размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Сардикийский, Правило 20

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



И пусть отныне это станет хорошо известно и будет исполнено, в случае если любой из нас, епископов, живущих близ дорог или на главном пути, увидев епископа, выяснит причину его путешествия и то, куда он держит путь. Если окажется, что епископ направляется к императорскому двору, пусть выяснит обстоятельства, оговоренные выше. И если он идет по приглашению, то да не будет ему никакого препятствия на пути. Если же он спешит ко двору ради того, чтобы, как уже сказано любви вашей, показать себя или по просьбам некоторых, то не должно ни подписывать его грамот, ни оставаться с таковым в общении.

Антиох. 11; Сердик. 7, 8, 9, 20; Карф. 104, 106



Толкование

Данное правило, как видно из его начальных слов, является продолжением и дополнением 19 (Аф. Синт. 20) правила. Оба правила находятся в связи с постановлениями 7, 8 и 9 правил этого собора, направленных против епископов, которые стремились из-за всякого дела отправляться в императорский дворец; цель всех этих правил охранить епископское достоинство и значение.
И сие дознано будет. Что такое? То, чтобы не подвергалось осуждению священство из-за бесстыдства немногих. И будет исполнено. Каким образом? Если каждый из нас, поставленных епископами на припутиях, то есть находящихся в городах, лежащих на больших дорогах, или на путях водных (καναλίῳ), по которым без затруднений проходят путешествующие, как проходит вода в водопроводе (ибо каналом κανάλης называется водопровод, а слово это – римское), – и так если каждый из нас, говорят, увидев епископа проходящего куда-нибудь, будет спрашивать о причине мимошествия, и куда направляет он путь, и за чем, то и причина осуждения епископов будет устранена; и если узнает, что он отправляется в воинский стан, то да вопросит по разрядам, выше постановленным, то есть по указанным уже в 7-м, 8-м и 9-м правиле сего собора разграничениям. И если он идет по призыву царя, то не должен препятствовать ему идти; если же идет куда-нибудь на показ, чтобы показать себя, и учить в другом городе и постыдить поставленного там епископа, или направляется в воинский стан, т. е. идет к царю с ходатайствами, то есть имея прошения; то ни грамат его, то есть мирных писем, не должен подписывать, ни быть в общении с ним, как с изверженным на основании правила. Ибо в одиннадцатом правиле антиохийского собора сказано, что никто не может идти к царю, если не имеет грамат митрополита области и епископов ея; а кто поступает не таким образом, лишается своего сана.

Покушающийся по гордости преступить прекрасно и богоугодно постановленное, не епископ. Епископ, увидев епископа, идущего в воинский стан, не должен препятствовать, если узнает, что он идет за чем-нибудь таким, о чем сказано выше; если же иначе, должен предъявлять отлучение от общения.

Кто не соблюдает прекрасных и богоугодных постановлений, но по гордости и тщеславию дерзает уклоняться к чему-нибудь другому в противность им; тот должен быть лишен чести и достоинства епископства. А поелику уже постановлено правилами, чтобы епископ не иначе ходил в воинский стан, как если будет призываем царскими граматами; то у епископа проходящего тот епископ, у которого он остановится, должен спрашивать о причине путешествия. И если найдет, что он таким образом отправляется в воинский стан, то не должен делать ему никакого препятствия, но должен проводить его с честью, и писать епископам, находящимся в области, и всем своим собратиям, чтобы принимали его без подозрения, так как он совершает путешествие согласно с правилами и без соблазна; а если найдет, что он идет в воинский стан по иным побуждениям, или по тщеславию, или для ходатайства о ком-нибудь, не приличествующего ему, как архиерею: то не должен ни вступать с ним в общение, ни подписывать его грамат, ни вообще удостаивать его какого либо попечения.

