размер шрифта

Поиск по сайту



Гости


Гости

  1. Ангелы на Рождество 5т., стр. 533
  2. Берегись 3т., стр. 453
  3. Русская нация 9т., стр. 274
  4. Беспечность 3т., стр. 459
  5. Благодарность 4т., стр. 472
  6. Бог века сего 3т., стр. 474
  7. Богослужение 3т., стр. 484
  8. Вода 1т., стр. 583
  9. Вознесение 3т., стр. 497
  10. Волхвы и звезды 5т., стр. 717
  11. Воскресный день 5т., стр. 538
  12. Времена. Не опоздать! 3т., стр. 509
  13. Все ко Христу придите 5т., стр. 544
  14. Вход Господень в Иерусалим 6т., стр. 634
  15. Выбор друзей 1т., стр. 593
  16. Выговори ему 2т., стр. 672
  17. Вышел сеятель сеять 6т., стр. 640
  18. Глаза 3т., стр. 530
  19. Гости 1т., стр. 609
  20. Гром и молния 5т., стр. 548
  21. Да созиждутся стены 6т., стр. 645
  22. День Петра и Павла 6т., стр. 668
  23. Дерзновение 5т., стр. 553
  24. Дерзость и дерзновение 4т., стр. 490
  25. Долг 5т., стр. 558
  26. Допрос 1т., стр. 625
  27. Духовное служение 4т., стр. 500
  28. Жатва 5т., стр. 565
  29. Забвение 5т., стр. 571
  30. Завещание 2т., стр. 711
  31. Земля 4т., стр. 512
  32. Знамя 3т., стр. 540
  33. Ибо во век милость Его 5т., стр. 592
  34. Инструменты и предметы быта 5т., стр. 596
  35. Исполнение (лично потеряевцам) 1т., стр. 637
  36. Книга и писательство 5т., стр. 507
  37. Колокол 5т., стр. 625
  38. Конфликты 3т., стр. 545
  39. Кости 3т., стр. 568
  40. Крапива 3т., стр. 572
  41. Красота спасет мир 2т., стр. 722
  42. Крест и крестовоздвижение 3т., стр. 578
  43. Купля и продажа 3т., стр. 586
  44. Крестный ход 1т., стр. 654
  45. Любовь Божия 4т., стр. 520
  46. Любовь к овцам 6т., стр. 663
  47. Люди и деревья 4т., стр. 526
  48. Математика 4т., стр. 535
  49. Молитва 5т., стр. 637
  50. Море 3т., стр. 596
  51. Надежда на море? 5т., стр. 647
  52. Надписи 5т., стр. 652
  53. Наказание 3т., стр. 609
  54. Наркоз 4т., стр. 546
  55. Научи нас оправданиям Твоим 5т., стр. 667
  56. Не буду более говорить 3т., стр. 624
  57. Несчастный случай 5т., стр. 672
  58. Ныне отпускаешь раба Твоего 5т., стр. 678
  59. О браке 1т., стр. 666
  60. О труде 1т., стр. 681
  61. Общение с Богом – блаженство 5т., стр. 68
  62. Объяснительная 5т., стр. 689
  63. Основание строительства 5т., стр. 698
  64. Охота 3т., стр. 630
  65. Охрана 3т., стр. 635
  66. Патриотизм истинный 4т., стр. 553
  67. Письма 4т., стр. 563
  68. Подозрение 5т., стр. 574
  69. Послушание 5т., стр. 727
  70. Потеря 3т., стр. 640
  71. Православие и язычество 3т., стр. 646
  72. Предчувствие 2т., стр. 694
  73. Преображение 4т., стр. 588
  74. Преображение – «якоже можаху» 2т., стр. 702
  75. Преображение 1т., стр. 699
  76. Приблизьтесь ко Мне! 6т., стр. 682
  77. Привычка 3т., стр. 656
  78. Придите, поклонимся... 6т., стр. 689
  79. Приобретайте друзей 6т., стр. 697
  80. Прозвища 4т., стр. 597
  81. Псалом 103 – вечером 6т., стр. 710
  82. Путь праведных 5т., стр. 731
  83. Пчёлы 1т., стр. 713
  84. Разборки 4т., стр. 610
  85. Рай и ад 3т., стр. 671
  86. Сватовство 3т., стр. 679
  87. Раскаяние 1т., стр. 725
  88. Ревизия 2т., стр. 600
  89. Ревность 6т., стр. 717
  90. Родители и дети 3т., стр. 695
  91. Рождество Христа 5т., стр. 703
  92. Рождество Христово 5т., стр. 711
  93. Рождество 6т., стр. 735
  94. С кем поведешься 4т., стр. 623
  95. Самость и гнев 3т., стр. 700
  96. Свобода 9т., стр. 288
  97. Свобода 2т., стр. 641
  98. Слухи 4т., стр. 631
  99. Смех 9т., стр. 298
  100. Смотрение Твое, Господи! 9т., стр. 310
  101. Собака 4т., стр. 638
  102. Соглядатаи 3т., стр. 687
  103. Солнце 9т., стр. 319
  104. Соседи 3т., стр. 709
  105. Сострадание 3т., стр. 719
  106. Сохранность 3т., стр. 719
  107. Спасение 4т., стр. 655
  108. Спор, ссора 4т., стр. 669
  109. Ссора 9т., стр. 331
  110. Стихии 9т., стр. 340
  111. Странноприимство и наследственность 3т., стр. 704
  112. Страху Господню научу вас 9т., стр. 347
  113. Суждение и осуждение 4т., стр. 677
  114. Телефон 3т., стр. 729
  115. Транспорт и путешествие 9т., стр. 349
  116. Троица 4т., стр. 689
  117. Туалет 4т., стр. 697
  118. Тщеславие 4т., стр. 706
  119. Успение 2т., стр. 630
  120. Хозяин и работник 2т., стр. 649
  121. Хочу и надо 4т., стр. 715

Занятие из книги — Лапкин И.Т. «‎…открытым оком», том 1, стр.609


Кто такие гости? Иногда говорят: «У нас гости сегодня, собралась гулянка. Сегодня одна улица гуляет, завтра вторая». Это у нас – гости на гости. Что говорит Священное Писание о гостях?

