размер шрифта

Поиск по сайту



Выбор друзей


Выбор друзей

  1. Ангелы на Рождество 5т., стр. 533
  2. Берегись 3т., стр. 453
  3. Русская нация 9т., стр. 274
  4. Беспечность 3т., стр. 459
  5. Благодарность 4т., стр. 472
  6. Бог века сего 3т., стр. 474
  7. Богослужение 3т., стр. 484
  8. Вода 1т., стр. 583
  9. Вознесение 3т., стр. 497
  10. Волхвы и звезды 5т., стр. 717
  11. Воскресный день 5т., стр. 538
  12. Времена. Не опоздать! 3т., стр. 509
  13. Все ко Христу придите 5т., стр. 544
  14. Вход Господень в Иерусалим 6т., стр. 634
  15. Выбор друзей 1т., стр. 593
  16. Выговори ему 2т., стр. 672
  17. Вышел сеятель сеять 6т., стр. 640
  18. Глаза 3т., стр. 530
  19. Гости 1т., стр. 609
  20. Гром и молния 5т., стр. 548
  21. Да созиждутся стены 6т., стр. 645
  22. День Петра и Павла 6т., стр. 668
  23. Дерзновение 5т., стр. 553
  24. Дерзость и дерзновение 4т., стр. 490
  25. Долг 5т., стр. 558
  26. Допрос 1т., стр. 625
  27. Духовное служение 4т., стр. 500
  28. Жатва 5т., стр. 565
  29. Забвение 5т., стр. 571
  30. Завещание 2т., стр. 711
  31. Земля 4т., стр. 512
  32. Знамя 3т., стр. 540
  33. Ибо во век милость Его 5т., стр. 592
  34. Инструменты и предметы быта 5т., стр. 596
  35. Исполнение (лично потеряевцам) 1т., стр. 637
  36. Книга и писательство 5т., стр. 507
  37. Колокол 5т., стр. 625
  38. Конфликты 3т., стр. 545
  39. Кости 3т., стр. 568
  40. Крапива 3т., стр. 572
  41. Красота спасет мир 2т., стр. 722
  42. Крест и крестовоздвижение 3т., стр. 578
  43. Купля и продажа 3т., стр. 586
  44. Крестный ход 1т., стр. 654
  45. Любовь Божия 4т., стр. 520
  46. Любовь к овцам 6т., стр. 663
  47. Люди и деревья 4т., стр. 526
  48. Математика 4т., стр. 535
  49. Молитва 5т., стр. 637
  50. Море 3т., стр. 596
  51. Надежда на море? 5т., стр. 647
  52. Надписи 5т., стр. 652
  53. Наказание 3т., стр. 609
  54. Наркоз 4т., стр. 546
  55. Научи нас оправданиям Твоим 5т., стр. 667
  56. Не буду более говорить 3т., стр. 624
  57. Несчастный случай 5т., стр. 672
  58. Ныне отпускаешь раба Твоего 5т., стр. 678
  59. О браке 1т., стр. 666
  60. О труде 1т., стр. 681
  61. Общение с Богом – блаженство 5т., стр. 68
  62. Объяснительная 5т., стр. 689
  63. Основание строительства 5т., стр. 698
  64. Охота 3т., стр. 630
  65. Охрана 3т., стр. 635
  66. Патриотизм истинный 4т., стр. 553
  67. Письма 4т., стр. 563
  68. Подозрение 5т., стр. 574
  69. Послушание 5т., стр. 727
  70. Потеря 3т., стр. 640
  71. Православие и язычество 3т., стр. 646
  72. Предчувствие 2т., стр. 694
  73. Преображение 4т., стр. 588
  74. Преображение – «якоже можаху» 2т., стр. 702
  75. Преображение 1т., стр. 699
  76. Приблизьтесь ко Мне! 6т., стр. 682
  77. Привычка 3т., стр. 656
  78. Придите, поклонимся... 6т., стр. 689
  79. Приобретайте друзей 6т., стр. 697
  80. Прозвища 4т., стр. 597
  81. Псалом 103 – вечером 6т., стр. 710
  82. Путь праведных 5т., стр. 731
  83. Пчёлы 1т., стр. 713
  84. Разборки 4т., стр. 610
  85. Рай и ад 3т., стр. 671
  86. Сватовство 3т., стр. 679
  87. Раскаяние 1т., стр. 725
  88. Ревизия 2т., стр. 600
  89. Ревность 6т., стр. 717
  90. Родители и дети 3т., стр. 695
  91. Рождество Христа 5т., стр. 703
  92. Рождество Христово 5т., стр. 711
  93. Рождество 6т., стр. 735
  94. С кем поведешься 4т., стр. 623
  95. Самость и гнев 3т., стр. 700
  96. Свобода 9т., стр. 288
  97. Свобода 2т., стр. 641
  98. Слухи 4т., стр. 631
  99. Смех 9т., стр. 298
  100. Смотрение Твое, Господи! 9т., стр. 310
  101. Собака 4т., стр. 638
  102. Соглядатаи 3т., стр. 687
  103. Солнце 9т., стр. 319
  104. Соседи 3т., стр. 709
  105. Сострадание 3т., стр. 719
  106. Сохранность 3т., стр. 719
  107. Спасение 4т., стр. 655
  108. Спор, ссора 4т., стр. 669
  109. Ссора 9т., стр. 331
  110. Стихии 9т., стр. 340
  111. Странноприимство и наследственность 3т., стр. 704
  112. Страху Господню научу вас 9т., стр. 347
  113. Суждение и осуждение 4т., стр. 677
  114. Телефон 3т., стр. 729
  115. Транспорт и путешествие 9т., стр. 349
  116. Троица 4т., стр. 689
  117. Туалет 4т., стр. 697
  118. Тщеславие 4т., стр. 706
  119. Успение 2т., стр. 630
  120. Хозяин и работник 2т., стр. 649
  121. Хочу и надо 4т., стр. 715

