размер шрифта

Поиск по сайту



Красота спасет мир


Красота спасет мир

  1. Ангелы на Рождество 5т., стр. 533
  2. Берегись 3т., стр. 453
  3. Русская нация 9т., стр. 274
  4. Беспечность 3т., стр. 459
  5. Благодарность 4т., стр. 472
  6. Бог века сего 3т., стр. 474
  7. Богослужение 3т., стр. 484
  8. Вода 1т., стр. 583
  9. Вознесение 3т., стр. 497
  10. Волхвы и звезды 5т., стр. 717
  11. Воскресный день 5т., стр. 538
  12. Времена. Не опоздать! 3т., стр. 509
  13. Все ко Христу придите 5т., стр. 544
  14. Вход Господень в Иерусалим 6т., стр. 634
  15. Выбор друзей 1т., стр. 593
  16. Выговори ему 2т., стр. 672
  17. Вышел сеятель сеять 6т., стр. 640
  18. Глаза 3т., стр. 530
  19. Гости 1т., стр. 609
  20. Гром и молния 5т., стр. 548
  21. Да созиждутся стены 6т., стр. 645
  22. День Петра и Павла 6т., стр. 668
  23. Дерзновение 5т., стр. 553
  24. Дерзость и дерзновение 4т., стр. 490
  25. Долг 5т., стр. 558
  26. Допрос 1т., стр. 625
  27. Духовное служение 4т., стр. 500
  28. Жатва 5т., стр. 565
  29. Забвение 5т., стр. 571
  30. Завещание 2т., стр. 711
  31. Земля 4т., стр. 512
  32. Знамя 3т., стр. 540
  33. Ибо во век милость Его 5т., стр. 592
  34. Инструменты и предметы быта 5т., стр. 596
  35. Исполнение (лично потеряевцам) 1т., стр. 637
  36. Книга и писательство 5т., стр. 507
  37. Колокол 5т., стр. 625
  38. Конфликты 3т., стр. 545
  39. Кости 3т., стр. 568
  40. Крапива 3т., стр. 572
  41. Красота спасет мир 2т., стр. 722
  42. Крест и крестовоздвижение 3т., стр. 578
  43. Купля и продажа 3т., стр. 586
  44. Крестный ход 1т., стр. 654
  45. Любовь Божия 4т., стр. 520
  46. Любовь к овцам 6т., стр. 663
  47. Люди и деревья 4т., стр. 526
  48. Математика 4т., стр. 535
  49. Молитва 5т., стр. 637
  50. Море 3т., стр. 596
  51. Надежда на море? 5т., стр. 647
  52. Надписи 5т., стр. 652
  53. Наказание 3т., стр. 609
  54. Наркоз 4т., стр. 546
  55. Научи нас оправданиям Твоим 5т., стр. 667
  56. Не буду более говорить 3т., стр. 624
  57. Несчастный случай 5т., стр. 672
  58. Ныне отпускаешь раба Твоего 5т., стр. 678
  59. О браке 1т., стр. 666
  60. О труде 1т., стр. 681
  61. Общение с Богом – блаженство 5т., стр. 68
  62. Объяснительная 5т., стр. 689
  63. Основание строительства 5т., стр. 698
  64. Охота 3т., стр. 630
  65. Охрана 3т., стр. 635
  66. Патриотизм истинный 4т., стр. 553
  67. Письма 4т., стр. 563
  68. Подозрение 5т., стр. 574
  69. Послушание 5т., стр. 727
  70. Потеря 3т., стр. 640
  71. Православие и язычество 3т., стр. 646
  72. Предчувствие 2т., стр. 694
  73. Преображение 4т., стр. 588
  74. Преображение – «якоже можаху» 2т., стр. 702
  75. Преображение 1т., стр. 699
  76. Приблизьтесь ко Мне! 6т., стр. 682
  77. Привычка 3т., стр. 656
  78. Придите, поклонимся... 6т., стр. 689
  79. Приобретайте друзей 6т., стр. 697
  80. Прозвища 4т., стр. 597
  81. Псалом 103 – вечером 6т., стр. 710
  82. Путь праведных 5т., стр. 731
  83. Пчёлы 1т., стр. 713
  84. Разборки 4т., стр. 610
  85. Рай и ад 3т., стр. 671
  86. Сватовство 3т., стр. 679
  87. Раскаяние 1т., стр. 725
  88. Ревизия 2т., стр. 600
  89. Ревность 6т., стр. 717
  90. Родители и дети 3т., стр. 695
  91. Рождество Христа 5т., стр. 703
  92. Рождество Христово 5т., стр. 711
  93. Рождество 6т., стр. 735
  94. С кем поведешься 4т., стр. 623
  95. Самость и гнев 3т., стр. 700
  96. Свобода 9т., стр. 288
  97. Свобода 2т., стр. 641
  98. Слухи 4т., стр. 631
  99. Смех 9т., стр. 298
  100. Смотрение Твое, Господи! 9т., стр. 310
  101. Собака 4т., стр. 638
  102. Соглядатаи 3т., стр. 687
  103. Солнце 9т., стр. 319
  104. Соседи 3т., стр. 709
  105. Сострадание 3т., стр. 719
  106. Сохранность 3т., стр. 719
  107. Спасение 4т., стр. 655
  108. Спор, ссора 4т., стр. 669
  109. Ссора 9т., стр. 331
  110. Стихии 9т., стр. 340
  111. Странноприимство и наследственность 3т., стр. 704
  112. Страху Господню научу вас 9т., стр. 347
  113. Суждение и осуждение 4т., стр. 677
  114. Телефон 3т., стр. 729
  115. Транспорт и путешествие 9т., стр. 349
  116. Троица 4т., стр. 689
  117. Туалет 4т., стр. 697
  118. Тщеславие 4т., стр. 706
  119. Успение 2т., стр. 630
  120. Хозяин и работник 2т., стр. 649
  121. Хочу и надо 4т., стр. 715

