размер шрифта

Поиск по сайту



О труде


О труде

  1. Ангелы на Рождество 5т., стр. 533
  2. Берегись 3т., стр. 453
  3. Русская нация 9т., стр. 274
  4. Беспечность 3т., стр. 459
  5. Благодарность 4т., стр. 472
  6. Бог века сего 3т., стр. 474
  7. Богослужение 3т., стр. 484
  8. Вода 1т., стр. 583
  9. Вознесение 3т., стр. 497
  10. Волхвы и звезды 5т., стр. 717
  11. Воскресный день 5т., стр. 538
  12. Времена. Не опоздать! 3т., стр. 509
  13. Все ко Христу придите 5т., стр. 544
  14. Вход Господень в Иерусалим 6т., стр. 634
  15. Выбор друзей 1т., стр. 593
  16. Выговори ему 2т., стр. 672
  17. Вышел сеятель сеять 6т., стр. 640
  18. Глаза 3т., стр. 530
  19. Гости 1т., стр. 609
  20. Гром и молния 5т., стр. 548
  21. Да созиждутся стены 6т., стр. 645
  22. День Петра и Павла 6т., стр. 668
  23. Дерзновение 5т., стр. 553
  24. Дерзость и дерзновение 4т., стр. 490
  25. Долг 5т., стр. 558
  26. Допрос 1т., стр. 625
  27. Духовное служение 4т., стр. 500
  28. Жатва 5т., стр. 565
  29. Забвение 5т., стр. 571
  30. Завещание 2т., стр. 711
  31. Земля 4т., стр. 512
  32. Знамя 3т., стр. 540
  33. Ибо во век милость Его 5т., стр. 592
  34. Инструменты и предметы быта 5т., стр. 596
  35. Исполнение (лично потеряевцам) 1т., стр. 637
  36. Книга и писательство 5т., стр. 507
  37. Колокол 5т., стр. 625
  38. Конфликты 3т., стр. 545
  39. Кости 3т., стр. 568
  40. Крапива 3т., стр. 572
  41. Красота спасет мир 2т., стр. 722
  42. Крест и крестовоздвижение 3т., стр. 578
  43. Купля и продажа 3т., стр. 586
  44. Крестный ход 1т., стр. 654
  45. Любовь Божия 4т., стр. 520
  46. Любовь к овцам 6т., стр. 663
  47. Люди и деревья 4т., стр. 526
  48. Математика 4т., стр. 535
  49. Молитва 5т., стр. 637
  50. Море 3т., стр. 596
  51. Надежда на море? 5т., стр. 647
  52. Надписи 5т., стр. 652
  53. Наказание 3т., стр. 609
  54. Наркоз 4т., стр. 546
  55. Научи нас оправданиям Твоим 5т., стр. 667
  56. Не буду более говорить 3т., стр. 624
  57. Несчастный случай 5т., стр. 672
  58. Ныне отпускаешь раба Твоего 5т., стр. 678
  59. О браке 1т., стр. 666
  60. О труде 1т., стр. 681
  61. Общение с Богом – блаженство 5т., стр. 68
  62. Объяснительная 5т., стр. 689
  63. Основание строительства 5т., стр. 698
  64. Охота 3т., стр. 630
  65. Охрана 3т., стр. 635
  66. Патриотизм истинный 4т., стр. 553
  67. Письма 4т., стр. 563
  68. Подозрение 5т., стр. 574
  69. Послушание 5т., стр. 727
  70. Потеря 3т., стр. 640
  71. Православие и язычество 3т., стр. 646
  72. Предчувствие 2т., стр. 694
  73. Преображение 4т., стр. 588
  74. Преображение – «якоже можаху» 2т., стр. 702
  75. Преображение 1т., стр. 699
  76. Приблизьтесь ко Мне! 6т., стр. 682
  77. Привычка 3т., стр. 656
  78. Придите, поклонимся... 6т., стр. 689
  79. Приобретайте друзей 6т., стр. 697
  80. Прозвища 4т., стр. 597
  81. Псалом 103 – вечером 6т., стр. 710
  82. Путь праведных 5т., стр. 731
  83. Пчёлы 1т., стр. 713
  84. Разборки 4т., стр. 610
  85. Рай и ад 3т., стр. 671
  86. Сватовство 3т., стр. 679
  87. Раскаяние 1т., стр. 725
  88. Ревизия 2т., стр. 600
  89. Ревность 6т., стр. 717
  90. Родители и дети 3т., стр. 695
  91. Рождество Христа 5т., стр. 703
  92. Рождество Христово 5т., стр. 711
  93. Рождество 6т., стр. 735
  94. С кем поведешься 4т., стр. 623
  95. Самость и гнев 3т., стр. 700
  96. Свобода 9т., стр. 288
  97. Свобода 2т., стр. 641
  98. Слухи 4т., стр. 631
  99. Смех 9т., стр. 298
  100. Смотрение Твое, Господи! 9т., стр. 310
  101. Собака 4т., стр. 638
  102. Соглядатаи 3т., стр. 687
  103. Солнце 9т., стр. 319
  104. Соседи 3т., стр. 709
  105. Сострадание 3т., стр. 719
  106. Сохранность 3т., стр. 719
  107. Спасение 4т., стр. 655
  108. Спор, ссора 4т., стр. 669
  109. Ссора 9т., стр. 331
  110. Стихии 9т., стр. 340
  111. Странноприимство и наследственность 3т., стр. 704
  112. Страху Господню научу вас 9т., стр. 347
  113. Суждение и осуждение 4т., стр. 677
  114. Телефон 3т., стр. 729
  115. Транспорт и путешествие 9т., стр. 349
  116. Троица 4т., стр. 689
  117. Туалет 4т., стр. 697
  118. Тщеславие 4т., стр. 706
  119. Успение 2т., стр. 630
  120. Хозяин и работник 2т., стр. 649
  121. Хочу и надо 4т., стр. 715

