размер шрифта

Поиск по сайту



Прозвища


Прозвища

  1. Ангелы на Рождество 5т., стр. 533
  2. Берегись 3т., стр. 453
  3. Русская нация 9т., стр. 274
  4. Беспечность 3т., стр. 459
  5. Благодарность 4т., стр. 472
  6. Бог века сего 3т., стр. 474
  7. Богослужение 3т., стр. 484
  8. Вода 1т., стр. 583
  9. Вознесение 3т., стр. 497
  10. Волхвы и звезды 5т., стр. 717
  11. Воскресный день 5т., стр. 538
  12. Времена. Не опоздать! 3т., стр. 509
  13. Все ко Христу придите 5т., стр. 544
  14. Вход Господень в Иерусалим 6т., стр. 634
  15. Выбор друзей 1т., стр. 593
  16. Выговори ему 2т., стр. 672
  17. Вышел сеятель сеять 6т., стр. 640
  18. Глаза 3т., стр. 530
  19. Гости 1т., стр. 609
  20. Гром и молния 5т., стр. 548
  21. Да созиждутся стены 6т., стр. 645
  22. День Петра и Павла 6т., стр. 668
  23. Дерзновение 5т., стр. 553
  24. Дерзость и дерзновение 4т., стр. 490
  25. Долг 5т., стр. 558
  26. Допрос 1т., стр. 625
  27. Духовное служение 4т., стр. 500
  28. Жатва 5т., стр. 565
  29. Забвение 5т., стр. 571
  30. Завещание 2т., стр. 711
  31. Земля 4т., стр. 512
  32. Знамя 3т., стр. 540
  33. Ибо во век милость Его 5т., стр. 592
  34. Инструменты и предметы быта 5т., стр. 596
  35. Исполнение (лично потеряевцам) 1т., стр. 637
  36. Книга и писательство 5т., стр. 507
  37. Колокол 5т., стр. 625
  38. Конфликты 3т., стр. 545
  39. Кости 3т., стр. 568
  40. Крапива 3т., стр. 572
  41. Красота спасет мир 2т., стр. 722
  42. Крест и крестовоздвижение 3т., стр. 578
  43. Купля и продажа 3т., стр. 586
  44. Крестный ход 1т., стр. 654
  45. Любовь Божия 4т., стр. 520
  46. Любовь к овцам 6т., стр. 663
  47. Люди и деревья 4т., стр. 526
  48. Математика 4т., стр. 535
  49. Молитва 5т., стр. 637
  50. Море 3т., стр. 596
  51. Надежда на море? 5т., стр. 647
  52. Надписи 5т., стр. 652
  53. Наказание 3т., стр. 609
  54. Наркоз 4т., стр. 546
  55. Научи нас оправданиям Твоим 5т., стр. 667
  56. Не буду более говорить 3т., стр. 624
  57. Несчастный случай 5т., стр. 672
  58. Ныне отпускаешь раба Твоего 5т., стр. 678
  59. О браке 1т., стр. 666
  60. О труде 1т., стр. 681
  61. Общение с Богом – блаженство 5т., стр. 68
  62. Объяснительная 5т., стр. 689
  63. Основание строительства 5т., стр. 698
  64. Охота 3т., стр. 630
  65. Охрана 3т., стр. 635
  66. Патриотизм истинный 4т., стр. 553
  67. Письма 4т., стр. 563
  68. Подозрение 5т., стр. 574
  69. Послушание 5т., стр. 727
  70. Потеря 3т., стр. 640
  71. Православие и язычество 3т., стр. 646
  72. Предчувствие 2т., стр. 694
  73. Преображение 4т., стр. 588
  74. Преображение – «якоже можаху» 2т., стр. 702
  75. Преображение 1т., стр. 699
  76. Приблизьтесь ко Мне! 6т., стр. 682
  77. Привычка 3т., стр. 656
  78. Придите, поклонимся... 6т., стр. 689
  79. Приобретайте друзей 6т., стр. 697
  80. Прозвища 4т., стр. 597
  81. Псалом 103 – вечером 6т., стр. 710
  82. Путь праведных 5т., стр. 731
  83. Пчёлы 1т., стр. 713
  84. Разборки 4т., стр. 610
  85. Рай и ад 3т., стр. 671
  86. Сватовство 3т., стр. 679
  87. Раскаяние 1т., стр. 725
  88. Ревизия 2т., стр. 600
  89. Ревность 6т., стр. 717
  90. Родители и дети 3т., стр. 695
  91. Рождество Христа 5т., стр. 703
  92. Рождество Христово 5т., стр. 711
  93. Рождество 6т., стр. 735
  94. С кем поведешься 4т., стр. 623
  95. Самость и гнев 3т., стр. 700
  96. Свобода 9т., стр. 288
  97. Свобода 2т., стр. 641
  98. Слухи 4т., стр. 631
  99. Смех 9т., стр. 298
  100. Смотрение Твое, Господи! 9т., стр. 310
  101. Собака 4т., стр. 638
  102. Соглядатаи 3т., стр. 687
  103. Солнце 9т., стр. 319
  104. Соседи 3т., стр. 709
  105. Сострадание 3т., стр. 719
  106. Сохранность 3т., стр. 719
  107. Спасение 4т., стр. 655
  108. Спор, ссора 4т., стр. 669
  109. Ссора 9т., стр. 331
  110. Стихии 9т., стр. 340
  111. Странноприимство и наследственность 3т., стр. 704
  112. Страху Господню научу вас 9т., стр. 347
  113. Суждение и осуждение 4т., стр. 677
  114. Телефон 3т., стр. 729
  115. Транспорт и путешествие 9т., стр. 349
  116. Троица 4т., стр. 689
  117. Туалет 4т., стр. 697
  118. Тщеславие 4т., стр. 706
  119. Успение 2т., стр. 630
  120. Хозяин и работник 2т., стр. 649
  121. Хочу и надо 4т., стр. 715

