- Ангелы на Рождество 5т., стр. 533
- Берегись 3т., стр. 453
- Русская нация 9т., стр. 274
- Беспечность 3т., стр. 459
- Благодарность 4т., стр. 472
- Бог века сего 3т., стр. 474
- Богослужение 3т., стр. 484
- Вода 1т., стр. 583
- Вознесение 3т., стр. 497
- Волхвы и звезды 5т., стр. 717
- Воскресный день 5т., стр. 538
- Времена. Не опоздать! 3т., стр. 509
- Все ко Христу придите 5т., стр. 544
- Вход Господень в Иерусалим 6т., стр. 634
- Выбор друзей 1т., стр. 593
- Выговори ему 2т., стр. 672
- Вышел сеятель сеять 6т., стр. 640
- Глаза 3т., стр. 530
- Гости 1т., стр. 609
- Гром и молния 5т., стр. 548
- Да созиждутся стены 6т., стр. 645
- День Петра и Павла 6т., стр. 668
- Дерзновение 5т., стр. 553
- Дерзость и дерзновение 4т., стр. 490
- Долг 5т., стр. 558
- Допрос 1т., стр. 625
- Духовное служение 4т., стр. 500
- Жатва 5т., стр. 565
- Забвение 5т., стр. 571
- Завещание 2т., стр. 711
- Земля 4т., стр. 512
- Знамя 3т., стр. 540
- Ибо во век милость Его 5т., стр. 592
- Инструменты и предметы быта 5т., стр. 596
- Исполнение (лично потеряевцам) 1т., стр. 637
- Книга и писательство 5т., стр. 507
- Колокол 5т., стр. 625
- Конфликты 3т., стр. 545
- Кости 3т., стр. 568
- Крапива 3т., стр. 572
- Красота спасет мир 2т., стр. 722
- Крест и крестовоздвижение 3т., стр. 578
- Купля и продажа 3т., стр. 586
- Крестный ход 1т., стр. 654
- Любовь Божия 4т., стр. 520
- Любовь к овцам 6т., стр. 663
- Люди и деревья 4т., стр. 526
- Математика 4т., стр. 535
- Молитва 5т., стр. 637
- Море 3т., стр. 596
- Надежда на море? 5т., стр. 647
- Надписи 5т., стр. 652
- Наказание 3т., стр. 609
- Наркоз 4т., стр. 546
- Научи нас оправданиям Твоим 5т., стр. 667
- Не буду более говорить 3т., стр. 624
- Несчастный случай 5т., стр. 672
- Ныне отпускаешь раба Твоего 5т., стр. 678
- О браке 1т., стр. 666
- О труде 1т., стр. 681
- Общение с Богом – блаженство 5т., стр. 68
- Объяснительная 5т., стр. 689
- Основание строительства 5т., стр. 698
- Охота 3т., стр. 630
- Охрана 3т., стр. 635
- Патриотизм истинный 4т., стр. 553
- Письма 4т., стр. 563
- Подозрение 5т., стр. 574
- Послушание 5т., стр. 727
- Потеря 3т., стр. 640
- Православие и язычество 3т., стр. 646
- Предчувствие 2т., стр. 694
- Преображение 4т., стр. 588
- Преображение – «якоже можаху» 2т., стр. 702
- Преображение 1т., стр. 699
- Приблизьтесь ко Мне! 6т., стр. 682
- Привычка 3т., стр. 656
- Придите, поклонимся... 6т., стр. 689
- Приобретайте друзей 6т., стр. 697
- Прозвища 4т., стр. 597
- Псалом 103 – вечером 6т., стр. 710
- Путь праведных 5т., стр. 731
- Пчёлы 1т., стр. 713
- Разборки 4т., стр. 610
- Рай и ад 3т., стр. 671
- Сватовство 3т., стр. 679
- Раскаяние 1т., стр. 725
- Ревизия 2т., стр. 600
- Ревность 6т., стр. 717
- Родители и дети 3т., стр. 695
- Рождество Христа 5т., стр. 703
- Рождество Христово 5т., стр. 711
- Рождество 6т., стр. 735
- С кем поведешься 4т., стр. 623
- Самость и гнев 3т., стр. 700
- Свобода 9т., стр. 288
- Свобода 2т., стр. 641
- Слухи 4т., стр. 631
- Смех 9т., стр. 298
- Смотрение Твое, Господи! 9т., стр. 310
- Собака 4т., стр. 638
- Соглядатаи 3т., стр. 687
- Солнце 9т., стр. 319
- Соседи 3т., стр. 709
- Сострадание 3т., стр. 719
- Сохранность 3т., стр. 719
- Спасение 4т., стр. 655
- Спор, ссора 4т., стр. 669
- Ссора 9т., стр. 331
- Стихии 9т., стр. 340
- Странноприимство и наследственность 3т., стр. 704
- Страху Господню научу вас 9т., стр. 347
- Суждение и осуждение 4т., стр. 677
- Телефон 3т., стр. 729
- Транспорт и путешествие 9т., стр. 349
- Троица 4т., стр. 689
- Туалет 4т., стр. 697
- Тщеславие 4т., стр. 706
- Успение 2т., стр. 630
- Хозяин и работник 2т., стр. 649
- Хочу и надо 4т., стр. 715
Рай и ад
Занятие из книги — Лапкин И.Т. «…открытым оком», том 3, стр.671Темы очень большие и потому даю лишь конструкцию, а дома уже полностью открывайте указанные места. Бог был и есть прежде основания рая, Он Сам открывает о месте святости и счастья только то, что нам полезно знать. 3Ездр.6:2 – «Прежде нежели услышаны были гласы громов, прежде нежели возблистали молнии, прежде нежели утвердились основания рая».