Что интересно, в Библии сказано о гостях очень много и одновременно – мало, потому что это слово тогда употреб­лялось только с минусом, в отношении к врагам: «пришли на нашу землю чужие гости»; и положительное – как странники, которых нужно принимать и оби­ходить. Как образец, это, конечно, гостеприимство Авраама. Он не только при­нимал странников, но боялся пропустить их, как будто у него другой заботы не было. И он настолько боялся, что даже не доверял никому из слуг заниматься этим делом. Так толкует Иоанн Златоуст. Особенно в полдень, как написано, когда он сидел под дубом Мамврийским и смотрел вдаль. Види­мо, где-то рядом проходила трактовая дорога. Может, в неделю один человек пройдет? И он увидел тех странников и побежал к ним навстречу сам, почти столетний. А у него 318 слуг в возрасте от 20 до 50 лет, не считая тех, кто старше. И он никому эту работу не доверил: «А вдруг они задремлют, сморит их жара, и тогда награду упущу я», – думает он. Принять в дом гостя – это великая награда. Апостол Павел, когда будет говорить об этом, давая наставление своему избранному еврейскому народу, то он говорит: «Страннолюбия не забывайте; некоторые, не зная того, под видом людей приняли Ангелов». Он при­нял-то их не как Ангелов. Видит, идут обыкновенные люди, предложил им обмыть им ноги. Ангелы-то, они ноги не пачкают. Откормленного теленка заколол. Сара сама замесила. Потому что, если дала бы указание, как у нас любят, что если кто-то хоть чуть-чуть есть – ну, ты сделай, ты принеси – награду тот и получит, не ты получишь. Что ты команды раздаешь – это полдела. Нужно сделать своими руками, чтобы десять пальчиков шевели­лись, чтобы ноженьки сами бежали. Авраам сам прислуживал, сам умыл ноги. Гостеприимство считалось настолько важным, что когда решался вопрос о том, кого из верующих брать на иждивение в дом (возраст их должен был быть не менее 60 лет), оно было одним из главных рекомендаций. Апостол Павел говорит о таких: 1Тим.5:10 – «Известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу», – т.е. если она отличалась странноприимством, любила гостей, принимала и умывала им ноги. Вот что такое странноприимство, и что такое дорогие желанные гости. Слово Божие говорит нам, что мы все здесь гости на этой земле, и чтобы не обольщались этой временной жизнью, помнили, что мы временные.

Дата, когда мы родились, записали в метрики, в паспорт после нее будет чер­точка и, наконец, появится цифра за этой черточкой. Всё! Мы каждый год встречаем этот день смерти своей, и, быть может, как-то это на нас отражается в чувствах огрубелых, но мы не можем понять как. Отчего так тоскливо в этот день, просто тоскует душенька о чем-то, или мы видим кошмарный сон, что-то тряхнет нас – это день нашей смерти. И думаешь, почему я не догадался – что это. Тре­вожилась душа, но ничего – прошло, как будто и нет ничего. Это какая-то важная дата! Ка­кая? Из гостей собираться домой. Мы все здесь в гостях. Об этом говорит пророк Иеремия 35:7 – «и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками»; псалмы 118, 119 – что странник я на земле.

 

 

Примерь к себе своим воображеньем

Всё то, что прочитал или услышал:

«Для снайпера сегодня я мишенью,

Всем хищникам меня Бог сделал мышкой».

Не час, не сутки, но сплошная жизнь:

На выходе и входе, за обедом –

Стреляют точно в лоб, и давят только вниз,

Задача – выжить… и ни одной победы.

Хотя, как знать… Когда я ускользну,

Стрельба и яд, петля – не захватили.

Враг не достал, истратил всю казну,

Уверенность пожёг – в истерике, в бессилье.

Их совещания – по тайным кабинетам,

Моим паролем, кличкой, псевдонимом

Пропитаны, обклеены планшеты…

Так день и ночь… А стрелы мимо, мимо.

Их измотало. В горных перевалах –

Там след моей ступни не раз петлял.

По шахтам, гротам, по логам, отвалам –

Исследуют святых, о ком я начитал.

Мой бег, мои убежища – с Давидом,  1 Цар.21 гл.

За мною Доик, бешеный Саул… 1 Цар.22 гл.

Они разведали, что ем я мёд, акриды,  Мрк.1:6

А штаб-квартирой избран Барнаул.

Я с Моисеем на своей вершине Втор.3:21

В последний раз смотрю из-под руки.

Враги с собаками, с биноклями, в машине

Мой след вынюхивают у кустов реки.

Моя погоня… гнались до упаду…

Я отошёл, недосягаем вам.

Прощай, земля, азарт, закон – ограда,

Мой труд – следы читайте по слогам.

Я успевал на каждом повороте

Засеять поле, застолбить межу.

