- Ангелы на Рождество 5т., стр. 533
- Берегись 3т., стр. 453
- Русская нация 9т., стр. 274
- Беспечность 3т., стр. 459
- Благодарность 4т., стр. 472
- Бог века сего 3т., стр. 474
- Богослужение 3т., стр. 484
- Вода 1т., стр. 583
- Вознесение 3т., стр. 497
- Волхвы и звезды 5т., стр. 717
- Воскресный день 5т., стр. 538
- Времена. Не опоздать! 3т., стр. 509
- Все ко Христу придите 5т., стр. 544
- Вход Господень в Иерусалим 6т., стр. 634
- Выбор друзей 1т., стр. 593
- Выговори ему 2т., стр. 672
- Вышел сеятель сеять 6т., стр. 640
- Глаза 3т., стр. 530
- Гости 1т., стр. 609
- Гром и молния 5т., стр. 548
- Да созиждутся стены 6т., стр. 645
- День Петра и Павла 6т., стр. 668
- Дерзновение 5т., стр. 553
- Дерзость и дерзновение 4т., стр. 490
- Долг 5т., стр. 558
- Допрос 1т., стр. 625
- Духовное служение 4т., стр. 500
- Жатва 5т., стр. 565
- Забвение 5т., стр. 571
- Завещание 2т., стр. 711
- Земля 4т., стр. 512
- Знамя 3т., стр. 540
- Ибо во век милость Его 5т., стр. 592
- Инструменты и предметы быта 5т., стр. 596
- Исполнение (лично потеряевцам) 1т., стр. 637
- Книга и писательство 5т., стр. 507
- Колокол 5т., стр. 625
- Конфликты 3т., стр. 545
- Кости 3т., стр. 568
- Крапива 3т., стр. 572
- Красота спасет мир 2т., стр. 722
- Крест и крестовоздвижение 3т., стр. 578
- Купля и продажа 3т., стр. 586
- Крестный ход 1т., стр. 654
- Любовь Божия 4т., стр. 520
- Любовь к овцам 6т., стр. 663
- Люди и деревья 4т., стр. 526
- Математика 4т., стр. 535
- Молитва 5т., стр. 637
- Море 3т., стр. 596
- Надежда на море? 5т., стр. 647
- Надписи 5т., стр. 652
- Наказание 3т., стр. 609
- Наркоз 4т., стр. 546
- Научи нас оправданиям Твоим 5т., стр. 667
- Не буду более говорить 3т., стр. 624
- Несчастный случай 5т., стр. 672
- Ныне отпускаешь раба Твоего 5т., стр. 678
- О браке 1т., стр. 666
- О труде 1т., стр. 681
- Общение с Богом – блаженство 5т., стр. 68
- Объяснительная 5т., стр. 689
- Основание строительства 5т., стр. 698
- Охота 3т., стр. 630
- Охрана 3т., стр. 635
- Патриотизм истинный 4т., стр. 553
- Письма 4т., стр. 563
- Подозрение 5т., стр. 574
- Послушание 5т., стр. 727
- Потеря 3т., стр. 640
- Православие и язычество 3т., стр. 646
- Предчувствие 2т., стр. 694
- Преображение 4т., стр. 588
- Преображение – «якоже можаху» 2т., стр. 702
- Преображение 1т., стр. 699
- Приблизьтесь ко Мне! 6т., стр. 682
- Привычка 3т., стр. 656
- Придите, поклонимся... 6т., стр. 689
- Приобретайте друзей 6т., стр. 697
- Прозвища 4т., стр. 597
- Псалом 103 – вечером 6т., стр. 710
- Путь праведных 5т., стр. 731
- Пчёлы 1т., стр. 713
- Разборки 4т., стр. 610
- Рай и ад 3т., стр. 671
- Сватовство 3т., стр. 679
- Раскаяние 1т., стр. 725
- Ревизия 2т., стр. 600
- Ревность 6т., стр. 717
- Родители и дети 3т., стр. 695
- Рождество Христа 5т., стр. 703
- Рождество Христово 5т., стр. 711
- Рождество 6т., стр. 735
- С кем поведешься 4т., стр. 623
- Самость и гнев 3т., стр. 700
- Свобода 9т., стр. 288
- Свобода 2т., стр. 641
- Слухи 4т., стр. 631
- Смех 9т., стр. 298
- Смотрение Твое, Господи! 9т., стр. 310
- Собака 4т., стр. 638
- Соглядатаи 3т., стр. 687
- Солнце 9т., стр. 319
- Соседи 3т., стр. 709
- Сострадание 3т., стр. 719
- Сохранность 3т., стр. 719
- Спасение 4т., стр. 655
- Спор, ссора 4т., стр. 669
- Ссора 9т., стр. 331
- Стихии 9т., стр. 340
- Странноприимство и наследственность 3т., стр. 704
- Страху Господню научу вас 9т., стр. 347
- Суждение и осуждение 4т., стр. 677