Занятие из книги — Лапкин И.Т. «‎…открытым оком», том 1, стр.681


Какое отношение имеет человек-христианин к труду, как он должен трудиться? И что говорит об этом Священное Писание? В каждой из проповедей у Иоанна Златоуста до 70 ссылок на Библию. Это в среднем, учитывая, что многое из трудов святителя было утеряно безвозвратно, и мы знаем только то, что успели записать скорописцы тогдашние. Мы пользуемся в проповедях не только христианскими авторами, но и сектантскими и языческими, если они соответствуют истине, если они говорят по делу и правильно. Даже народные пословицы и поговорки изъясняют многое по теме.

Почему наш детский лагерь-стан называется не игровой, а трудовой? Хотя есть и отдых, и игры. Он не монастырский, хотя есть многое, что вполне подходит и под монастырский устав. Лагерь детский. Но в нем живут и трудятся и родители, и прародители.

 Уже в раю до грехопадения Бог, сотворив человека, дал ему заповедь трудиться и владычествовать над всякою тварью. Быт. 2:6 – «Ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли». Человек охранял. Не возделывал, но наблюдал за всем. «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» – Быт.2:15. После грехопадения заповедь усилилась: Быт.3:17-19 – «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». В поте лица… И все Божии люди всеми силами старались это исполнить. Работать нужно с желанием, любую не греховную работу делать. Уважать всех, кто делает так. Только злодеи насмехаются над трудящимися. Клички: колхозник, деревня. Притч.12:9 – «Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе». Пр.31:12 – «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее». Она с охотой работает. Этим и ценна, и назову тебя зоренькой, только пораньше вставай. Придумали награды за труды; были и дважды герои труда. Четырежды героя труда ни одного в стране не было, и только героем войны был один – Жуков Г.К. Трижды героев было три: Кожедуб, Покрышкин. И Брежнев. Про Леонида мне казалось, что он имел доступ до ящика и ложился в эти железки и сколько зацепится за костюм, все его.

Если у тебя есть помогающий, то обращайся с ним достойно его труда. Накорми. Иер.22:13 – «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» – вовремя выдай получку. Апостол Павел изготавливал палатки. То ли из шерсти, то ли из кожи. И трудился день и ночь сам, как наш батюшка. Таких батюшек – единицы, чтобы всё делал своими руками. Деян. 18:3 – «И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток». 1 Кор.4:11-12 – «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим». 1Фес.2:9 – «Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие». 4:11 – «И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам». Стараться., а не абы как работать. Не чужими руками, а своими. Не руки в бока. Во время работы не разговаривать. Кто разговаривает, тому щепу в рот. «Проболтали Россию на площадях», – говорит Бунин И.А. 2Фес.3:12«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб».

Сир.7:22 – «Не обижай раба, трудящегося усердно, ни наемника, преданного тебе душою. Разумного раба да любит душа твоя, и не откажи ему в свободе».

Сир.33:25 – «Корм, палка и бремя — для осла; хлеб, наказание и дело — для раба. Занимай раба работою — и будешь иметь покой; ослабь руки ему — и он будет искать свободы. Ярмо и ремень согнут выю вола, а для лукавого раба — узы и раны; употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому; приставь его к делу, как ему следует, и если он не будет повиноваться, наложи на него тяжкие оковы».

Когда внимательно будем читать Библию, то толкования требуется самая малость. И когда люди говорят, что они имеют Библию, то спрошу: любят ли они ее? Если всё читать в этой чудной Книге, в этом Откровении Божием, то не всем профсоюзным деятелям понравится написанное в ней. Тут ни о каких забастовках не говорится. Могущие работать друзья, ядущие хлеб твой, да не сидят праздно. Кто приехал в гости, пользуйтесь моментом. Дали им выспаться с дороги, быстро переоденьте их и на работу. Читал о Форде миллиардере, который приехал на завод свой и увидел советских инженеров, приехавших на практику. И сразу же спросил: а что это за делегация? Немедленно выдать им спецовки и за работу. Они приехали учиться, а не болтаться, пусть и учатся. За хождение по цехам никто не платит здесь. Они должны уметь всё делать, когда домой вернутся.

Чтобы получить диплом зоотехника, ты должен окончить заведение и спрятать диплом. Знания твои примени на деле и получить дипломы по всем специальностям, как умеешь их применить на практике. Дояр, скотник, механик. Придешь, и квалификационная комиссия будет решать. Так и врач. Может она за барана купила диплом и теперь портит людей. Там же порядки такие, что из одного штата переехал в другой, и нужно снова все экзамены пересдавать, доказать, что ты не поддельный, а настоящий хирург. На месте нужно проверять. И, думаю, что это правильно. Сир.33:27 – «Ярмо и ремень согнут выю вола, а для лукавого раба — узы и раны»; пока хозяин здесь, он работает, машет руками. Но когда хозяин ушел, он сел и сидит – перекур на неделю. Сир.42:5 – «Не стыдись вот чего, и из лицеприятия не греши: не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета, и суда, чтобы оказать правосудие нечестивому, спора между товарищем и посторонними и предоставления наследства друзьям, точности в весах и мерах, — много ли, мало ли приобретаешь, — беспристрастия в купле и продаже и строгого воспитания детей, и — окровавить ребро худому рабу». Если ты стыдишься худого работника выгнать, то ты и есть бессовестный, ибо вопреки Библии поступаешь. Приехал гость, отоспался, накормил ты его, и вижу: он полдня по деревне болтается. Почему ты его не заставишь ничего делать? Сади его в яму и пусть копает погреб. Приехали в гости, хозяин отлучился куда-то и не дал работы, и вот он стоит. Руки меж ног заложил, стесняется. Видишь щебень, тащи. Четыре года прошло, и что построил? Настоящие кельи рубили, и в один день иногда успевали. Не то, что сегодня, как доминушки, впритык брусья кладут. Тогда врубали в паз, в желоб.