Занятие из книги — Лапкин И.Т. «‎…открытым оком», том 4, стр.597


Когда просто общаешься с людьми, то кажется, что не обращаешь ни на что внимания, о имени человека не можешь ничего сказать. Сколько у нас Игорей? Приедут из Потеряевки двое и там двое, только взрослых, уже четыре в одном месте, да еще из них два Игоря Владимировича, не знаешь, кого к телефону звать. В махонькой деревне на 16дворов – 5 Марий. Круг имен чрезвычайно сузился. Если смотреть по святкам, то мужских имен около 750. Это сейчас не более 35 в ходу. 5% всего, а 95 % не востребованы. И никто не бьет тревогу об оскудении, о шаблонности нашего мышления. Если есть Лена, то надо еще маленькую назвать Леной. Миши есть уже три, так нет же, еще маленького нарекают Мишей. Иванов пруд пруди, так нет же, уперлась жена: подай вместо Арсения Ивана Андреевича. Эта дубовость мозгов, как зараза на непокоривых, на своевольных, на самохотении строящих чревоугодие с сластолюбием. Как кличка какая-то. Даже кличка и та чаще разнообразится. А раньше ведь было всё не так. Открывал крестящий календарь и называл, что ему нравилось, а родители даже не издавали голоса. Как я рад, что меня именно Игнатием назвал дедушка Терентий, Царство ему Небесное подай, Господи! И что мой отец именно Тихон. Я так люблю эти имена. Они не Владимиров Николаевичей и не Игорей Владимировичей штамповали.

Иногда из шести слов имя ребенку давали. Круто, если сравнить по-нашему. Но это было. Ис.8:1-4 – «И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, — и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, — богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским». Перевод на русский означает: «Спешит грабеж, ускоряет добыча». Представьте, как к нему обращалась мать, когда нужно было его послать куда-то или уложить спать. И нельзя было сокращать, как мы иногда вместо полного имени Константин зовем – Костя. Здесь нужно было проговаривать до окончания каждое слово в нужном падеже. И вот вокруг люди, как люди, а тут с таким багажом, пока назовешься, уже величать тебя не хочется. А если еще и отец был с такими же претензиями на уважение к Иегове? Беда русским Ванькам. И у других наций, оказывается, также было. Нашли Моисея в воде и тут же назвали: «вытащенный из воды», «найденный в воде». А у нас девочка родилась черненькая, ее бы и назвать Мелания, то есть черная; так нет же, скудость понятий и протест против Бога сделает всё наоборот, ее назовет отец Света, то есть Фотина –светлая. Да какая ж она Шарик, Шарик должен быть круглый. Это и Полиграф Полиграфович понимал. Прихоть на первом месте.