- Телефон 3т., стр. 729
- Транспорт и путешествие 9т., стр. 349
- Троица 4т., стр. 689
- Туалет 4т., стр. 697
- Тщеславие 4т., стр. 706
- Успение 2т., стр. 630
- Хозяин и работник 2т., стр. 649
- Хочу и надо 4т., стр. 715
Общение с Богом – блаженство
Занятие из книги — Лапкин И.Т. «…открытым оком», том 5, стр.68Сразу же после сотворения человека, возник вопрос: как приблизиться к Богу, как сделаться более понятным, похожим, сродственным, любимым. Быт.3:8-9 – «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?» Бог беседовал и научал человека. Это великая тайна, как Бог Невидимый, Которому нет начала и места, и ни одна галактика Его вместить не может, и Он ходил в раю. Как это могло быть, и в каком виде Бог был? Но точно знаем, что Он беседовал и не только с Адамом, прямо лицом к лицу, как мы разговариваем, глядя в глаза друг другу, но и с Енохом, и с пророками, да и со всем Израилем. Говорили с Богом своими простыми словами, как мы разговариваем с самыми близкими людьми. Просили совета у Бога, что им делать, и Он отвечал. Идет диалог. Быт.32:30 – «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя». Исх.33:11 – «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии». Чис.14:14 – «И скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном». Втор.5:4 – «Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня». Втор.34:10 – «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу».
Хотел человек что-то сделать, а Бог говорит: не делай. А сделай вот так. Деян.16: 6 – «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам». Это было и с Самуилом, с Илией пророком, с Илием первосвященником. Так было и с Амосом. И они противоречили, как Иов Богу, и Бог говорил совершенно определенными фразами, смысловыми, а не в догадках или в ощущениях.
Вот как происходит разговор Моисея с Богом. Исх.4:10-17 – «И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога; и жезл сей [который был обращен в змея] возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения». И Аарон стал, как переводчик невнятной речи. Заика Моисей был незаменим в вопросах ревности и исполнения. А вот речи ему Бог не дал и не исправил, а таким он и оставался. Очень даже странно, что Бог косноязычным, которые никогда, может быть, и ораторами не стали, дал исправление языка. А такому полномочному представителю Самого Господа Бога не дал логопеда. Ис.32:4 – «И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно». Мрк.7:32 – «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку». В дельнейшем, когда стали мыслить трафаретно, по-язычески, вприглядку зная, и вполуха Священное Писание, стали применять к себе то, что было сказано к определенному человеку; ничего путного из этого переноса не получится. Если было сказано Павлу что-то, то самовольно применять то к своей биографии не следует – это не тебе и не мне, а только ему. Духовно понимали святые пророки эту связь как родственность – главное, быть верным Иегове и не ходить к чужим богам. И Втор.13:6-8 – «Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои», богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, – то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его». Услышав такие речи, ты не имеешь права умолчать, и утром сразу же заявить и истребить в зародыше такие крамольные речи против Единого Бога. До захода солнца такой богоотступник должен умереть. Вся Библия наполнена призывами – быть верным Богу.