Занятие из книги — Лапкин И.Т. «‎…открытым оком», том 1, стр.593


Что Библия говорит о выборе друзей? Нужны ли друзья, и что об этом говорит Священное Писание? Было ли что в вашей жизни такое, что вы пожалели, что у вас такие друзья есть или были?

С другом – интимные отношения. Это греческое слово сегодня большинство людей понимают только в сексуальном плане, а в действительности это означает доверительное, таинственное общение. Близкое во всех отношениях, и в производственных, в торговых делах.

Библия предупреждает, чтобы не каждому человеку мы доверяли всё. Сир.11:34 – «Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих». Быт.38:20 напоминает о таких друзьях по «несчастью»: «Иуда же послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашел ее». Вот тут правнук Авраама употребил это слово в общепринятом нынешнем значении – иметь друга в интимных делах. Притч.18:25 25 – «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат», и из этого стиха Библия научает пути, как приобретать друзей. Без друга очень трудно, как с одним палцем на руке. Одним пальцем только разве в носу ковырять. Два пальца – это уже можно крестное знамение сложить. Три – совсем хорошо, кукиш можно сложить врагу. А пять – печатать легко. Есть притчи о пальцах, о том, как хорошо жить вместе.

Соломон нашел много сравнений дружбе, и Давид дал такое сравнение: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его»Пс.132:1-2; всем ли понятно такое сравнение приятности в дружбе братской? Сухие волосы на голове и на бороде часто торчат в разные стороны, как у взъерошенного воробьишки. Но когда они смазаны елеем, маслом, то прилегают волосок к волоску.

Дружбы какие бывают? Самые прочные и самые непрочные. Это мое исследование вовсе не полное, это одному человеку и не под силу. Но немного можем соприкоснуться с Библией, с примерами из Житий святых. Нужно еще посмотреть всю мировую литературу, классиков. Мне совершенно неизвестно, что говорит о том буддизм, конфуцианство, мусульманство. Но главное всё же можем узнать; для христиан что необходимо? Думаю, что Библия вполне достаточна, чтобы показать, что дружба – это великий дар Божий.

Дружественный ли человек живет здесь, можно узнать не потому, что у него нет врагов, а как раз по тому, есть ли у него враги. Но одновременно есть и друзья у таких людей. Если человек живет бирюком, забился, то у него нет ни друзей, ни врагов. Уметь нужно прощать, не за всякое слово цепляться. Есть люди, которые как бы запрограммированы на конфликтную ситуацию. Чуть-чуть не по-его, он уже готов дать сдачи. Например, толкнули человека в транспорте. Ответ грубости вызывает и вторичный ответ: ходи пешком или имей свой личный транспорт. Толчок, кровь, и рядом маячит смерть. А если разобрать, какие тут были варианты возможных продолжений на первый толчок? – Попросить прощения, или с юмором ответить.

Или вот у меня в лагере сидит здесь за столом столько детей. И нет ни одного неконфликтного; при этом, самые опасные дети – рожденные в христианских семьях. Это вам урок. Кто крещен – это самые негодные дети. Слушайте, христиане: где верят по традиции, там дети безнадежные. И делаю вывод, что крещение детей не на месте. Вход в церковь у нас, православных, совсем не на том месте. Пока нет у родителей глубокой веры, нужно прекратить полностью крещение в младенчестве, в детстве.