Занятие из книги — Лапкин И.Т. «‎…открытым оком», том 2, стр.722


«Красота спасет мир», – такие слова приписывают Ф.М. Достоевскому. Как только ни обыгрывают эти слова ныне, и на конкурсах красоты, и на построении храмов, и на выставке цветов. Это был не второстепенный писатель, не выскочка, а человек, который полностью переменил свою жизнь, будучи в молодости участником кружка Петрашевского, и когда приговоренный к смертной казни стоял уже на эшафоте, он подробно все это описывает. Перечитал еще раз все его переживания, примерил к себе, как он видит в последние минуты крыши домов. Его переживания были поучительны. Он обратился от тьмы к свету и стал христианином. Думаю, что перечитал все, изданное у нас, что из-под его пера вышло и на несколько раз. Есть вещи, которые мне и не нравятся, но в «Братьях Карамазовых» «Великий Инквизитор» считаю лучшим, что он создал. Как придет антихрист, его действия.

Что такое красота, идеал, и стоит ли к ней стремиться? Что стоит напротив красоты? Поется в песне: «и над могилою гори, гори, моя звезда». После я пришел к убеждению, что это речь о кресте, то есть о высочайшей Любви, о страдании Христа, о Его Жертве. Впервые слово «красота» появляется в Быт. 6:1-2 –«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В Новом Завете уже не придается того значения внешней красоте, а всё переходит на внутреннее состояние человека. 1Пет.3:4 – «Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». Внешняя красота человека или любая – тленная, скоропреходящая, как цвет на траве, как цветочек, срезали и нет; к вечеру уже ничего. А красота губительна в настолько привлекательном виде, что, кажется, будто она может что-то спасти. На самом деле эта плотская красота никого не спасает, а только губит.

Верующие увидели безбожных дочерей, комсомолок и стали брать за себя этих дочерей Каина. От соединения верующих и неверующих получаются особенно красивые дети. Составители «Пролога» и «Житий» подчеркивают особо красоту мужскую и женскую. Почему-то принято говорить о мужчине не просто красивый, но симпатичный. Но в житиях и в Библии говорится – красивый. Быт.12:14 – «И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая». Быт.29:17 – «Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем». Быт.39:6 – «И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем». Исх.2:2 – «Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца»; 1Цар.9:2 – «У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа». 1Цар.16:12 – «И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он». 1Цар.17:42 – «И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем». Ам.8:13 – «В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши», Матф.23:27 – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты».

Об Александре Невском говорится, что он был необычайной красоты мужчина. О Февронии говорится, что она была необычайно красива, красоту ее не мог написать ни один художник. Почему же не могли искусством изобразить? Потому что внутренняя красота не поддается кисти, эти качества нетленные, и тленным пером и кистью не передаются. Почему одна одному нравилась, а другой бы и не обратил на нее внимание? Тут тоже тайна. Прит.30:19 – «Пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице». 2Ездр.4:19 – «Оставив все, устремляются к ней и, раскрыв рот, смотрят на нее, и все прилепляются к ней более, чем к золоту и серебру и ко всякой дорогой вещи». 2Ездр.4:31 – «И при всем том царь смотрел на нее, раскрыв рот: если она улыбнется ему, улыбается и он; если же она рассердится на него, он ласкает ее, чтобы помирилась с ним». Постигнув мудрость в видимом мире, Соломон называет три вещи, которые не поддаются его расшифровке. Как змея, как шланг по отвесной скале может ползти? И как птица может передвигаться в воздухе? Теперь мы знаем чуть-чуть, что есть аэродинамическая подъемная сила на 1 метр квадратный до 250 килограмм давит снизу. Но вот мы смотрим на коршуна, как он летит против ветра и ни разу не взмахнул крыльями. И пути мужчины к женщине не пойму. Смотришь на нее, она невзрачнее мумии египетской, а он за нее душу отдает. В каждом фильме своя завладевает им. А будь эта для того, обратил ли бы он на нее внимание? Кто тогда определял грудь и бедра и прочее состояние и наследство? Но, очевидно, глазами познавали. Эти же слова о красоте и о любви при описании жизни царя Давида. Сегодня есть у человека в коммунальной квартире всё, но ему хочется пламя костра видеть, и не наглядится. Почему? Это понятие об истинной красоте в человеке оттуда пришло, от Адама. Когда рисуют предка человека, неандертальца, австралопитека, то надлобница выпуклая, и руки почти до земли. Да никогда таким человек и не был, это просто советского пьянчужку сфотографировали после запоя. Первые люди были намного красивее теперешних красоток. И никогда рост не ценился низкий, но всегда высокий. Так и нынче на конкурс – она должна быть не ниже 178 см.