Знал ли Адам, что он находится в таком месте, которое называется рай? Было ли у него понятие, что в мире все надвое? Что напротив рая есть ад, что напротив жизни есть смерть, напротив добра – зло? Что такое свет, то как-то все же определяют фотонами и люксами; а вот что такое тьма? Определение есть такое – это отсутствие света. Может быть понятие о смерти пришло к Адаму после грехопадения, когда он был изгнан из рая и понял угрозу старения и болезней, предвестников смерти? Что же есть тогда сама смерть? Отсутствие жизни, отсутствие Бога. И ад не есть ли отсутствие рая? Быт.2:8 – «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки». 3Ездр.3:6 – «И ввел его в рай, который насадила десница Твоя, прежде нежели земля произрастила плоды». Быт.3:1-3 – «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». Быт.3:8,10 – «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая… Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся».
По нашим меркам, что если бы ребенок сорвал в саду плод, то самое большое, что сделал бы отец, то выговорил или отодрал его. Но здесь Бог Отец выгнал и смертным сделал его навсегда до Его возвращения с неба. Какое же это преступление – сорвать плод? Но нам ли судить об этом.
Отчего произошло падение самого осеняющего херувима, как зло могло возникнуть на небе, этого никто из святых отцов не мог сказать. Но Иоанн Златоуст говорит, что на это есть намек в том месте, где говорится, чтобы молодых не ставили во пресвитера (Шестой всел. собор, правило 14 и 15 – не рукополагать до 30 лет. «14. Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, Если бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцатипяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется. 15. Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».) 1Тим.3:2,6 – «Но епископ … не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом». Когда ныне рукополагают молодых, то сколько восхищения у бабушек, что у них архимандрит 17-летний. А на деле получается, что епископы живьем таких толкают в объятия диавола, и они страшно гордятся, не сознавая даже этого. Это чрезмерное поклонение человеку нелегко выдержать и опытному. А что говорить о малолетних юнцах?
Слово «рай» будет сохраняться и поддерживаться пророками, как место утешения и отсутствия врагов. Ис.51:3 – «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение». Сир.24:32 – «И я, как канал из реки и как водопровод, вышла в рай». Сир.40:17 – «Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек». Сир.40:28 – «Страх Господень – как благословенный рай, и облекает его всякою славою».
В лексиконе евреев слова «рай» и «ад» были на слуху. Иначе как бы понял разбойник, о чем ему говорит Спаситель Иисус? Лк.23:43 – «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Говоря о великих милостях Бога к нему, Апостол Павел в прикровенной форме говорит о видении рая как о величайшей своей командировке; среди многого, что ему довелось в жизни испытать, он выделяет этот момент и с восторгом говорит о неизреченных радостях, какие ожидают в будущем обитателей рая. 2Кор.12:4 – «Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». 1Кор.2:9 – «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». 3Ездр.7:53 – «Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство». 3Ездр.8:52 – «Ибо вам открыт рай, насаждено древо жизни, предназначено будущее время, готово изобилие, построен город, приготовлен покой, совершенная благость и совершенная премудрость».
