размер шрифта

Поиск по сайту



Шестой Вселенский Собор - Константино­польский, Трульский, Правило 98

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Тот, кто вступает в брачную связь с женщиной, обрученной с другим, еще при жизни обручившегося, да подлежит обвинению в прелюбодеянии.

Анкир. 11; Василия Вел. 22, 69



Толкование

Обручение (μνηστεία, sponsalia) есть взаимное обещание мужчины и женщины друг другу, что вступят в брак. Обручение, предписываемое ныне церковью перед венчанием, взято из римского права. Согласно этому праву, обручение совершалось, как только предрешено было заключение брака; однако, для самого брака оно не имело юридического значения, ибо хотя и было вне всякого сомнения, что, после совершенного обручения, брак имеет быть заключен, и хотя обещание было дано обоюдно, перед свидетелями, все же обрученные лица не были еще безусловно обязаны исполнить обещание и обвенчаться, а каждому из них предоставлено было право взять обратно свое обещание и вступить в брак с другим лицом. Это было логическим последствием основного учения старо-римского права, по которому брак может быть расторгнут, как только одна из сторон пожелает этого. Впрочем, тот, кто снова обручится, не отказавшись формально от прежнего обручения, подлежал, согласно закону, инфамии (бесславию), и кроме того, если при обручении сделаны были подарки, обязан был вернуть дважды столько, сколько получил, причем свои подарки не имел права требовать обратно.

Как церковь требовала от своих верующих заключать браки только с ее благословения, так требовала она этого и относительно обручения, и как она подчинила своей юрисдикции брак, так подчинила она и обручение той же юрисдикции. Свободу римского права, по которой можно было по своему усмотрению отказаться от обещания при обручении, церковь, с самого начала своей законодательной деятельности, ограничила и своим благословением дала обручению нравственно-обязательное значение, подобное тому, какое имел и самый брак. В правилах Василия Великого мы уже находим выраженною ту мысль, что обручение должно быть строго соблюдаемо и обязательно для всякого, над кем оно совершено; Трулльский Собор, этим своим правилом, предписывает подвергать наказанию за прелюбодеяние всякого, кто обвенчается с обрученною, пока жив ее прежний обрученный. Это предписание Трулльского Собора перешло, затем, в общем и в гражданские греко-римские законодательные сборники. Строгость эта в отношении обручения смягчена была имп. Львом Философом, который, двумя своими законами, предписал, что обручиться могут только лица, имеющие законом установленный возраст, дабы их обещания, данные при обручении, были более крепки и менее подвержены опасности быть нарушенными, и вместе с тем он постановил, чтобы обручение имело такую же силу, как и брак, и чтобы расторжение могло происходить только по причинам, по которым и брак расторгается. Это подтвердил затем, специальным законом, и имп. Алексий I Комнин в виду синодального определения при патриархе Иоанне VIII Ксифилине, по которому родство и происходящие от родства препятствия должны были иметь значение и при обручении точно такое же, как и при заключении браков. Кто обручен был по церковному обряду и, после смерти с ним обрученной, женился на другой, считался второбрачным, как бы состоял в браке с первой обрученной.

Позаимствовав из римского права обручение, церковь дала свое благословение обещанию (επαγγελία), сопровождающему обручение, так что в виду этого обещание стало священным, как пред Богом данным и Богом принятым. В этом случае обручение есть начало самого брака, ибо в нем уже имеется необходимое условие, составляющее сущность брака, а именно, обоюдное согласие на брачную жизнь обручающихся. Посему, как ветхозаветный, так и новозаветный закон смотрят на обрученную как на жену обрученного. Моисей называет «женою ближнего своего» девицу, состоявшую в обручении с известным мужчиною (Втор. 22:23–4); в Евангелии же Пресвятая Дева, будучи только обрученной с Иосифом, называется его «женою», а он ее «мужем» (Мф. 1:18–20). А что подвергаем был наказанию, подобно как прелюбодей, а не только как блудник, каждый, кто обвенчался бы с обрученною девою, пока жив ее обрученный, мы это видим из настоящего (98) правила Трулльского Собора.

Относительно промежутка времени между обручением и браком ничего определенного не говорится ни в церковном, ни в гражданском законодательстве. Срок предоставлялся на усмотрение обрученных, которые вообще делали так, что проходило некоторое время после обручения до венчания, следуя предписаниям тогдашних законов, воспрещавших совершать одновременно и обручение и венчание, так как по существу это две разные вещи. Впоследствии, во избежание случаев, о которых говорит это правило, установлено, чтобы обручение совершалось одновременно с венчанием.

