, на каждой из степеней оставлять его на достаточное время(27), после чего, если будет достоин, рукополагать и в епископа. И хотя до сего времени при вынужденных обстоятельствах некоторые из мирян или монахов сразу стали епископами (т. е. не проведя по обычаю определенного времени на каждой степени священства) и оказались достойными, просияв добродетелями и прославив свои области(28), однако же частные и редкие случаи, вызванные обстоятельствами, не становятся всеобщим законом для Церкви (об этом говорит Григорий Богослов, об этом сказано и во 2-м деянии Собора в Святой Софии: «Хорошее, но редко случающееся не может быть законом для многих»). И потому отныне и впредь такого быть не должно. Прочти также Апост. 80.
Хотяи поставлен быти от мирских человек епископ, не скоро да возведен будет на епископьскии престол. Такоже и мних не скоро да взыдет на таковую высоту: но в коемждо чину священнических степеней узаконеное время исполнит, рекше в подиаконстве, и в диаконстве, и в презвитерстве. Аще бо и преже неции вскоре вознесшеся (шедше) на таковую высоту, и добре скончавше, но несть то церковныи закон, иже редко бывает; И сего собора правила, уже в церкви святых Апостолов скончашася о Господе.