Со Златоустом путь житийный пройден…

С той стороны Земли на всё гляжу.

28.5.02 ИгЛа

 

«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» – Евр.11:13 и все святые отцы. Перечисляя их, Ап. Павел говорит, что они жили на своей земле как будто, но повторяли: «Мы странники и пришельцы, мы гости». А когда посмотришь сегодня, люди ведут себя так, как будто они вечные.

Высмеивая это, И.С. Тургенев пишет маленький рассказ о двух горах. Стоят они, допустим, на расстоянии 20 км. Вершина с вершиной говорит: «Как здоровье?» – прогрохотали лавины, снегопады… Молчание… Прошла тысяча лет. Снова грохот: «Слава Богу, хорошо»… Проходит еще тысячелетие... – «Что ты видишь, сестра?» Проходит тысяча лет, как один день, как одна минута, и сестра-гора отвечает: «Вижу, какие-то мелкие существа ко­паются, что-то роют… Это люди живут, умирают, друг друга зарывают». Еще про­ходит тысяча лет, и та отвечает: «Всё также роют и зарывают друг друга…» Какое спокойствие и величие у того, что кажется вечным; и сколько мелкоты и мишуры и суеты у тех, которые такие временные. Ведь человек – как хрупкое стекло. Только чуть-чуть его и опрокинули – позвоночник повредился, глаз выпал, ухо проткнули, руку оторвало. Странники и пришель­цы! И притом на нас все: от маленьких микробов до самых больших зверей, птиц, гадов, стихии – всё против человека, чтобы из гостей пораньше его вы­жить на родину. А мы упираемся, хватаемся, лечим, изобретаем различные лекарства. Вот сейчас посмотрим, что такое гость, чем занимались гости.

Интересно «Учение двенадцати апостолов» – так называемое «дидахи» – оно считается подложным, но оно известно в церкви. Там дается оп­ределение такое: гость на один день, предельная норма – 2 дня, а если больше живет, то уже прогоняй его. Если один день находится, то этот гость – пророк, а если три дня – лжепророк. Норма какая быть в гостях? Не всё время его кормить! Далее он может быть уже как друг-работник, как наемник или полностью человек свой в доме. Тогда были странствующие или бродячие проповедники, переходили с одного места на другое. Попроповедовал, сказал, насытились. За день-ночь глубоко пропо­ведь вошла. И был вечер, было утро, такой хороший первый день нового творения в душах слушателей. Всё кончилось. На следующий день собрались, попрощались – и до следующего раза. А если понравилось тут быть, и много желающих слушать, и дверь для проповеди широко открыта, и противников не мало? Дальше что ему здесь делать? 3апрягайте его в работу, пусть шьёт палатки у Прискиллы с Акиллой, или на стройку к Косме и Дамиану, или с Климентом рыть колодцы… И мы должны сказать себе: кто к нам приехал, работника мы вызвали или гостя?

Я попросил всех потеряевских написать список всех тех, кто у вас был гостями; и когда стал сам этой статистикой заниматься, то и увидел богатого гостями. Мы часто называем гостями даже и не гостей вовсе. Вот староста деревни нашей махонькой в 16 дворов пока, и кто бы ни приехал, то заезжают почему-то всегда перво-наперво к этому недотёпе в камышовый дом, обложенный кирпичем красным, к Игорю Александровичу Барабашу. У нас идут занятия в столовой лагеря-стана, потому я называю и имена. Это в храме есть ограничения. Там тайно обличаем, не называя имен, как вещает Златоустый патриарх Константинополя града… Все к рыжебородому фермеру едут. Приехал Мителев, глава Мамонтовского района, зашел. Это гость? Конечно, нет. Инспек­тором можешь его назвать, посетителем, как угодно можешь назвать.

Корреспонденты ночева­ли ночь. Гости? Командировочные? Да, это уже гости. Значит, речь идет о сроке: на час, на день? А если издалека, дальний твой родственник и приехал на один час, и говорит: «Я тороплюсь». Гость? Тоже гость. Значит, речь уже идет о том – званый или незваный, желанный или нежеланный. Тут очень мелкие тонкости, различная градация. А люди говорят: «незваный гость хуже татарина». Пого­ворки-то такие говорят отчего? Это во время татаро-монгольского ига, очевидно, появилась пословица. Татаро-монголы врывались, сжигали, уводили в полон. А этот гость хуже. Те ворвались, ушли и всё. А этот гость сидит, не выла­зит, не выгонишь, и ничего? Значит, хуже татарина. Вот и вдумайся тогда, сколь­ко у нас было гостей. Я подумал, что у некоторых из потеряевских гостей-то и не было. Если и были гости, я, может быть, ошибаюсь, то самое боль­шое число гостей было у Веры Федоровны, настоящие гости. Друзья приехали погостить на два-три дня, т. е. всё сходится с нашим определением гостей. К нам вот приехал отец Нафанаил, погостил. Какая-то определенная цель. Мы должны настроить себя на то, как гостей принимать. Примешь, а этот гость тебя оберет. Среди ночи-то откроешь ему, запустишь, а он вор оказался. Что говорит Библия о гостях?

В Деян.10:6 говорится прямо словами Ангела, что Петр гостит у некого Симона-кожевника. Явно, что не один день там был. Поел, поднялся наверх, на крыше молится, проходит время, есть захотел. В это время, когда приго­товляли пищу, т. е. он же не с улицы залез на крышу, а со двора; он был у них. Уже обрисовывается картина: значит – единоверец, у своих, и не на один час. Вот это – гость.

