размер шрифта

Поиск по сайту



Молитва


Молитва

  1. Ангелы на Рождество 5т., стр. 533
  2. Берегись 3т., стр. 453
  3. Русская нация 9т., стр. 274
  4. Беспечность 3т., стр. 459
  5. Благодарность 4т., стр. 472
  6. Бог века сего 3т., стр. 474
  7. Богослужение 3т., стр. 484
  8. Вода 1т., стр. 583
  9. Вознесение 3т., стр. 497
  10. Волхвы и звезды 5т., стр. 717
  11. Воскресный день 5т., стр. 538
  12. Времена. Не опоздать! 3т., стр. 509
  13. Все ко Христу придите 5т., стр. 544
  14. Вход Господень в Иерусалим 6т., стр. 634
  15. Выбор друзей 1т., стр. 593
  16. Выговори ему 2т., стр. 672
  17. Вышел сеятель сеять 6т., стр. 640
  18. Глаза 3т., стр. 530
  19. Гости 1т., стр. 609
  20. Гром и молния 5т., стр. 548
  21. Да созиждутся стены 6т., стр. 645
  22. День Петра и Павла 6т., стр. 668
  23. Дерзновение 5т., стр. 553
  24. Дерзость и дерзновение 4т., стр. 490
  25. Долг 5т., стр. 558
  26. Допрос 1т., стр. 625
  27. Духовное служение 4т., стр. 500
  28. Жатва 5т., стр. 565
  29. Забвение 5т., стр. 571
  30. Завещание 2т., стр. 711
  31. Земля 4т., стр. 512
  32. Знамя 3т., стр. 540
  33. Ибо во век милость Его 5т., стр. 592
  34. Инструменты и предметы быта 5т., стр. 596
  35. Исполнение (лично потеряевцам) 1т., стр. 637
  36. Книга и писательство 5т., стр. 507
  37. Колокол 5т., стр. 625
  38. Конфликты 3т., стр. 545
  39. Кости 3т., стр. 568
  40. Крапива 3т., стр. 572
  41. Красота спасет мир 2т., стр. 722
  42. Крест и крестовоздвижение 3т., стр. 578
  43. Купля и продажа 3т., стр. 586
  44. Крестный ход 1т., стр. 654
  45. Любовь Божия 4т., стр. 520
  46. Любовь к овцам 6т., стр. 663
  47. Люди и деревья 4т., стр. 526
  48. Математика 4т., стр. 535
  49. Молитва 5т., стр. 637
  50. Море 3т., стр. 596
  51. Надежда на море? 5т., стр. 647
  52. Надписи 5т., стр. 652
  53. Наказание 3т., стр. 609
  54. Наркоз 4т., стр. 546
  55. Научи нас оправданиям Твоим 5т., стр. 667
  56. Не буду более говорить 3т., стр. 624
  57. Несчастный случай 5т., стр. 672
  58. Ныне отпускаешь раба Твоего 5т., стр. 678
  59. О браке 1т., стр. 666
  60. О труде 1т., стр. 681
  61. Общение с Богом – блаженство 5т., стр. 68
  62. Объяснительная 5т., стр. 689
  63. Основание строительства 5т., стр. 698
  64. Охота 3т., стр. 630
  65. Охрана 3т., стр. 635
  66. Патриотизм истинный 4т., стр. 553
  67. Письма 4т., стр. 563
  68. Подозрение 5т., стр. 574
  69. Послушание 5т., стр. 727
  70. Потеря 3т., стр. 640
  71. Православие и язычество 3т., стр. 646
  72. Предчувствие 2т., стр. 694
  73. Преображение 4т., стр. 588
  74. Преображение – «якоже можаху» 2т., стр. 702
  75. Преображение 1т., стр. 699
  76. Приблизьтесь ко Мне! 6т., стр. 682
  77. Привычка 3т., стр. 656
  78. Придите, поклонимся... 6т., стр. 689
  79. Приобретайте друзей 6т., стр. 697
  80. Прозвища 4т., стр. 597
  81. Псалом 103 – вечером 6т., стр. 710
  82. Путь праведных 5т., стр. 731
  83. Пчёлы 1т., стр. 713
  84. Разборки 4т., стр. 610
  85. Рай и ад 3т., стр. 671
  86. Сватовство 3т., стр. 679
  87. Раскаяние 1т., стр. 725
  88. Ревизия 2т., стр. 600
  89. Ревность 6т., стр. 717
  90. Родители и дети 3т., стр. 695
  91. Рождество Христа 5т., стр. 703
  92. Рождество Христово 5т., стр. 711
  93. Рождество 6т., стр. 735
  94. С кем поведешься 4т., стр. 623
  95. Самость и гнев 3т., стр. 700
  96. Свобода 9т., стр. 288
  97. Свобода 2т., стр. 641
  98. Слухи 4т., стр. 631
  99. Смех 9т., стр. 298
  100. Смотрение Твое, Господи! 9т., стр. 310
  101. Собака 4т., стр. 638
  102. Соглядатаи 3т., стр. 687
  103. Солнце 9т., стр. 319
  104. Соседи 3т., стр. 709
  105. Сострадание 3т., стр. 719
  106. Сохранность 3т., стр. 719
  107. Спасение 4т., стр. 655
  108. Спор, ссора 4т., стр. 669
  109. Ссора 9т., стр. 331
  110. Стихии 9т., стр. 340
  111. Странноприимство и наследственность 3т., стр. 704
  112. Страху Господню научу вас 9т., стр. 347
  113. Суждение и осуждение 4т., стр. 677
  114. Телефон 3т., стр. 729
  115. Транспорт и путешествие 9т., стр. 349
  116. Троица 4т., стр. 689
  117. Туалет 4т., стр. 697
  118. Тщеславие 4т., стр. 706
  119. Успение 2т., стр. 630
  120. Хозяин и работник 2т., стр. 649
  121. Хочу и надо 4т., стр. 715