Работа должна приносить удовлетворение и радость. Ее нужно делать быстро, чтобы она не наскучила, не надоела. И качественно, чтобы не переделывать. Так, чтобы оставалось время и для духовной жизни. Чтобы и не заболеть от работы, чтобы поясницу не сломать. Не нажить бы грыжу. Исх.1:13«Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам». Чтобы жизнь не была «горькой от работы». Исх.5:4«Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом. И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ [мой] от дел его? ступайте [каждый из вас] на свою работу. И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его. И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами. И вышли приставники народа и надзиратели его и сказали народу: так говорит фараон: не даю вам соломы; сами пойдите, берите себе солому, где найдете, а от работы вашей ничего не убавляется. И рассеялся народ по всей земле Египетской собирать жниво вместо соломы. Приставники же понуждали [их], говоря: выполняйте [урочную] работу свою каждый день, как и тогда, когда была у вас солома. А надзирателей из сынов Израилевых, которых поставили над ними приставники фараоновы, били, говоря: почему вы вчера и сегодня не изготовляете урочного числа кирпичей, как было до сих пор? И пришли надзиратели сынов Израилевых и возопили к фараону, говоря: для чего ты так поступаешь с рабами твоими? соломы не дают рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте. И вот, рабов твоих бьют; грех народу твоему. Но он сказал [им]: праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу. Пойдите же, работайте; соломы не дадут вам, а положенное число кирпичей давайте. И увидели надзиратели сынов Израилевых беду свою в словах: не убавляйте числа кирпичей, какое [положено] на каждый день».

 И не стенать от работы, и чтобы в храм не сонливость нести, а бодрый дух. Нахватают больше глаз огородов, дач, и бузуют всю неделю; потом придут в церковь и спят. Как лошади в упряжке. Работать нужно, как хозяин, чтобы ни где не валялось ничего, не пропадало. Иов 7:2«Как раб жаждет тени, и как наемник ждет окончания работы своей». Приезжающих в гости не делайте нечестивыми (Пс.72:5), но заставляйте их работать в полную силу, до вечера. Пс.103:23«Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера». Подавай в том пример. «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» – 2Фес.3:8-12.

Сир.7:15 – «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего». Трудно работать трактористом, шахтером. Когда я смотрю на их работу, а я всю жизнь работал на стройке, то мне кажется, что я еще и не работал. Не забывай читать Библию и духовную литературу.

Сир.38:25 5 – «Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их и которого разговор только о молодых волах?» Добыть мудрость, это со многим потом и трудами.

 

«Работай руками, работай умом,

Работай без устали ночью и днем.

А там уж что будет, то будет пускай,

Так ну же работать мы дружно давай».

Федоров-Омулевский.

«Не ради вечного покоя

Стремлюсь я, Боже, к небесам.

Хотя среди земного зноя

И тяжело моим рукам.

Но труд Твой духу наслажденье,

И он приносит мне с собой

Святое сердцу утешенье,

И в нем Твой раб нашел покой».

 

Один день из семи в неделе, а именно седьмой, субботу (для нас это воскресенье), заповедано оставлять для Бога, для души. Втор.16:8«Не занимайся работою».

 Самый лучший вид отдыха – храм и лоно природы, чтение Божественных книг, посещение больных, умерших и заключенных. И всему этому нужно научить детей, привязывая их к опыту старших, как молодые деревца. Когда мы видим детей, то еще не знаем их, но вот прожили день-два и видим, что девочка уже в одиннадцатилетнем возрасте еще и картошку дома не чистила. Стал говорить с ее матерью, и она: «А я сама вышла замуж, ничего не умела. Потом научилась… Научится».

 Ох ли? А если бы ты вышла замуж и уже умела? Что, разве это было бы хуже ? Считай, что тебе повезло, муж ленивый попался. А если бы более активный? Посмотрел бы, что ты на обед и на ужин одну яичницу готовишь, то могла бы и к матери поехать доучиваться. Мамки рядом-то нет… Ребенок твой бегает, носки ты ему не связала. Лошадь – два-три года ей, и уже можно на ней ездить, а человек до 16 лет еще ни к чему не готов. Почему? «А для того, – говорит Ян Амос Коменский, – чтобы ты не употребил дитя на работу». Это время для учебы дано ему, он и должен учиться всему важному и полезному. Десять лет учится тому, чтобы пойти куда-то учиться. Потом 5-6 лет будет специальность приобретать. К примеру, строительный институт. Это тоже надо учить, а не просто клади одно дерево на другое. Строят злодейски, перепилены несущие балки наполовину, чтобы заподлицо получилось сверху. Для чего? Сделать не успели, а уже трещит и валится. Благо хоть строителей в тот момент падения стены не было. Потом они содрали деньги и бежали. Вот пример, как не надо строить.