А если мать приехала родная? Вопрос стоит о дальности и как давно не виделись? А если через дорогу перешел? Исав жил с Иаковом. Были они друг другу гостями? Конечно, нет.

Через дорогу пере­бегают каждый день. То решето одна жена возьмет у другой, то тарелку, то ребятишки бегают из шатра в шатер. Мы друг к другу через улицу ходим. В гостях ты или не в гостях? Значит, это не в гостях. А когда Авраам Елиезера послал, да никуда-то послал, а к брату, родственнику. И пришел Елиезер. Он у них в гостях был? Да. Их встретили как гостей. А сколько они были? Можно сказать, меньше суток. Ночевали только и утром уже отправились в путь. Он приехал за невестой, высказал, за чем приехал, дал дары, подарки, сосватал. На верблюда посадил – в тогдашний «мерседес» – и увез.

А у нас были дальние гости. Как гостей нужно принимать? Так как принял Лаван? Не только тогда, когда увидел подарки, тогда и засуетился: наконец-то нанесло богатеньких гостеньков на нашу халупку, а так, как Ревекка. Она даже и не знала, кто это, что за путешественник с такими пронзительно наблюдательными глазами под тюрбаном. Она не знала, какой веры эти люди, но она видела – они усталые, запыленные, им нужна по­мощь. И пригласила: «У нас и солома для верблюдов есть». А ты можешь ска­зать: «А у меня есть и гараж, и машину могу в теплое место поставить». 3начит, она увидела, заговорила на родном наречии, на котором и караванщик разговаривал с нею. И Господь тронул её сердце.

 Надо научиться принимать гостей, определять – гости это или не гости. В послании к Евр. 13:2 об этом и говорится, что некоторые, не зная того, приняли даже Ангелов. Люди говорят так: «Конечно, в гостях и кормят лучше, и лучшее, что есть, из заначек достают, на стол поставят». А некоторые думают, что как хорошо у них питаются. Как у Саввы Освященного. Пришли к ним монахи, целая делегация. Они их приняли, воды поставили родниковой, поели и думают: «А мы слышали, что они так подвизаются». Но промолчали и ушли, и заблудились. Блудили, блукали где-то в пустыне в тумане, вернулись к ним, а те-то гостей проводили, теперь опять на свою пищу: тухлая у них вода, заплесневелая еда. Внезапно эти гостеньки нежданные пришли, а у них ничего и нет. «Так вот, оказывается, как вы живете, дорогие. А где же вы то-то всё брали?» – «Да мы специально всё это держали – неприкосновенный запас. Мы ду­мали: Христос придет, чем мы Его встретим?..» А у нас не так.

Кто-то ест сидит сото­вый мед. Ага, сосед идет, скорее тарелку под стол, сел, картошечку сидит чистит. А ведь ты ел совсем не то сейчас. И блины, и манты свои – скорее в нижний ящик стола, чтоб тебя не захватили. Я был у таких на квартире и видел своими глазами. Ты, наоборот, держи что-то, как «НЗ» – неприкосновенный запас к тому времени, когда появится дорогой твой гость. Как было в «Отверженных» у епископа Бьевеню, было у него только два серебряных светильника. Бедность потрясающая! Епископ! И он их держал, не вынимал, всё время по парадной форме, начистит и опять положит. А ну как гости придут, как я их приму, что на стол поставлю? Поставил, а это вор. Он сразу решил их украсть, да попут­но этим по шалабану его, чтобы убить и уйти. И чем всё это закончилось?

 Лучше хранить неприкосновенное белье где-то. По милости Божией нам дал Бог в Барнауле, на ул. Ползунова 6, 6а хорошего коменданта-эконома, Надежду Павловну Егоренко, ныне больную. Как она ревнует об этом!.. Кто приедет, откуда-то у неё всегда в запасе и одеяла, и простыни, и матрацы? А вначале не хвата­ло. Она: «Чтобы сюда привезли поскорее из лагеря-стана десять комплектов всего!» И с каждой оказией наказывает, пишет по десять листов послания. Упрашивает нас, замучила всех: «Привезите!!!» А ну как епископ приедет, а ну как батюшка вернется, а ну как гости еще приедут. Никто не заботится так, как она. Естественно, что и награда ей. Мы-то только исполнители. На нет ничего и нет. В Евангелии от Луки 2:7 говорится, что когда была перепись, и людей большое скопление получилось в Вифлееме, то в гостинице не было мест свободных для приезжих. Гостиница – от слова «гость», там, где люди могут пере­ночевать. Гостиница «Алтай», гостиница «Барнаул». Платят там деньги за ночлег, за пребывание.

О том, что в гостинице находится, говорится в Евангелии от Луки 10 глава 38 стих. Помните, когда наткнулся на израненного самарянин. Привез изувеченного еврея в гостиницу. Под образом гостиницы, как говорит 3латоуст, понимается церковь. И дал два динария и говорит, что если истратишь больше, то когда приду обратно, возвра­щаться буду, заплачу. Это означает – дал два завета: Ветхий и Новый, поста­вил священников, это гостинники-батюшки. И что истратишь, т.е. потрудишься в толковании, в разъяснении Писаний, то, когда вернусь во второе при­шествие, заплачу всё тебе сполна. Когда мы учимся принимать простых лю­дей – гостей, разум настраивается на высшее. Да, конечно, как будто и ущерб для тебя. Если кто читал рассказ «Отец Сергий» Л.Н. Толстого о том, что когда он уже пошёл по миру, то понял, что согрешил, и нечего тут лицемерить, и в монастыре быть незачем. И попутно зашел к сестре родной. Она его не узнала. А у ней всего был один рубль. И она подумала: «Дать-не дать? Дам, а завтра есть нечего». У неё 10 коп. отдельно лежало. Дала 10 коп., и тут же зашла в комнату, и до того больно стало ей, что поскупердяйничала, что о себе больше думать стала, а не о странниках. У нее-то дома что-то найдется, а у этого горемыки блуждающего с места на место как перекати-поле, у него нет ни своего угла, ни вчерашних щей постных. И она вышла и добавила последний рубль, упрекнув себя так: так вот тебе, Пелагея, за то, что ты пожадовала. И остатки отдала, всё отдала ему. Она даже не знала, что это брат ее родной перед ней.