Человечество целенаправленно уничтожает лучших. Они погибают в репрессии, в войнах первые. Стукачи же, охранники и предатели плодят от своих и от жен погибших подобное же племя. Красота исчезает стремительно, особенно у русских, когда лучшее утекает за границу на панель. Фараонова дочь была также поражена красотой ребенка, и она не подумала, что это чей-то детеныш, но Исх.2:6 – «Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей». Понятие о красоте у разных народов различное. У одних специально надевали кольца на шею, чтобы вытянуть шею. У других сдавливали череп в аристократических кругах. Самозванцу из другого племени трудно было подобраться к ним, ибо конфигурация черепа обнаружила бы обман. Мне пришлось видеть такой в археологическом музее в АГУ, там на витрине более 500 черепов различных. У других ценятся длинные руки или ноги. Есть племена, где несмываемой смолой красят в черное зубы, чтобы их и не видно было. Во времена Иоанна Златоуста женщины красили губы черной краской. Легко наводить красоту в деревне, полизала чугунок – и на свиданье. У Давида была дочь Фамарь (Тамара) и красота погубила ее – над ней совершил насилие ее брат Амнон. 2Цар.13:1 – «И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида». А другой красавец – Авессалом, родной ей по отцу и по матери брат, режет этого сводного брата. Красота спасет мир? Даже один дом она не спасает.

 Умирая, один отец наделяет в завещании сына, почти ничего не оставляя ей. На ее недоумение он отвечает: с тебя достаточно и твоей красоты. С нею ты добудешь всё. В дальнейшем она станет царицей Евдоксией. И что же ее красота? Спасла ли она, пусть не империю, но хотя бы мужа, хотя бы кого-то или ее самое? Из нее получилась Иродиада, которая искала главы Иоанна Златоуста, и погасила этот светильник. И сама тряслась в гробу, а безвольный ее муж Аркадий – не без вины.

Более совершенной красоты не было, как падший Ангел на высоте. Спасла ли его эта красота? Эта красота подвела его к гибели, к гордости и теперь он ищет красоту и губит через нее. Иез.28:12-17 – «Сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор». Избранница Божия тоже получила красоту, но и ей она не послужила на пользу, ибо она всю ее употребила на блужение. Плач.2:15 – «Руками всплескивают о тебе все проходящие путем, свищут и качают головою своею о дщери Иерусалима, говоря: «это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?»».

Иез.16:14 – «И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог».

 Получается, что слова Достоевского были не правильно поняты, не о том он говорил. Как же эта красота не послужила спасению мира, когда еще ничего несуразного, кривого, плохого не было, и эта красота уже разлагала всё на тление и погибель. Тогда была единая красота, космос ( в переводе слово «космос» означает «порядок»). Иудифь красотой спасла город, но в этом была и смерть другому. Восставший на Суд Олоферн заявляет протест, и скажет, что эта красота коварна, смертельно опасна. Дан.13:56 – «Красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое». Иудиф.16:6 – «Не от юношей пал сильный их, не сыны титанов поразили его, и не рослые исполины налегли на него, но Иудифь, дочь Мерарии, красотою лица своего погубила его» – восставшая вдова военачальника опровергнет изречение о красоте. Нужно учитывать и другую сторону, а не только политическую хитрость евреев. Или возьмите Есфирь; чтобы сделать ее благоухающей, ее натирали 6 месяцев, как шоколадка пахла она. И это послужило к ее избранию на царицу. И на гибель врагу еврейского народа – Аману. Получили власть хватать любого, на кого укажут евреи, и началась рубиловка по всей стране. Приятные воспоминания для евреев о красоте еврейской царицы под боком у язычника. Но если красота спасет мир, то и ассирийцев?

Слово «красота» относят к красивому женскому полу. Почему же решили, что это слово относится только к женщине? Почему решили, что собака хуже человека? И когда Бог творил этих тварей, то сказал: «хорошо и весьма хорошо». Красиво и весьма красиво. Для нас образ черкешенки и негра вызывает разные ассоциации, но для Бога кваканье лягушки и пение соловья одинаковы, хотя мы думаем, что эти твари лишены благоволения Божия. Прем.Сол.15:19 – «Они даже некрасивы по виду, как другие животные, чтобы могли привлекать к себе, но лишены и одобрения Божия и благословения Его».

Нужно смотреть с высшего этажа – какая именно красота? Даже сверхядовитые змеи по своему прекрасны. Прит.11:22 – «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная». Благодаря красоте кольцо погрузилось в грязь, послужило погибелью многим. Житие Филарета милостивого показывает, что красота дает возможность выйти из нищеты, но потом она сама будет страдать, пренебреженная еще чем-то. «Песня песней» - самая возвышенная песнь Библии; в ней говорится а красоте возлюбленного, и о ее достоинствах. Пс.44:3 – «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки». Что такое человеческое тело? Господь исцелил расслабленного. Принято говорить, что наша плоть гнилушка, вонючка – и это всё верно. Но не надо забывать, что это тело сотворил Господь и назвал его храмом живущего в нем Духа. И как мы должны беречь этот храм, не переедать, держать ровно  для него, что назначено для его красоты. И когда в храме поется: «в лепоту облечеся», это означает, что в красоту человеческого тела вошел Бог.

Вера от слышания, а слышание от слова Божия. А чем слушаем? Ушами. А где уши? На теле; и так далее. Песн.1:4 – «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы». Страдания церкви бывают до обугливания ее в страданиях, в изменах, в клеветах, которые мы терпим. Пс.101:6 – «От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей». Красота зависит не от пищи, не от колбасы краковской, и об этом рассказывает история плененных еврейских мальчиков, которые решили есть только зелень, и не брать с царского стола. Дан.1:15 – «По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами». После проверки все убедились, что красота – от Бога, и за деньги ее не купишь на мясокомбинате.