Однажды в одном государстве жил добрый молодец при начале восстановления поселения. Выкопал подвал, жена наварила 58 литров доброго варенья. И он, ухарь-молодец даже ни разу не проверил уже сгнившие полки, и всё это сокровище для зимнего желудка рухнуло в кучу-малу. Ладно ли, говорю? А почему же ты не учился, не работал. Мальчик превращался в юношу и в настоящего русского мужика. Или в дурака? Что же ты дальше-то не доучился. Как сохранить всё, как умножить, как «Домострой» нас глупых учит? А всего-то ничего, – нужно было смотреть. Учитывать. За один гвоздь. Стоит ли одно другого? И не купишь такого, а если и достал, то готовят с уксусной эссенцией, и со всякой пакостью. У тебя же всё было экологически, на сколько возможно, чистым. Значит строительному делу всё-таки надо учиться, или присматриваться.

Переселенцам новые большие сосновые балки привезли. И что же они умудрились, сделали как? Расхлестали это сокровище на столбы, а на балки положили гнилушку… Столб любой будет стоять и гнить в земле. А балка ни дня стоять не будет, и это тебе живая могила. Всё будем списывать на происки вражеской силы? Или немного на себя возьмем, укорим себя? Что не учились, – худо быть неучёному, как топору неточёному. Конечно, святые мужи во всем просматривали козни темной силы. Обрушились строительные леса при приемной комиссии, и сразу же записали: злобою дьявола смерть на святых. Погибло шесть человек. И Афанасию не лучше было со всеми строителями. У нас бы за это дело инженера по безопасности посадили.

Не отсоединили большой транспортер, а на корпус пробило, и человек 15 пострадало. Человек 6-7 насмерть, а с остальными прокурор будет возиться. Писали, что министр по технике безопасности в Узбекистане собрал 300 тыс. рублей из того, что отпускалось на перчатки, на респираторы. Сколько людей отравлялось, поражалось из-за жадности Джалилова, расстрелянного позже. Работника нужно беречь, и к этому приучать ребенка.

Лагерь наш называется трудовым. Постоянно учи труду ребенка. Лев Толстой говорит: «Всё, что есть во мне – пятьдесят процентов из этого я получил до четырех летнего возраста». Я бы до этого не додумался сам. Самое главное, нужно научить порядку и дисциплине. А что он может делать такой махонький? Он может делать уже что угодно.

Сятой Марин. Христиан заставляли копать землю.

14 октября. Сильван. Все в рудники. Раньше, было, так в деревнях жили, что на зиму мужики уходили на работу в город, или в извоз. Чем вы думаете зиму заниматься? Разводи нутрий, свиней. Вечером смотрю, и вот в один двор заходит половина стада, а у другого нет ничего. Другой целую ферму свиней держит. Григорий Печерский приговорил воров к работе, и они у него работали. Необходимо молиться, чтобы таланты Григориев были шире на практике в России.

28 июня Харитон. Без дела и один час губителен. Постарайтесь сделать запись того, что делали за лето. Найдется ли один час безделья? Смотря по тому, что тихо было летом, а осенью в четыре руки начинаете стучать каждый, готовясь к зиме, значит что-то недоделали летом? Хоть на кинопленку снимай таких тружеников. Умели советские шахтеры по 114 норм давать.

Мне пришлось всю жизнь работать на стройке. Силы особой не было никогда, а выработка на печах и настилке полов, и других работах достигала 280-300%. Хронометристы специально были присланы из треста и записывали мои передвижения и работу в течение определенного времени. Видят, что я пошел, и всегда несу что-то с собой. Зачем? Затем, что через неделю мне тут быть. И потребуются и лестница, и эти доски. Пока другие будут их искать, я уже давно это принес и рубероид тут же припрятал, чтобы окна забить сразу же. А другие будут жаловаться на прораба, что сквозняк. Бюллетенить по полмесяца. А мне некогда болеть, я не профсоюзный деятель. Перекуров ни одного за год не было. Заходит сторож: «А почему ты не ушел домой?» – «А сколько времени?» – «Да уже шесть». – «Вот тебе, и на; а что же мне никто не зашел и не сказал, что день кончился. Тут я один и потому без отдыха работаю, а часов никогда и не было у меня». Нам нельзя было не научиться. Отец был инвалид войны, и потому мы заботились о подножном корме и самоокупаемости. И чтобы было что ежемесячно посылать отцу с матерью. И еще всегда бы нищим подать вовремя.

Амвросий Медиоланский. После его смерти 5 епископов едва могли совладать с его работой. Просмотрите, как наш батюшка работает. Вот мы крышу покрываем шифером. Трудно дело идет, подозвали проходящего мимо о. Иоакима. Он посмотрел: да некогда, косить надо жеребцу на зиму сено. Но уговорил его, еще он приблизился к нам и сходу хватает лестницу: а что вы тут зря стоите? Тут же берет шиферину. Толкает ее к нам, и уже 4 штуки – закрыли основную дыру. Ушел батя-тятя и нам легче по готовому. А то привыкли только руководить, руками водить. Мух гонять. Не стал приглядываться, а сходу и в атаку.

18 июля. Памва. До изнеможения всегда трудился. А у нас так? Даже, если маленький чин-чинуша, то не только он, но и детей воспитывает на должность паразита-потребителя. Дочь же Рокфеллера, миллиардера в США получает от родителей только на половину за обучение в университете, а остальное она сама заработать должна в течение лета. Или шьет, или моет машины, или в ресторане на обслуге. Это ей не лишним будет, уметь что-либо делать.