3Ездр.4:7 – «А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая». Много о рае написано у Ездры в третьей книге его в главе 7 по Брюссельскому изданию.
Давид своим противникам и после их смерти не желал ничего, кроме того, что они по праву заслужили. Пс.9:18 – «Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога».
Пс.54:16 – «Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их».
Ис.14:9 – «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их». Авв.2:5 – «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена». Ис.14:15 – «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». Мф.11:23 – «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня». Лк.16:23 – «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его». 2Пет.2:4 – «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания». Втор.32:22 – «Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор».
Для верных уготован рай, и они об этом знать должны с малых лет. До Христа не было надежды вернуться в рай после смерти, но пророки прорывались и через эту завесу тайн и давали намек, что возможно такое, но пока только неизвестно, кто выведет их из ада? Сам ли Господь или кто другой? Мф.11:3 – «Сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»
Деян.2:27 – «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления». Ос.13:14 – «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня». Пс.114:3 – «Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь».
1Кор.15:55 – «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Победа над смертью и над адом произошли уже на Голгофе, но окончательно это будет после всеобщего воскресения из мертвых, когда Господь придет во второй раз с неба за ожидающими Его во спасение.
Откр.6:8 – «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными».
Откр.20:13,14 – «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая». 2Цар.22:6 – «Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня». Пс.29:4 – «Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу».
Пс.85:13 – «Ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего».
Дан.3:88 – «Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас».
Ос.13:14 – «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня». Ион.2:7 – «До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада». Мф.16:18 – «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Откр.1:18 – «И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Пс.15:10 – «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление».
Пс.30:18 – «Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде».
Откр.2:7 – «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». Был рай и он был утерян. Теперь, вот уже 7,5 тысяч лет, всё человечество пытается вернуться в этот рай. «С милым по душе и рай в шалаше». «Рад бы в рай, да грехи не пускают». Значит, в народе подмечено, что главное не в Беловодье, не Шамбала, а в душе у человека, когда люди живут по заповедям Божиим. Херувим, охраняющий двери Эдема, так и стоял с мечем до пришествия Христа, говорит Иоанн Златоуст. Быт.3:24 – «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Меч сей остановился в своем вращении, когда ударился в виде пики в бок Христа на Голгофе. Иоан.19:34 – «Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». И здесь же на Голгофе впервые прозвучало слово «рай», и для кого? В лице этого преступника, киллера было всё человечество, которому открылся свободный вход в рай. 2Пет.1:11 – «Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Как из ребра создана жена Адаму, так из ребра Христа создана Церковь, невеста Его.
Что нам известно о рае из житий святых:
2 января. Серафим Саровский. Хотя бы вся комната эта была полна червей, то ради той радости райской стоит всё претерпеть на этой земле.
6 февраля. Дорофея. Феофил советник просил прислать ему из рая яблок. Но эта его насмешка над мученицей оказалась для него поучительной. Он и получил эти яблоки из рая.
1 марта. Евдокия. 7 дней постилась и видела ад, райские обители и бесов на пути.
26 марта. Василий Новый. Обитель его в раю равна Царьграду.
3 мая. Мавра. Видела обитель Тимофея, мужа своего. Он туда её привел.
24 мая. Симеон Дивногорец. Видел рай, Адама в раю и разбойника и более никого.
4 июля. Марфа, мать Симеона столпника. Видела рай и палатки ей и сыну её.
9 июля. Кирилл Александрийский гневался на Иоанна Златоуста. Божия Матерь велела простить его. Увидел рай.
12 июля. Мария Голендуха. В оконце увидела рай. Некрещёному туда войти нельзя.
18 июля. Памва. Было два брата: пустынник и странноприимец. Обоих видел в раю.
11 сентября. Евфросин. Работал на поварне. Иерею ночью приснилось, что он в раю находится, а его подчиненный работник свободно ходит в райских обителях. И получил 3 яблока из рая.
2 октября. Андрей юродивый. Удивительные прелести рая Божия.
2 ноября. Иаков Вяземский. Райские обители и узилища ада видел.
9 ноября. Матрона. Рай ей показан был.
12 ноября. Иоанн милостивый. Дом Троила уже не его, за жадность отнимается, на небе это видел.
13 ноября. Иоанн Златоустый. Епископ Оделфий просил показать ему, где находится Иоанн. Ему было сказано, что у престола Троицы. Но находящемуся во плоти этого нельзя видеть.