 Но вот человек вырастает и имя у него вдруг меняется. Почему? Да по делам. Люди глядят, как он ходит, как работает, как общается с детьми или за какой-то поступок. Или если какая-то у него приговорка, за ним это закрепляется. К нам приходил Анатолий Емельянов, и он на всякое слово отвечал: слушаю и повинуюсь. А он ради послушания так отвечал; так за ним это и закрепилось, имя его никто не знает, а «слушаю и повинуюсь». И на каждое замечание он всегда говорил, наклонив голову: аллилуия. Так внезапная смерть его и взяла, и его называем этими присказками .

У нас в деревне был человек, весьма похожий на деда Щукаря из «Поднятой целины» Шолохова; и у него была приговорка: «ку». «Я-ку был на тех соревнованиях. Я-ку приз взял». Так его и звали «Ку-Мидон», а потом узнали, что полное имя ему было в крещении дано Доримедонт (Асеев). Наш отец прицокивал языком от удивления, так в памяти и остался этот его звук. Сегодня, когда человека назовешь не по имени, а по прозвищу, он обижается. Спрошу его: а ты знаешь сам себя? Соответствует ли это прозвище тебе или нет? Библия полна прозвищ и, притом, у святых людей, самых близких к Богу. Прозвища были и у Бога, у Христа, у Апостолов, у святых; и они за ними закрепились по сегодняшний день, и никого их прозвища не унизили.

 Недавно один человек поселился в Потеряевке и смеется возле меня: «Какое же мне будет прозвище? Я знала, что будет». А вот как ты себя покажешь, так и будет закреплено. И к добрым прозвищам прилепляться, а от худых отгребаться. Слово «прозвище» в Библии встречается всего 12 раз; рассмотрим каждое из них. Был в Риме страшный тиран Калигула, а переводится очень даже поэтично: красный башмачок, – так его назвали легионеры, когда он был маленьким ребенком. Или на Руси Иван Грозный. Иванов было много, но вот этот тиран казнил беспощадно всех, кто казался ему подозрительным; и за ним закрепилось это прозвище. Иоанн Златоустый – это его прозвище – за чудные проповеди, за золотые слова в толковании Библии. Это прозвище дала ему женщина, которая слушала в церкви и многое не понимала, и воскликнула ему примерно так: «О Златословесный учитель, говоришь ты так возвышенно, что веревки моего короткого ума не могут почерпнуть из твоего глубокого колодезя. Говори попроще». И так прилипло за ним: Златоуст. Сегодня даже и «Иоанн» редко кто скажет, а просто по прозвищу «златоустый», и все знают, что речь идет о константинопольском патриархе Иоанне сыне Секунда. Или Иоанн Креститель. Это его прозвище – за дело, какое он совершил. По истории смотрим, что у Христа были прозвища: Галилеянин, Назарянин. И это прозвище стало распространяться и на Апостолов. «Это опасное Галилейское учение».

Юлиан Отступник. Он прозван за свое отступничество от Христа. Умирая, он бросил своею кровью в небо и выдохнул: «Ты победил, Галилеянин!». Мы поэтому тоже являемся галилеянами.

У Бога хотя известно более 500 имен, но они все есть прозвища, ибо имя Его какое? Прит.30:4 – «Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?» Пс.137:2 – «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего». Еф.1:21 – «Превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем».

Кто знает, что такое Яхве? Яхве означает «Иегова», в переводе с еврейского «Сущий». Мы поклоняемся Богу Яхве. Вот уж и удивление на многих лицах, дескать мы же поклоняемся Святой Троице. Исх.3:13-15 – «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род».

 В греческом языке звучит слово «Адонаи», что значит «Господь». А для нас это слово уже и в удивление. Уже не говорю, что от греков приняли все слова в искаженной транскрипции, в их произношении; совершенно непонятно, как они могли так выговаривать эти слова. Очевидно, что звуки их языка не имели буквы «Ш», потому вместо «Йешуа», у них получилось «Иисус». А уж мы приняли это как самое истину.