3 декабря. Иоанн Молчальник. Никому лишнего слова не говорил, скрытный человек. Застегнут на все пуговицы. По нашим меркам – только бы в партизаны. Савве Освященному этот молчун по душе пришелся. Работает без отдыха, не балаболит зря языком. И когда возникла крайняя нужда, чтобы иметь своего священника, то он предложил епископу на рассмотрение эту кандидатуру. Но вот после первого же собеседования выходит Иоанн с епископом, и святитель развел руками: ничего не поделать, не подходит этот кандидат. Савва же уже видел Иоанна пресвитером, думал, что этот, конечно же, положительно будет влиять на положение во вверенном ему монастыре, где давно смутьяны отравляли духовный климат. И вдруг такой квалифицированный отказ: Негоден! Как же так. Выговорил он этому послушнику: как же так можно было скрыться, ты молчал, а за тобой вот числится грех, что и не годен оказался. Да, мне Бог и не открыл, что ты за птица. А епископ на исповеди, или просто в доверительном разговоре узнал, что Иоанн – это епископ, который оставил свою кафедру, и вот теперь трудится на стройке. Подает кирпичи братии. Из епископа в священники еще никто не рукополагал никогда. Вопрос: а разве можно оставлять свою паству и уходить тайно? Бросив на растерзание волкам свою паству? Думаю, что не прав был этот Иоанн, этого делать никак нельзя было. Может быть все вышли из-под его руки и перестали вообще слушать своего преосвященнейшего?

У нас еще такое в деревне начинает заводиться: непроверенное покупают у заезжих, по знакомству. А это может быть ворованное. На это у нас особая заповедь в уставе, что это должно быть конфисковано сразу же. И без благословения священника научились принимать самостоятельные решения, и потом оказывается, что это на недоброе. Всё приобретенное без благословения часто гибнет. Святой Пахомий повелел сжечь 500 рогож, по-нашему, ковриков, и только потому, что без его благословения были они изготовлены. И вот как это случилось, краткая история этому случаю. Приходит он, как настоятель монастыря и спрашивает братию: «Как дела, всем ли довольны?» Все отвечают: «Да, премного благодарны, дай Бог тебе здоровья, отче святый, благодетель ты наш…»

 Но тут всю эту обедню испортил молодой, зеленый инок: «Отче, в обед бы горяченького охота». – «Как, разве у вас не готовят?» – «Да нет, давно уже и столы не накрывают, все подвиг творят усильный». – «Так у вас же специально 9 поваров, они что, умерли?»

 Тогда старший шеф-повар решил прояснить картину: так никто же, отче святый, не заходит даже в столовую, мы готовили, а братия не вкушают, а постятся, да финики сырые с водой из ручья. «Ну ладно, мы будем готовить для этого отрока...» Прошел месяц, и заботливый основатель монастыря, блюдя порядок, снова инспектирует вверенное ему Божие заведение. «Ну как, братия, всем ли довольны? Как спасаемся, православные? Всё нормально?» – «Да, отец святый. Вашими святыми молитвами. Спаси тебя Господи».

 А этот «зеленый» опять руку тянет. – «Ну что, Миша, доволен теперь?» – «Да что, отче святый, горяченького бы в обед хотя немного, а то у меня болит сильно в желудке. Я с детства недомогаю, у меня гастрит». – «Как? Разве я не говорил, чтобы обед был всегда? Повара, почему же вы так небрежны, почему же не выполнили моего наказа? Чем же вы, прости Господи, занимались-то?» – «Так мы готовили, батюшка, и никто не ел». – «Ты, брат Михаил, ел в столовой эти дни?» – «Да, ел, но это было только три дня. А потом перестали готовить, опять холодное всё и ничего более». – «Мы ставили еду, но братия наши – подвижники. Им это не нужно вовсе. Никто больше не заходил даже к столам, ну мы и перестали готовить». – «Так! А чем же вы тогда занимались весь месяц?» – «Мы рогожи плели; и вот теперь на складе прибавилось, на 500 штук рогож больше. А это, если даже по 100 рублей, и то на 50 тысяч. Нам деньги для строительства и восстановления храмов нужны. Мы без работы, отче, не сидели». – «Вытаскивайте всё на двор!!!» Вытащили. – «Давай спички сюда. Это всё неблагословенное…» – «Так может лучше бы простить, или всё-таки продать, а то…» – «Сжечь!» Был ли в этом же монастыре подобный случай, никто не записал на диктофон. Видя, как высоко поднимается черный дым, все тысячи монахов могли видеть это аутодафе запрещенных циновок, кто-то криво ухмылялся: вот, я же говорил вам, тоталитарный деспот этот Пахомий ваш. А вы все не нахвалитесь им. В трубу такое сокровище пустил невежа.

 Был и еще подобный случай здесь. Хороший портной пошел в соседнюю деревню и там шил, и принес весь заработок, и отдал бригадиру. Но когда Пахомий узнал, то эти деньги велел в печке сжечь тотчас же, чтобы и не числился такой доход в церковной копилке. Своими руками жгли это, и впредь, чтобы даже не именовалось такое самовольство. Можно даже представить, как потом обсуждался этот тоталитарный поступок Пахомия: «Вот, старый с ума вовсе спятил со своими святошами-ханжами. Деспот и самодур». Люди-то с такими же были характерами, нисколько не лучше нас грешных. Валюта горит хорошо.

