размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 94

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Угодно было, чтобы местные епископы по возможности разрушали алтари, которые якобы в память мучеников устанавливаются повсюду на полях и в виноградниках и в которых не окажется ни тела, ни части мощей мучеников. Если же народные возмущения не позволяют этого сделать, тем не менее должно увещевать народ, чтобы он не собирался в таких местах, и чтобы правомыслящие не связывали себя никаким суеверием по поводу этих мест, и чтобы даже и память мучеников совсем не совершалась нигде, кроме тех мест, в которых находится тело или какая-то часть мощей или о которых сохраняется древнее предание. А алтари, сооружаемые где бы то ни было по причине сновидений и ложных откровений некоторых людей, следует всеми способами отвергать.

Ап. 31; IV Всел. 4; Трул. 81; VII Всел. 7; Антиох. 5



Толкование

Согласно постановлению нескольких правил (Трул. 31 и парал. правил), ни одна церковь не может быть воздвигнута без разрешения подлежащего епископа, который посредственно или непосредственно должен освятить ее, положив в основание алтаря частицы мощей святых мучеников. Так как некоторые, как видно из правила, воздвигали на своих полях и виноградниках алтари (θυσιαστήρια), руководствуясь тем, что они видели нечто чудесное во сне или что это им было открыто пророческим даром некоторых людей, и таким образом вводили в заблуждение простой народ и наносили вред православной вере, то правило предписывает по распоряжению епископа разрушить каждый подобный алтарь, построенный под предлогом прославления мучеников, а в действительности не только не имеющий под алтарем мощей мучеников или частицы их, но никто и не помнил, чтобы там когда-либо находился или страдал какой-нибудь мученик. Если же народ воспротивится разрушению алтаря и начнет бунтовать, то, как говорит правило, необходимо поучать его, внушая, что в таких местах грешно собираться православным, которые не должны увлекаться суеверием и оскорблять тем самым память истинных Христовых мучеников.
Некоторые в том предположении, что делают благочестивое дело, строили на полях и в вертоградах молитвенные домы во имя мучеников, сооружая их бѵдто бы по сновидениям и откровениям. Итак правило предписывает, чтобы таковые здания, если в них не положено ни тел мучеников, ни каких либо останков мученических, были разрушаемы местными епископами. А если народ станет сопротивляться производя смятения и недозволяя разрушать их, то правило предписывает вразумлять толпу, чтобы не собиралась в этих местах, и чтобы православные не были привлекаемы к ним суеверием и не совершали в иих памяти мучеников, разве только действительно лежит там тело или останки мученика, или этот олтарь построен в древние времена; а все те олтари, которые получили начало в следствие сновидений и откровений своим соорудителям, должны быть ниспровергнуты.
Олтарь, существующий на полях, или в вертоградах, в которых не положено мученического останка, должен быть разрушен, если нет народного смятения; также все те олтари, которые ставятся по сновидениям и ложным откровениям.

Те из молитвенных домов, которые поставлены не с молитвою епископов и в которых не положено мученических останков, не суть священны. Поэтому и олтари, существующие на полях или в вертоградах, без молитвв епископа и без положения в них мученических останков, должны быть, если возможно, разрушаемы; если же смятение народа препятствует сделать это, то по крайней мере нужно вразумлять народ, чтобы он не собирался в них. Должны быть также разрушаемы и олтари, поставляемые по сновидениям и ложным откровениям; ибо диавол, будучи тьмою, принимает вид света и, под предлогом благочестия, уловляет человеческие души.

Правилами постановлено, чтобы не иначе был сооружаем где либо молитвенный дом, как с епископского дозволения, или если лично им будет совершена на месте молитва основания, и водружен крест, и храм освящен посредетвом положения св. мученических останков. А поелику некоторые, как видно, сооружали на полях и в вертоградах олтари в следствие сновидений или ложных откровений, без согласия епископов, и, прельщая более простых людей посредством незаконных собраний и ложных сновидений, ниспровергали православную веру: то было постановлено, чтобы такие олтари, сооруженные будто бы в память мучеников, но не имеющие тел, ни останков мучеников, и не воздвигнутые в древности в память о том, что здесь или обитали блаженные и мученики, или имели собственность, или претерпели мученические страдания, наконец, как сказано, все олтари не освященные, были разрушаемы местными епископами. А если, говорит правило, народ сопротивляется, производя смятения, то должно вразумлять его, чтобы не собирался в этих местах и чтобы православные не были привлекаемы к ним суеверием и не совершали в нихъ памяти мученико. Заметь настоящее правило, потому что оно представляет много полезного по отношению к деревенским церквам; ибо много подобного делается сельскими мужичками, которые принимают жен неистовствующих по навождению демонов и будто бы провидящих будущее, и мужей показывающих вид, что они одержимы бесом, и делающих в таких церквах нечто такое, о чем и говорить недостойно.

Заметь из настоящего правила, что сновидения, каковы бы ни были, не должны быть принимаемы, и последующие оным наказываются, как принимающие тень за действительность и прельщаемые демонами. Исключи отсюда откровения от Бога людям, достойным божественного откровения, как например Иосифу, Даниилу и другим; таким образом жизнь и святолепие принимающего сновидение, или придает ему значение, как откровению, илн обличает оное, как демонское прельщение и обман; ибо демоны часто предсказывают будущее людям недостойным, посредством сновидений, дабы таким образом привлечь их и обольстить, при чем они открывают будущее с вероятностию, но не с точностию.

Некоторые якобы из благоговения или же из-за каких-то видений и ложных откровений, которые они видели во сне, строили в полях и виноградниках молитвенные дома в честь мучеников. Поэтому настоящее правило определяет, что если в этих молитвенных домах и алтарях не хранится целого тела или части мощей мучеников и если нет никакого древнего предания о том, что они когда-то там находились, иными словами, если эти молитвенные дома не освящены на мощах мучеников и воздвигнуты без положенных молитв архиерея или иерея, в таком случае они, если возможно, должны быть разрушены. Если же толпа этому препятствует, то архиереям нужно вразумлять людей, чтобы они не устраивали благочестивых собраний в таких местах и не впадали в суеверие и заблуждение, считая, будто эти алтари построены по божественному откровению (ибо диавол, будучи тьмой, часто принимает вид Ангела света, по слову божественного Павла (2Кор.11:14), чтобы ввести в заблуждение человеческие души, прикрывшись видом и именем благоговения). И пусть не совершается там память мучеников, но, напротив, пусть эти святилища любыми способами отвергают и не воздают им благоговейного почитания. Смотри также VII Всел. 7.
Правило 84. Домов молитвеных без воли и без молитвы епископли несозидати, но и разоряти. Жертвеницы, иже в селех, или в нивах, или в виноградех, в них же не лежат мощи святых мученик, но токмо людскии бывает мятеж: и елицы же жертвеницы от привидениа, и от суетного откровения, составлени бывше, вси да раскопаются.

Толкование. Елико же молитвеных домов, рекше церквей, без воли и без молитвы епископли, создано бысть, в них же ни мощи святых мученик положени быши, таковые церкви не священи суть. Сего ради убо яже на полях и в нивах, или в виноградех созидаемые церкви, без воли и без молитвы епископли, и без положения мощей святых мученик, аще есть мощно, да раскопаются. Аще же людскии мятеж возбранит сему быти, поне наказание да приимут, не творити в них молвы, ни пирования еллинского, ни плясания бесовского. Да раскопаютжеся, и иже сонного ради привидения, и откровения ради суетного создания церкви. Диавол бо тма сыи в привидениин в свет прелагается, и изветом благобоязньства прельщает человеческие души.