размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Гангрский, Правило 21

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Это мы пишем, чтобы отвергнуть не тех, которые хотят подвизаться в Церкви Божией согласно Писаниям, но тех, которые делают подвижничество поводом для гордости, возносятся над живущими проще их и вводят новшества вопреки Писаниям и церковным правилам. Итак, мы и девством, соединенным со смиренномудрием, восхищаемся, и воздержание, соблюдаемое со святыней и благочестием, приемлем, и удаление от мирских попечений, совершаемое со смиренномудрием, одобряем, и честное супружество уважаем, и богатство, сопряженное со справедливостью и благотворительностью, не презираем, и скромность и простоту одежд, служащих лишь для попечения о теле, хвалим, от излишеств же и роскошества в одежде отвращаемся, и дома́ Божии почитаем, и в бывающих там собраниях, как святых и полезных, охотно участвуем, не потому, что заключаем благочестие в домах, но потому, что почитаем всякое место, устроенное во имя Божие, и собрание в Церкви Божией как служащее на общую пользу одобряем, и щедрые благодеяния братьев, которые они, согласно преданиям, оказывают нищим через Церковь, ублажаем, и, коротко сказать, желаем, чтобы в Церкви было все, преподанное Божественными Писаниями и апостольскими преданиями.

Ап. 31, 51, 53; IV Всел. 4; Трул. 27, 80; VII Всел. 16; Гангр. 5, 20; Антиох. 5; Сердик. 11; Карф. 83



Толкование

Настоящее правило является общим заключением всех вышеизложенных (20) правил этого собора. Излагая подробно ложное учение евстафиан и их последователей, отцы гангрского собора вспоминают здесь последовательно все отдельные пункты этого учения. В своих 20 правилах они особо предают анафеме каждый из этих пунктов, в данном же правиле (21) они, по поводу этого учения, излагают общие правила для каждого православного христианина.

Так как евстафиане проповедовали строжайший аскетизм, понимая его односторонне и противно учению церкви, то гангрские отцы тотчас же в начале правила говорят, что подвижничество (ασκησις) может быть только в истинной Христовой церкви, а не вне ее, что оно должно быть таково, каким изображает его Священное Писание, и что только таков подвижничество свято и угодно Богу. Таким образом, насколько отцы собора уважают и ценят тех, которые подвизаются в истинном благочестии, постольку же они осуждают тех, которые поступают противно Священному Писанию и церковным правилам, проявляя под видом подвижничества человеческую гордость, разрушая утвердившийся порядок церковной жизни и вводя в церковь новшества (καινισμοός). Противопоставляя все это вообще взгляду евстафиан на подвижничество, отцы собора в настоящем своем правиле приводят несколько наставлений, долженствующих впредь иметь значение правил, а именно:

необходимо чтить девство (παρθενίων), когда оно соединено со смирением и не выставляется перед другими, как некая особенная личная заслуга;

нужно одобрять воздержание (έγκράτειαν), когда оно соблюдается достойно и с благочестием и когда оно делается искренно и с христианским намерением;

хорошо уклоняться от мирских дел и предаваться отшельнической жизни, но все это должно быть совершаемо смиренно и с добрым намерением.

Брак установлен Богом и честен, поэтому его следует уважать.

Богатство не следует осуждать, если оно приобретено честно и если оно соединено с благотворением бедным.

Простота и неизысканность в одежде похвальна.

Необходимо полнейшее уважение к святым церквам, так же как и ко всякому другому месту, посвященному в честь и имя Божие, поэтому и происходящие там братские собрания необходимо уважать и посещать их;

нужно чтить, как подобает, общественную службу (συνέλευσιν), совершаемую в каждой церкви, на благо людей и всего мира;

нужно уважать и богатых людей, оказывающих из своего имущества помощь бедной братии, если они это делают согласно преданию (κατά τάς παραδόσεις) через Посредство церкви.

Изложивши все это в настоящем своем правиле, отцы собора повторяют в конце его то, что было ими сказано в начале, а именно, что необходимо охранять святую церковь от новшеств и заботиться о том, чтобы все, предписанное Священным Писанием и Апостольским Преданием, оставалось в ней святым, ненарушимым, потому что в противном случае откроется путь евстафианству и другим подобным религиозным обществам, которые не могут называться церковью.