Дети из священнических семей самые негодные. И этот вывод я делаю не на одной сотне детей с разных концов страны в течение 26 лет. Дети из христианских семей, казалось бы, будут примером для неверующих. Но у них ни в разговорах, ни в поведении, ни в работе, нигде нет ничего христианского. Не могут же родители быть довольными своими такими детьми! Наглые, циничные, хамовитые. Если хотя бы один родитель верующий, то тогда что-то немного есть. Но если оба верующие, то дети как-то вывернуты на зло. Требуется исследование… Дмитрий Дудко сказал: «Никто еще не написал психологию неверующего человека». Я промолчал тогда. Дома стал смотреть. Оказалось, что нигде не написано, что и как думает, размышляет неверующий в трудные, критические моменты своей жизни, перед расстрелом, перед катастрофой. Про верующих написано 1273 биографии в житиях. Но что можно сказать о том, кто и душу-то свою грешную вообще отрицает, как таковую. К примеру, к нам приехала комиссия от Сурикова А.А. с его замом Тарабаевым Н.И. Уже было решено отдать нам землю. И в одну ночь они как-то всё искрутили, извертели. Абсолютно бессовестные люди, безбожники. Приезжал туда Мителёв – глава района, Гладышев – директор совхоза, который грабит наши земли, хозяйничает на исконно наших, потеряевских землях. Все такие дутые, сытые, довольные. Как и о чем они разговаривали? Едут сюда в отдельной машине. Были начальники из земельного отдела. И как и что они говорили, что у них было в душе, что так вот всё сделать наоборот от сказанного, написанного ими же ранее того? Хотя батюшка слышал их разговор через забор, когда они мимо шли, что рано или поздно, но наши земли всё же надо будет нам возвращать. Оказывается нет такой книги о психологии неверующего.

Из священнических семей дети лживые, лукавые, ленивые. Притом, что это дети добрых священников, не пьяниц, не блудников, не воров, настоящих пастырей. Дети из неверующих семей лучше выглядят и лучше поступают.

 Исследуя о дружбе, я нашел, что самая прочная дружба – идейная. Речь о бороде. Если кто отпустил бороду не по убеждению, то проходит некоторое время, и вдруг этот человек приходит, блестит как яйцеголовый в мавзолее. «Где же борода?» – «Да, я попробовал, а она рыжая, и я ее сбрил». Или на работе что-то сказали, или заболел, или еще выверт подходящий. Страха Божия нет, идеи нет, вот и крошится всё. А если есть вера, и ты знаешь, что бороду нельзя трогать, то ты даже не помыслишь в этом искать плотскую красоту.

 Дружбу великую сравнивают с самой большой любовью, с непреодолимым желанием мужчины к женщине. Это как тяга к вину в бедствии, когда криком кричит человек: дайте мне выпить. 2 Цар.1:26 – «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской». Песн.4:10 – «О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!» Согласно Священного Писания находим, что самая ненадежная дружба – это дружба мужчины и женщины. Редко-редко встречается дружба до конца. Стал исследовать почему так? И нашел, что причина только одна – стоит не на месте женщина, не в подчиненности. Муж – глава жены, и это закон Божий.

Что принадлежит голове? Зрение, слух, обоняние, вкус. Жене остается осязание. На ощупь бредет женский организм. В жизни ей нужен водитель добрый, верующий. «Жене учить не позволяю», – говорит Апостол. Где это? Да во всех мировых религиях. Под саван, под паранджу замуровали ее, и разводы кончились, рожает, как и потребно по природе, никаких измен, никаких абортов, никакой ревности. Чуть она только из под паранджи выскочила – змей ей тут же навстречу бежит…

Была в раю дружба со всеми животными. Адам гладил льва, ласкал птиц. Адам давал животным названия пророчески, провидя их характер. И не нашлось, кто бы удовлетворил его. Тогда Бог сотворил подобного ему, самое дорогое и близкое. Кость от кости, плоть от плоти… И сделается самым лютым врагом. Сколько трагедий на этой почве. Одно это убери, и, наверное, 95 % песен исчезнет. Притч. 16:28 – «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей». Дружба не нравится дьяволу, и диавол всегда подсылает наушников, разлучающих людей, и они нашептывают: я знаю, я видел.

Самые отъявленные враги бывают из прошлых друзей. Например, вы знаете, что у нас есть детский православный трудовой лагерь-стан. Я живу недалеко от Покровского собора и нам удобно назначать встречу с теми, кто думает привезти детей в лагерь. Вы знаете Славу Старкова, он ушел в Московскую патриархию, стал там священником. И не просто хулиганом стал, а как разбойник на нас кидается, хотя его к этому никто не уполномачивал. Секретарь Марина Дыбунова выходит с папкой записать детей, стоит на другой стороне дороги от храма, но нас видно из сторожки. Там, в сторожке, священников никогда не бывает. Но он там сидит и ждет шести часов вечера, когда у нас будет идти запись, и выскакивает, несется к нам, нападает на нее и кричит, как умопомешанный: «Не слушайте ее, они – сектанты, они – еретики». И при том никто и никак его не задевает. И уже при погрузке детей в автобус он пытается помешать, но тут уж мужики его погнали: «Может дать ему щелкушку, чтобы из ризы вылетел?..» А ведь мы его приняли как человека, когда он с нарушением всех правил приехал и плакал, прося принять его, а сам все еще курил и был выпивши.