19 января. Макарий Египетский или Великий. С приставкой «Великий» в истории христианской церкви всего только 11 человек. Получается – на два столетия один человек. Встретил как-то он идолопоклонника, несущего бревно-идола. Монах, который встретился с этим язычником, спросил его: «Ну что, идолопоклонник, несешь свою мерзость?»

 Тот долго не думая, развернулся и своей «шабашкой» по ногам его, переломил и бросил его. Следом попался Макарий и сказал: «Спасайся, трудолюбец». Удивился трудяга – почему же так ласково о нем отозвался монах: «А вот впереди шел похожий на тебя, и он меня обозвал, я его и покалечил, он лежит еще и кричит». Поговорил с ним Макарий – не обратит ли его Господь. Потом может вместе и понесли «благовестника ревности и ревнителя благочестия». Если человек трудится, и вроде бы делает дело не одобряемое, но он же не табак выращивает. И нужно брать примеры для подражания, как правильно поступать им.

Читаем: 19 января, Макарий Александрийский: когда есть праздность и леность, то бес (туризма) зовет странствовать. Тогда Макарий по пустыне носил мешок с песком. Встретил его монах и из уважения к нему стал настаивать, чтобы помочь ему донести мешок. Но он не отдал, сказав: томлю томящего меня.

 1 января, Василий Великий: постоянный труд. Вот еще один с приставкой «Великий». Был и Ирод великий и Петр I великий. Но это мирские звания, как устроителям государственных дел, земных. А святые – это подвижники духа, гиганты мысли и воли.

Нам трудно отстраниться от мысли, что на Суде Божием будет что-то по другому, будет независимое расследование Божие, не по нашим сценариям житий и канонизаций. Мы уже тут свой труд вложили, распределили, кто и где будет в вечности. Но вот о Василии Великом единодушно восточная и западная часть Церкви свидетельствует, что он велик в ревности, в желании чистоты для всех, в желании достичь желанного Иисуса.

 1 сентября, Симеон столпник услышал: «Копай глубже!» – был голос с неба. Без труда не достигнешь, – это не только к столпнику. Глубже в рассуждениях, в разговорах, в исследовании Библии, в понимании жизни.

У старообрядцев один из самых почитаемых святых Паисий Великий. 19 июля. Считают, что он может и с того света, и из ада преисподнего вытаскивать и определять погибшие души. Бог знает, так ли это. Но вот в житии о нем говорится так. Общий труд был у монахов. Всё время совершенствовались монахи, курсы ли повышения квалификации были у них, или в командировки – по разным монастырям ходили? Но трудились на удивление, и на подражание к нам не идет, такие мы все немощные, хлипкие и гнилые. Рукоделье они познавали различное и всё глубже. «Стыд, когда смерть внезапно застанет праздным». И смотрели за тем, чтобы ни один никогда не был незанятым. «Ничем не занятая душа – хорошая кузница сатаны», – говорил Мартин Лютер.

 Евфимий Великий, 20 января. «Миряне трудятся, не тем ли более монахам нужно трудиться». А сегодня расплодили такой паразитизм в монастырях, в приходах, особенно в епархиях, в управлениях. Столовые запашистые, и столько причиндалов расплодили, все молодые, сытые, гладкие, один к одному, физиономии лоснятся прямо-таки. И понастригли их, как баранов и козлов, неженатых, прибыли никакой ни государству, ни демографии. Ни Церкви. Понашили рукава шириной в два цыганских платья, бродят один за другим, в бездельи изнывают. И как тут не быть красноте губ от вина и «голубизне» от многоспанья и пресыщения епархиального, да еще тут епархиалочки порхают закулисно и прескромно, ожидая, когда был ей в матушки продвинуться. Сегодня же не 37-ой год. Видят языческое шатанье, мотанье бездельное из помещения в помещение. И как сладко тем, кто к епископу, к телу его прибился. Тут же целая система знакомств и выслуживанья. Труд, потеть приходится. Закулисных-то махинаций сколько нераскрытых. И почему бы архиерею не потрудиться, да не взять бы жезл, да не разогнать весь этот паразитизм, чтобы не соблазнять своих товарищей коммунистов. У этих таких спецстоловых сегодня мало стало, всё богатство и паразитизм свалились в церковь.

 Приехал тут корреспондент, он был-жил в монастыре. Там уже около 400 человек набрали. И только 100 из них заняты, а остальные так катятся. Не взыщет Бог, что ты и одежду не ткал, и хлеб не выращивал, жил, хижину себе не построил? А у каждого всё это есть и даже с двойным дном. Кто же обещался дать царство цыганам и вырожденцам? В «Стоглаве» неоднократно говорится о том, как много людей находится в монастырях только ради покоя телесного. Чтобы только не работать. Монахам тем более нужно трудиться.

5 январь. Савва Освященный. Плел в день 10 корзин. Наверное, это очень много, если жития останавливаются на такой цифре. Трудолюбие его поражало летописца. Примерьте к себе это. Скорость.

14 ноября. Юстиниан царь. Дядя его пришел из Болгарии в одном тулупе. Бедность. Благодаря дарованию и трудолюбию стал царем.

Анин, 18 марта. Воду носил в специально малом сосуде, чтобы чаще ходить. Ленивый старается больше захватить, а потом на спину жалуется.

3 мая, Феодосий Печерский. Прял шерсть – вроде даже вовсе уж не мужская работа, готовил нитки для переплета.

29 марта, Марк пещерник. Копал могилы, под землей. Эту работу у нас знает только Виталий, он с нами рыл вместе подземные ходы здесь десять лет назад. Это наши катакомбы местные. Землю носил Марк на своих плечах изо дня в день, как настоящий шахтер.