Отцы сего собора, запретив верным совершать некоторые из дел, почитаемых добродетельными, например, хранить девство, как будто бы брак препятствовал спасению души, поститься в дни, когда пост запрещается, расторгать брак для мнимого подвижничества, не воспитывать детей или не питать в старости родителей, конечно для упражнения в добродетели, и все подобное, теперь оправдывают себя в этом, говоря: мы определили это, не преграды поставляя тем, которые избирают подвижничество, но исправляя тех, которые гордятся сим, превозносятся и вводят нечто новое вопреки божественным писаниям. Ибо мы принимаем и это и это, удивляемся и этому, и далее все, что у них исчислено, и желаем, чтобы все совершалось согласно с божественными писаниями и апостольскими преданиями, обозначив именем божественных писаний все заповеданное верным письменно, а именем преданий указав неписанные обычаи. Ибо и гражданские законы и божественные правила установляют, чтобы имели силу и действовали и неписанные обычаи, испытанные и утвержденные временем. И великий во всем Василий в различных своих словах ведет длинную речь о соблюдении их.
Настоящий собор, собравшись и по другим церковным нуждам, рассмотрев также то, что относилось к Евстафию, и нашедши, что последователи Евстафия делают многое незаконно, изложил сии правила, дабы мы не впали в ересь их, то есть мессалиан и евхитов. Ибо они и законный брак отвергают, и мяса гнушаются, презирают церкви и алтари и происходящия в них собрания, и учат составлять особыя собрания и молиться в своих молитвенницах, и составляя особыя учения и собрания, совершают церковныя таинства без воли епископа, или пресвитера; и вообще, преступая всякое церковное правило, имеют отдельные законы, а скорее каждый из них, чтобы ни пришло ему на ум для оклеветания церкви и ко вреду для себя самого, это предлагает. Итак поэтому сей святый собор, осудив ересь их и изложив эти правила, повелел быть им вне церкви. Итак если кто или отвергает законный брак, или осуждает ядущего мясо, кроме удавленины, или идоложертвенного; или учит рабов оставлять господ, под предлогом благочестия, и пренебрегать сужением им; или кто сомневается причаститься божественных Таин от женатых пресвитеров; или оставляя домы Божии и церковь в той мысли, что невозбранно можно пренебрегать ими, и составляя особыя собрания, предлагает другие учения; или кто без воли епископа, или пресвитера, по пренебрежению к ним, совершает церковные таинства, потому что думает, будто его молитва имеет великую силу; или кто учит – те плодоприношения, которые с древних времен даются церкви, и употребляются на благотворения епископом и теми лицами, которые произведены будут от него для распоряжения ими., не приносить в церковь, но отдавать ему и тем, которые с ним, как святым; или кто предпочитает браку девство не за самую доброту девства, но потому что гнушается браком, и надмевается пред состоящими в браке; или кто не собирается с призывающими на вечерю любви, после церковного отпуста, для принятия хлеба и вина, но отвергает их, и по причине надменности не хочет сообщаться с ними, не смотря на приглашение; или кто уничижает имеющего богатство праведно и для благотворения; или кто хулит носящего шелковую одежду, сам придумывая какия-нибудь странныя одеяния, думая, что от них он делается праведным; или если окажется, что и какия-нибудь жены облекаются в мужские одежды с отложением обычной женской одежды, и думают, будто бы от этого кажутся они почтенными и праведными; или расторгают союз со своими мужьями, по причине гнушения браком, или оставляют своих детей и не воспитывают их и не направляют их, на сколько от них зависит, к надлежащему богопочтению, но под предлогом благочестия небрегут о них, и остригают женские волосы, притворно показывая благочестие; или опять – если дети удаляются от верных родителей, не отдавая должного почтения родителям, потому, конечно, будто предпочитают благочестие; или если кто нарушает посты преданные нам, о которых узаконено, чтобы они были соблюдаемы всею церковию, и предпочитает поститься в воскресный день, или в субботу; или кто надменно клевещет на мученические собрания и совершаемые в них служения и гнушается ими; – итак если окажется кто-нибудь делающим что-либо из исчислено выше, то как надмевающийся пред живущими более просто и преступающий церковные чиноположения и вводящий по своей гордости новизны, да будет анафема. Ибо церковь почитает девство, соединенное с смиренномудрием, приемлет и удаление от мирских дел, если оно совершается точно также, чтит и воздержание, соблюдаемое с честностию и правоверием, и честное сожительство в браке, и богатства с правдою и благотворением не уничижает, и умеет хвалить простоту и малоценность одежд, употребляемых не по гордости но только ради неизысканного попечения о теле, равно как не принимает одевающихся в мягкие и изысканные одежды; и вообще принимает все то, что во имя Божие может послужить для общей пользы. Но она и отвергает с силою и гнушается тем, что по гордости и пренебрежению и ненависти к преданному божественными отцами установляется в противность сему и особенно если делающие это выставляют предлогом богопочтение.

Поскольку отцы настоящего Собора запретили многое из того, что представляется добродетелью, например: сохранять девство, отвращаясь от брака, не поститься в дни разрешения от поста и т. п., то теперь, в этом последнем своем правиле, они говорят в оправдание: «Мы вынесли эти определения не для того, чтобы препятствовать тем христианам, которые желают проводить подвижническую жизнь в Боге согласно правилам и Божественным Писаниям, но для того, чтобы исправить тех, которые берут на себя подвиг с гордостью, превозносятся над другими и привносят нечто новое в церковные правила. Ведь мы и девство хвалим, если оно соединено со смиренномудрием, и воздержание, соблюдаемое со смирением, и честной брак уважаем, и богатство, совмещенное со справедливостью и милосердием, не презираем. Бедную одежду, которую носят не для украшения, а лишь ради необходимого попечения о теле, восхваляем, а мягкую и предназначенную для украшения отвергаем и ненавидим. Церкви Божии и бывающие в них собрания верующих как святые и душеполезные одобряем – не потому, что мы ограничиваем ими все благочестие и поклонение Богу, но потому, что почитаем храмы, построенные во имя Бога во всяком месте. И изобильные благодеяния и милостыни, подаваемые нищим братьям через Церковь согласно отеческим преданиям, ублажаем. Одним словом, мы молим и просим Бога о том, чтобы в Его Церкви и в Его христианах оставалось действенным все то, что установлено Божественными Писаниями и апостольскими преданиями».