Христа прозвали «Друг мытарей и грешников», и это, может быть, самое прекрасное Его прозвище. Я хуже мытаря, и вдруг Он Друг таких отбросов общества. Но тогда этим Его хотели унизить.

Иногда прозвища отображают суть жизни человека, как, например, Симеон Столпник, Феофан Затворник. Есть прозвища Филарет Милостивый, Анастасия Узорешительница, Сиропитатель, Петр Мытарь, Иоанн Воин. Ни столп, ни узы к ним при рождении не имели никакого отношения, и при крещении их этого не было, но жизнью своею они показали новый вид подвига и за ними это закрепилось.

Есть такие, кто ничего не умели делать, даже на столпе стоять не удостоились, но копали гробы, могилы, и за Марком так и закрепилось «Марк Пещерник», гробокопатель. Марков святых было много, но как только скажешь с приставкой «гроб», так все сразу же умом выворачивают к Печерским подземельям и их детям. Феофил у них ничего и этого не умел, но только плакал; так и вошел в историю – Плачливый. Два сосуда наплакал, не как у Нерона по слезинке за себя и за Петрония.

Какое прозвище нам дадут люди? Мне уже дали «магнитофонизатор». Давайте сегодня посмотрим по истории, какие были прозвища. И когда нет никаких прозвищ, то это, как правило, человек серый, незаметный, ничем не выделяющийся из толпы. Его никто не видит и не знает. По имени назовут, да еще и имя это пояснений требует, кто и откуда этот серенький мышонок. Как в Барнауле в Покровском соборе сразу служат три Михаила и диакон Михаил еще. Как скажешь «Михаил», то: «Какой?» – «Да старый». А там старых два. Вот и говоришь, что бывший регент или лысый который. Два пояснительных слова надо: и старый и лысый. А старым и лысым может быть каждый под старость. Да какие же это прозвища-то? Это все равно как корову выделять, что у нее нет рогов, она камолая. А когда за человеком значится что-то конкретное, великое ли, но приносящее удивление людям, они по этому прозвищу его сразу найдут. Вот сейчас в селе Корчино директор Гладышев В.Г., я его и не знал, а мне его жители и говорят: да это «бандит». Вот это прозвище! Может быть, он добрейший человек? Как бы не так, поясняют, и этого ему мало, за его отношение к людям. Я всего два раза его видел и ужаснулся: да как же занесло-то на такую должность, раньше бы коров не послали пасти с такими матами его.

Апостолам Христос Сам давал прозвища. Мар.3:17 – «Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»». За что же? Однажды их обидели жители языческие, что не приняли на ночевку, а они думали, что их с распростертыми объятиями будут там встречать хлебом-солью. Как бы не так. Чего ради Корчинские будут нас любить, «попов»? Лук.9:52-56 – «И послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение».

Кто дает прозвища? Вот подходит рыбак, а Господь видит внутри его крепкую, как булыжник, веру, и тут же ему прозвище на веки присвоил. Иоан.1:42 – «И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». А если бы мы подошли к Христу, Он бы, может, сказал: ты кисель, жижа; ты любитель гордыбачить, ты сонливый, рохля. А вот этот-то ни рыба, ни мясо. Прозвища потеряевским такое вот надо давать. Дружинину было прозвище «господин Дай». Миша когда приехал, я сразу же сказал: этому прозвище будет «своя выгода». Так и подтверждается по сей день. А о Маргарет Тэтчер сказано: «железная леди». Тамерлан прославился чудовищной жестокостью и вошел в историю как «железный хромец». На самом деле ему имя Тимур.

Был железный Феликс, палач в революцию, проклятый миллионами людей. Палач из палачей и насильник, как пишет «Комсомольская правда». Кровожаднейшая личность. Железный, значит бессердечный – вместо сердца у него была железка ржавая. «Лысый пигмей», – все знают, это «зюгановская вобла в мавзолее», как говорит Валерия Новодворская. «Усатый гуталинщик», – так называет Солженицын Сталина, сына сапожника Джугашвили. Гуталин – крем для сапог.

