размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 40

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Решено: если какие бы то ни было клирики и диаконы не повинуются своим епископам, когда те по вынужденным обстоятельствам своих Церквей хотят возвести их в более высокий чин в своей Церкви, то да не служат они и в той степени, которую не захотели оставить.

Ап. 39, 55; IV Всел. 8; Трул. 34; Лаод. 57; Василия Вел. 89



Толкование

Относительно канонического послушания всех духовных лиц, начиная от пресвитера и ниже, по отношению к своему епископу, говорилось, как мы уже видели, в нескольких правилах. Как основание этого послушания Зонара приводит место из Священного Писания, где предписывается повиноваться наставникам и покоряться им (Евр. 13:17). В данном правиле речь идет о всех, принадлежащих к клиру, лицах, находящихся в зависимости от подлежащего епископа, диаконы же упоминаются не в смысле иерархической степени и служения у алтаря (εν τψ άγιφ βήματι), но вообще в смысле служителей церкви, т.е. исполняющих определенную церковную службу (διαχονίαν τινά, ήγουν υπηρεσιαν), как это видно из слова διαχονεΐν (служить), употребленного в тексте правила. Относительно всех таких служителей церкви, правило постановляет, что они должны подчиняться своему епископу, когда последний, ради важных нужд церкви, пожелает произвести их в высшее достоинство, т.е. возвести из одной степени на другую высшую. Если же кто-либо из церковнослужителей воспротивится этому и не пожелает подчиниться своему епископу, быть может по той причине, что на занимаемой степени ему выгоднее находиться, вследствие больших денежных доходов, или по нежеланию принять на себя больший труд, в таком случае правило предписывает лишить таковых и той службы, какую исполняли они, находясь на прежней степени (εν έκείνω τψ βαθμώ). В правиле сказано, что так нужно наказать церковнослужителей, не пожелающих повиноваться своему епископу, когда тот пожелает произвести их в высшие степени ради важных потребностей своих церквей (δια τινας αναγκαστικά; αίτιας των εκκλησιών αυτών). а если такой важной нужды нет? И в таком случае епископ, на основании установленного церковного порядка (κατά την έκκλησιαστικήν τάζιν, secundum ordinem ecclesiasticun), имеет полное право возводить своих клириков на высшие степени, хотя бы они того и не хотели.
Повину́йтеся наста́вникомъ ва́шим и покаря́итеся, говорит божественный апостол (Евр. 13:17). Итак если какой клирик и диакоп (а диаконом здесь называет не диакона, имеющего рукоположение, но именем диакона правило назвало всякого клирика, как исполняющего в церкви какое-либо диаконство, то есть служение – διακονίαν, то есть ὑπηρεσίαν; и это ясно из слов: „да не служат и в той степени“ , ибо говорит, что и чтецы и прочие служатъ – διακονεῖν – в своей степени); итак если клирик не будет повиноваться своему епископу, желающему произвести его в высшуго степень, например диакона во пресвитера, или иподиакона в диакона и так далее, то он не должен оставаться и в той стенени, в которой был и которую не захотел оставить.

Отвергающий высшую честь потеряет и ту, какую имеет.

Кто от своего епископа почитается достойным бо́льшей чести и призывается к возведению на таковую честь по необходимой церковной причине, но не повинуется не из благоговения, а из пренебрежения; тот должен быть удален и из той стенени, в которой служит и должен лишиться оной; например если был иподиаконом и признаваем был достойным производства во диакона, и ддя епископа было необходимо сделать это, потому что он не имел достаточного числа диаконов и не находил в числе своих подчиненных никого – и безупречного по жизни, и способных по уму.