Дети из семей верующих настолько тянутся к неверующим и, притом, худшим, что их боишься. Через верующих детей я начинаю выявлять опасно безбожных детей. К кому дети верующие льнут, там уже, я знаю, есть беда, курят, матерятся. С этими они и дружить хотят. Птицы слетаются к подобным себе.

Притч 17:9«Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга». Уже приобретенного друга нужно беречь тщательно, уметь себя самого смирять, смягчать. И если против тебя твой друг погрешил, поступил неправильно – прости ради дружбы. Если за одно и то же действие будешь десятки раз тыкать его, то как же он удержит тебя возле себя, если он уже тебя боится. Тебе друг нужен или что-то другое? Если возможно его приобрести, то это возможно только любовью. Не потаканьем. Алексей Марков говорил: «Если всё ладно да мило, смотрите, получится не дружба, а мыло». Притч. 26:19 – «Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так — человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только пошутил»».

 Поставлен фильм о Лермонтове М. Ю. как он, буквально, всех заедал, даже друзей и притом без причины. И, наконец, от одного своего друга получил пулю в лоб. Одиночество приводит к такому концу. У верующего такого быть не может. Так у Надсона умерла любимая девушка, и он не стал ничего подобного делать, а молился и надеялся на встречу.

А вот как у Рылеева. Тот вывел из себя даже дядю, который пообещал его отдать под трибунал или расстрелять за злобные эпиграммы. Вот поэтому и говорит Сирах. 33:6«Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржет». Когда человек судит другого, хотя бы осуждаемый про то и не знал, то тот кто судит, он уже не может прямо смотреть, открыто разговаривать с ним, и смотрит недоброжелательно и осуждающе. Сирах.7:12; 9:12-13; 12:8-9 – «Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга»; «не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый — то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его»; «друг не познается в счастье, и враг не скроется в несчастье. При счастье человека враги его в печали, а в несчастье его и друг разойдется с ним».

Златоуст говорит, что друг – это второй я. Как будто я и не ухожу, моя мать будет допоена, докормлена, не обидят ее. Не дай Бог, если сын растет хам, утесняющий мать, да еще и друг такой же будет, то житья не взвидит. Дружбы у бандитов не бывает. Сирах.19:9 советует: «Ни другу ни недругу не рассказывай и, если это тебе не грех, не открывай; ибо он выслушает тебя, и будет остерегаться тебя, и по времени возненавидит тебя. Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя».

Сир.19:13-18 – «Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего».

Мне хотелось бы провести исследование по нашей маленькой деревне, кто с кем дружит. Деревня напоминает маленький корабль. И здесь живет ли так человек, чтобы он мог сказать: живя здесь, я приобрел друга. Врагов-то может быть вы успели за это время приобрести. Почти наверняка. А вот друга… А если нет, то надо исследовать – почему. Есть близкие отношения у дяди и племянника. Эти еще сходятся. Но ведь дружба во Христе это не то, что дружба по матери и отцу, не от похоти, не от крови человеческой. У нас по крови Христовой дружба. И это несравненно выше, чем плотская дружба. И рассуждая дальше можем сказать, что если нет дружбы духовной, значит или мы уже успели ее разрушить, или не имели, а значит мы дети не одного Отца. Зимой надо идти в окрестные села и проповедовать людям. Общая работа объединяет, как у нас по новому дому для молитвы. Нужно иметь большое дело, Сирах 20:16 – «Глупый говорит: «нет у меня друга, и нет благодарности за мои благодеяния. Съедающие хлеб мой льстивы языком». Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним!» Сир.6:17«Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его».

Если тайну открыл, то всё пропало. Сир.22:25;27:16,28,23 – «Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга»; «открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей»; «а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним»; «но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение».

У Сына Давидова Амнона был двоюродный брат Ионадав (2Цар.13:3), человек очень умный, образованный, «дипломированный». И он научил одной пакости его, и что из этого получилось? В конечном счёте получилось так, что брат брата зарезал. В семье Давида, там ералаш настоящий был, покоя, мира никакого не было. Ионадав насоветовал Амнону, и этот совет закончился тем, что брат брату перерезал горло за то, что брат сестру изнасиловал. В начале всё выглядело так: достигнута цель. Потом всё кончилось ничем. Почему Иов 6:27 о таких друзьях и говорит: «вы роете яму другу вашему», когда пришли три друга к нему, как бы утешать, но стали обвинять его в небывшем.

 Вчера вы были мне друзья. Но сегодня вы видите, что меня постигла беда, меня арестовали, и вы сразу же начали говорить: «не зря, дыма без огня не бывает». Но кончилось всё тем, что Бог надавил на другую сторону весов и говорит, чтобы Иов помолился за вас – «иначе вам всем головы поотрубаю». Люди рассуждают так: «Раз Бог наказал, значит тебе еще этого мало. Зря Бог не накажет». «Ты видишь вора, сходишься с ним», посыпались, как из рога изобилия обвинение за обвинением. Его не мог сатана победить, а друзья победили. Лживые друзья лживыми обвинениями выбивают самые последние надежды на исправление, на оправдание. Давид испытал эти превратности и говорит о них: Пс. 54:13-15 – «ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий».