Ныне с новеллы императора господина Алексия Комнина обручение равносильно с браком. И в древности, когда при обручении имел место поцелуй обручающихся, и муж давал жене задаток, справедливо и тогда поемлющий в брак обрученную при жизни обручника ея, подлежал обвинению в прелюбодеянии; хотя тогда и дозволено было расторгать обручение с уплатой определенной пени; но пока обручение не расторгнуто, обрученная была женою другого, и кто взял ее, по справедливости подлежал суду, как прелюбодей. А где не имел места ни поцелуй, ни передача задатка, как ныне бывает на так называемых сговорах, хотя бы другой взял жену, он не подвергнется обвинению в прелюбодеянии.
Берущий обрученную с другим прелюбодей. Ясно.
Законодатели определяют обручение, как память и обещание будущих браков. Некоторые говорили, что, если бы кто взял по закону брака обрученную другому, то таковый не есть прелюбодей, и даже не блудник; ибо он не согрешил блудом, потому что сочетался с нею законным образом; не погрешил и прелюбодеянием, потому что она еще не замужем. – Итак, святые отцы, не принимая сего, определили, чтобы тот, кто поемлет в общение брака обрученную другому, был осуждаем как прелюбодей, потому что между обрученными произошел поцелуй, и даны были задатки для обеспечения договорившихся сторон, – и потому что обрученный не иначе мог взять другую жену, как по законном расторжении первого обручения. Таково содержание правила. А ныне таковый еще более должен быть подвергнут осуждению как прелюбодей, поелику с изданием достопокланяемой новеллы приснопамятного святого императора господина Алексия Комнина обручение во всем почти имеет равную силу с совершенным браком, и не иначе расторгается, как теми же способами, какими расторгается и совершенный брак. Не удивляйся, что отцы не узаконили ничего относительно жены; ибо если наказывается взявший ее, в котором можно предположить и неведение; то гораздо более должна быть наказана жена, которая не в состоянии сказать ничего такого, пока жив ея обручник. Тот впрочем, должен быть наказан, как прелюбодей, если заведомо женился на обрученной иному; а жена должна подвергнуться наказанию прелюбодейцы, как бы дело ни случилось. Что же? Тот, кто привел в общение брака чужую обручницу, наказывается, как прелюбодей, а тот, кто блудодействовал с нею, наказывается не как прелюбодей? Решение. В смысле ли брачного сожития, или блудным образом совокупится кто заведомо с обрученною другому, наказывается как прелюбодей; ибо только не знавший об обручении наказывается как блудник. А выражение: брать кому-нибудь в брачное сожитие обручницу другого – поставлено в правиле по причине, указанной в начале толкования. И это о жене обрученной другому. Ибо, если было не обручение, а соглашение, скрепленное только вручением задатка, каковы, например, нынешние так называемые сговорные грамоты; то не будет подлежать наказанию на основании сего правила тот, кто нарушит такое соглашение и вступит в брак с другим лицем. Знай, что и Моисеевым законом обручение было почитаемо как брак; и обручница именовалась женою, и если брал ее другой муж, то он наказываем был как прелюбодей. Ибо в Ветхом Завете закон говорит: и обиде жену ближняго, то есть лишил девства обручницу его. И Святая Дева и Богоматерь таким же образом называема была женою Иосифа. Ибо божественное и священное Евангелие говорит: не убойся прияти Мариам жены твоея (Мф. 1, 20). Прочти еще 93-ю новеллу императора господина Льва философа, в которой определяется расторгать обручение, если бы после него жена оказалась зачавшею от прежде принятого чужого семени.
Обручение, которое совершается по законам, т. е. при условии, что мужчина и женщина находятся в законном возрасте и обмениваются залогами, при этом бывает священнодействие и обручающиеся по обыкновению целуются, – такое, продолжаю, обручение имеет ту же силу, что и совершенный брак (см. также примеч. 1 к Апост. 17). Поэтому настоящее правило определяет: тот, кто возьмет в жены женщину, таким образом обрученную с другим, при жизни ее жениха, должен подвергаться наказанию как прелюбодей, т. е. как тот, кто взял в жены замужнюю. Поэтому жених называется супругом своей невесты, как и прав. Иосиф Обручник называется в Евангелии мужем Святой Девы и Святая Дева, в свою очередь, – женой Иосифа, поскольку и по ветхому закону обручение имело силу брака.
