размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Константино­польский (двукратный), Правило 13

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Вселукавый, посеяв в Христовой Церкви семена еретических плевел и видя, как их с корнем посекает меч Духа, вступил на другой путь коварства, покушаясь разделить Христово тело безумством раскольников. Но решительно отражая и этот его злой замысел, святой Собор определил на будущее время: если пресвитер или диакон, обвиняя собственного епископа в неких преступлениях, дерзнет прежде соборного рассуждения, рассмотрения дела и окончательного осуждения епископа отложиться от общения с ним и не будет возносить его имя согласно Преданию Церкви на литургии во время священных молитв, то он подлежит извержению и лишается всякой священнической чести. Ведь находящийся в сане пресвитера, но похищающий суд митрополитов и сам по себе прежде суда осуждающий своего отца и епископа не достоин и чести или имени пресвитера. А те, кто следует за ним, если они священнослужители – пусть и они будут лишены своей чести; если же монахи или миряне – пусть будут совершенно отлучены от Церкви, до тех пор пока не возвратятся к собственному епископу, с отвращением отвергнув общение с раскольниками. (Апост. 31; IV Всел. 18; VI Всел. 31, 34; Двукрат. 12, 14, 15; Антиох. 5; Гангр. 6; Карфаг. 10, 11, 60.)

Ап. 31; II Всел. 6; III Всел. 3; IV Всел. 18; Трул. 31, 34; Гангр. 6; Сердик. 14; Антиох. 5; Карф. 10, 11; Двукр. 14, 15



