размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Анкирский, Правило 25

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Некто, обручившийся с девицей, растлил ее сестру, и она зачала от него (ἐπιφορῆσαι), после этого все-таки женился на невесте, а растленная удавилась. Было повелено, чтобы знавшие были приняты в число стоящих вместе с верными через десять лет, после прохождения определенных степеней покаяния.

Трул. 54; Неокес. 2; Василия Вел. 78



Толкование

Особый случай послужил поводом к изданию этого правила. Случай этот ясен из текста самого правила. Всех виновных в подобном преступлении правило подвергает десятилетней епитимии на первой ступени покаяния и только по истечении этого времени допускает их к переходу на четвертую ступень. Правило не говорит о том, сколько времени должны они оставаться на этой ступени, предоставляя, во всяком случае, последнее решению подлежащего епископа, как это уже несколько раз было выражено в различных правилах. Причину суровости епитимии, налагаемой этим правилом, Зонара совершенно правильно видит в том, что в данном случае соединяется несколько преступлений: обесчещение девицы, незаконный брак лица, имеющего сношения с двумя сестрами, и наконец убийство, явившееся следствием последнего.
Некто обручился с одною девицею; но еще до совершения брачного обряда обрученный смешался с сестрою своей обручницы, так что та сделалась беременною; ибо это значит выражение: отяжелил ее. Потом муж женился на обрученной с ним, а растленная удавилась. Итак против совиновных в сем неуместном деянии определена десятилетняя епитимия, так чтобы они, по миновании сего, были приняты в разряд стоящих вместе с верными. А семьдесят осмое правило Василия Великого определяет, чтобы взявший в сожительство двух сестер одну после другой, год находился в разряде плачущих, два в числе слушающих, три с припадающими, и в седмый стоял вместе с верными и таким образом был удостаиваем причащения, если кается со слезами. Итак иной может сказать, почему здесь отцы собора совиновных подвергли более тяжкому наказанию? Думаю, что там, где один и тот же поемлет в брак двух сестер, совершается только недозволенный брак. А в настоящем случае было много дерзновенного: растление девицы, неправильный брак одного и того же смесившегося с двумя сестрами, и случившееся по этой причине убийство; и потому-то определена более тяжкая епитимия.

Некто, обручившийся с чьею-то девицею, прежде смешался с ея сестрою, – потом взял обрученную; первая удавилась; совиновные должны подвергнуться десятилетней епитимии.

И совиновные в случившемся и те, которые могли воспрепятствовать удавлению и не воспрепятствовали, судятся как виновные в убийстве и подвергаются десятилетней епитимии; и таким образом стоят и молятся вместе с верными.

Побуждение к изложению настоящего правила отцы имели в одном обстоятельстве. Именно: им было заявлено, что один человек, обручившись с девицею, совокупился с сестрою ея, так что от этого она даже зачала во чреве (ибо это значит выражение: отяжелил) и после этого вступил в брачное общение с своею обрученною; а родная сестра ея, с грехом кровосмешения, убила себя. Итак отцы определили, что совиновные в сем злодеянии должны быть допущены до молитвы с верными чрез десять лет, которые должны пройти чрез обычныя степени. Не находи противоречия в этом с 78-м правилом святаго Василия, в котором определяется, что сочетавшийся по закону брака с двумя сестрами, удостаивается божественных Таин после семи лет; ибо здесь совершено много неуместного: блуд, неправильный брак и убийство, а там только неправильный брак, и по этой причине здесь определена более тяжкая епитимия. Но иной может спросить, почему и те, которые знали, наказываются одинаково с самими преступниками? Решение. При неправильных браках знающие об этом должны быть строже наказываемы, чем сами преступники; ибо этих любовное нетерпение часто увлекает к непозволенному и против воли; а те не должны быть извиняемы, потому что содействовали злу без какой-нибудь необходимости, и должны быть благодарны, что наказываются одинаково с преступниками; а знающими почитаются содействовавшие, а не те, которые просто имели сведение и не могли воспрепятствовать.

Предположим, некто обручился с девицей, но, прежде чем жениться на ней, растлил сестру своей невесты, и она забеременела от него (ибо именно это означает ἐπιφορῆσαι), после же этого женился на своей невесте, а растленная и беременная сестра ее, увидев это и отчаявшись, повесилась от чрезмерного горя. Настоящее правило постановляет, что, если такой случай произойдет, те, которые знали об этом деле и промолчали, должны подвергаться наказанию на десять лет, а эти десять лет пусть будут по порядку распределены между степенями покаяния.

Смотри, что здесь вместе с согрешающими наказываются и те, которые знают о преступлении и не разоблачают его, чтобы воспрепятствовать ему, но скрывают. Ведь и они совершили это преступление – они имели возможность воспрепятствовать и этому недозволенному браку того, кто любодействовал с двумя сестрами, и смерти повесившейся. А не воспрепятствовав, они сами оказываются совершившими это чудовищное преступление, согласно известной пословице: «Кто мог помешать делу и не помешал, сам совершил его». Поэтому и Василий Великий в 71-м правиле определяет подвергать той же епитимии, что и согрешившего, того, кто знает о его согрешении, но по собственному побуждению не рассказывает могущим воспрепятствовать. Да и что я говорю «такой же епитимии»? Еще и большей! Ибо, в то время как правило Василия Велик. 78 определяет, чтобы женившийся в разное время на двух сестрах подвергался наказанию на семь лет, настоящее правило знающих о преступлении растлившего двух сестер наказывает на десять лет. Во-первых, потому, что, согласно Вальсамону, женившегося на двух сестрах вступить в недозволенный брак вынуждает плотское влечение, а знавшие об этом и не рассказавшие не имеют никакого подобного побуждения. Во-вторых, потому, что тот, взяв в жены двух сестер, только вступает в недозволенный брак, а по вине этих не только был заключен недозволенный брак, но и произошло любодеяние и самоубийство.

Никита Ираклийский в своем 3-м правиле говорит, что если кто-нибудь женится с полным священнодействием (ἰερολογία), но перед тем, как вступить в связь со своей женой, совершит блудодейство с тещей и она станет беременной, таковой должен жить со своей женой, с которой обвенчался, а от тещи удалиться, чтобы взор на нее не склонял к вожделению. То же самое говорит и Иоанн Постник. Совершивший такой грех на шесть лет отлучается от Божественных Таин, а также получает и различные другие наказания, о которых смотри Иоанна Постника 16.

Девицу некто обручив, растлив сестру ея, и отяжчи сестру ея, и потом обручницу поят: первая же удавися. И сведящии десять лет да покаются.

Некто, обручив девицу, и еще браку не свершену сущу, приложься растли сестру ея, и чревату сотвори: и потом оженися обрученицею своею. Первая же от печали смущена бывши удавися. Сведящии убо бывшее, и от удавления могуще возбранити, и невозбраньше, яко повинни суще убийству осуждаются, десять лет запрещение приемлют. В них же прошедше покаяния степень, якоже выше множицею помянухом, и тако с верными стояния, и молитв приобщившеся, потом и божественного причащения сподобятся.

Скончашася о Христе правила, иже во Анкире святого поместного собора.