Так жизнь устроена, что большая часть Писания нам в жизни встречается. Многое бы мы и не понимали, если бы не жили среди искушений. Но когда узнаешь из прошлого, то и говоришь: «Ах, вот оно, у меня точно так же случалось. Вот так надо было бы мне сделать». Слово Божие меч обоюдоострый. Меч до разделения души и духа, и судит помышления и намерения сердечные.

Вчера был друг искренний, а сегодня какая его муха цеце укусила? Дружбу человек не за один день устраивает, а теряет в несколько минут. Иов 12:4 – «Стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный». Друзья предают друг друга. «Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали» – Пс.37:12. Давид испытал предательство друзей. Иные, наоборот, такие как Онисифор в беде познались еще более; и искал он Павла в тюрьме. Христос ли не творил добро, но рассеялись овцы. «Бедный ненавидим бывает даже близкими своими, а у богатого много друзей» Пр.14:20.

У богатого есть возможность помогать другу, заботиться о нем. «Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим» – Пр.19:4. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Можно ни друзей, ни рублей не иметь. И за это ты тоже ответишь, почему был недружелюбен. «Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего»; «человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» – Прит.27:14; 29:5.

Дружбу свою нужно направлять так, чтобы от нее была польза во всех отношениях. Иногда глядишь, а друг сегодня смотрит уже не так, как вчера и третьего дня, мой добрый друг. В чем дело? Да он же с моим недругом сидит не один раз за столом, там и поднабрался до преизлиха. С моим недругом они что-то шепчутся. Раз с недругом, значит он будет в тебя вливать столько, что ты и не заметишь, что для доброго в тебе места уже нет. Поношение, хамство, змеиный яд будут рекой шумной течь во все сосуды сердца и других частей тела. А что же тогда с этим, кто еще и не враг мне? Да тоже самое, дружба наша пойдет по другой орбите. Тебя ждет поражение, только еще большее. Иерем.3:20 – «Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь». Это им буквально. Пр.5:2 – «Держи дальше от нее (чужой жены) путь твой и не подходи близко к дверям дома ее». Вероломство это расторгается в одностороннем порядке и в других отношениях.

Стремись другу сделать добро, пока он жив. В трудные моменты, когда людей натравливают друг на друга, как в революцию, подумаешь, что такого никогда не было в мире испытания. Но, оказывается, это уже было давно. Задолго до Христа было сказано: Иерем. 9:4-5 – «Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы; каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости». Плачь Иеремии 1:2 – «Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему». Сирах.6:9-16 подтверждает, что измена вчерашних союзников возможна при отступлении от Бога, как у нас при развале Союза. «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи. Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобой в день скорби твоей; и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему. Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей. В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими; но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего. Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг — врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его» – Иак. 4:4 говорит о невозможности сохранить дружбу с Богом, если дружишь с миром. Иоан.11:11 – «Пришел к своим, и свои Его не приняли» – узнаем, что Бог Сам выбирает Себе друзей. Высота дружбы определяется (Иоан.15:15), когда душу свою положишь за друзей своих.

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным» – Лк. 11:9. Златоуст говорит, что если ты сомневаешься в том, что за тебя помолятся после твоей смерти, то значит ты жил для себя и за это ответишь перед Богом, почему не нажил друзей. Приобретать нужно друзей. Не просто лишь бы дать что-то человеку, и: «отойди от меня». Приблизь его душевностью, расположением, потому что ничто так не разделяет друзей, как подозрительность. У доброго человека есть и доброе слово, и доброе даяние. Пр.27:9 – «Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим». Друг обязательно посоветует, поддержит, ободрит. И какие бы беды ни были, «не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали» – Прит. 27:10. Если это были идейные друзья твоего отца, ты узнай о них, если это друзья не по бутылке. Может, твоя помощь им нужна, может, от них какой добрый совет получишь. Они будут знать, из какого гнезда ты и какой породы. Научишься от них. Ровоам, сын Соломона, стал искать среди молодых совета, и веселье его кончилось горьким похмельем.

Христос назвал Апостолов друзьями. В торжественные моменты не нужно забывать друзей, и на беседы духовные нужно их приглашать. Эта трапеза – ценнейшее, что ты можешь предложить их душам. (Деян.10:24): сотник Корнилий нашел друзей своих на такую трапезу и, хотя не знал, когда придет Петр, уже внутренне был готов созвать и наполнить любезными друзьями весь дом. Военный человек был к мирной трапезе более склонен, чем многие монахи, ныне ратующие только за войны, за великую и могучую, и неделимую родину земную. Созвал близких друзей. Значит, друзья бывают и не особенно близкие.