Пост – для исцеления души, для сохранения тела. Кто не соблюдает пост, тот похож на доменную печь, он внутри себя устроил пищекомбинат. Лук.11:44 – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того». Из уст Христа слово «красота» вышло только в насмешливом виде: любите марафет на стрелки брюк наводить, на цвете губ возвыситься? Деян.23:3 – «Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня». Есть выражение: заговори ты, и я узнаю, кто ты. Сегодня скажешь: не говори, я уже знаю, кто ты, потому что ты – безбожник. Говорят: красота речи; а Златоуст называет это самым ничтожным даром. Много говорится в Библии о красоте нации. У нас сегодня всё некрасивое: не держится слово начальников, президента, меняют законы, преступников выпускают, не наказывают, убийцы гуляют на свободе и наводят ужас. Только что прослушал по радио, как патриарх Алексий II добивается запретить на законном основании все другие религии. Ясно, что это ему нужно для того, чтобы не видели, как на фоне этих сект сами они выглядят бледно и бездеятельно. Попы пошли на полную симфонию, на объединение с коммунистами. Но Ельцин не подписал это прошение. Добиваются, чтобы никто о Христе не говорил на Русской земле, а сами они и не думали возвещать благую весть. Одно это мероприятие патриархии говорит, что она встала на рельсы тьмы, антихриста. Весь мир поднимется против этого указа, ибо тогда и наших надо по всему лицу земли вылавливать, запрещать. Патриархия непоправимо больна. Что страшно, так это то, что когда в патриархию переходят из других вероисповеданий, где многому можно поучиться, как у баптистов, меннонитов и других, но когда их понесет в «традициях» православия, они теряют самое ценное, с чем пришли из своей веры, или секты. И тут же диктор по всероссийскому радио говорит о попах: как будто все забыли, что коммунисты есть злейшие враги церкви, и что они никогда слова своего не держали, и что только они придут опять к власти, они снова прижмут и будут уничтожать верующих, как они всегда делали. Как Евтушенко говорит: «и тут же обольстители толпы, из той же самой партии попы». Попы-кагебэшники. И они все соединились и с такой силой давят на Бориса Николаевича, чтобы он принял этот антиконституционный закон, а прежнюю конституцию отменили, свободу совести отменили. Ясно, что ни одно государство с этим не соглашается. Они потерпят большой урон, ничего не добьются, кроме величайшего позора.

Прем.13:11 – «Или какой-либо древодел, вырубив годное дерево, искусно снял с него всю кору и, обделав красиво, устроил из него сосуд, полезный к употреблению в жизни», о красоте, которую люди придумывают и строят из этого идола. Один украшает жену, другой ребенка, дать ему диплом, построить хорошую дачу, истеблишмент, как его называют, хорошую машину, и строят из этого идола, – целая глава говорит об этом, – постарайтесь дома прочитать.

Свой израильский народ Господь называет красотою, как избранниками. И вот в Ветхом Завете под словом Бог выводится некая личность, как бы личность, которая называется София – Премудрость. Софианство Булгакова, Бердяева, которые все отпадали в это – это ересь. Они сказали, что это четвертое лицо Троицы, отдельно существующее. Об этом есть намек в «Пастыре» Ермы, кое-кто касается даже из святых отцов, но это ересь – никакого четвертого лица – нет.

И вот Сир. 24:16 говорит: «Я – Премудрость», и сравнивает с чем? Как красота маслины возвысилась. Маслину я видел один раз в Азербайджане, ягоды мне ее совершенно не понравились, хотя меня ими угощали, будто это деликатес какой-то. Я попробовал, и так для виду уж не поморщился, – ничего хорошего нет, но «как маслина возвышается Премудрость». Толковать это место я не могу, знаю, что из маслины делают особое масло, которое используют при богослужении; и возвысилось – означает благодатная какая-то почва. По всей вероятности речь идет о Церкви, о благодати даров Духа Святого. Всегда сравнивается с этим, и у Захарии об этом же говорится. И когда возвышается – то это верх красоты, т.е. люди живут духовной жизнью, – я такой смысл вывожу из этого. Толкование на это я не читал, но просто так мне видится из Священного Писания. Маслина – источник масла, маслом всегда называется благодать: помазал царя, помазал пророка, священников освящает помазание.

2Цар.1:19 – «Красота твоя, о, Израиль, поражена». Какая красота? Красота богослужения. Вы знаете из истории, что когда князь Владимир избирал лучшую веру, послал послов, они обошли весь мир, побыли в Софийском соборе, и когда оттуда вернулись из Константинополя, то сказали: «Нигде мы не видели такого богослужения, нам казалось, что мы не на земле, а на небе». Часто эти слова повторяют, пишут, и говорят: «Вот, как правильно князь избрал». Я не нахожу в этом правильности. Что правильно – православную – да, но как можно доверяться словам язычников? Князь был язычник, послы все до одного были язычниками, а язычники, как правило, хватаются только за внешнее. Я тогда сделал такое сравнение: а вот если бы эти послы прошли бы еще дальше, и на машине времени спустились бы в первый век, и пришли бы на богослужение в Антиохию или Коринф, где апостол Павел проводит богослужение. Никого в ризах нигде нет, ни одной ризы не видать, горят только одни светильники, сидят люди, один мальчик еще и упадет из окна. Приняли бы эти языческие послы или нет эту веру? Даже гарантировать можно, что – никогда. Такое простое богослужение они наверняка видели кое-где по дороге, но они выбрали красочность, пышность; а ведь время – десятый век, не десятый год.