Господь смотрит не на то, что даешь, а на то, что остается после того, как ты дашь. Вдова положила всё пропитание свое. Нужно учиться странников принимать.

Когда я обратился к Богу, как мне помнится, 27 сентября 1962 года, сознательно, я попал в дом Еремеевых, Михаила Александровича и Анны Матвеевны. У них не было детей. Они были глубоко верующие (евангельские хри­стиане-баптисты, пятидесятники). Если в год приезжало в их маленькую об­щину в Вентспилсе, в Латвии, сто человек, то 60 из них непременно были в его доме, а то и больше. До того мне это нравилось. И я с первого дня взмолился буквально так: «Господи, дай мне такое счастье!» А у меня совсем ничего нет. Я у них гость. Корабль останавливается в порту, я бегу к ним. Где бы ни был, а ноги туда несут. И что интересно, Бог услышал мою молитву. Моя жизнь прошла именно в том духе. Кто бы где ког­да ни приезжал, их нанесет на мою конурку на ул. 2-я Строительная 62, кв. 16. Помню, пришли к баптистам. У них многие приветливые. И в кон­це собрания пресвитер спрашивает: «Есть если гости, то от нас передавайте своим привет от нас». Встает мужчина, такой же плюгавенький, как я, моего же роста. С такой же лысой шевелюрой: «Я привет передаю от нашей общины из г. Кустаная». – «Благода­рим, брат». Встает другой: «А я из Павлодара, наша община передает, хор хору передает». – «Хорошо! Все передали приветы?» В конце пресвитер говорит: «Братья и сестры, не забывайте, у нас гости, чтобы они не остались непринятыми». А я что? Никто, просто православный, пришел, слушаю. Всё закончилось, гости вышли, стоят во дворе. Баптисты разошлись, остались самые ревностные, как Никола-Чудотворец. Первым приходят и последними уходят из храма… Я говорю: «А что, вас никто не пригласил?» – «Никто». – «Раз никто не пригласил, то вы – мои гости». Как только ревнители евангельской веры увидели, что я православный, и увожу их баптистских овечек к себе, то как они бросились к ним: «И не ходите к нему, это такой-то православный, да это...» Баптист же Кустов говорит: «Хватит. Я много езжу, много видел. Пресвитер Алексей Дмитриевич Никонов объявил, Вы меня не пригласили. Я уже последний сейчас из дома вышел, стою. Мне ночевать идти только на вокзал. Человек подошел, меня зовет. А почему я не должен пойти, тем более, я его знаю, тем более, я крепкий в вере своей». И всё. Я у них отбил барашка-инвалида. Во-первых, он устыдил их и порадовал меня. И мы глубоко за полночь только уснули. Сколько он узнал, сколько я узнал! И то уже был не враг. И когда бы он ни приезжал после этого, то всегда у меня останавливался. А он ездил как проповедник. Кустов, как сейчас помню, Леонид.

 Где бы ты ни был, ты оставайся при одном накале: я хочу найти Христа; а, может быть, и правда – встретится? Помните стихотворение, как было обещано, что по городу несутся слухи, что Христос идет по городу и встре­тить придется. У Л. Н. Толстого тоже есть на это рассказ, про од­ного Мартына. Он заснул и увидел, что Христос к нему придет. И вот в стихотворении там говорится, что женщина, получившая такое же известие, начала стирать, мыть, подбирать. В это время какая-то нищенка пришла. Она на неё: «Иди отсюда, ногами грязными топчешься. Видишь, я дорогого гостя жду. Скорее!» Проходит какое-то время, слепой постучался: «Застываю, нет ли чего старенького одеть?» – «В другой раз ты зайдешь, сегодня я такого дорого гостя жду». Вечером всё закончила. Вечер закончился. Ничего. Никакого гостя нет, никто не пришел. Только задремала и видит – Господь заходит и говорит: «Почему же ты Меня не приняла? – «Да как же не приняла?» – «Я к тебе три раза стучался, Я к тебе три раза заходил, и ты три раза Меня выпроводила». Господь показывает, как бы в видении, как расцветает лучами лик Его пречистый, то у лица девочки, то у нищенки. И у того Мартына сапожника точно также. Только тут Он принимался то как солдат отставной – дворник, зашел погреться. И был накормлен. Позвал его, видит, что он озяб, позвал, напоил чаем горячим. Видит, одна молодка стоит, ребенка уку­тывает, надеть-то нечего – солдатка осталась, мужа забрали в армию. А перед этим во сне только что видел то, что читал перед тем как задремать. Читал: кто напоил, накормил – Меня принял. И ему как бы Сам Христос сказал: «Мартын, Я сегодня к тебе приду в гости». Он и говорит: «И ведь приснится же, надо же такое; задремал и ...» И вечером, когда он уже готовился спать и опять сидел, Евангелие читал и задремал, думая: «Да, Господи, прости, что я так подумал, что Ты ко мне зайдешь. Да кто я такой, червь земляной…» И вдруг видит, как из темноты появляется мальчик, за которого заступился, потом появляется молодка эта с ребенком, отставной солдат на одной ноге. И Господь говорит: «Сколько раз Я приходил к тебе, и ты принял Меня сегодня».