Люди многое стали понимать по-язычески, повторять слова, сказанные столетия назад святыми, по определенному случаю, чтобы быть похожими на этих святых. Например, Давид радовался в опасностях и природе, которая окружала его и писал даже о ласточках, а Исаия и о журавлях, и даже о том, как они гнезда вьют, и применял всё это к себе. Ис.38:14 – «Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня». Пс.83:4 – «И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!» Иов писал и о наших хищных птицах. Иов.39:26 – «Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень?» У нас здесь я насчитал 52 разных вида птиц, и ни в одной молитве мы этого помянуть не можем, потому что мы тупые и зашоренные. Мы талдычим об онаграх, о вепрях, которых тут и в помине нет, и о бегемотах, ибо так кто-то сказал когда-то, и мы думаем, что эти повторы дадут нам приблизиться к Богу через эти чужие слова? Псалмы – это молитвы, где Давид прямо обращается к Богу: помилуй меня, Боже! И тут ж говорит: Пс.50:16 – «Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою». Читаем, и мало кто задумается о том, чтобы понять: о каких же кровях я молюсь сегодня? Где эти стены Иерусалима и что за жертвы я полагаю себе в оправдание? Тысячелетия на одном месте толкемся и ждем жизни в душе? Почему бы не составить молитвы применительно к нашим репрессиям в России, к нашим птицам и зверью и к нашим пертрубациям?
Блаженство, святость были путеводными словами Давида, и он к ним постоянно возвращался и тосковал, завидуя тем, кто это может получить от Бога. 27 раз Давид псалмопевец желает быть в числе блаженных, прощенных, и искупленных. Пс.2:12 – «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него».
После каждого вздоха о блаженстве, скиталец в горах находит слово о себе, о конкретной ситуации, о конкретных врагах и о конкретных победах. Пс.82:6-13 – «Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз: селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира. И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых. Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона, которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли. Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом, которые говорили: «возьмем себе во владение селения Божии». Разве наша Россия оскудела событиями, в которых Бог миловал и наказывал, гнал и возвращал? Разве не было диаспоры, рассеяния, советских шакалов и псов диких в красных шлемах, и не было попов предателей? Так почему же это нигде не ставится на видное место в молитве, чтобы прославить Иегову и воздать славу Господу Саваофу?
Пс.15:11 – «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек». Пс.31:1 – «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!»
Пс.31:2 – «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» Пс.32:12 – «Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе». Пс.33:9 – «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» Пс.39:5 – «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи».
Заповеди блаженства будут сведены в девять блаженств. Дарующих здравие в частности каждому и всем вместе в любом государстве. Любому народу. О, если бы мы это пожелали знать, и испытать, и усвоить навсегда, для нашей вечности – ступени блаженства. Пс.40:2-3 – «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его». Пс.64:5 –«Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего». Пс.83:5-6,13 – «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя... Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!»
Давид размышлял о блаженствах, о счастье, и находил это во всем, что видел, когда на практике испытывал. Мы же повторяем его слова в молитве и думаем, что результат будет тот же, как у Давида. Но на практике не выполняем основное требование – полновесная отдача себя на служение Иегове, во всем и всегда контролировать свои поступки, слова и помыслы Священным Писанием, то есть познанием воли Творца. Надо в эти слова о блаженствах, приближающих человека к Создателю вникнуть и в этих словах найти всю суть, обретение милости Божией. Познать любовь Божию и радоваться, что тебе это открыто, что ты можешь войти в эти блаженства.
Пс.88:16 – «Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи». Пс.93:12 – «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим». Пс.105:3 – «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» Пс.111:1 – «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его».
Пс.118:1-2 – «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его». Пс.126:5 – «Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах».
Пс.127:1 – «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!» Как это сладостно знать, что Бог тебе ни одного греха не помянет. У нас между собой есть такие прегрешения и грехи, что мы даже в одиночестве вспомнив о них, крутим головами, такие, как открытие тайны и потеря безнадежная о друге. Кто помыслит о Боге по своему и будет ждать результата, какой проистекает тогда, когда ты мыслишь по Божьему? Это не одно к одному, и всё оттого, что не знаешь Библии. В ней тебе ключ, как быть блаженным. И осчастливить себя в Боге. Пс.127:2 – «Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Пс.136:8-9 – «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!»
Пс.143:15 – «Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог». Пс.145:5 – «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его».
Если решил потерять счастье, то тогда повторяй: нет, не верю, не хочу, не знаю! Святые отцы, составляя ход богослужения, ряд молитв, составили так, что в них подошли к самой сути понимания спасения. Подошли ли они полностью – это отвечено будет только в вечности. Пока же ни один человек этого не знает. Святые отцы друг в друге сомневались, всё время богослужение меняли, то литургия Марка, Иакова, Василия Великого, Иоанна Златоуста. Проходят столетия, и потом начинают менять, вставлять новые слова, и целые главы. К Библии же никто не прикоснулся, ни указанные составители богослужений, ни Никон патриарх; ряд молитв же, что и за чем читать, это всё люди сделали, и может быть с самыми благими намерениями, в меру своего понимания (часто мы что-то утверждаем в меру своей испорченности), а эти в меру своей святости. Они очень близко подошли к сути понимания общения человека с Богом.
