размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 103

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Должно просить, чтобы Кафолическая Церковь была укреплена попечением благочестивых во Христе, которых ее утроба родила и воспитала в твердости веры, и чтобы в их благочестивые времена необузданные люди не притесняли немощный народ устрашением, поскольку уговорами совратить не могут. Ибо известно и многократно провозглашено законами, какие дела творит скверная толпа тех, кто составляет незаконное сборище. Это неоднократно осуждено было также и постановлениями самих вышеназванных благочестивейших самодержцев. Итак, против неистовства таковых мы желаем заручиться вашей божественной помощью, которая не противна обычаям и не чужда святым писаниям, ведь и ап. Павел, как видно из подлинных Деяний апостольских, одолел сплоченность мятежников с помощью воинов (см. Деян.21:33–40; гл. 23–25). Поэтому мы просим без промедления обеспечить охрану кафолических церковных чинов в каждом городе и в различных местах, которые находятся во владениях, прилегающих к каждому городу.

Карф. 47, 57, 66–69, 91, 93, 94, 99, 117–119, 124



Толкование

Требовалось прочесть на соборе, что поручено было посланным к донатистам сказать сим последним. Послы должны были говорить следующее: „мы вступаем с вами в сношение законно, т. е. получив власть от собора, желая вести беседу с вами, возрадоваться об исправлении вашем. Ибо мы знаем, что Господь ублажает миротворцев, и об вас, которьге не хотите называться нашими братьями, но отделяетесь от нас, мы говорим, что вы наши братья. Посему не отвергните мирного, из любви проистекающего напоминания нашего, – того именно, что мы напоминаем вам о ваших заблуждениях. Но если вы думаете, что держитесь истины, то не усумнитесь бороться за нее, т. е. подвизаться за признаваемую вами истину. Изберите кого либо из среды вашей, которые вступили бы в собеседование с имеющими быть избранными от нашего собора относительно того, что отделяет вас от общения с нами, чтобы, хотя и поздно, старое заблуждение подучило конец, и не погибали бы вследствие ложного убеждения или слепого упорства немощные человеческие души и неоπытные люди (не опытные или по своей многочисленности, или по простоте и неведению добра), быв отторгаемы от кафолической церкви святотатственным разделением“. Святотатством назвали здесь отцы или то, что души человеческие, вещь священная и Божия, погубляются в следствие отделения от кафолической церкви, так как сии священные души как бы похищаются теми, кто обольщает их, или то, что они, донатисты, совершая священнодейcтвия не по преданию церкви, но прикасаясь к ним и употребляя их по своему усмотрению, похищают их, так как пользуются ими не по воле Господа; ибо кто без согласия хозяина прикасается к его вещи, тот по гражданским законам признается татем.
Да будет то, что должно быть сказано донатистам следующее: мы желаем возрадоваться о вашем исправлении; ибо нам приказано и вам, которые не желаете быть нашими братьями, сказать, что вы наши братья. Посему мы приходим к вам и просим, чтобы вы, если думаете, что имеете какое либо оправдание, избрали доверенных на то лиц, которые должны явиться в назначенное место и время; если же нет, то отсюда будет узнано ваше неверие.
И то что содержится в настоящей беседе, не нуждается в толковании; ибо касается собственно донатистов.
Донатисты не захотели внять миролюбивым словам епископов, которые были посланы этим Собором, как сказано выше, но, более того, стали строить многочисленные козни против многих епископов и клириков, силой завладели некоторыми церквами и намеревались завладеть и другими. По всем этим причинам настоящий Собор послал от своего имени представителей, епп. Феасия и Еводия, и дал им инструкцию, иначе говоря письменное наставление, с указанием, что они должны сделать. Им надлежало просить императора Гонория о том, о чем сообщается в настоящем правиле, а именно: предоставить надежную охрану для всех церквей, расположенных в городах Африки и городских предместьях, а также своим попечением и сиятельнейшим (именно это означает здесь слово «божественный») заступничеством и помощью укрепить православие, которое их самих духовно возродило в крещении, воспитало в твердой вере и вскормило таинствами. Надлежало просить еще и о том, чтобы необузданные донатисты во время правления Гонория не притесняли немощный народ, запугивая его, поскольку уговорами не могут склонить его к своему порочному заблуждению, и чтобы они не совершали всего того, что в обычае у раскольников и что известно из законов самих императоров, которые многократно осуждали все это. При этом помощь, о которой просят представители Собора, – дело не какое-то необычное, но засвидетельствованное святыми писаниями. Когда божественный Павел после очищения вошел в храм и асийские иудеи побуждали народ убить его, то и апостолу была оказана военная помощь: тысяченачальник, придя с воинами, вызволил его. И когда более сорока человек заклялись не есть и не пить, пока не убьют Павла, то и тогда тысяченачальник, узнав об этом, отправил его в сопровождении воинов в Кесарию к Феликсу. Прочти также Карфаг. 55.
Правило 93. Да будут к донатианом глаголемая сице, желаем предаватися о вашем исправлении. Повелено бо есть и нам, и к нехотящим быти братии нашей, глаголати, братия наша есте. Темже сходимся с вами и воспоминаем, яко аще некое оправдание, в словесех мнится имети, изберите мужи таковая сведящыя, нарцыте место, и время, в неже приидут и беседуют с нашими, да всяко прекословие разрешится. Аще ли же ни, неверие ваше отселе познано будет.