Когда Бог сотворил этот мир, то хотел, чтобы на земле был владыка, царь, как вершина Его творения. И перед Адамом стали проходить все звери, птицы, и он стал давать им имена, прозвища. Так сейчас при воцарении нового царя перед ним все идут чины, кто где губернатор, – знакомство. Новому губернатору главы администраций районов говорят о себе, кто они такие. Так и новому представителю президента доложились все главы.

Вот так звери проходили перед Адамом, а он давал им имена соответственно их вида и назначения. Вот так сейчас кому-то можно сразу сказать: ты табакур, ты матюганщик, ты ворюга, ты циник и язва. Вот идет крохобор, вот отец нации, вот друг вдовам и детям.

 Когда я занимался Златоустом, начитывая на пленки этого учителя вселенной, то на меня обратили это слово. «Златоуст со второй Строительной»; и фильм так и назвали «Златоуст из Потеряевки».

Мне Господь позволил понюхать этой клички Иоанновой. Думаю, что мало не покажется, как и к чему это обязывает. Иннокентия Одесского так называли за яркие, неповторимые проповеди.

Ричард Храброе Сердце. Он не знал нигде отступления. Мы-то ничего не можем сказать, что означает петух, индюк. А по-еврейски, когда Адам давал названия, в этом слове что-то отображалось. Например, шел голубь или пролетал, он увидел у него хвост распушенный и сказал: пижон. По-английски так и звучит. Быт.2:19 – «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей». Названия эти носили пророческий характер, говорит Иоанн Златоустый, что Адам как бы предвидел, как будут эти звери вести себя. Имя Адаму дал Сам Бог, и оно означает «земляной». Эдем означает «красная глина». Ева – «жизнь». Быт.3:20 – «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». Прит.16:21 – «Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению».

Некоторые окончили несколько академий, степени разные нацепляли на себя, а благоразумными не прослыли. А вот разбойник, рядом со Христом висящий, так и остался с этой приставкой «благоразумный». Из всех миллионов разбойников эта кличка захватила только одного. В самый последний момент решительно покидает свой прежний лагерь и приходит в стан Христа. Проповедник на земле последний, кто был рядом с живым еще Христом. Он осудил весь преступный мир, ибо засвидетельствовал, что получил «по делам нашим». «А Он невинно страдает». Этим он осудил приговор синедриона.

Ис.44:5 – «Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля». Почему? За что? Рим.9:7-8 – «И не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя». Сыны Израиля – это мы. А то привыкли гоняться за дымным надмением мира, за чечевичной похлебкой. Вот как дается этим едокам прозвище едомлян. Быт.25:30 – «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом». Ис.48:8 – «Ты и не слыхал и не знал об этом, и ухо твое не было прежде открыто; ибо Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником». Леввей или Левий вообще не означает ничего, как только происхождение из Левиина священнического колена. А Фаддей, в переводе с еврейского означает «хвала». Или он очень уж много прославлял Бога в молитве, или сама жизнь его была похвалой его христианскому званию. Быть Фаддеем весьма почетно.

Матф.10:3 – «Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем».

Прозвище от дел. У нас такие есть в общине, и шить умеют рубашки и, ничем не будучи связаны, они бегут по бабушкам, и всех они обласкают, и о них плачут, не видя их. Такой была Света Петеримова, сейчас Таня Капустина и Наталья Приходькол. Успевали обежать всех и по домам инвалидов. Но есть и другие прозвища. Ко мне привезли мальчика, еще только пошел в школу, а его все зовут «кабан» – такой он жирный: спать и жрать. Что тут есть от христианского? Его уже в гроб загоняют, в инфаркт сами родители. Иногда прозвище по местности, где кто жил, как Мария Магдалина. Может быть, кто-то из вас войдет в историю, как потеряевский.

Лук.22:3 – «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати». Ивана Калитой прозвали, а это означает денежный мешок, ибо он всегда выходил к народу с мешком денег и в народ метал деньги. Деян.1:23 – «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия». Иуст с латинского означает «праведный». Сумел же о себе так показать, какой у него дух был, какой настрой. Деян.4:36 – «Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин». Деян.12:25 – «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком». Марк означает «сухой», «увядающий». Что же в этом переименовании было? Или он засох для плохих дел, как та смоковница, и расцвел для новой жизни?