Занятие из книги — Лапкин И.Т. «‎…открытым оком», том 5, стр.637


 Первая форма молитвы, посмеем так выразиться, первая ступень в молитве – прошение, когда что-то выпрашиваем. Спрашивают, чем же отличается молитва от моления. Апостол Павел перечисляет эти явления через запятую. 1Тим.2:1 – «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков». 1Тим.5:5 – «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь». Есть библейское понятие, и есть то, какое постоянно употребляется в нашем сегодняшнем понимании. По Библии молитва и моление – одно и тоже, только моление больше склоняется на умоление, попыткой склонить на свою сторону того, кому это предназначено. Но смысл всё же такой, что моление – это протяженное богослужение, где и славословия и прошения. А молитва – это краткое прошение или отдельное славословие. Молитва «Отче наш». Молитва «Царю небесный». Эти молитвы никогда не называются молением. У нас есть моление утреннее и вечернее и в каждом написано: молитва первая, молитва вторая.

Молитва разделяется на три рода. Первая, самая простейшая, первоначальная, которой могут и умеют молиться все и не учась. Началась война, взяли человека, и под первой бомбежкой он кричит: «мама», или «Господи, помилуй». Это просительная: «дай!», «пощади», «избавь» от чего-то. Этому много не надо учить. Если что-то с нами случится, то любой безбожник начинает свечки ставить, бежит в церковь, заказывает молебны. Он не знает, как это выразить, но знает, что надо у Кого-то, Кто сильнее его, от Кого-то он зависит, начинает просить. Мы везде и всегда всё просим. Фил.4:6 – «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». Мы всю жизнь с протянутой рукой: ходим по начальникам, везде мы всё просим. И поэтому эта молитва нам особенно сильно запоминается, и мы «набили руку» в такой молитве, мы непрерывно просим: Дай! Дай! Дай! Все стали господами «дай!»

