размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 132

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Безусловно, таким образом: если епископы от донатистов обратились к кафолическому единству, пусть поровну разделят между собой области, которые находятся в таком положении и в которых пребывает паства обеих сторон, т. е. так чтобы одни места принадлежали одному епископу, а другие другому, и чтобы старший по епископству разделял, а младший выбирал. Если в таком положении окажется одно место, пусть отойдет тому, к кому оно расположено ближе. Если же оно окажется одинаково близко к обеим кафедрам, нужно уступить его тому, кого изберет народ. В случае если изначально православные захотят своего епископа, а обратившиеся от стороны Доната – своего, мнение большинства пусть предпочитается мнению меньшинства. А если обе стороны окажутся равными, место пусть будет приписано старшему епископу. Если же мест, в которых находится паства обеих сторон, столь много, что невозможно поделить их поровну, так как число этих мест нечетное, сначала пусть поделят четное число, а по отношению к оставшемуся соблюдают то же, что сказано выше при рассуждении об одном месте.

Карф.47, 57, 66–69, 91–94, 117, 119, 124



Толкование

Последователи Доната, увеличившись в числе в образовав партии, захватили в разных областях церкви и даже епархии, долгое время владели ими и присвояли себе. А когда они стали обращаться к православной вере, то возникли пререкания из-за епархий, бывших прежде в их владении, так как епископы вступили в споры между собою и каждый объявлял на них свои права. По этому-то делу и даны оба настоящие правила, которые установляют, как должны быть распределены между епископами места, которыми владели донатисты. Толковать правила отдельно нет необходимости, как потому, что нет в них ничего неясного, так и потому, что они не относятся к общему устройству, но приспособлены были только к живущим в Африке, и то в тогдашнее время.

Обратившиеся от Доната пусть разделят владения, причем старейший разделяет, а младший выбирает.

Если епископы донатистов обратятся к кафолической церкви и между ними, или между кафолическими епископами находятся какие-нибудь приходы, в которых и те и другие имели епископские права: то должно быть произведено разделение между ними возобновляемых таким образом приходов и владений по ровну – так впрочем, чтобы старейший епископ производил деление, а сделавшийся епископом после него – выбирал. Если же донатисты и православные жили в одном месте, то если оно лежит в соседстве с епископом, обратившимся от донатистов, должно быть в целости уступлено ему; если же более приближается к кафолическому епископу, и тамошние старинные православные пожелают иметь собственного епископа, а обратившиеся от Доната – тоже своего, то должно взять верх решрние большинства; а если части равны, то все место должно быть закреплено за старшим епископом.

Толковать эти два правила нет, надобности, так как они относятся не к общему устроению, а к епископам, обратившимся в Африке к кафолической церкви от донатистов.
Делать это надо таким образом: если места находятся между кафедрами двух обратившихся от донатистов епископов, пусть они вдвоем поделят их поровну, причем старший пусть делит, а младший выбирает. Если же место, из-за которого они спорят, одно, пусть оно подчиняется ближайшему епископу. Если же оно граничит равным образом с обеими кафедрами, пусть подчиняется тому епископу, которого захочет народ. Если же они оба требуют одно и то же место целиком, мнение большинства пусть превозмогает мнение меньшинства. Если же обе стороны равны, пусть место принадлежит старшему епископу. Если же мест много, пусть оба епископа поделят их поровну, и если останется одно только место, пусть оно подчиняется или ближайшему епископу, или тому, которого предпочтет народ, если оно находится на равном расстоянии от обоих.

Прочти также 55-е правило настоящего Собора.

Обращьшеся от донатиан, да разделяют пределы: старейшии да делит, а меншии да избирает.
Аще донатианстии епископи (еретицы) обратятся к соборней церкви, и между теми и инеми соборными епископы, пределы неции суть, в них же оба епископа власть имата, да будет разделение, таковым общим пределом же и правлениям равно между има. Обаче же сице, древнии убо епископ, да сотворит разделение на две части: последнии же иже по нем быв епископ, изберет часть. Аще же едино будет приключьшееся место, в нем же бяху живуще и донатиане и правовернии, и аще убо близ есть епископу от донатиан обращьшемуси, тому цело всегда приложится. Аще же паче соборныя церкве епископу приближается, тому такоже все цело приложится. Аще же место то обема престолома равно приближается, и сущии в нем искони правовернии, своего восхотят имети епископа, донатиане же паки обращьшиися на веру, своего восхотят, множайших воля да будет. Аще же обе части равне есте, первейшему епископу все то место, да приложится.