Есть песня: «Юность моя, ты гори, не сгорай, юность моя, ты друзей выбирай». Учитесь выбирать друзей! Это важное дело, которому родители должны учить своих детей. Но ничуть не бывало, тут все боятся посягнуть на личность, на права ребенка, на свободу. Главное на свободу… И чуть что, так сразу: «Бог сотворил человека свободным, а вы не даете человеку развиваться свободно. Дайте ему свободу…» И дают, и с избытком. А тот, к кому ребенок идет, тот так не рассуждает, он сразу же учит рабству добровольному, тяжкому, адскому. Родители сами уже не раз были обмануты, или женщины брошены из-за того, что доверились негодным людям. Так научите дитя свое, чтобы с ним чего худшего не было. Но то же самое вновь и вновь повторяется при выборе друзей-товарищей. Только с еще большими потерями.

Нужно уметь и другим доказать, что у тебя есть друзья. Когда Апостола Павла взяли на суд, то сумел же он доказать стражнику, что у него есть в этом городе друзья, и его отпустили. И сходил Павел к ним.

Самое же важное, конечно, когда человека Сам Бог назовет другом. Иаков 2:23 говорится: «Авраам был наречен другом», и Бог не стыдится назвать их братьями. А кто-то спросил бы Авраама: есть у тебя друзья? И праотец бы сказал: есть, Сам Господь Бог мой Друг.

Есть легенда про Мафусаила, самого долголетнего долгожителя, что будто бы он однажды гулял с Богом. Луна, звезды, идет беседа, идут и беседуют. И тогда Бог говорит ему: «Пойдем ко Мне, Мафусаил, ко Мне ближе, чем к тебе». И взял его Бог к Себе в небесную страну. Конечно, это всего лишь легенда, но Бог любит друзей Своих, и они обязательно будут восхищены к Нему. Прем. 7:27 – «Премудрость — одна, но может всё, и, пребывая в самой себе, всё обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью». Премудрость учит тому, куда идти, с кем знакомиться.

 Из истории Библейской видно, что не было более кровожадного, жестокого человека, чем еврей Давид, сын Иессея. Он изощрялся в пытках, умерщвляя противников. Свой «Освенцим» был у него для пленных. Со скалы сбрасывал: 2Цар.12:31 – «А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими». По любым меркам это был ярый палач, безжалостный и коварный. Но Бог называет его Своим другом. Значит, у Бога другие мерки и другой статус человека в очах Божиих. Бог называет его лучшим из лучших, по Его сердцу. Давид умел каяться и возвращаться к Богу, как бы далеко ни уходил. Он преступал заповеди Божии и тяжко согрешал, но снова возвращался и плакал, и Бог принимал его. Прошло тысячелетие, и народ чтит Давида, и самое лучшее присваивает именно Давиду: Иисус, Сын Давидов. Не Соломонов, не Самсонов, но Давидов. Бог спасал целые города, окруженные врагом, и когда Бог оказывал милость слабым, то добавлял, что ради Давида Он эту пощаду дал людям. Хотя к этому времени косточки Давидовы сгнили давно. 4Цар.19:34 – «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего». 4Цар.20:6 – «И прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего». Пс.131:10 – «Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего». Ис.37:35 – «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего». Вот, что значит быть другом Божиим. Через Премудрость только можно стать близким Богу, и сделать заявку, чтобы быть сопричисленным к Его друзьям.

 «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» – Лк.16:9. Рассмотрим, есть ли у нас праведное богатство. Всё, что мы имеем – это не наше. Если бы сейчас растения, имея свой голос, заговорили с нами, и всякое животное, то что бы мы могли услышать? Они потребовали бы свое себе. Что есть меховое или из шерсти – отдай тем, от кого реквизировали. Растения тянут свое к себе с нас. И мы стоим, как в раю до согрешения. В Библии читаем, что и море, и лес, и растения имеют свой голос. Приобретай друзей тем, что временно в нашем распоряжении.

В дружбе никогда нельзя переходить через границу установленной иерархии, возрастной или в духовном плане, в имущественном цензе. Каждый сверчок знай свой шесток. У меня был такой друг – Устинов Александр Иванович. Он был начальником радиостанции у Рокоссовского К.К. и прошел на передовой всю войну. Потом был судим замом Берии Меркуловым и приговорен за веру Христову к расстрелу. Но Бог спас его, и он вышел. Мы были с ним близкими друзьями, и я искал всегда возможности побыть с ним. Если он садил картошку, то я старался быть непременно в этот день с ним. Святой человек был, герой веры. Были и разномыслия между нами. Он был за церковно-славянский язык. Он был старообрядец белокриницкого согласия, где и я был с ним вместе. Но мы никогда не расходились в главном. Когда я освободился, то он первый приехал издалека ко мне.