Но нужно переходить на вторую ступень. Вторая ступень повыше. 1Фесс.5:18 – «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Это уже потруднее. Первая ступень, когда мы просим, мы ошибаемся постоянно, ибо мыслим без прогляда вперед. Мф.20:22 – «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем». Писание неоднократно укоряет словами Бога, что не знаем, чего просить. Рим.8:26 – «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».

Когда посмотришь на первую ступеньку, то кажется, что мы ее уж протерли, как пороги дома своего. Но в действительности мы эту первую ступень всё еще так и не осилили. Нужно научиться, о чем молиться, согласно воли Божией, согласно Священного Писания. Молиться надо учиться. Лк.11:1 – «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». Ученики Христа родились в теократическом государстве, но и они об этом просили Христа. Это очень трудный урок. Самое трудное, как говорила наша мать, это молиться и с дитятей водиться. Это о том, что дети маленькие болеют, температурят, за ними нужен постоянный уход, часто у тебя и недосыпанье. Это очень трудно, когда нужно не только кормить, но и воспитывать. Они еще и непослушны будут, а он самый близкий тебе человек; и мать из себя выходит, отец теряет терпение.

 Самое трудное, чтобы осилить эту первую часть молитвы. Если молитва на первой ступеньке осилится, значит дальше пойдет лучше. Кроме того, на третьей, где уже одно славословие, ты уже готов пожертвовать своими амбициями и претензиями. На каждой ступеньке присутствует условие обещания. Человек просит чего-то и начинает обещать. «Господи. Вот я заблудился в пургу. И если только спасусь, то бороду брить не буду. Мясо есть не буду». И вдруг Бог за безбородый подбородок его куда-то выводит к мельнице и он вышел. Обещание Бог воспринимает с большой поправкой, с большим процентом натяжки. Обещать-то мы обещаем, но когда беда уже отхлынет, тогда опять за старое, да и трудно удержаться от старого, привычного.

Случилась беда. Девушка сразу разоткровенничалась перед Богом: замуж не выйду. А если это парень, то он еще больше брякнет: в монахи пойду. Но потом всю жизнь только и будет думать и укрепляться на том, как размонашиться. И невеста вдруг на пути встретилась такая-то славная, и он уже криком кричит: куда же залез? Не надо было обещать. Еккл.5:1,4-5 – «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?» Обещание люди в основном дают на первой ступеньке: «Ты мне дай, а я Тебе». Мать просит за сына, попавшего в Чечню. И чего она только там не обещает. Но вот он вернулся, и она в тот же вечер забыла все свои слёзные обещания. И сразу же устраивается гулянка, и опять пошло по старым кругам. А потом Бог переводит нас на то же место, и на той же ступеньке начинается повторение, но уже в темноте. Иди, вот здесь мы Бога обманули, и оказались сами же пособниками диавола. Диавол же есть лжец и отец лжи. На первой ступеньке идет братанье с сатаной через обещание, через просьбу ненужного, чего ты просишь, сначала обдумай, посмотри по Священному Писанию, нужно ли это делать? Для этого Библию ты должен очень хорошо знать. Бог может сказать: я тебе дам. Рассказывает мне один слепой, Ваня Волчатников в Барнауле, что он однажды был в Лавре, подошел к нему старец Иосиф и говорит прямо сразу же после своей проповеди: «Хочешь ли быть зрячим, вот сейчас же здесь ты будешь видеть?» «А как мне хотеть, когда я света не вижу из детства». Напало на него искушение. Но старец сказал: «Только ты веру после исцеления потеряешь и уйдешь в мир».

А он всё время молился, до того хотелось видеть свет, потому что от рождения не наслаждался этим светом. Постоял он, постоял и говорит: «Только с Богом». Он обнял меня. Поцеловал и сказал: «Молодец. Великое искушение ты пережил». Смог ли бы он исцелить, это уже вопрос другой, но дано же было человеку так смело сказать.