 Самый дорогой Гость – с Большой Буквы, Он рядом с нами, в каждом из нас. Усмотрим ли мы Его? Особенно, когда люди переезжают. Здесь особенное нужно внимание. Особенное! Уезжают ли. Как их там примут? Принимают ли в общину его? Это один из таких моментов переломных, где легко увидеть гостя. В Премуд­рости Соломона 5:14 дается наставление: «Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте». Прошу заучить наизусть, что жизнь наша кратковременная, как мгновение ока, как память об одно­дневном госте. Вчера приехал в гости, и уже след заносит пылью, стирается в памяти, все затерялось, как будто не было. И жизнь проходит, как память об однодневном госте. В Деян. 28:15 гово­рится, что Павел был в гостинице, где он останавливался, там проходил, место называлось «гостиница». Сирах.29: 30«Пути Его для святых прямы, а для беззаконных они — преткновения» – тоже прочи­таете. Когда живет кто-то на квартире, а к тебе приедет родной брат и квартиранта: «Вон отсюда, ибо приехал ко мне в гости брат, ему освобождать место». По плоти родной часто ставится на первое место. А то, что жил на квартире брат во Христе, это уже пониже вроде как, – пошел вон. Такая арифметика от нерожденности свыше. Всё еще мерками мира погибельного измеряет человек близость свою к людям. Святые часто, читаем мы в житиях святых, занимались гостеприимством, и сами были в числе принимаемых гостей, когда совершали паломничество на святые места. В притчах (Мф.22гл.) говорится о званых на пир. Кого Он звал, кто пришел, и как Он их начал осматривать, какие гости пришли к Нему. Пришел гость в небрачной одежде. К нам тоже может прийти в небрачной одежде. Ничего греховного в этом нет, если ты его попросишь вон, ибо человек-волк подделывается под овцу, и он только беду наведет, если от него вовремя не избавиться, и притом как можно скорее. Чужой человек может быть с папиросами, совсем с други­ми намерениями может появиться, не так, как принято у верующих. Накормить, напоить надо, если он нуждается, и отправить.

 Мне приходилось быть гостем в Америке, получив гостевую визу. Там указывается – на какое время. Допустим, на три месяца, и всё. Там отмечают, и тебя найдут. За тебя отвечает тот, кто тебя пригласил. Гостевую визу на земле здесь нам Бог дает – сколько нам здесь быть. Мы-то ведь не знаем, на сколько лет нам командировку Бог выписал на эту землю, и когда она закончится. И каким образом, каким транспортом уезжать. Но ясно, что через смерть или через катастрофу какую, или через болезнь тяжкую. Сейчас если бы нам каждому заявили о точно известных данных нашего исхода, то не дрогнули бы душеньки наши? Так, в прошлом году у нас парень один был, Костя Корнеев, а сейчас сообщают – сгорел. Пожар был, и он сгорел. Мальчишка хороший был, его везде старший воспитатель лагеря-стана Наташа брала с собой. Спокойный такой, белобрысенький. Какое горе! У нас была такая поговорка, мать говорила: гость – мученик: что дадут, то и ешь. Ты в гостях.

 На Востоке существует особенный, распространенный обычай гостеприимства. Не приведи Бог, если кто гостя не примет, то позор ему. Бывает так, что когда они двое ягненка зако­лоли, стали готовить, было только двое, а когда в котле уже всё вскипело, то вокруг котла 41 человек рядом сидел. На запах, кто услышал – всё это гости, всех надо пригласить, всех приветить. Поэтому они и не умирают так быстро от нищеты и голода. По сколько им там досталось? Воды побольше налить. Конечно, суще­ствует еще у китайцев, индийцев, поклоняющихся богине Кали, иной закон гостеприимства, но только распространяющийся на их дом. Как только он, гость, отдох­нул, его отправили, – всё. Только он перешагнул порог двери, ушел со двора – можешь убить его. Это уже не твой гость, богиня Кали требует жертв. А на Ближнем Востоке, там для гостя всё! Если он даже и забежал к тебе спасаясь – это желанный гость. Чего бы он ни пожелал, что бы ему ни понравилось, может всё просить, кроме коня и жены. Бывают гости города, гости государ­ства. Еще называют – почетный гость.

 Царица Савская пришла в гости к Со­ломону. С какой целью? Послушать мудрости. Оправдалось её это путешествие? Да, мало того – наградили её и ещё такой легендой, будто от Соломона она увезла будущего царя, и от него у них сейчас идет родословная. Тут не видно особо великой мудрости. Соломона не нужно было обольщать, он за себя сам эти вопросы решал доходчиво. Еще и гово­рят так: «В гости к нам когда идёте, ногой в дверь к нам стучите». – «А почему?» – «Ну вы же с подарками к нам придёте, руки заняты будут». К нам пришёл в гости Господь и стучит в наши двери не умолкая. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» – Откр.З:20. Христос сту­чит и скорбями и печалями: вот эти странники, они пользовались большим уважением у святых. Ибо они за болезни и за гонения благодарили Творца Вселенной... Нельзя было гостя уложить, не накормив. Потому про одного хозяина говорят, когда к нему пришел гость, и он уложил его спать, не накормив. А гость ему говорит: «Хозяин неудобно мне спать, низко мне в головах, не дашь ли ты мне лепешки две под голову вместо подушки».