Прочти также Апост. 51, VI Всел. 27, 8о и примеч. к Апост. 51.

Толкование всем преждереченным правилом, святаго сего собора, иже в Гангре. На сем святем соборе, святии отцы, инех ради церковных потреб сошедшеся. Взыскавше же и о Евстафии некоем, и обретше многа беззакония от того Евстафия, и от сущих с ним бываемая, правила сия изложиша, да не в ересь их впадаем, рекше в месалианскую, иже и молебницы именуются: тии бо и законныи брак отмещут, и мяс ядения гнушаются: и рабы учат отходити от господей своих, и готово таковыя приемлют. О церквах, и о алтарех небрегут, и о бывающих в них соборах во время пения. И особь собиратися, и в церквицах сущих в домах их учат молитися, епископи и пресвитери церковныя сотворяют тайны, рекше службы содевают: и просто рещи, вся правила церковная преступающе, законы имеют особны. Паче же кождо их еже аще помыслит на церковное оклеветание, и на свою пагубу, то и прилагает. Таковых убо ради сей святыи собор, ересь их осудивше, вон изверженном быти тем от церкве повелевше. Аще убо кто, или законныи брак отмещет, или мяса ядущего осуждает, кроме удавленины и мертвечины, и идоложертвенных: или рабы учит отходити от господей своих изветом благоверия, и о работе их не пещися: или рассуждает, божественных Таин причащение не приимати от пресвитера имуща законную жену: или дом Божии, еже есть церковь оставляет во время пения, и отходит, яко в небрежение положив: и особь собиратися учение творит; или без воли епископли или без пресвитера, якоже не брегии о них, церковная творит таинства, рекше службу содевает, понеже мнит молитву свою, велику крепость имущу; или учит иже от прежних времен даемая плодоношения церкви на благотворение раздаваемая, от епископа же, и от поставленных от него на строение не приносити к церкви, но себе же и сущим с ним, яко сущим святым даяти таковая; или аще кто девство не тоя деля самыя добрыя чистоты честнейшо брака творит, но якоже брака гнушаяся, и на женящегося вознося и гордяся; или не приходит к позванным на трапезу Господа ради, по церковнем отпущении, на вкушение хлеба и вина, но отмещется, и не приобщаяся с теми званными, и не хощет гордости ради; или богатящагося с правдою и с благотворением уничижает; или брачныя ризы носящим ругается, сам странну некую одежду промышляя, якоже таковыя оправдатися хотя; или аще жены некия обрящутся мужеския ризы носяще, на поругание общее женския одежди, якоже того ради мнящеся чисты быти и праведны; или от своих муж, гнушающеся брака, распущаются; или чада своя оставляюще и не питающе их, и не наказующе их, елико же есть подобно на благоверие, но изветом воздержания небрегуще о них; или власы главы женския остригающе отнюдь, якоже се мняще благочестия ради; или аще паки чада верных родитель, оставльше родители отходят, и подобныя чести родителем не воздают, якоже мняще честнее быти благочестие; или аще кто преступает преданыя нам посты, обще от святыя церкве хранити узаконеныя; или кто в неделю или в субботу постится, разве единыя субботы великия; или кто святых мученик памяти, и яже в них бывающыя службы, яко горд сыи оклеветает и гнушается. И аще убо кто от преждереченных и почтенных обрящется что-либо таковое творя, якоже возносятся и уничиживая просто живущыя, и церковныя преступая законы, и новое нечто вводя от своея буести, да будет проклят. Церковь бо и девство с смиренномудрием похваляет; и воздержание с благоверием и чистотою бывающее приемлет; и отшествие от мирских вещей со смиренною мудростию удивляет; и брака чистое сожитие почитает; и богатства с правдою и со благотворением не похуляет: и простую и худую одежду, потребы ради токмо телесныя носиму без лицемерия похваляет; худыя же и раздранныя ризы носящих с лицемерием отвращается; и домы Божия почитати повелевает; и соборы иже в них яко святы и полезны облобызает: не затворяющи благочестия в людских домах, но всяко место во имя Божие созданное почитающи. И в тех церквах собирание на пение и на общение и пользу всем людем приемлет. И премногое благотворение, еже творят братия нищим, по древнему преданию ублажает. И вся собравши рещи, вся иже от божественных писаний, и от апостольских предании предания, церкви облобызает;