25 сентября, Сергий Радонежский. Дожился, на день ничего нет. Но у монахов тоже есть заначки на «черный» день. А у их настоятеля не было запаса. Очень уж серьезно воспринимал устав монастыря. Пошел узнавать, кому что нужно сделать, чтобы на еду заработать. Один сказал, что крышу покрыть надо. Прихожку-сени сделать надо… И тот работодатель дал ему заплесневелые сухарики. И ел с удовольствием Сергий, и изо рта шла пыль от плесени. И прочие монахи не устыдились, не побежали в свои кельи, не раскрыли свои тайнички с сухариками, если они были, но стояли и смотрели на рот дорогого аввы, как сизоватое облачко пыли превращается в стрептоцид, на раны черствости и лицемерия душ монашеских оседающее, и о какой святости они молились всю жизнь в затворах? Сделал сени монаху за заплесневелые сухари. Где мы что-то взяли, нужно отдать или отработать.

1 мая, Пафнутий Боровский. Плетение рыбных сетей.

23 января, Геннадий Костромской. Выкопали 4 пруда. Даже сказать страшно. Как это, когда не было ни бульдозеров, ни экскаваторов. И как они землю носили, и как далеко, и глубокий ли был пруд? Сколько было братии там? Мы тут чуть пруды почистили, хороший попался машинист, бывший главный инженер мехколонны. Жил он тут почти две недели и рыл. И то пруда, даже одного, не получилось пока. Мы тут в первом еще году, в 1991 носилками снимали первый, верхний слой земли и уносили его в лес. Потом два бульдозера американских наняли, они тут две горы нарыли земли за день. Когда начали жить здесь, то за огородами по лесу шла дорога и низко растущие сучки сшибали сено, нельзя было проехать. Мы с братом взяли лестницу и спилили вокруг дороги все сучки, расчистили дорогу и теперь там свободный проход. Братия в монастыре занимались пчелами. «Леностью диавол живым в ад сводит», – говаривал преподобный.

 Геннадий Фаст рассказывает, что за 10 лет у него на исповеди побывала не одна сотня женщин и многие жалуются, что дети непослушные, что она ушла без благословения замуж и вот мучается. Но когда он пытался достучаться до их сердец, что они ленивые, не занимаются своими детьми, то все в один голос утверждают, что они трудятся день и ночь, как пчелки. И одной ленивой во всей округе нет. Но когда случится на дому побывать у такокй пчелки, то там часто бык рога и копыта сломит. Обращаясь к слушателям, вижу, что вы и тут всё внимание на ваших ненаглядных детей обращаете. Ничего не записываете. И зимой у вас занятий тут нет. Наилучшее доказательство, что вы очень ленивые и самонадеянные.

 17 июля, Леонид. 3 канала выкопал на 2 км. Не канавы, а каналы. Не надо понимать, что там теплоход «Русь» мог развернуться. Ширина всё равно была три метра, а глубина хотя 2 метра была? А у нас от дома не могут воду отвести после снеготаяния или дождя, и всё затопляет.

13 января, Елеазар Анзерский. Чашки делать умел. Они хороши из дерева яблони. Нам бы тут озолотиться можно, столько старых яблонь приходится пилить. Базар бы завалили. Ставил их на пристани и бартер. Люди брали эту продукцию и взамен клали ему необходимое.

28 декабря, Игнатий. Плел лапти на обмен. А у нас тут и на обмен нет ничего, кроме того, что в день нанавозил.

4 октября, Аммон. У одного хозяина монахи просили верблюда привезти воду. Тот пожадничал, и так случилось, что волк съел тягловую силу. Так и у нас: один с первого года держит коня и другим помогает, а другой живет здесь уже 5 лет и всё выгадывает, чтобы поменьше трудиться. Не косить бы траву на сено, не держать неприбыльную скотинку. Спрашивал даже, что же не заведешь лошадь? Отвечает: а зачем? Мне надо, я у дяди у Павла или у дяди Пети спрошу… Вот так добытчики благословений Господних. В «Стоглаве» неоднократно говорится, что блаженнее давать, нежели брать, то куда несем, порвал хомут, не просолидолил ось телеги. Отвечают, что лошади боится. Лукавое племя. Чужую не боится, а свою он боится. А я думаю, что Бога не боится. Тот всего боится. И волк съел верблюда того, если он только для себя, жадина.

23 октября, Илларион. Такой совершал подвиг, что будто бы его только что начал. Не по нашему: о, я столько лет уже трудился, мне бы и отдохнуть можно. А Писание говорит: Гал.6:9 – «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем»... Добывал издалека и приносил вязанку дров за ломоть хлеба. А у нас тут сколько дров. Сколько вязанок можно было бы своим даже продать. А наши немощные кандидаты наук покупают, за 20 км. привозят им. Всё пора бы завалить и на продажу; но пусто в закромах. Нам некогда, мы молимся за окаянный грешный мир; там стахановцы, им надо много. А нам и пол-сухарика, и пол-пескарика хватит на ужин. Пораньше вставайте. Приходишь в девять, а они всё еще лежат. Нужно вставать не позже как без 20 минут 5 утра. Молиться надо не торопясь утром и подольше.