Настоящий друг – всегда друг. Иоанн Златоуст говорит: «Друг – это второй я». С другом делишься тайными беседами, посвящаешь его в самое тайное. Но «ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей; и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о нем» – Сирах.33:19. Дружба должна быть на равных. Признавай его превосходство, учительство, его богатство, но власти над собой не давай. С другом говоришь о самом интимном, единственно тебе доверенном. Так Авраам говорил с Богом, высказывая свои сомнения относительно правильности решения Бога истребить города Содом и Гоморру. А если пятьдесят человек…, а если десять…

Так и с Моисеем Бог разговаривал лицом к лицу. Исх.33:11 – «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом Своим»; но когда Моисей согрешил, то Бог ему напомнил через служителя своего Архангела Михаила: хотя ты и друг Мой, но в обетованную землю не войдешь. По нашим меркам вроде бы и небольшое преступление сделал Моисей, подумаешь, не так сказал, не так увещевал народ. Бог обличает нас не для того, чтобы убить нас, но чтобы привести в чувство, привести к состоянию святости, в чувствительность.

Иногда родители говорят, что вот так-то они поступают ради детей своих. Допустим, работают в воскресенье или не приходят в храм, всё некогда и недосуг. Но вот тут-то и постигает наказание – в детях, которые, не зная даже в деталях отступничество родителей от Бога, будут мстить тебе тем же. Им будет всё некогда быть с вами, помогать вам, посетить вас. Или внезапно погибнут.

Бог желает нашего спасения. Но когда мы что-то воздвигаем на пути к близости с Богом, Он Сам устраняет эти Эльбрусы причин. И вот тогда человек видит, что на ложном основании строил свое будущее.

Надеялись на царя у нас в России. И это была уже не просто надежда на человека, но та, которая вырастает из проклятой надежды на человека. Прятали 900 лет Библию от народа, придумали совершенно новую, не евангельскую веру, и толковали для народа вкось и вкривь Священное Писание. Иер.17:5 – «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа». И сказал Господь таким людям: Иер.24:9 – «и отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их». Ничего глупее невозможно было придумать, как истолковывать мысль об Удерживающем полностью по отношении к русскому царю Николаю II. 2Фесс.2:7 – «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь».

 Нет царя, расстреляли. Снова рвутся к тому же. А нужно во всем и всегда надеяться только на Промысл Божий, на Его всеблагую заботу о нас. Надеялись на храмы, чтобы молиться только в храме и ради храма – побогаче украсить храмы. Вот и подоспело время изъятия церковных ценностей, и полетели уже не купола только и ризы с икон, но с ризами стали вешать на царских вратах и самих служителей церкви, и храмы стали взрывать. Не худо, если все 57 тысяч храмов ликвидировали и 1275 монастырей? И пошли оставшиеся в живых священники, в котомочках тайно понесли все свои алтари – кто где примет. 1Цар. 30:26 – «И пришел Давид в Секелаг и послал из добычи к старейшинам Иудиным, друзьям своим».

Хороший друг тебя не бросит никогда. Такой друг сделал непостижимо много для своего старого друга Давида. 2Цар.15:37 – «И пришел Хусий, друг Давида, в город; Авессалом же вступал тогда в Иерусалим». Друг не бросит в беде самой тяжкой. Какие таланты были у Хусия, мы не знаем. Как он выглядел? Ничего в Библии не сохранилось; говорится только, что он точно слушал господина своего и исполнял его слова. Давид не мог его взять с собой из-за старости Хусия. Давид говорит, что ему нужно знать, что делается в ставке врага его. «Там есть очень мудрый советник. Так вот, ты пойди и расстрой его замыслы. Что он будет там говорить, тебе не осмыслить, ты только против говори, разрушь всё, что есть там. Будь для него контрой». Ахитофел советовал немедленно продолжить военную кампанию и добить Давида, пока люди его деморализованы. Хусий едва ли нашелся бы что-то лучше сказать. Он даже добрые слова об этом совете говорит, но поворотил всё на другую сторону, чтобы дать время Давиду перейти Иордан. Время было упущено и Авессалом погиб. Совет Ахитофела давал мгновенную и прочную победу. Но Бог судил иначе, и сердце грешное не приняло правильного совета, и мятеж вскоре был полностью ликвидирован.

 3Цар.5:11 – «И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь». Язычник был всю жизнь близок к помазаннику Божию. И за это Давид не получил нарекания от Бога. Хирам помогал потом при строительстве храма. А разве можно дружить с язычниками? Тут-то поможет мудрость, с кем и в каких пропорциях, и до каких пределов. Так и мы можем быть в добрых отношениях с прокуратурой, с администрацией, когда боремся за дело правое. Там могут быть друзья или те, кто хорошо относится к нам. Давид говорит: Пс.34:14 – «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать», потому что: Притч.17:17«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья». Сирах 6:1 поясняет: «не делайся врагом из друга, ибо худое имя получает в удел стыд и позор; так — и грешник двоязычный». Припомни, сколько было добрых бесед, и пусть язык удержится от худых, непоправимых слов. Встречались, помогали друг другу.

Бывают друзья только по названию. Так, во время свадьбы называют приставленных к жениху и к невесте другом, подружкой. Суд.14:11 – «И как там увидели его, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем». Может быть это те, кто со стороны Самсона были там. Друзей теряем мы главным образом через язык. «Открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети. Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение; но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение» – Сир.27:15-23.