Вот допустим здесь не будет о. Иоакима и меня, двоих давайте уберем, и через десять лет мы сюда вернемся. Давайте предположим смело, что ничто не погибнет, лагерь будет существовать, и деревня будет существовать. Я думаю, что изменения будут уже немалые. Даже сегодня, внешне, прошел я по деревне и увидел семь или восемь человек без пояса, только один Васька Плотников в поясе был, на куче песка сидел. У Янчуков работают все без пояса, и приезжие, и местные: «У меня выпал, я в брюки и заправил». Простому делу не можем людей еще научить, хотя это устав деревенский, церковный и лагерный. Что-то у нас где-то не сходится по разным уставам, деревенский, общинный и лагерный: одно есть, что женщина должна быть по форме только в церкви, а не за обедом, нигде, а вот это буквально везде: пояс, рубашка навыпуск – это во всех трех уставах, и чтобы пояс был постоянно, и всегда, и везде на нас. И мы этого не можем добиться за шесть лет. Не можем. Сейчас только пришел человек с конем, и я говорю: «А почему у тебя по-немецки рубашка заправлена и пояса нет?» - «Да, я как-то забыл». Т.е. это еще не стало его природой, сущностью. Это всего лишь внешнее. Думаю, что будут и безбородые допущены, и посты нарушены будут, и многое-многое изменится.

Ревнителей о соблюдении устава, который принят у нас – мало, если не сказать – почти нет. Значит это для вас на будущее.

Что же пало, названное красотой в Израиле? По истории, по этим книгам Царств я вижу, что Господь избирает царей. Но каких? Верных Ему. – т.е. красота что? – Это люди, верующие. Неверующих Бог сметает с лица земли и называет: вы – навоз, навозом земли сделаю. Пс.82:11 – «Которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли». Вы все вместе взятые легче пустоты. Итак, люди верующие, только верующие; далее – города, где соблюдается закон (Пс. 100) Божий – это красота Божия; архитектура – там описывается красота, зубцы стен, то есть Бог приемлет эту красоту, как порыв сердца ввысь. Католические храмы – там шпили, кажется, бесконечно тянутся. Архитектура храмов, библейские книги, защитники отечества (тогдашние), природа, и вот всё это было в Израиле, но когда люди стали согрешать, то грех как ржавчиной всё это съел, и ничто не спасло. Повторяю: «Красота твоя, о, Израиль поражена», т.е. эта красота не спасает, Богу не нужна такая красота, которая смешана с мирским. Он уничтожил всё, что я перечислил здесь. И сами люди красивые, своей красотой, данной от Бога, даже себя спасти не могут. Да и хвалиться-то красотой чего? Вот, девочку нахваливают: ой, какая она красавица растет, – да разве это ее заслуга, что Бог так расположил глаза, уши. Он мог бы сделать какое-нибудь родимое пятно, и бородавка бы выросла как у Хрущева, и ничего ты не сделаешь, и президент не мог ее отрезать, потому что она не поддается операции.

 Псалом 26:4 говорит об истинной красоте, которую мы должны созерцать сердцем, о красоте Господней. Это возможно только в покаянном духе, смирении. Красота человеческая, какой бы ты ни был мужчина красивый, сильный, всё это рассыпается как от моли (Пс. 38:12 – «Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!»). А как моль проедает, видите: возьмешь, и как пыль рассыпается, съедает всё. Пс.44:4 говорится о какой-то красоте, которой препоясывается Господь, т.е. как вечное кольцо любви, как пояс, она всегда с Господом: «Препояшь себя Сильный красотою твоею». Переведите. Сказать, что просто поэтическое слово, изречение? Конечно, нет. Что сильный, мы соглашаемся, препояшься – Он препоясан, но красотою! Что входит в эту красоту? Конечно милосердие входит в красоту, справедливость, милость, долготерпение, то чем славится Господь.

У Виктора Гюго делается перечисление того, какие имена Богу дают разные авторы Библии. Один говорит: «Ты справедливый». Как хорошо, что Бог справедливый, Он видит, что нас обворовывают, корчинские увозят сено, но справедливости ради Бог им воздаст когда-то, пошлет им пророка Илию, попалит, ну еще что-то будет; и далее перечисляет: «Сильный…». Но Соломон назвал Тебе имя «Милосердие» и это, говорит, самое лучшее из Твоих имен. Прит.16:6 – «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла». Мы ни в чем не нуждаемся так, как в милосердии: «Господи, Господи, а сколько я раз обкрадывал, а сколько я раз говорил не то, что должно, Господи, помилуй меня!» А если Бог будет к нам так же строг, как мы к другим, то мы исчезнем в тот же день.

В Пс. 49:2 говорится о Сионе, горе святой, где приносилась жертва Всевышнему, вот так сказано: «с Сиона, который есть верх красоты Его». Мы разбирали, что такое вообще красота, а теперь смотрим, что такое вершина красоты, верх красоты. Это место, где приносится жертва Богу. Сегодня – это алтарь, это престол, где священник приносит кровь Христову, потому что тогдашняя жертва указывала на нынешнюю. Верх красоты – это литургия. Как многие сегодня, даже потеряевские не пришли. В домах они лежали или спали, опухшие, или что-то, всякие разные. На прошлой литургии зашел к одному, он один глаз открыл, посмотрел, и опять упал. Даже не понял. Еще батюшка зашел, смотрит, он трехлитровую банку воды держит, пьет, и опять упал. Верующие, считающиеся верующими. Правда не члены нашей общины, но однако Толя Стефанов племянник члена общины Нины Шадриной, и она могла бы давно его отправить к матушке его, и пусть там шлифуется на банкетах, а деревню не позорит.

Литургия – это небо на земле. Многого мы не понимаем, но верх красоты – Евхаристический канон. Хотя бы опоздал, но к этому моменту спеши прийти. Некоторые давно уже за дверями с оглашенными, и не торопятся с верными быть. Надеются многие на то, что их отпоют, это – колёсное христианство: в детской коляске – покрестили; на кадиллаке – повенчались, и на катафалке – отпеть. При жизни своей если человек не соединится со Христом, то такой он и умрет, и будет чужд воскресения праведных, но к погибшим сопричтется. Не верят. Не думают о будущем, а как только поминовение, так такую ревность не по разуму являют. Если при жизни не хотел и взглянуть на Голгофу, то фальшивое твое христианство. Совершенно чужие, нет ни вопросов по-Писанию, ни жажды в храм прийти помолиться.