Когда мы на этом Богослужении поём молитву к Божьей Матери «Величит душа Моя Господа», то там же написано: Лк.1:38 – «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Эти слова: се, Раба Господня, – это в полном смысле соответствовало Ее жизни. Мы тоже говорим, что мы рабы Господни, слушаем Тебя. Ах, если бы это соответствовало бы тому, что есть в действительности. Чьи мы рабы? 2Пет.2:19 – «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб». Если курит, то папиросе раб; выпивку любит, то бутылочкин раб. «Кто кем побежден, тот тому и раб». На этой первой ступеньке молитвы нужно твердо затвердить, что мы рабы Господни. Господи! Да будет по слову Твоему. Неделя дана для труда, а суббота Господня для Господа. Душа наша называется госпожою. Согласно всех святых отцов, тело наше названо рабыней. И тело чтобы ответило: се, Раба Господня. А о тебе сказано: Быт.3:19 – «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Как мы это тело обнимаем, одеваем, лелеем, поим. А душа, которая должна следовать в Царство Небесное, так без приданного и ютится на задворках. Душа должна быть неразрывно со Христом всегда; а она всю неделю неведомо где объедки собирает, и может быть где-то и пискнет. Ей даже некогда и подумать, что она существует. Говорят, что нашлись кощунники, которые прямо утверждают, что души у человека просто и нет. Сегодня в кратких молитвах, которые церковь дала нам в вечернем богослужении, мы увидим, как она водит нас по этим ступенькам туда и обратно. На первой – это просительные чувства, просьб будет не мало. И хотя мы не знаем о чем просить, но добавим: избави нас по Слову Твоему, научи нас оправданиям Твоим. Это всё просьбы из 118 псалма. По слову Божию мы видим, что жаждали оправдания и оправдаться не могли. Деян.13:39 – «И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий». Рим.3:20 – «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех». Гал.2:21 – «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер».

На землю сошел Сын Божий, Который взял на Себя грехи мира и умер за наши грехи по Писанию, на Голгофском кресте. Научи нас оправданиям Твоим. 3Ездр.12:38 – «И научи этому мудрых из народа твоего, которых сердца признаешь способными принять и хранить сии тайны». На всю Библию только 17 раз человек прямо обращается со словом «Научи» к Богу, чтобы понять, чего просил Давид, чьи слова мы постоянно повторяем на молитвах, читая Псалтирь, не помешает все эти слова хотя бы раз в жизни прочитать. Вот они:

 Пс.24:4 – «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим». Пс.24:5 – «Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день». Пс.26:11 – «Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих». Пс.89:12 – «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». Пс.118:12 – «Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим». Пс.118:26 – «Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим». Пс.118:64 – «Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим». Пс.118:66 – «Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую». Пс.118:68 – «Благ и благодетелен Ты, <Господи>; научи меня уставам Твоим». Пс.118:108 – «Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня». Пс.118:124 – «Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня». Пс.118:135 – «Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим». Пс.142:10 – «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды».

Ясно, что оправданием названы уставы и воля Божия. «Господи, научи нас так жить, как уже искупленное Твое достояние, чтобы Тебе была слава через нашу жизнь. Какую дорогую цену Ты заплатил за нас». И Церковь снова поднимет нас на благодарение и возводит на последнюю, высшую ступень – на славословие. Всё забываю и славлю с небесными силами. Ис.6:3 – «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» Небесную славу мы не знаем. Видим только звезды, как всё прекрасно, и в этом нам помогают астрономия и немного узнаем об облаках; а больше мы на тверди копаемся. Пс.18:2 – «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». Тут мы сильные, в огурцах, в арбузах, в дынях. И за это нужно научиться благодарить. Весной на первой ступеньке просили, чтобы взошло, чтобы грызуны не сожрали. Потом уже и благодарим. Эти две ступеньки весной и осенью нами обживаются. Какие Бог дает сигналы нам, хотя нет еще заморозков, а тыква уже завяла, чтобы мы готовились к суровостям зимним. Чего ей не хватает? Еще солнечные дни. Еще нет никаких морозов, и вдруг эти седые листья у березки. Вот подойдешь к зеркалу и удивишься, что это у тебя всё сигналы – к отправлению с этой земли. Много путей пройдено. И пора подводить итог с благодарением. Се, раб Твой смотрит на себя и себя не узнает. Благодарю, что до этого места довел. 1Цар.7:12 – «И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь». Сегодня есть организации под таким названием «Эвен-Эзер», которые всосали в себя самое предательское, лживое, богохульное, где под подписку русские люди, называющие себя христианами, помогают евреям выбираться на их историческую родину. За погремушки. За подачки еврейские «трудятся» там на погибель души своей. Для борьбы с арабами нужны воины; и гонят со всего мира полукровок еврейских, и помогают в этом русские «шестёрки» – иудино племя.

