размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 100

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Угодно было: те, кого отныне будут рукополагать в африканских областях, да получают от рукополагающих их грамоты, подписанные рукой последних, с указанием имени консула и дня, чтобы не возникало никакого недоумения, кто младше и кто старше.

Карф. 86



Толкование

Правило совершенно ясно; издано оно было для того, чтобы еще раз утвердить постановление 86 правила данного собора, предписывающего считать старшим среди епископов на их общих собраниях того из них, который раньше по времени принял хиротонию. Грамоты, упоминаемые данным правилом, суть не что иное, как теперешние сингелии (πιττάκια), получаемые епископами от надлежащего синода, причем в них обозначено время и место принятия хиротонии, и они скреплены подписями митрополита и остальных действительных членов синода.
Выше собор сказал, что епископы имеют место в ряду других по времени, в которое приняли поставление, т. е. старшие предпочитаются (младшим). Итак, чтобы не возникало никаких недоумений относительно времени поставления каждого, собор определил, чтобы каждый рукополагаемый получал от рукополагающего подписанную грамоту, с указаниеч консула и дня; ибо время узнавалось и по консулу, так как в общественных актах о каждом из консулов показывалось, когда он консульствовал.
Рукополагаемый в Африку должен приносить с собою собственноручное письмо того, кто возложил руку, с означением дня и консула.

Для того, чтобы не возникало недоумения относительно епископов, прежде или после поставленных вь Африке, рукополагающие должны были давать им собственноручные грамоты, показывающие день, в который они были поставлены, и бывшего там в то время начальника..

И это правило безполезно (для практики), потому что епископы не получают теперь пользы от старейшинства; но для прочих церковных степеней оно имеет значение; ибо, по содержанию сего правила, рукополагаемым даются грамоты (πιττάκια) с обозначением месяца, для показания старейшинства. Прочти еще 97-е правило настоящего собора и толкование на него.
Собор, сказав выше о том, что епископам, рукоположенным раньше, должно воздавать большую честь по сравнению с рукоположенными позже, теперь, для того чтобы не возникало сомнений относительно времени рукоположения каждого епископа, настоящим правилом определяет, чтобы рукополагаемые брали у тех, кто их рукополагает, грамоты, собственноручно подписанные последними, с указанием дня рукоположения и имени консула, который правил в Африке в то время, когда они были рукоположены. Исчисление времени велось и по консулам, потому что в гражданских описях указывалось время правления каждого консула.
Правило 90. Во Африкии поставлен быв, да носит грамоту написану рукою поставльшего и епископа, время и день имущу, и имя воеводино.

Толкование. Сего ради повелеша отцы, да не будет никоего же пререкания в епископех о поставлении. Кто от них первое поставлен бысть, или кто послежде; подобает убо поставляющему епископы во Африкии, да выдает грамоты написав своею рукою поставляющимся от него епископом, сказающа в кое лето, и коего месеца, вь которыи день, и при котором властели поставлены бывше.