Прелюбодей есть, иже иному обрученую поймет, живу сущу обручнику ея. Се разумно.
Заметь из настоящего правила, что и ранее новеллы императора господина Алексия Комнина обручение было расторгаемо только по уважительным причинам; ибо поэтому и обвинению в прелюбодеянии подвергался тот, кто совокуплялся блудно, или брачным образом с обрученною другому. Знай и то, что святые отцы, как говорит правило, подвергают вине прелюбодеяния взявшего в брак обручницу другого. Но некоторые из сведущих людей, конечно по состраданию, благовидным образом освобождают его от такого наказания. Ибо говорят, что, если обручник и обручница совокупятся прежде брака и родят дитя, то, по кончине одного из обрученных ранее брака, оно считается естественным и родившимся от блуда. А мы говорим, что и ранее новеллы императора господина Алексия Комнина, которою обручение во всем уравнено с браком, обрученным предоставлены были законами брачные права по отношению друг к другу; ибо и обручница, при расторжении обручения прежде брака, возбуждала иск о приданом, когда обручнику дано было приданое на основании 2-го положения 17-й главы 7-го титула 9-й книги (Василик), где говорится: обручница, дающая приданое, имеет право на это приданое если не вступит в брак; и на основании 74-й главы 1-го титула 29-й книги, в которой говорится: обручница, если доставит приданое и не вступит в брак, хотя бы имела и менее двенадцати лет, имеет право обратно требовать как бы это было приданое. Тоже преимущество имеет место и в личных исках. И обручник, на основании настоящего правила и 8-й главы 58-го титула 60-й книги (Василик) и на основании 3-го положения 12-й главы 32-го титула 60-й книги, по праву мужа, возбуждал обвинение в прелюбодеянии как против своей обручницы, прежде брака совокупившейся с другим, так и против учинившего прелюбодеяние с нею. Итак, если обручники ранее новеллы имели таковыя права по отношению один к другому; то гораздо более – после новеллы, которою определяется, что обручение должно иметь во всем равную силу с браком по причине совершения святых и божественных молитв. Вследствие чего обручник должен быть назван и супругом своей обручницы; и родившийся от нея должен быть законным сыном их и наследником и подвластным отцу, ни в каком отношении не терпящим стеснения от того, что не было брака.
То есть, когда обручение по закону еще существует и развод не был послан; ибо должно, говорит закон, как при расторжении брака, так и при расторжении обручения посылать развод по законной, если случится, причине: или потому например, что брак не может быть действительным по причине его незаконности, или по неизвестной прежде, но в последствии открывшейся принадлежности к другому вероисповеданию, или по причине развращенности нравов, или по причине перемены состояния, или по причине замеченной беременности от чужого семени, или по причине отсрочки брака долее четырех лет, допущенной не по достаточной причине, например, не по продолжительной болезни, или смерти родителей, или по причине уголовных преступлений, или долговременной отлучки, случившейся по необходимости. Еще, расторжение обручения может быть посылаемо, когда девица обручена по принуждению со стороны начальника области и когда родители ея не соглашаются, или по причине действительного пострижения и уклонения к монашеской жизни, или потому что жена не может рождать детей, или потому что муж не может исполнять свойственного мужам, или потому что он злоумышленник, или потому что его имение подлежит отобранию в казну, или потому что он обязан другою весьма тяжкою службою. Ибо доколе какое либо из исчисленных обстоятельств не уничтожило, или не расстроило состоявшегося уже обручения, до того времени кто возьмет обрученную другому еще при жизни обручника, тот по справедливости подлежит обвинению прелюбодеев; ибо, что в этом случае бывает, есть прелюбодеяние, а не брак; потому что если оженивыйся пущеницею прелюбодействует, по изречению Самоистины; то где найдет место тот, кто возьмет незаконно отторгнутую от обручника? И в Ветхом Завете кто растлевает обрученную другому, наказывается подобно прелюбодею, потому что символы обручения уже сочетали их; почему и наименовал ее женою, понеже обиде, говорит, жену ближняго (Второз. 22, 24). Таким же образом и Святая Дева именовалась женою Иосифа; ибо говорит: не убоися прияти Мариам жены твоея (Мф. 1, 20).