И сие дознано будет. Что такое? То, чтобы не подвергалось осуждению священство из-за бесстыдства немногих. И будет исполнено. Каким образом? Если каждый из вас, поставленных епископами на припутиях, то есть находящихся в городах, лежащих на больших дорогах, или на путях водных (καναλίῳ), по которым без затруднений путешествующие проходят, как проходит вода в водопроводе (ибо каналом κανάλης называется водопровод, а слово это – римское), – увидев проходящего куда-нибудь епископа, будет спрашивать о причине мимошествия, и куда он направляет путь и зачем, то и причина осуждения епископов будет устранена. И если узнает, что он отправляется к воинский стан, то да вопросит по разрядам выше поставленным, то есть по указанным уже в седьмом и осьмом и девятом правиле этого собора разграничениям. И если он идет по призыву царя, не должен препятствовать ему идти; если же идет куда-нибудь на показ, чтобы показать себя и учить в другом городе, и постыдить поставленного там епископа, или направляется в воинский стан, то есть идет к царю с ходатайствами, то есть с прошениями, то ни грамат его, то есть мирных писем, не должен подписывать, ни быть с ним в общении, как с изверженным на основании правила. Ибо в одиннадцатом правиле антиохийского собора сказано, что никто не может идти к царю, если не имеет граматы митрополита области и епископов ее, а кто не делает так, тот лишается своего достоинства. Содержание правила состоит в этом. А я думаю, что осведомляться о причинах, по которым путешествуют епископы, предоставлено тем епископам, которые имеют власть над ними, то есть митрополитам и патриархам; ибо если проходящий епископ вовсе не подчинен архиерею, находящемуся на пути, то не должен подвергаться расследованию относительно путешествия, то есть если епископ Экзамилия, или Редеста проходит в сей царствующий град чрез фракийскую Ираклию, то справедливо будет обязан своим митрополитом, то есть митрополитом Ираклии, сказать причины, по которым отправляется в Константинополь. А если чрез ту же Ираклию отправляется в царствующий град какой либо епископ, подчиненный фессалоникийскому митрополиту, то он должен быть допрошен фессалоникийским митрополитом, а ираклийский не должен требовать у него отчета; ибо требование, чтобы проходящие епископы давали отчет в своем путешествии каждому попутному епископу – противно, как мне кажется, тем правилам, которые определяют, что не подлежащие епископы не должны входить в дела чужих епископов.
Чтобы назначить епитимию для нарушителей, было составлено и настоящее правило, которое говорит: «И пусть это станет известно...» Что «это»? Именно то, что священство не должно подвергаться обвинениям из-за бесстыдства некоторых. «И будет исполнено». Каким образом? Если каждый из нас, епископов, находящихся на общественных дорогах и переправах, через которые должны проходить все, кто идет в императорский дворец (располагавшийся в то время в Риме), – подобно тому, как по каналу, т. е. водопроводу, проходит вода, – итак, если кто-то из нас увидит другого проходящего там епископа, пусть спрашивает его, по какой причине он здесь проходит и куда направляется. И если узнает от него, что он следует в императорскую ставку, пусть опять спрашивает его, по тем ли причинам, которые упомянуты в 7, 8, и 9-м правилах, он идет (т. е. ради помощи сиротам и вдовам и для освобождения осужденных) и приглашал ли его император. И если узнает, что он идет по приглашению императора, пусть не препятствует ему. Если же он направляется для того, чтобы добиться мирских должностей для неких лиц или показать свою ученость в другой епископской области и побеседовать с епископом той области с целью постыдить его, то пусть никто из епископов не ставит подписи на отпустительных и мирных грамотах, которые он несет, и не вступает с ним в общение.

Правило двадцатое. Неприятен причетник, не пребываяи в своей церкви, внюже вочтен бысть. Евтихиан же и Моисей, епископского имене не приимет, общения же с мирскими человеки равно сдодобитася.

Правило двадцать первое. Иже добре и богоприятне изведеная, буестию поколебати покушается, несть епископ. Виден же быв епископ грядыи в стан, пакости да не приимет, аще позван будет, прежде реченных ради грядыи: аще же инако, та увесть яко без общения есть.

Иже добре и богоприятне изведеная, буестию поколебати покушается, несть епископ. Виден же быв епископ грядыи в стан, пакости да не приимет, аще позван будет, прежде реченных ради грядыи: аще же инако, та увесть яко без общения есть.
Иже не хранит добре и богоугодне исправленных заповедей, но буестию и гордостию, ино нечто паче заповеданных творити дерзнет, и чести и сана епископского да извержется: понеже уже исправлено есть, инако не ходити епископу в стан царев, аще не царскими грамотами позван будет. Аще убо мимо грядыи епископ хотя ити в стан царев, и обитает у другого епископа, подобает убо епископу у него же обитает, вопросити вины шествия его, чесо ради грядет; и аще обрящет его по тому образу якоже прежде рехом, или обидимых ради сирот же и вдовиц, да помолиться о них: или инех ради таковых полезных вещей в стан царев грядет, да не спакостит ему никакоже, но и с честию отпустит его. И да пишет о нем к сущим во области братии своей, епископом всем приимати того незазорно, яко шествующа по правилом же и без соблазна. Аще же инако обрящет того в стан царев грядуща, или показатися цареви хотящу, или о неких непотребных вещех молитися, яже неподобна суть архиереом, неприобщатися к нему, ни грамот подписывати, ни промышления ни единого же отнюд, сподобити того;