По видимому, некоторые клирики, быв призываемы епископами их к высшим стененям для пользы церквей, отказывались сделать это, по той причине, что уснокоились в занимаемых ими стененях может быть но причине их доходности или же и по причине телесного спокойствия. Итак отцы определили, чтобы, если какие клирики, ислолняющие какое бы ни было священническое служение (ибо диаконы здесь принимаются не в смысле совершающих диаконство во святом алтаре, но в смысле совершающих какую бы ни было церковную службу), не повинуются своим епископам, желающим произвести их в высшие стенени по настоятельной нужде церквей, но держатся тех степеней, или мест, которые занимают, таковые не были и не служяли и в той степепи, которой не захотели оставить. В виду такого определения правила, некоторые говорят, что этим дается право патриархам и прочиы епископам низводить находящихся под их властию начальников и прочих посвященных удалять от должностей их, а лучше сказать – извергать их, когда они избираются в какие либо церкви и не принимают избрания. А мне кажется, что этим правилом не принуждаются церковные начальники, или другие клирики – принимать и против воли церкви, которые даются им по епископскому назначению, но правило должно относить к тем, которые совершают какия нибудь церковные служения, призываются к высшим почестям, или степеням, и не повинуются епископскому призванию, и особенно когда оно будет сделано для пользы деркви. Ибо если кто нибудь не желает принять хиротонию во епископский сан, то сие должно быть извинено, так как таковый, может быть, имеет благовение пред хиротониею ио какому нибудь похвальному побуждению; а если клирики, или начальствующие лица не слушают своего епископа, когда он призывает их на высшие должности, то это не только не извинительно, но и достойно наказания. Ибо если кто, будучи нанрямер в числе диаконов, отказывается от производства в должность референдария или учителя по причине труда, и не хочет послужить церкви, тот должен подвергнуться наказанию; и если кто, будучи протекдиком, не хочет быть произведенным в должность иеромнимона по причине безвыгодности этой должности, тот должен быть отстранен и от должности протекдика; и если кто, быв чтецом, пе хочет быть произведенные в высшую должность, как трудную, тот должен быть извержен. И это ясно из того, что клирик избирается в епископское достоинство не всяким епископом, но одними теми, которые имеют епископии; ибо митрополиты, не имеющие епископий, точно также и епископы, состоящие под власгию митрополитов, не могут не избирать своих клириков и не наказывают нх по правилам, за непослушание. Следовательно правило должно относить к тем, которые отказываются от производства в высшую церковную должность, и таким образом окажется, что оно имеет место в отношении ко всем епископам и ко всем клирикам. А когда слышишь слова правила об удалении из собственных их степеней тех клириков, которые не повинуются своим епископам, призывающим их к высшей чести по каким нибудь необходимым нуждам церквей их, не скажи, что когда нет необходимой нужды, епископы не имеют права производить в высшие степени своих клириковъ; ибо, хотя бы и не существовало такой нужды, епископ по церковному порядку действительно может своих клириков из известной степени возводить на высшее место хотя бы они сего и не хотели. И заметить, что епископам предоставлено право переводить клириков на высшие места, а никак и не на нисшии; дабы не оскорблять и не бесчестить их чрез смешение чинов священных степеней, и того, который вчера может быть сдедался начальствующим, не ставить выше старейших начальствующих, или и вовсе не бывшего еще начальствующим вдруг не ставить на высшее место. Равным образом заметь, что и церковные должности, то есть начальственвые, зависят не от власти епископов, как некоторые говорят, но от силы и действия правил, равно как и права прочих чинов, то есть диаконов, священников и прочих; ибо, если бы это было не такъ; то не с рассмотрением бы, или не за непокорство киирики лишались бы своих степеней, но благовременно, или безвременно, и когда явилось бы у епископов желание сделать это; но это не было угодно божественным отцам. – Еще заметь, что нет никакого различия между служением в клире и служением в начальственной должности (ἀρχοντίκιον); ибо по той же причине и начальствующий удаляется от своего начальствования, по какой священник и диакон. – Еще заметь, что поелику именем клириков объемлются и монахи; то справеливо будет относить содержание сего правила и к служащим в монастырях.
Кто стал чтецом, певцом, иподиаконом или любым клириком и служителем Церкви, тому следует быть настолько достойным, чтобы в случае необходимости его могли произвести и на более высокую степень священства, как говорит Василий Великий в своем каноническом послании к хорепископам, которое составляет его 89-е правило. Потому и настоящее правило выносит определение о клириках и диаконах, т. е. служителях (согласно Зонаре, наименование «диакон» (διάκονος) употребляется здесь в общем смысле и означает любого служителя, а не именно того, кто рукоположен в диакона, на что указывает и глагол «да не служат» (διακονήσωσι), употребленный далее в правиле). Итак, клирики и служители, которые не оказывают послушания своим епископам, желающим по вынужденным обстоятельствам своих Церквей возвести их на более высокие степени, например, иподиаконов – на степень диаконов, а диаконов – на степень пресвитеров, пусть не остаются и на той низшей степени, которую не захотели оставить. Не захотели не из благоговения, согласно анонимному толкователю, и не по своему недостоинству, но из-за пренебрежения и непослушания, а может быть, из-за того, что на более высокой степени и трудиться надо больше. Проще говоря, такие должны быть извержены из своих степеней и отстранены от служения.
Иже большую честь отревая, к тому и яже имать погубит.
Епископ аще своего причетника усмотрит, достойна суща большия чести, и потребныя ради церковные вины, на сию хощет того возвести, и аще не послушает не говения ради, но небрежением: аще есть иподиакон, и усмотрив его епископ, яко требен есть вышьшему степени, восхошет того поставити диакона, или диакона суща на презвитерство возвести, понеже в церкви его не доволном суще диаконом, или презвитером, не возможет обрести подобна тому, и житием не порочна, и словом искусна, он же не восхощет, да преставлен будет от степене в нем же служит, ослушания ради, да и то погубит.