 Во второй книге Царств 12:4 в виде притчи говорится, что пришел к богатому такой странник. И он ни одной овцы не заколол, а отнял у другого. Это Нафан рассказал Давиду. Из этой притчи мы возьмём следующее: для странника кололи овец и готовили богатое угощение. И когда бывают у нас странники, как мы их принимаем. Иов 31:32 говорит так: «Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему». Отсюда вывод: где он должен ночевать, если не на улице? А ты скажи: «Только в моем доме». Апостол Павел напоминает: «В почтительности предупреждайте друг друга», перехватывайте эту награду, не ждите, когда другой возьмет. А что, никто не взял его? Батюшка объявляет иногда: у нас гости из Барнаула. Кто это гости? Иногда приезжают родственники. Если родственники приглашены для работы, то это не гости, а работники. Работник – это не гость, но гость может быть работником. Ко мне приезжали гости дорогие. И только пообедали, я не успел глянуть, а они уже тяпки схватили, уже на огороде работают. А приехали всего на один день. Запомните, работник – это не гость, но гость может быть работником. От странников очень многое мож­но узнать, если они верующие и знают много из Священного Писания и имеют опыт. В «Грозе» Островского говорится о страннице, которая Кабанихе всё рассказывала. Она плела на чем свет стоит, что только можно было при­думать. Мф.27:7 – забота о странниках ложилась на плечи государства. Написано: ... купили землю для странников на деньги, которые бросил Иуда. Земля крови.

Вот, ходят мусульмане к Каабу, в Мекке, поклоняются. И вот идет, например, старенький мусульманин, и его машина сбила прямо посреди асфальта. Его никто не имеет права в другом месте хоронить. Могила прямо посреди асфальта и делается. Это особый шик, честь, как у нас – быть замурованным в стену на Красной площади в Москве. I Петр. 2:11 – Ап. Па­вел напоминает: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу». Сколько ты ни крути, сколько не ищи удовольствий, а пища имеет вкус, пока только через гортань проходит. Так и любое удовольствие. Отступился, уже и ничего нет. «Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников»3 Иоан.5, как вы их привечаете; и особое порицание тем, которые не принимают. Они, говорит, не только не принимают, но и изгоняют тех, кто принимает. Всегда ищите гостей. Кто приехал? А нельзя ли гостя к себе пригласить? Вот приехал здесь отец Михаил к Янчукам. Для них он гость. Почему? Из Томска. Далеко. Для нас он вдвойне гость, потому что мы не одной юрисдик­ции. Мы верим оба во Христа.

1Тим.5:10 – как раз подчеркивается положительное качество, в актив че­ловека записывается вдовам, «вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу», что они принимали странников. Особенная мо­литва о том, чтобы в нас было развито страннолюбие. Принимали странников, любили принимать гостей.

1Тим.3:2 – «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен».

 Тит.1:8 – «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан».

Перечисляя заслуги или особые качества, чем отличаются верующие один oт другого, Павел в послании Рим.16:23 прямо называет – странноприимец, «Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви». Он, видимо, всё время стоял у дверей и принимал или заведовал гостиницей. Что-то одно из двух. Это дар Божий – «в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве»Рим. 12:13. Если это люди благодетельные, верующие, и вы их не принимаете, за это грядет гнев Божий. «Ибо они более сильную питали ненависть к чужеземцам: иные не принимали незнаемых странников, а эти порабощали благодетельных пришельцев» – Прем. 19:13. Иные, говорит, не принимали странников: «отцы наши были странниками в Египте, и освобождены были оттуда» – 3 Ездры 14:29, о том, что иногда мы бываем странниками, когда земля нам не принадлежит, хотя мы и строим что-то вроде. Может быть, и здесь странники, пока не будет принят закон о земле? «И воспоминаю, как они странствовали, как спасались и старались заслужить награду». 3 Ездры 8:39 – еще раз подчеркивается о странничестве. «Многое я видел в моем странствовании, и я знаю больше, нежели сколько говорю» – Сир.34:11 говорит, что люди, которые путешествуют, странствуют, много видели и этим мо­гут поделиться. Не просто болтаются, а ездят по делу. И нужно молиться о даре гостеприимства.

В житии святого Исаакия Далматского говорится о том, как два вельможи заботились, чтобы Исаакий жил у каждого из них; тогда Исаакий и говорит: «Кто первый мне построит келью, к тому я и пойду жить». Ясно, что при таком подходе к делу в три смены пойдет работа, аккордные наряды. Ну и один, конечно, раньше построил, под ключ сдал. Исаакий к нему перешел. «Но чтобы другого не обижать, я к тебе приду, поживу тоже», – говорит. Т.е. так люди заботились, чтобы у него был дорогой гость, а это был обличитель еретика императора Валента, как Михей сын Иемвлая.

Поэтому у людей есть две крайности: одна – сидеть неподвижно, никуда его не вызовешь. Вот у нас есть некото­рые в Потеряевке, которые еще ни разу не были у нас в общине в Барна­уле. Это неправильно. Христос путешествовал и очень много. Апостолы все путешествовали, ходили и посещали друг друга. А не так, что замер и нигде ничего и не видишь. Сидишь на своих дрожжах. Мы приглашаем вас, приезжайте. Для вас там есть место, где отдохнуть, где побыть. Сходите у нас на занятия. Вырвитесь зимой, побудьте.