Вот Давид пропел 103-й псалом. Может, он был у него первым, а в Псалтири просто так составители собрали, такие как Неемия, Ездра; не нужно понимать, что так по годам царь и писал их, как они в этой книге песнопений пророка. Никто не знает точной даты каждого псалма и какой за каким был написан. Псалом сей прославляет всё, что окружает нас. Мы сегодня молимся в лагере-стане, когда нет батюшки, он в городской общине сегодня. Некоторые говорят: «над нами нет купола». Но небо и есть купол, и в церкви всё устроено по образу виденному в природе. «А у нас свечи не горят». Я принес свечки, они из Иерусалима от того огня пасхального, когда сами свечи загораются. На небе солнышко горит – вам мало этого света?
Пищи просит каждая тварь у Бога. Мы же видели в фильме про пустыни, что лев ни у кого не просит, а лапой по быку, и обедает. Птенцы грачей каркают – это они просят себе на обед. Иов.38:41 – «Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?» Пс.146:9 – «Дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему».
Пс.103:23 – «Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера». Второй смены тогда не было. По тому времени это было написано, что надо работать до захода солнца, просить у Бога благословения и получать с благодарностью. Этот псалом играет роль разогрева, чтобы припомнили, что мы получили в течение недели, и приготовились славить Его за все Его милости. Псалмы прижимают человека головой до земли, с покаянием. Потом человек поднимает голову: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуия». И опять покаяние, опять сокрушение о грехах: «Избавь от лукавого, сатана сшибает нас, бьет по ногам и по ушам. Господи, помоги же! Утопаем в суете и немощи и в грехах».
Вдумайтесь в ход богослужения, чтобы не просто отстоять службу – стоим как столбушки. Мы должны понимать ход православного богослужения. Пс.103:17 – «На них гнездятся птицы: ели – жилище аисту». У нас нет ни елей, ни аистов, а только цапли. Если бы Давид здесь жил тогда, он бы написал и про клёны, про берёзу и про кукушку. Но наши учителя русские боятся живо и здраво осмыслить богослужение, и только из бывшего повторы делают непрерывно, и потому для нас трудно войти в эти категории, которыми мы не можем оперировать, ибо нет подпитки из окружающей природы. А нам подают всё из другого государства, из других поясов времени и обитания. Где же наша, своя, природная, продуманная, пережитая беда и хвала? Я бы написал о том, как хорошо воркуют голуби, и тут же отметить, где мы также стонем, что с нами приключилось. Ис.59:11 – «Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его, – спасения, но оно далеко от нас».
Иез.7:16 – «А уцелевшие из них убегут и будут на горах, как голуби долин; все они будут стонать, каждый за свое беззаконие». Наум.2:7 – «Решено: она будет обнажена и отведена в плен, и рабыни ее будут стонать как голуби, ударяя себя в грудь». О голубях еще бы можно добавить, какие же они беззащитные и милые. А ты любишь индюков из Америки, завезенных в холодную Сибирь, и ты бы нашел сказать о них необычное, твой ум наблюдательный, как у беглеца Давида. Какие они заботливые – их родители. Как они охраняют своих индюшат; но всё это от Тебя. У нас зайцы в старых садах скрываются, и портят наши посадки, и яблоньки все изгрызли. Прогони их вихрем, Господи. Они нас заели. Бог не осуждает такие молитвы, такой детский лепет, ибо мы это говорим, желая блаженства и здравой речи, и живого общения с нашим Богом, столь заботящимся о нас. Кто бы посмел из нас так сказать о Боге? Пс.43:24 – «Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда». Даже с директором совхоза ты так не будешь с упреком говорить. Но Бог это не осуждает, Он же наш Отец и знает наш лепет. Наше желание сокрытья у Него. Бог это не только страх, но это и любовь, дарующая блаженство, счастье и здесь уже, на земле, в этой кратенькой жизни.
Мы же тоже хотим жить без горя. А вот и рецепт, который и менять не надо, он живой и действенный. 1Пет.3:10 – «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». Ухватив всё виденное вокруг, дальше ты поднимайся к духовному и славь Творца. Аминь. 682