18 ноября. Варул отрок. Мать наставляла его: «как только будешь усечён, так сразу же и будешь в раю».
19 ноября. Иоасаф. Когда отец хотел его совратить от пути спасения и окружил самыми красивыми в его царстве девицами, то едва не поколебалось юное сердце царевича. Но во сне увидел он рай и ад. И как эти девицы его тащили в пропасть ада. И когда проснулся, то они показались ему хуже грязи и псов.
4 декабря. Иоанн Дамаскин. Когда простил его старец, изгнавший его от себя за преслушание, то он радовался, как бы изгнанный из рая и возвратившийся в обители небесные.
7 декабря. Павел повинник. Настоятель увидел рай. Он ему сказал там: «возьми, что тебе тут нравится».
30 декабря. Феодора Цареградская. Мытарства проходила, и видела рай. Григорий, ученик Василия нового. Подробно о всём.
Об аде из жития святых известно следующее:
Ад (см. Суд, Мука, Страх. Из нашей книги «Симфония на жития святых»)
1 января. Василий Великий. Царь Валент, арианин, пошёл в геенну.
8 января. Юлиан. Воскресили человека, душу которого бесы несли в ад.
16 января. Мелевсипп. Бабка Леонилла говорит: «ваш отец сошёл в преисподнюю».
19 января. Макарий Египетский. Череп языческого жреца сказал ему: «когда ты молишься, то мы во тьме немного видим друг друга».
18 февраля. Лев I, папа. Евтихий и Диоскор навлекли на себя вечную погибель за ересь.
3 марта. Евтропий. Мучивший Феодора находится в аду, в огне.
15 марта. Александр иерей. Игемон Антонин пошёл в муку с сатаной.
16 марта. Трофим. Аксипилиодот пошёл к бесам.
20 марта. Иоанн. Отцы перебиты варварами. Варвары оказались в аду.
20 марта. Патрикий. Душа разбойника в аду.
26 марта. Василий Новый. На блудном мытарстве больше всего идёт в ад. Неверные и неверующие попадают сразу в ад без мытарств.
2 мая. Зоя. Дом Катулла (их хозяина) – ад, а сам он – смерть.
13 мая. Александр воин. Язычнику: «ты вместе с императором будешь ввержен в геенну».
15 мая. Пахомий. «Мысль о мучении грешных должна быть всегда с нами».
8 июня. Прокопий. Насильнику жёны ответили: «в аду почувствуешь муку», и он отдал душу демонам.
10 июня. Антонина. Низвергла противника на дно ада.
15 июня. Модест. Демон души грешников унёс в ад.
19 июня. Зосима. Идолопоклоннику: «празднования да будут возданы тебе в аду».
29 июня. Апостол Пётр. Душу Симона-волхва дьявол забрал в ад.
1 июля. Потит. Сказал: «окаянная душа ваших богов мучится в аду», – а Антонину императору сказал: «ад готов для тебя».
12 июля. Мария Голендуха сказала гонителю: «есть ад, и там твои родственники».
13 июля. Иулиан. Он воскресил юношу, который сказал: «я видел бесов в аду».
23 июля. Апполинарий. Описание геенны.
24 июля. Христина. Отец, её мучивший, погиб навеки. Бес в кумирне унёс душу игемона Диона.
17 августа. Мирон. Игемон умертвил себя и пошёл в ад навеки.
24 августа. Сира. Беседовали о суде Божием и муках.
27 августа. Пимен Великий. «Я буду брошен туда, куда брошен сатана».
23 сентября. Андрей. Сказал мучителю: «мучения твои будут вечны, ты пойдёшь в геенну».
20 октября. Артемий. Юлиан пошёл в ад.
14 ноября. Филипп. Воскресил юношу, сказавшего: «меня два эфиопа влекли в огонь».
19 ноября. Иоасаф. Увидел во сне, что девицы, обольщавшие его, хуже гноя и смрада в аду.
20 ноября. Евстафий. Комит находится в аду.
27 ноября. Иаков персиянин. «Отец мой в аду».
9 декабря. 14 000 младенцев. Убиты Иродом. Ирод вселился в ад.
22 декабря. Анастасия узорешительница. Жрец желал совершить с нею постыдное дело, ослеп и попал в ад.
23 декабря. Нифонт. Зрители подали монету безбожному музыканту. Бесы тотчас отнесли эту монету в ад и показали дьяволу.
26 декабря. Иосиф. Он вселился в шеол к отцам.