размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 48

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Епископ первой кафедры да не называется экзархом иереев, или верховным иереем, или каким-нибудь подобным именем, но да называется только епископом первой кафедры.

Ап. 34; I;V Всел. 9; Сердик. 6



Толкование

В Африканской церкви, как мы видели в толковании 17 правила этого собора, было несколько первенствующих кафедр (или митрополичьих церквей). Епископы этих первенствующих кафедр назывались в Африке различно, но всегда носили высокие титулы. Из-за этих титулов часто происходили препирательства между упомянутыми епископами, особенно же из-за того, что после карфагенского епископа, называвшегося primas totius Africae, первым епископом-примасом считался старейший по хиротонии. Чтобы воспрепятствовать этому, а также устранить все поводы к суетности и гордости, правило воспрещает епископу первенствующей кафедры называться εξαρχоς των ιερέων (sacerdotum princeps), или άκρος ιερεύς (summus sacerdos), оставляя за ним только титул επίσκοπος της πρώτης κα&έδρας (primae sedis episcopus), примас.
Другие правила, и при том вселенского халкидонского собора, именуют экзархов областей, то есгь девятое этого собора и семнадцатое. И сардикийский собор в 6-м правиле епископов митрополий называет экзархами областей. А зто правило вместе с прочими запрещает и это наименование, думаю – не для другого чего, а для устранения тщеславия и гордости и для уничтоженин надменности. А поелику оказывается, что халкидонский собор – и вселенский, и позднейший наименовал, какь сказано, экзархов областей, то очевидно, что он согласился не с этим правилом, а скорее с правилом сардикийского собора.

Первенствующий епископ не должен называться ни экзархом иереев, ни верховным иереем, но епископом первой кафедры.

Достоинство священства у всех одно и тоже; и не должен называться этот верховным священником, а тот простым священииком; но все равно священииками, все епископами, как равную приявшие и благодать всесвятого Духа. Следовательно епископ митрополии. как имеющий первую кафедру, должен называться с прибавлением именно епископом митрополии.

Девятое правило халкидонского собора и 6-е и 7-е сардикийского экзархами областей называют епископов митрополий; и держись правила халкидонского собора, как позднейшего. А имена сии запрещены для уничтожения тщеславия, по сему-то патриархи и архиереи в своих подписях большею частию или именуют себя смиренными и бедными.

Для искоренения надменности и спеси настоящее правило определяет, чтобы епископ первой кафедры не назывался экзархом иереев, или верховным иереем, или подобным высокопарным и гордым именем, потому что это чуждо епископам, подражателям смиренного сердцем Иисуса, но назывался только епископом первой кафедры.

Смотри примеч. к Апост. 34.

Первыи епископ не началник святителем, ни крайнии святитель, но епископ первого седалища наречется.
Святительскии сан един есть и тойжде на всех. И не наречется сей убо совершен святитель, ин же не свершен святитель, но вси равни святители, вси епископи, якоже и благодать Святого Духа равно приемше. Епископ же иже в митрополии, яко первое имея седалище, того ради исприложением наречется, епископ митропольскии; рекше митрополит. Митрополиа же, мати градом сказуется. Митрополит же матере градом епископ; рекше старейшего града в той области.