И на третьей ступени славим Тебя за непостижимое и дивное, что было со мною. Почему в нашей семье меня Ты избрал, а не старшего брата моего? Именно меня; и почему в этой деревне никто больше не уверовал? И до сего дня понять не могу. Почему? И не могу сказать, что я Тебе буду более предан, чем другие люди. Но это чудо совершилось 27.9.1962 года. Слава Тебе! В будущем славословие будет преобладать над просьбами и над благодарностью; то есть церковь усиленно подталкивает нас молитвами к высшей ступени, чтобы мы забывая заднее, то есть прошедшее, простирались вперед. Фил.3:14 – «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».

Иов.34:32 – «А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду».

Молитва «Отче наш» научает нас молиться правильно. Это не означает, что только этой молитвой нужно молиться. Но основные моменты заложены в этой молитве. Когда мы слышим псалмы, то в псалмах часто повторяются события, которые были до Давида. Он перечисляет, как Бог вел Израиля, перевел их через море. Богу это напоминание не нужно, Бог знает это без нас, все эти напоминания Божьих чудес, бывших в древности: «пешешествовал Израиль по бездне стопами». Человек же этими словами приводит всё это на память своей душе. Если наши родители пострадали от проклятой Богом советской власти, то мы можем сказать: вот у меня отец и дед за слово Твое сидел, страдал в ГУЛаге; Господи, он оказался верным, соделай так, чтобы моя душа укрепилась и, пока еще нет гонений, она стала мужественной. Когда придет испытание, сбор урожая, то уже ничего не сделаешь. Писание предупреждает: Иер.8:20 – «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены». Надо, чтобы спасение было соделано во время, пока еще что-то произрастает. Мы можем также в своей молитве вспоминать то, что происходило в данной местности. «Народ русский не хотел молиться, Господи, Ты посмотри. Как говорил Иоанн Кронштадтский, какой бич правителей дал людям в их лицо, арестовывали, друг на друга «стучали», сажали, расстреливали. О, Господи, что же этой земле далее грозит? И когда Ты дал ей отдохновение, то как они снова увлеклись похотением, как некогда в пустыне Израильский народ».

 Мы можем молиться своими молитвами, как молился Давид. Господи. Смотри, какая была суровая отечественная война, какой грозный противник насел на нас, и правители растерялись; какими жертвами заплатил народ за бездарных руководителей. Почти все деревни и города вдовыми остались. За одного немца по 6 человек заплатили, так бездарно и безумно воевали. «Ты наказал всех, кто приветствовал революцию, и через эту войну Ты звал людей к покаянию. О, Господи, прости нас, да не будет, чтобы мы хлопали в ладоши этим безбожным правителям». Это означает научиться молиться. Перенос событий из древности на сегодняшнее время, вспоминая тогдашнее. Говорить то, что сегодня есть при нас, чтобы не повторить тех ошибок. Кто не учится на прошлом, тот рискует повторить те же проступки. Молитва «Отче наш» напоминает, что Он есть наш общий Отец Небесный. И далее почти вся молитва состоит из первой ступеньки – просительные слова. Просительная молитва была у нас в прошлом, есть и в настоящем. И будьте уверены, никуда не денется и в будущем. Это форма молитвы занимает все три временные формы. Пока дитё лежит поперек лавки, то одна забота. Но когда начнет подрастать, то какие твои молитвы, мать, должны быть? Если ты до зачатия, до рождения не молилась, то подожди, выжмет молитвеный стон из тебя Господь.