Если друг стал еретиком, поднялся против Православия, то тут меч из ножен, поражай его сразу. Всё это, конечно же, в духовном плане, как было на соборах у святых отцов. Исх.32:27-32 – «И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение. На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога»; Втор.13:6-9 – «Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои», богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, — то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа». Если друг будет тебя уговаривать изменить вере, немедленно предай его казни.

5 февраля, житие святой Агафии. У нее было много друзей. Когда же она обернулась, идя на казнь, то никого уже не увидела. Неверные друзья как мошкара развеются.

9 января, Полиевкт. У него был друг, с которым они поклялись до смерти быть верными. Разные люди были они: один христианин, другой некрещеный. И язычник тут же восприял истину, крестился и был сопричислен к святым, став мучеником за Христа.

Так же святой Мардарий крыл крышу, видит, ведут мимо на казнь толпу людей. И один из этой когорты осужденных воскликнул: «Вот дружина идет, не скоро еще такую дождешься». И Мардарий слез с крыши, мигом простился и вошел в братскую общину, и был казнен. 27 священников тогда сразу поймали. И еще успел дорогой забежать к товарищу – сапожнику, и попросил его присмотреть за детьми. Воины отбрасывают его, но он вошел в средину священников. Как будто пошел куда-то на огород, на одну минуту… навсегда. И из биографии его ничего более не известно. Святой Мардарий, моли Бога о нас.

Пушкин писал: «Друзья, прекрасен наш союз». Сколько у него было друзей? И перед смертью примирился с царем, и умер, причастившись. Мне кажется, что Пушкин находится в раю. Лермонтов умер без покаяния, без примирения. Царь сказал Пушкину: «Не заботься о семье, я беру заботу о ней». А о Лермонтове сказал: «Собаке – собачья смерть». Я не говорю о Толстом, об отступнике. Смотрели фильм «Иуда бен Гур», там говорится, что в мире есть одна отдушина – дружба старых друзей. Удивительна дружба между Давидом и Ионафаном, сыном Саула. Ионафан был раздираем противоречием внутри себя: дорог ему и отец, и Давид. Давид умел выбирать друзей.

И вы, дети, должны уметь выбирать себе друзей. Но сейчас я не могу сказать, что вы можете выбирать себе добрых друзей. Если только по чашке, по лепешке. Друзья приобретаются через дела, сродство, через доброе свидетельство о них. Самые лучшие друзья должны быть в родителях. Иногда родители жалуются: я поила, кормила его, а он… Верю, поила и кормила, но другом стать не позаботилась. У настоящего верующего друзей много и на земле, и на небе. Но на небе намного больше. Кто удостоится быть в числе избранных, вошедших на брачный пир Прекрасного Жениха своей души – Христа, тот целую вечность будет с прекрасными друзьями: там и Матерь Божия, и Ангелы, и Архангелы, и все небесные силы, и пророки, и Апостолы… и все-все истинные христиане. Они друзья наши, молитвенники наши. До следующего воскресенья, мои любезные и ревностные друзья! (9 августа 1998).

 

 

Слово «Ропот» не раз «доставало» меня –

Знать в углу никогда не сидел.

На десятку последнюю жизнь разменял, Пс.89:10

Среди бурь и огня поседел.

Слово Божие Бог сорок лет как мне дал,

Компромисс мой прокис и сотлел.

Мой характер расплавлен под белый металл –

Быть пригодным для слов и для дел.

Сына Божия власть над собой ощутил,

Сон и пищу урезывать стал.

Топоры заготовил и множество пил, –

«Всё, что делать, – во имя Христа!»  1 Кор.10:31

И откуда кто мог, кто без рук, кто без ног

Потянулись на стук топора.

Всех не мне обогреть, я не царь и не Бог,

Чтоб по вере сместилась гора.   Мф.21:21

Но скажу не хвалясь,  раскусил свою власть

Над своим языком и над слухом…

Но откуда-то вдруг приходила  напасть:

Комарье, мошкара или мухи.  Исх. .8:21

Повторенье египетских казней в стране –  Прем.17:9   

Но исхода всеобщего нет.

Было много девчат, было много парней –

Им из тьмы через Библию свет.

Стало братство обширным, венчанья и дети...

Слово «община» близким, родным.

Жало в плоть от друзей, а  на сердце отметин  2 Кор.12:7

От сгоревших врагов под удушливый дым.

Слово «р-о-п-от» читаю в обратном порядке,

Прохожу с т-о-п-о-ром по делянке

Бывший друг отошел. Стала свалка из грядки –

Поношеньем завалено, смехом и пьянкой.

Отроптали гортани, врагов языки –

Дым курится в провале  Дафана.  Числ.16 гл

Ропот злых на меня поднимал кулаки –

Разделили все участь Амана.  Есф.7:10   

29.5.02  ИгЛа.


1035