Толкование

Предписания о каноническом послушании клира своему епископу содержатся во многих правилах, начиная с Апостольских и до настоящего собора IX века (см. параллельные правила). В прежние времена случалось, что отдельные пресвитеры возводили несправедливо обвинения против епископа, будто его деяния направлены против благочестия и правды (εν ευσέβεια και δικαιοσύνη), и отделялись от своего епископа и производили раскол (σχίσμα). за это как эти пресвитеры, так равно и все их споспешники, подвергаемы были строгим взысканиям (Ап. 31). Когда подобным беспокойным пресвитерам не удавалось обвинить в ереси своего епископа, и на основании этого отделиться от него и в послушании ему отказать, тогда таковые нашли бы причину обвинить его в каких-либо преступлениях, но, не ожидая, что эти преступления будут расследованы и доказаны, самовольно прерывали общение со своим епископом, переставали поминать при богослужении его имя и создавали раскол. Против таковых беспокойных пресвитеров издано настоящее (13) правило, которое предписывает, чтобы извержены были и лишены всякой священнослужительской чести пресвитеры и диаконы, которые осмелятся отказать в послушании своему епископу прежде, чем их преступление будет соборно разобрано и доказано, прежде, чем подлежащий церковный суд произнесет свой окончательный приговор; ибо, говорит правило, не достоин ни чести, ни имени пресвитера тот, кто голословно и без судебного разбирательства обвиняет своего епископа и отца, и этим присваивает себе власть митрополита, исключительно призванного судить о преступлениях епископов. Таковому наказанию подвергает настоящее правило и всех прочих клириков, которые присоединятся к раскольническим пресвитерам; относительно же монахов и мирян предписывает, чтобы отлучены (άφοριζέσθωσαν) были от церкви, пока не опомнятся и не возвратятся к своему законному епископу.
Различным образом, говорит правило, лукавый злоумышляет против Христовой церкви. Ибо когда увидел, что плевелы ересей посечены мечем Духа, измыслил другие козни, чтобы рассечь тело церкви и уничтожить ее единство. Таково и есть безумие раскольников, воспящая которое, говорят отцы собора, определяем, чтобы никакой пресвитер, илн диакон не дерзал отступать от епископа, под властию которого состоит, не прерывал общения с ним, и не переставал возносить, по обычаю, его имя, зазирая своего епископа, прежде чем представленное против него обвинение будет рассмотрено собором и произнесен окончательный приговор, осуждающий его; а кто сделает так, будет извержен. Ибо кто, состоя в достоинстве пресвитера, восхищает себе суд митрополитов (так как епископов судять митрополиты), и прежде суда осуждает своого епископа, который есть ему отец по духу, тот не достоин того, чтобы почитали его и именовалн как пресвитера; и последующие за отщепенцем, если они и сами посвященные, должны быть извержены, а миряне или монахи – отлучены от церкви совершенно, т. e. извергнуты, так, чтобы не имели права и входить в церковь. Ибо отлучение (άφορισμός) есть как удаление от причащения божественных таин, так и нахождение вне церкви: последнее отцы назвали совершенным, как более тяжкое и вполне отделяющее отлученного от верных. Сроком такого отлучения назначено обращение виновных: ибо, говорит правило, они должны быть в отлучении, доколе не обратятся к своему епископу, отвергнув сообщество с раскольниками.
Если какой пресвитер, или диакон, заподозрив своого епископа в преступлении, отступит от общения с ним прежде соборного расследования и не будет возносить его нмени, да будет извержен и лишен всякой священнической чести. А последующие ему, если это посвященные, должны лишиться своей чести; монахи же, или миряне да будут отлучены, пока не обратятся.
Когда по благодати Божией прекратилось зло от ересей, отцы стали усматривать, что некоторые посвященные, по сатанинскому навождению, уклоняются в безумие раскольников, отделяясь от общения с своими епископами, не за их нечестие или несправедливость (что было бы согласно с 31-м апостольским правилом), но потому только, что, например, кто нибудь взводил на них обвинение в преступлении. Исправляя сие, как дело, рассекающое тело Христово, то есть церковь, (отцы собора) определили извергать тех священников и диаконов, которые дерзнут так незаконно отделяться от общения с своим епископом, прежде окончательного соборного осуждения его, и не возносить при божественных священнодействиях его имени, согласно церковному преданию. Ибо, говорят, не достоин имени и чести пресвитера тот, кто бесстыдно присвояет себе суд митрополита, каковой он, может быть, должен был произвести над епископом, и кто берет на свою совесть осуждать своего отца, епископа, тем, что прерывает общение с ним, как бы уже на самом деле осужденным. И не только таковых определяют отды извергать, но и последовавших им, если они посвященные; мирян же отлучать и оставлять под епитимиею, пока не придут в сознание зла и не обратятся к своему епискоииу. Прочти еще 1-ю главу 12 титула настоящего собрания и 1-е правило св. Василия. Но кто нибудь спросит: так как правило наказывает только пресвитеров и диаконов – отщепенцев, то понесет ли такое же наказание другой клирик, отделяющийся от общения с своим епископом, или нет? Решение. Так как правило извергает не только тех посвященных, которые были главными виновниками (раскола), но и тех, кто следует им, то по необходимости все клирики – главные виновники раскола, кто бы они ни были, должны быть извергнуты из своих степеней. А хорошо правило упомянуло только о пресвитерах и диаконах, потому что они главным образом производят раскол, как совершающие служение св. олтаря и могущие возносить, или невозносить имя епископа. Если же возразишь мне, почему нижеследующее правило упомянуло только о пресвитере, но умолчало о диаконе, то опять услышишь, что возношение имен епископов есть более дело священников, чем диаконов: потому-то об них и чаще упоминается.
Как еретиками, так и раскольниками диавол пользуется для того, чтобы разделить тело Христово, т. е. Его Церковь. Поэтому настоящее правило определяет: пресвитер или диакон, которые отделятся от общения со своим епископом и не будут поминать по обычаю его имя до того, как Собор разберет его преступление и вынесет приговор, пусть будут извергнуты. Они не заслуживают достоинства и имени пресвитера или диакона, потому что осудили епископа, своего отца по духу, и похитили право митрополитов судить. Ведь митрополиты, а не клирики судят епископов. А те, которые состоят в общении с этими отступниками, пресвитерами и диаконами, если они священнослужители – пусть будут извергнуты, а если монахи и миряне – отлучены не только от Божественных Таинств, но и от Церкви, до тех пор пока не возненавидят этих отступников и не соединятся со своим собственным епископом(21). Смотри и Апост. 31.
Аще который презвитер, или диакон, якожо се мня, сведыи своого епископа согрешша, прежде суда и уведения всех епископ собора отступит от общения его, и не поминает имене его в службе, да извержется, и всея священническия чести да будет лишен: последующии же ему, аще суть священници, своея чести да отпадугь: мниси же и мирстия человецы, да отлучатся, дóндеже обратятся.