Вчера мы пошли в лес. Нужно было пруд загородить; помолились, попросили благословения и пришли в лес; еще раз помолились, поработали, и я говорю: давайте еще поблагодарим Христа Бога, порадуемся. Как много всего у Бога и нам здесь хорошо: «Господи. Дай нам безопасность». Только что успели помолиться, минуты три-четыре проходит, упало одно дерево на другое, и зажатый сучок отлетает, и с такой силой бьет меня. Я подумал, что что-то течет. Это пропал мой глаз. Но кость выдержала. И предусмотреть никак нельзя этого было, так выгнулось дугой и выстрелило. Совсем в стороне и от другого дерева, когда уже упало. Прошли эти минуты – вдруг выстрел. Теперь мы опять всё бросили, и снова на молитву благодарения. Мы живо на вторую ступеньку перебрались, потому что на первой мы уже услышаны, и предупреждение Бог дал, и Ангел хранитель отвел гиблый замысел врага. Еще на первой ступеньке наши следы не просохли, где просили безопасность, но вот сучок заломило дуряком, удар, и я уже залетел на вторую ступеньку. Хорошо, урок уже освоили. У Бога столько средств и путей по ступенькам нас гонять, будь здоров! А теперь пришли: как хорошо в лесу, да всё-то хорошо; и благодарим Тебя. Аллилуия! Невидимое, непостижимое Божие остается не раскрытое нами. Мы ведь так и не видели, какая борьба шла между демонами и Ангелом моим Хранителем за мой глаз. И тут же мы начали карабкаться на третью ступеньку и завопили песню: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ангелы поют Богу хвалебную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его». Понимаем ли мы это, какую славу Бог дал, чтобы мы лицезрели ее? Что Бог сотворил? Это Он всё сделал для Самого Себя, для славы Своей. Ис.48:11 – «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному». И землю Он сотворил ради славы Своей; и грешника сразу не убивает, чтобы слава Ему была. Пс.58:12 – «Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш». Пс.50:6 – «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем». Рим.3:4 – «Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем». Бог будет оправдан. Благодарение, как правило, в настоящем времени. В прошлом мы не знаем, когда и за что благодарили. И за будущее буду ли еще благодарить. Вторая ступенька почти вся в настоящем, наполнена благодарностью за полученное и за неполученное. Несчастье, пожар, беда. Умер, заболел – благодарю. Ни один правитель не избавлялся от врагов, каким бы сильным он ни был. Даже Давиду пришлось от сына бежать и бросить свое царство. Соломон мирный правил, когда установился через много кровопролитий мир в стране. Но и у него были противники, как Иеровоам. Врагов у него было не мало. Но он их не увещевал, но разоблачал, и тут же подводил под ними черту.

