размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 75

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Что касается провозглашения в церкви отпущения на свободу, если окажется, что наши сослужители в Италии делают так, то и мы с безусловным доверием последуем их порядку, когда открыто будет дано на это право посылаемому представителю, чтобы все, что достойно доверия и что можно совершить ради церковного устроения и спасения душ, приняли и мы с похвалой пред Господом.

Ап.82; IVВс.4; Трул.85; Гангр.3; Карф.82



Толкование

Предмет, о котором говорится в данном правиле, а именно о провозглашении церковью освобождения рабов (περί ελευθεριών εν τη έχχλησία χηροκτέων, de manumissionibus in ecclesia proclamandis), касается того времени, когда среди христиан еще существовало рабство.

Этим правилом заканчивается cominonitorium, полученный от собора делегатами, долженствовавшими отправиться по делам карфагенской церкви к императорам Аркадию и Гонорию. Добавление к этому commonitorium'y составляет следующее (65) правило.

Отцы собора сомневались, должно ли провозглашать, то есть объявлять, совершать отпущения на свободу в церквах; почему было внесено мнение – послать уполномоченных в Италию и, если тамошние епископы допускают совершение сего (обряда), следовать тамошнему обычаю, так как, значит, дано дозволение на то. Λ выражение: «наше доверие следует чину их» значит: «мы будем уверены, что это делается правильно и не вне церковного порядка»; будем следовать им и принимать это, как дело похвальное.
Должно вопросить царя относительно совершаемых в церквах отпущений на свободу. Так как в то время действовал закон, чтобы освобождаемые рабы не в иных местах получали свободу, как только в царских портиках, то собор сей поручил отправляемым от того послам просить царя, чтобы отпущения на свободу, совершаемые в церквах, не были отменяемы в силу этого закона, но чтобы открыто дано было им право делать сие.
По-видимому, некоторые сомневались, должны ли быть освобождены в церквах рабы или другие, прибегающие в церковь, например, подвергшиеся каким-либо обвинениям и ищущие церковной помощи, ибо об них говорят и начало соборного деяния, и собеседование отцов, изложенное в настоящем правиле. И потому отцы сказали, что должны быть спрошены чрез уполномоченных священноначальники Италии, и если и те делают это, то есть провозглашают и совершают отпущения на свободу с убеждением (в правильности своих действий), то и они станут следовать такому примеру, как делу, относящемуся к душевному спасению и к соблюдению церковных прав. А по учинении таковой справки, должно быть сделано и решительное представление царям, дабы их светлостию принято было то, что представлено по общему соглашению. Итак, настоящее правило дела об ищущих убежища в церквах предоставило на царское благоусмотрение. А ты прочти 1‑го титула 5‑й книги 13‑ю гдаву (Василик), где говорится: «постановляем, чтобы никому не было позволено беглецов, какого бы ни были они состояния, изгонять из святой церкви православной веры вне сего царствующего града; если же кто дерзнет предпринять или совершить что-либо такое, да подвергнется обвинению в святотатстве; равным образом они не должны быть и так содержимы в досточтимых церквах, или стесняемы, чтобы не могли иметь съестных припасов, или одежды, или спокойствия, или сна»; и 11‑ю главу, в которой говорится: «беглецы должны иметь безопасность до пределов общественной площади церкви, пользуясь внутренними банями, или садами, или обиталищами, или дворами, или галереями; им должно быть возбранено спать или есть внутри храма; они не должны иметь при себе оружия, для безопасности, но слагать оное у епископа, повинуясь его внушениям; в противном случае пусть подвергаются изгнанию по приказанию епископа и судей»; и 12‑ю главу: «если раб прибежит с оружием, тотчас должен быть извергнут; а если сопротивляется, должен быть принужден большею силою; и если, защищаясь, будет убит, то напавший на него господин не будет виновен». Прочти еще 3‑ю тему 13‑й главы того же титула, где говорится, что «прибегающие судятся у поставленных на то судей и противники их не имеют права обжаловать этот приговор пред церковию»; и последнюю тему той же главы, в которой говорится: «между тем, богобоязненные экономы или церковные экдики должны иметь попечение и усердие, чтобы неотложно исследовать имена и вины каждого из прибегающих к церкви. А затем начальники, или те, которым принадлежит (ведать) имущества и лица (прибегающих), получив о них сведение, должны с надлежащею правдивостию и тщательностию сделать зависящие от них распоряжения». Заметь при этом, что не подлежащие суду не могут быть прибегающими (к церкви).
Отцы этого Собора, сомневаясь, нужно ли провозглашать в церкви о том, что господа отпускают на свободу своих рабов, настоящим правилом принимают решение отправить представителя в Италию. И если соепископы там делают это, то и они смело последуют такому порядку и примут это дело как заслуживающее доверия, похвальное и совершающееся ради церковного благочиния и спасения рабов, которые получают свободу. Прочти также Апост. 82.
Правило 64. Вопросити подобает от царя, о бывающем в церквах свобождении.
Закон тогда держашеся, свобождаемым рабом, инде свобождение не приимати, но токмо в столпех церковных совещаша сего собора отцы пустити посолники к цареви, и помолитися. Да не тем законом бывающее в церквах свобождение разоряется. Но власть дати яве в церквах свобождение рабом приимати.