Одна есть в мире Красота:

Любви, печали, отреченья

И добровольного мученья –

За нас распятого Христа. Бальмонт.

 Рим.5:8 – «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Таковых можно только убить, а не любить. Ис.3:23 – «И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо», как за грехи исчезнет красота нации.

Сегодня человека с духовным лицом, с красивым найти очень трудно. Однажды мы ехали в Москве, в метро и увидели девушку красивую, и все единодушно решили, что это еврейка. Еврейка и очень верующая, может даже христианка, мы с ней не разговаривали. Я больше никогда не видел такой одухотворенной красоты. Что черты лица правильные – это само собой, но здесь было что-то особенное. Помните, когда Христос в фильме «Иуда бен Гур» подает воду Иуде, а стражнику был дан приказ не давать ему воды, чтобы он дорогой умер, а Христос ни слова ни говорит, и только смотрит на стражника. Стражник еще раз глаза поднял, еще, пятится, головой встряхнул, и отошел. Он хотел вырвать чашу, оттолкнуть, но взгляд остановился на Христе. Что здесь – красота, укор, напоминание о своей жизни?

Когда женщину взятую в прелюбодеянии доставили ко Христу, то у каждого в руке был камень – закон гласил побить камнями. Если ты не бросаешь камнем, то ты тоже беззаконник, тебя нужно убить. Любая старуха, едва-едва двигающая ногами, должна взять камень и бросить.

Когда американцы приехали в Израиль как туристы по святым местам, и выехали в субботу, то первые машины у них были забросаны камнями. Туристы едва успели выскочить из машины. Каждый человек, каждый маленький ребенок должен был схватить камень и бросить в машину. А камней там хватает, там асфальта мало. Они побросали машины, а власти сказали: «Мы вас предупредили, у нас суббота соблюдается». – «Да мы немного, всего два километра проехали». – «Заводить мотор нельзя». – «Ну а что, вечером нельзя свет зажечь?» – «Окна будут сразу выбиты». Ни один светильник не горит – в субботу ничего нельзя делать, отдыхает пусть душа. Оказывается, даже японцы говорят, что человеку полезно один день в неделю выключить электричество. 

 С русским народом сегодня случилось так – вместо красоты клеймо позора. Империя зла, империя лжи – так названа Россия. Как встречают русских за рубежом? – как воров, ничего нельзя оставить: ворьё, жульё, пьянь. Самая курящая, видимо, нация, самая больная. Мы получили это тавро, клеймо за отступничество от Бога, благодаря чему? Это другой вопрос. Считаю, из-за того, что священники не учили, что непонятный славянский язык богослужения. Пока славянский язык в церкви – то так и будет смерть, пустыня, пока люди не поймут живое слово Евангелие. В книге Плач Иеремии 2:15 говорится о крушении Иерусалима, который назван верхом совершенства и красоты. «Руками всплескивают о тебе все проходящие путем, свищут и качают головою своею о дщери Иерусалима, говоря: «это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?»» Что сходится с тем, что писали о Сионе? Верх совершенства – там где была справедливость, там теперь беззаконие. Применим это к себе: если будем жить по правде, то будем верхом совершенства и красоты и для района Мамонтовского, и для Алтайского края, и для России, и для мира. А если будет беззаконие, не будет ревности о деле Господнем – мы получим клеймо, тавро; всё будет побито, разгромлено нечеловеческой рукой, все будем на четвереньках ползать. Бог отрубит нам руки сначала, ноги и головы, если мы будем поступать так, как некогда согрешил Израиль, и Бог камня на камне не оставил. Строим, лепим – ничего не останется – деревянное сгорит, а остальное бульдозерами разрушат. Останется может «бункер» - подвал батюшкин.

Книга пророка Иезекииля 18 глава – это единственная книга и единственная глава, где очень много говорится о красоте женщины, а под женщиной выводится церковь. «Ты понадеялась на красоту свою, у тебя правильная вера, Символ веры, семь вселенских соборов, всё-всё-всё, и такой нищей ты оказалась. Ничего у тебя нет, понадеялась, соединилась с коммунистами». Вот читаешь и думаешь: всё абсолютно о православной церкви написано. Какие Бог дары дал ей, каких святых отцов! И всё отвергли, пошли вслед беззаконников, соединились с экуменистами; сегодня в открытую лобзание идет, симфония диавола. Как это могло случиться, в один ли день? Православный патриарх, говорят, будет венчать антихриста на царство.