Вся Псалтирь переполнена молитвами царя Давида о врагах, разных и разнокалиберных. А в Новом Завете они одним росчерком, одной строчкой уничтожаются. Их просто нет. Молитесь за врагов. Лк.6:28 – «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас». Теперь они уже не враги, а, может быть, лучшие наши благодетели? Помогают венцы нам собирать для вечности, если будем нести с благодарностью всё, что Бог пошлет нам от них перенести. Так они нам зло делают! Златоуст говорит, что никто зло верующему не сделает, если человек сам себе зло не делает. Это только от того, что ты благодаришь. Пришел в храм, всё нормально, но вдруг за карман, а там только дырка. Помолился уже в горячечном дыме и с одной думой: «Как же так? Да на святом месте, да что же это делается на белом свете? Ни ключей нет, ни денег». Сатане твои деньги не нужны. Для того и обокрал диавол через своих служителей, чтобы ты похулил Бога. Возблагодари Бога, и всё пойдет по другому руслу. У молитвы два крыла, но они только здесь на земле. В вечности они исчезнут, там другое что-то будет: пост и милостыня. Там чего поститься, когда Жених с ними. Мф.9:15 – «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Милостыню подавать там некому будет, ибо эти два крыла только на земле даны. Но благодарность Богу за прошлое будет и на небе. Просительных молитв, очевидно, уже не будет. Чего там просить, когда получишь то, о чем даже мечтать не мог. 1Кор.2:9 – «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Будет всё наполнено славословием: и небо и земля славы Его. На третью ступеньку мы едва ли когда сможем подняться, живя на земле; но на вторую всё же надо карабкаться. Благодарить за всё. И когда просительную молитву «Отче наш» мы читаем, то она вся из прошений о хлебе, и об избавлении от лукавого. Конец молитвы почему-то так принято, что читать ее только священникам нужно. Это не верно; это для всех, потому что подводится итог. Мф.6:13 – «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Это вознесение на третью ступень. Еще священники добавляют слова «и ныне и присно». В Библии этого нет. Поэтому св. Корнилий говорит, чтобы эти слова мы читали и дома. Закончите эту молитву славословием: Аминь. То есть, так да будет. Да исполнится это прошение мое. Мы, приходя сюда, вспоминаем события древности, мы научимся вспоминать, что Господь сотворил с нами. Не могу нарадоваться, что Бог пощадил меня и глаз мой сохранил. Аллилуия! Будем учиться молиться. Молиться – это дело очень трудное. Даже в описании жития святых видим, что они в мыслях своих во время молитвы тоже блуждали, и чтобы совсем уж никуда не ворохнуться, таким даром обладали единицы и на небольшое время. Так у них не было ни хозяйства, ни детей, ни скотины, и они были полностью устремлены к небесному. Святой Илларион чуть мыслями метнулся, и чувствует, что ему демон уже на плечи вскочил, в виде воина чужого, и бьет его ногами по ребрам, и говорит: «что, овса захотел, осёл?» То есть, теми же словами, какие он говорил сам о своей плоти, это теперь ему вдруг говорит вражина, возвращает его укоры себе. Если бы так допускал всегда Господь, то кто бы сидел на нас в храме и какое бы было из этого зрелище? «Господи. Как хорошо быть с Тобой. Вот Григорий Петров в узах, и уже готов уйти из этой жизни, и как он восхищен был всем видимым. А я на свободе, и так ропщет мое сердце. Прости меня, Владыка мой и знаемый мой».

Когда ученики поклонились, а иные усомнились, то сомневающиеся остались уже со своими мыслями. Иак.1:6 – «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой». Рим.14:23 – «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех». Бывает такой скорости ветер при торнадо, что вода разлагается на кислород и водород, и от удара молнии возгорается океан. Так и в душе, когда большое сомнение, то там возгорание всегда в разложении, и погибает душа в огне. Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».

Миссионеров Бог посылает во всю вселенную, они по всем странам мира понесли слово Божие. Втор.32:46 – «Тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего». Сколько же преступников сегодня? Только в одной Америке на охрану тратится более 100 миллиардов долларов. Деньги имеют не все, и всё время есть тяга тех, у кого их нет, к ним. Надо о том просить, чтобы Господь послал меня, ибо «вот я – раб Твой». Господи, научи меня учиться. Если ты верующий, то прослушай 21 проповедь Ярла Пейсти о пророке Илии, и ты увидишь, что ты еще и не начинал учиться из Слова Божия. Что услышали сегодня на Богослужении, то несите другим, домой, и несите благую весть. Один ничего не смогу, если вы не понесете это слово другим. Чтобы, как самарянке, люди могли и тебе сказать, что они стали верующими лично. Ин.4:42 – «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». Насмешки врагов, их злодейства – всё это гасится в молитвах за врагов. Остаются только одни невидимые враги. С диаволом нужно не просто бороться, но всегда побеждать его. Симеону столпнику было сказано, как это сделать – брать руки крест накрест сзади; и повис враг, как перебитое бревно. Поднял и ударил его о землю.  637


894