 15 мая, Пахомий. 11 тысяч монахов было у него. Как они пели… У него 15 портных, 6 кузнецов, 4 пастуха, 10 ночных сторожей, 10 переплетчиков, веревки плели. Один с веревкой в руках умер, так и похоронили с ней, ибо не могли из рук ее изъять. На боевом посту скончался. Сошел с дистанции. Видимо, сидя на земле плели канаты, и потому не могли и после смерти свести руки и ноги. Или не сразу хватились этого работника и трудолюбца. Или так уж давно всё захрясло, возраст был преклонный, кости не дали свести ноги.

17 января, Антоний Великий. Подражал великим в труде. Где что услышит, тем и подражал в труде. Услышал, что кто-то 15 дней не ест, он уже там перенимает опыт. Услышал, что сосед 10 веревок плетет, а у него пока только три получается, хотя и не отдыхает, вроде бы и торопится. Пошел, побыл, научился, и другим опыт передал. Теперь уже 20 получается в день.

8 января, Илия пустынник. Забвение, леность, похоть губят человека.

11 декабря, Даниил столпник. Увидел, что местность суровая. Холод, дождь, и понял, что место удобно для спасения. За нашего батюшку о. Иоакима будете молиться все еще и после его отхода с земли. Где бы многие из вас сегодня болтались, но благодаря тому, что 14 мая 1991 года он слез на разъезде «Подстепный» со своими корзинками и инструментами, и начал восстанавливать Потеряевку, вот здесь вы сегодня сидите и спасаетесь, любезные. И всё это благодаря ему. И в «перестройку» вы не были голодны. Всё у вас было тогда и есть сейчас.

1 апреля, Мария Египетская. Человек не спасет человека, если он неусыпно не пасет себя. Батюшка за всеми не усмотрит, но над душою твоею ты страж будь неусыпный. «Без труда не вынешь рыбки из пруда». «Терпенье и труд всё перетрут». Пословицы очень хороши и для христиан. Отучили молиться, отучили и трудиться. Скорость рук и ног японца работающего в 6 раз выше нашего. Пиши, брат, а то вы думаете, что раз потеешь, значит уже предел возможностей. Как бы не так. Читал, что работающих на автозаводе, где дверцы машин прикручивают отверткой, спросили: можно ли еще скорее? Ответ получили: нет, дальше только смерть. Русские же говорят: «От работы кони дохнут». Почему-то ни у кого не дохнут, а наши лошади жить не хотят под нашим руководством. «Работа дураков любит». Это уже чисто советская наработка. Чисто гулаговской начинкой и блатным воровством в законе. Дурак же работу не любит. «Тит, иди молотить».– «Брюхо болит». – «Тит, иди кашу есть». – «Где моя большая ложка». Раньше работников хозяин набирал за столом, он приглашал с биржи труда, садил их за угощенье, и смотрел, как кто ест. Так и работать будет.

(1 сентября 1996).

Согрешили праотцы  в раю,

Теплое местечко потеряли. Быт.3 гл.

Быть  рабом отныне королю,

Оглашенные за райскими дверями.

Просто так…(а было так вчера),

Хлеба, мяса, соли не добудешь.

Ева, не ленись, вставать пора,

Праздники  переменить на будни.

Труд  и пот до захожденья солнца,

И везде терновник и волчцы.

По ночам не высунешь и носа –

Что же вы наделали, отцы?! 3 Езд. 7:48

Позавидуешь деревьям и растеньям:

Через корни, через листья – к витаминам,

Звери, скот едят подряд… без лени.

Нам же труд, не разгибая спины.

Через рот врачует нас Создатель,

Заставляя  думать о потере.

Потрудись на «самобранку» скатерть,

Помолись и  получи по вере.

Пустота в желудке через сутки –

Ненадежное хранилище живот.

Накормить жену, детей… Минутки

Душенька свободной не найдет.

Утирая пот, присядь  устало,

Чуточку к закату отдохни.

Сколько ни хватай, всё мало-мало:

Для себя, на взятки, для родни.

Не насытишь жадные утробы

Приставов, милиции и судей.

Крохоборы высочайшей  пробы, –

Кто не трудится, – таким он был и будет.

Труд до пота на земле и всюду,

Может даже стать благословенным.

Жадность, зависть  породят Иуду,

И дела – не золото, а сено.   1 Кор.3:12  

30.5.02. ИгЛа.

 

Научите меня торговать,

Максимальную выгоду выжать.

Под проценты веранду, кровать…

Подоить бы телегу и лыжи.

Ничего у меня пока нет,

Ни коня, ни  толковой посуды.

Наварю из картошки  котлет –

Я у бабушки выпрошу ссуду.

Мне бы с места сорваться удачно,

На предстартовый мой капитал.

А пока проживу и без дачи.

Где добыть мне презренный металл?

Свои книги, стихи и ответы

Мне издать бы, размножить обвально.

Но пока только двушки-монеты,

И энергии том капитальный.

Кто возьмется учить толмача –

Переводчиком быть у купюры.

Мне долгов бы не взять сгоряча,

Не пойти на  подлог-авантюру.

Честно, праведно  деньги нажить,

Подхалимом не стать, рэкетиром.

Не точить на соседа ножи,

Не расстаться под старость с квартирой.

От отца – каждый день доброта,

Без блуда сохранил свою память.

Пусть пока что не голь-нищета,

Только проблески к цели,  мечтанья.

Трудолюбия ризу надену,

Разожгу на молитве кадило.

Верой крепкой фундамент под стены

Страхом Божьим  накрою стропила.

Не учите меня воровать –

Материнский наказ не позволит.

Перед Богом доход не скрывать,

Мне порукой из детства – мозоли.  27.5.02. ИгЛа


835