В Новом Завете Иак.1:11 говорит о скоротечности нашей красоты, так что не бели ты каждый день печку, не штукатурь ты каждый день каждую заплатку, не крась ты каждый день эти подоконники, выпусти утюг из руки. «Как цвет на траве…» В 1Пет.3:4 написано так речь идет о женщинах – что самое драгоценное «но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом», вы ударились во внешнее, работает целая индустрия на всякие бутыльки, флакончики и завитушки. Посмотрите - бижутерии сколько, чего только не стоит в магазинах, каких только магазинов не настроили, отдельные магазины для женской красоты. Что такое краски, святые отцы четко одной фразой определили: завлечь чужого самца – всё, больше ничего в этом нет. Красоты Бог не дал – на краску ее не купишь, еще безобразней будет твое безобразие. Дал Бог красоту – не замазывай ее – пусть муж любуется тобою. Прем. Сол.8:2 – «Я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал взять ее в невесту себе, и стал любителем красоты ее». Премудрость – Христос, четко и ясно – Красота. «Я стал любителем красоты ее», и нужно стать любителем Его. Всё, что относится ко Христу – люблю, целую и не отрекусь, хотя бы пал, буду ползти, падать, за ризу Христа уцеплюсь. Премудрый Соломон говорит 13:3: «Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их». Он – Виновник, мы всё ищем виновников, а здесь Сам Бог называется – Виновник красоты. Он Виновник – красоту дал, чего ж ты надмеваешься? Посмотрите, бывает, красивый и некрасивый человек, как по разному себя ведет. Я у Виктора Гюго прочитал, что тяга к монастырю обратно пропорциональна человеческой красоте: чем красивее, тем она здесь лучше устраивается, а если никуда не годный, отверженный, косолапый, то можно и в монастырь пойти – возьми, Боже, что мне не гоже. А когда читаем о святой Екатерине, Варваре – какой красотой они блистали. Святая Феврония питалась через два, три дня, чтобы поблекла красота. Из-за ширмы только разговаривала, боялась даже женщин соблазнить своей красотой. А здесь красоты нет, пуд краски она, наверное, уже съела только на губах, и глаза замазаны все время, и ресницы – это все вредно влияет на зрение, и продолжают искусственно выпрашивать красоты не Божьей. «Иная разит красота» – в одном стихотворении написано. И церковь бросилась за всей этой бижутерией: и шлейфы епископские, красота, иконопись, хотя все это было, но именно на этом всё остановилось – мирская красота, табакуры, блудники рисуют. Какие попало священники, хористы безбожные – это украшение храма? Диакон – пьяница, блудник, и еще больше про него известно, зато как он поет, голосище-то какой! Люстры трясутся, а души не потревоженные стоят. Вера – от слышания. Слышания чего? Посмотрите на этих артистов из филармонии, какая красота, какое пение – приятно послушать, но ни одна душа никогда не пробудится – это мирская красота, тленная, от неверия. Это я всё говорю не только про Покровский собор в Барнауле, но это почти всюду в больших храмах.

Пс.18:2 – «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». Куда бы ты ни посмотрел, всё так премудро устроено: пташка, животное – Прем.Сол.13:5 – «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их». Сир.9:8-9 – «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь». Сир.11:2 – «Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его». Сир.42:10 – «Красота неба, слава звезд, блестящее украшение, владыка на высотах

Впервые слово «красивая» употребляется в слове«Ноема», по нашему Наина. Быт.4:22 Епископ Виссарион толкует, что она притирания применяла, потому такое ей и имя.

Во Франции был царь, король по прозвищу «Красивый». Но он навел ужас на всех врагов и пленил папу Римского, и самому сильному масонскому ордену храмовников нанес сокрушительный удар. Красота языка. Приятность речи. Красота эгоистична, она захватывает, и желают ее захватить и быть монопольным владельцем красоты. Есть песнопение «Красота Иисуса, светись во мне». Спасенные увидят на небе святых и красоту их душ. В человеке должно быть всё прекрасно, говорит Чехов. Нужно красиво работать, то есть правильно, экономно, быстро. У русских есть качество: «абы как», «авось и небось».

«Красота спасет мир». Это понимал и Серафим Саровский. И начнем в обратном порядке рассуждать, узнаем, что спасает и то самое спасающее и назовем Красотой. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи» Не тысячи, но хотя бы десяток мне покажите, чтобы мог я пойти и поучиться духу мирному, а то меня упрекают, что я сужусь, и это неправильно. Пс.119:7 – «Я мирен: но только заговорю, они — к войне». Но и этого не могут показать. Если вы мирные, то где ваши тысячи. Христос есть Красота Истинная. Иоан.3:16 – «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Он, Христос спасает мир и значит Он и есть любовь и Красота, Которая спасет мир.

Слово «мир» имеет три значения и спасение по всем трем пунктам относится только ко Христу.

 

Был и священник бедный среди нас,

Что паству в городке каком-то пас;

Но был богат он верой и делами

И высоко держал Христово знамя.

Он радостно Евангелью учил

И прихожан от всей души любил.

Какая б ни случилась с ним беда,

Был терпелив и кроток с ним всегда.

Равно ко всем исполнен благостыни.

Нередко забывал о десятине

И был готов свой собственный карман

Открыть для неимущих прихожан,

Хотя и сам не много-то имел:

Довольствоваться малым он умел.

Хотя приход его обширен был,

Но он и в дождь и в бурю обходил,

Всегда на посох опираясь свой,

Больных и тех, кто взысканы бедой.

Хотя бы был и самым дальним дом.

Сперва творить дела, учить потом, -

Своим примером святость этих слов,

Всей пастве доказать он был готов.

Он говорил: «Коль злато стало ржаво,

Железо заржаветь имеет право.

Коль пастырь плох, которого мы чтим,

То для мирян соблазн неодолим,

И пастырю, который грязен сам,

Пред чистой паствою позор и срам.

Обязан пастырь образцом служить

Того, как надобно мирянам жить.

Он не сдавал в аренду свой приход,

Не обрекал овец блуждать вразброд,

Не помышлял в столицу путь направить,

Чтоб там в соборе Павла мессы править,

И с братствами бродяжить не ходил;

Нет, он свою отару сторожил,

Чтоб не отдать ее волкам несытым;

Был честным пастырем, а не наймитом.

Хотя сам он был душою чист и свят,

Но грешнику всегда помочь был рад;

Дух раздраженья был ему далёк,

Худого слова он сказать не мог;

Живя безгрешной, чистой жизнью сам,

Примером влек людей он к небесам.