И другая крайность – непрервно путешествовать. Макарий Александрийский много путешествовал, и дьявол на этом начал играть. Как пройдет неделька, диавол шепчет: «А ты там на святыне не был, а ты ещё к воронежскому Тихону сходи, а сходи ещё к тому-то». И он понял эту уловку, лёг, ноги через порог и говорит: «Тебе надо, чтобы я путешествовал – тащи, а сам не пойду». А дьявол боялся к нему прикос­нуться, к святости. У нас зуд появляется иногда – не успеет приехать, и уже намекает: по сыновьям поеду, по знакомым поеду, еще в Чим­кенте не была, с четверга. И опять глядишь – засобирались: один в Германию, а другой в Грецию. А ты сам подумай, стоит ли такие деньги тратить? Если твердо решил, скажи так: дьявол, ты меня уговорил, я деньги собрал, а не поеду, деньги эти пожертвую на дело Божие. Что ты где-то проездил, потра­тил – никуда не ушло, всё в землю; а если ты на ближнего потратишь – пой­дет на небо. Позаботься об этом.

Путешественники – это пилигримы. О них много говорится в Священном Писании. «Разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями, что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону?»Иов.21:29. У них опыт, знание, иног­да даже и мудрость. 2 Кор. 11:26 – Ап. Павел говорит: «Я много раз был в путешествиях». Много! Но нужно подумать: для чего, с какой целью. Я лично езжу куда-то только тогда, когда накопится сразу несколько дел, которые могу сделать только я. У меня каждый год пропадает билет бесплатный по Союзу, я еще ни разу не ездил. Как жертва политических репрессий имею такую льготу от государства, которое любит убивать и потом на могилах этих своих пасынков памятники ставить. Чтобы не забывали другие, что их ждет. Да и то, столько меня возили по этапам бесплатно, а теперь тоже бесплатная льгота: зубы повыбили бесплатно, а сейчас льгота, бесплатную челюсть дают и зубы подновляют, освобождая от Гулаговских корешков.

Почему не езжу никуда по бесплатному билету? Только потому, что у меня каждый день здесь занят, у меня такие друзья рядом, такие братья, сестры. На кого я их покину, чего я пойду искать? Тогда ездил, когда работал на мостопоезде-140, там тоже бесплатно в любой конец Союза проезд был. Устанавливались связи, я был моложе и не было размежевания. А теперь я всё обрел, что хотел. Община начинает дальше расти, Господь создал её, а мы тогда только мечтали об этом, говорили, встречались со священниками: Дмитрием Дудко, Александром Менем. Я выступал практически во всех столичных городах: Киев, Фрунзе, Алма-Ата и Харьков, Одесса, Рига, Таллин; в Кремле, в метро, на Красной площади го­ворил проповедь, в соборе Василия блаженного, в Эрмитаже, в Исаакиевском соборе, в Третьяковской галерее. Что хочешь назови, мне везде прихо­дилось проповедовать, и толпа бывала несколько сот человек, а может даже и больше. Так что вызывали милицию, а милиционер подошел знакомый... Пророк Исаия (33:8) говорит, что когда наступит война, горе, везде чеченцы появятся, мусульмане, китайцы, не будет путешествующих, в гости никто не при­едет – это считается один из признаков поражения страны, горе, возмездие за грехи. «Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, — ни во что ставит людей». Ни во что ставят людей такие люди. И нужна осторожность, провер­ка. Для этого постоялый двор, гостиницы. Возьмите гостиницу, там ведь без паспорта никак…

Мне пришлось читать однажды, как к одной девочке ленивой, но хорошей, красивой из со­седней деревни посватались, а им сказали родители: «Она у нас ленивая, мы так её избаловали, и она ничего не умеет делать». Выдали замуж. Проходит неделя. Родители думают, что через неделю она прибежит домой. Но месяц проходит – её нет. Забеспокоились родители. Должна вернуться. Знают, что там работящая семья. Как они там, что с ней? Решили узнать, как их Катька живет. Отец пришёл, она его приветила; все на работе. Она покормила его. Отец прилёг, она через полчаса ему говорит: «Папа (или тятя), ты встань, маленько поработай. У нас за стол не сядешь, если не работал». – «Как так?» Она стала рассказывать о первых днях своего пребывания. Уже на следующий день свекровка стала приучать ее к жизни праведной. Мать дала ей веник: «Вот так, доченька наше ненаглядная, подметай»; потом научила её доить, за коровами ходить. Через месяц она уже хозяйство к рукам подобрала. И пока те пришли с покоса, отец её уже всё во дворе у них прибрал, подмел, чтоб за стол посадили. Значит в гостях можно многому и научиться.

 Это еще какие гости придут. Если такие гости, как вот у меня были: Андрей Долгов или Александр Устинов, – такие тебя за один приезд научат такому, что ты и за год один не узнаешь. Так люди и гово­рят, хвалясь друг другу: Бог послал нам гостей!.. И последний гость будет – гостья с косой, так и рисуется.

«Всё в жизни неверно, и смерть лишь одна,

Верна, неизменно верна.

Она не забудет, придет, приголубит.

Обнимет, наденет свой брачный венец,

И жизненной сказке – конец»

Придет гостенька и отзовет нас из этой жизни смертонька. У каждого гостя есть где-то дом, если мы называемся «гости». Поэтому, если мы думаем, что отчизна есть на небе, значит,


770