Но если кто в упорстве пребывал, –

Будь положеньем он велик иль мал, –

Его умел он отчитать сурово –

Нечасто встретишь пастыря такого.

Не гнался он за блеском и почетом,

Не прибегал к слащавым оборотам.

Тому учил, чему учил Христос.

А главное – свой крест покорно нес.

Англия, Джефри Чосер, ок. 1340-1400 (перевод О. Румера).

  «Самсон»

«Не любишь ты меня!» – Самсону говорила,

Змеей вокруг него обвившися Далида.

«Не любишь ты меня, обманщик, мой еврей;

Таишься от меня – в чем мощь твоя и сила?»

И филистимлянке признался назорей:

«Силён обетом я: не стричь моих кудрей»,

И золотом врагов его заране

Подкуплена коварная краса,

Атлету сонному остригла волоса

И крикнула: «Самсон, вставай, – филистимляне!»

От ложа сонного воспрянул назорей

Как лев, но уж без ней, без прежней львиной мочи.

И погасил ему нож филистимский очи.

И с торжеством был взят в позорный плен Самсон,

И жерновами хлеб молоть был обречён;

На радость злобную и Тира, и Сидона…

Но дни, недели, месяцы прошли,

И снова волосы густые отросли

И пали на плеча широкие Самсона…

 

Справлялся праздник грозного Дагона.

Жрецы с молитвой жертвенной с зари

Цветочной вязию обвили алтари,

И мягкорунные овны пред алтарями

Склонилися извитыми рогами.

И из курильниц вверх вздымался фимиам,

И в солнечных лучах горел и таял храм!..

В алмазах, в жемчугах, в парче и багрянице,

Соперницы самой божественной деннице

На кровле храмовой все – ко цветку цветок –

Сплелись красавицы в один сплошной венок…

Раздольный пир жрецам… И набожная паства

Превозошла себя ­– причудливые яства

Едва-едва столов не ломят под собой,

И бьет вино кипучею струей

Через края сосудов… И хмелея

От возлияний жертвенных, жрецы

Кричат соборне: «Архонты-отцы,

Велите привести нам пленного еврея,

Да песнею своей возрадует нас он!»

И в храм был приведён в цепях слепой Самсон.

И молвил отроку вожатому: «Где он,

Где столп, что капища подпорой утверждён?»

И отрок указал подпорный столп Самсону,

И ощупью нашел слепой атлет колонну…

И мышцы у него тревожно напряглись…

А с кровли храмовой торжественно неслись

Победоносные насмешки назорею:

«Спой, как Господь поведал Моисею

Чрез море Чермное в стенах послушных вод

Провесть как посуху Израильский народ,

И как святой пророк от громоносной дали,

Спустившись вниз, разбил заветные скрижали.

И с ними, сокрушив божественный закон,

Затем, что вкруг тельца златого заплясали

Еврейки и он сам, их пастырь, Аарон!..

Да спой же кстати нам, как у кого-то силу

Наш грозный бог Дагон потратил на Далиду.

И под ножом глаза могучему ему

Астарта обрекла на вечный мрак и тьму.

Спой нам свои псалмы священные, покуда

С тобой не сбудется израильского чуда!»

И ото всей души провозгласил слепец:

«Днесь сыну Твоему поможешь Ты, Отец!»

И обнятый гранит прижал к себе до лона,

И капище потряс с конца он и в конец,

И разлетелася гранитная колонна.

И кровля вслед за ней, и рухнул храм Дагона,

Собою задавив всех бывших и Самсона.

 

Ты, умственный атлет гремучих наших дней,

Певец, и ты силён, как ветхий назорей:

Ты также смел и горд пред силою земною

И также слаб как он пред всякой красотою.

Но если б ты погиб и духом изнемог,

Но если бы тебя коварно усыпили,

И предали тебя врагам и ослепили,

О!.. за тебя тогда заступится Сам Бог, –

И за тебя, за нового Самсона,

Во прах Он разгромит все капища Дагона.

  Мей М.А.

 

 

Внезапный резкий поворот –

Предупрежденья не было, намёка?

Расширились глаза, скривило рот…

Спокойствие осталось так далёко.

Сегодня безголовых президентов

Навалом, без числа, хоть пруд пруди.

Их сдует поворот одним моментом,

Останется предсказанный – один.

Избранник от евреев,  сын блудницы,

От Данова туманного колена, Быт.49:17

Провозгласит Иерусалим своей столицей Откр.11:8

Единой, неделимой для вселенной.

Сыны экуменизма, демократий,

И мировых религий отщепенцы.

Всех подравняют на одной кровати,

Все революции отправлены на пенсию.

Три с половиной года для рывка,   Откр.13:5

Для тех, кто поворот не проморгали.

Клейменый лоб и правая рука –  Откр.13:16

В политике нет места для морали.

Обман Льстеца чудовищный, тотальный,

Сверхпланетарный и неотразим.

День первый, день последний… всё детально

Размечено под спички и бензин.

Неоцененная свобода  этих дней:

Как хочешь верь, пиши стихи и прозу,

И в спорах истину рождай или в вине. –

Теперь на всё смертельная угроза.

Моя трибуна – молниями струны –

Слова от ревности и веры по Писанью.

Еще до поворота, накануне

Нам свериться с вселенскими часами.

Там, за масонскими кулисами возня,

Там человек греха, под именем «Иной», Иоан.5:43

Он – сын погибели, рожденный для огня, 2Фес.2:3

Источник зол, всем бедам стал виной. 

ИгЛа. 26.6.02


935