2Макк.1:36 – «Бывшие с Неемиею прозвали это место Нефтар, что значит: «очищение»; многими же называется оно Нефтай». 2Макк.4:72Макк.10:9 – «Такова была кончина Антиоха, прозванного Епифаном». Епифаний с греческого означает «явление».

2Макк.10:12 – «Ибо Птоломей, по прозванию Макрон, почел за лучшее соблюдать справедливость к Иудеям, после бывших к ним несправедливостей, и старался дела с ними оканчивать мирно». 2Макк.14:37 – «Никанору же указали на некоего Разиса из Иерусалимских старейшин как на друга граждан, имевшего весьма добрую славу и за свое доброжелательство прозванного отцом Иудеев».

 Когда бежали заключенные, то их вылавливали, и за донос давали несколько килограммов селедки. И когда такого доходягу видели дети, то кричали: «Вон идет селедка», – пишет Солженицын. В отчетах ГПУ люди назвались кусками мыла.

Иоанн давал прозвища сразу же, как только видел людей. Матф.3:7 – «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» Но кличку можно изменить, делами своими подтвердить переименование. Так Дамаскин на острове Валаам, когда был еще рядовым монахом, за ним было прозвищ «Кособрюхий». Но потом он стал одним из самых почитаемых в России епископом. Ис.62:2 – «И увидят народы правду твою и все цари — славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа». Деян.13:1 – «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл». Кажется, такая маленькая подробность о его прозвище за его происхождение, что он был чернокожий, но нам так дорого это указание, что они были такие простые люди и жили не в засушенном старообрядческом иудаизме, не в скорлупе «от и до», но у них всё было на виду, и они пользовались кличками, прозвищами так просто, манипулируя ими, и этим жизнь их была так многокрасочна, не надуто-чопорная. «А вон рыжая идет». Это говорили о Руфине, так и переводится ее имя. Людям, конечно же, нравится, когда прозвища хорошие, как бы возвышающие их. Во Франции был король Филипп с прозвищем «Красивый». Разве кто откажется от прозвища «мудрый»? Но Писание это не одобряет: если ты не знаешь Христа, то в тебе нет мудрости. Рим.1:22 – «Называя себя мудрыми, обезумели». И какой поступок ни возьми, везде грубость, ложь, обман. Вот посмотрите, когда едите за столом дома, как вы над чашкой наклоняетесь: ну свинья и порося! Об этом говорит Василий Великий (вот тоже прозвище за величие его учения и жизни). Он говорит, что всякое животное наклоняется к пище, и только человек подносит пищу к себе. Поставьте себе за правило – не склоняться над столом и не облокачиваться, ибо это есть бесстыдство. Сир.41:24 –«Стыдитесь сего и пред истиною Бога и завета Его. Стыдись и облокачивания на стол, обмана при займе и отдаче». Кажется, такое-то уж маленькое, премахонькое дело – сидеть прямо за столом. Но поверьте, что вы и сегодня и завтра так и будете наклоняться и есть, как  едят все безбожники. И вам, бессовестным, бесстыдникам, как вас всех называет Библия, никогда не научиться правильно даже этому, потому что вы не хотите учиться. Вы живете в чванстве своего невежества. Я матушку Людмилу за 30 лет не мог научить сидеть прямо за столом, как сидят русские люди. Посмотрите на картины Поленова, там это отчетливо видно. Привычка свиньи вам нравится? Ложку не бери в правую руку, пока в левую не возьмешь кусочек хлеба, на который и будешь ставить ложку, чтобы с нее не падало добро на стол. Этой премудрости я детей научаю в течение одного дня. Не сваливайтесь в чашку. Проверь, на что ты способен, победи в себе хотя бы жадность к пище, а то как увидят чечевицу – так уж и в атаку на чашку. И чашку зализать кусочком, чтобы ничего не пропадало. Мне сегодня и говорят некоторые слушатели: ты не думай, что мы ничего не понимаем; ты только учи нас, а мы где-то там в корнях, в традициях своих сохраняем для потомков. Вот утешили меня патриоты русского желудка! Конечно, и это радостно слышать. Хотя и под камнями, но зернышко окончательно не умирает.

Меня в детстве обзывали ягненком, по созвучию имени. А мне было очень обидно. Отчего? Да просто по дикости природы, по неотреченности от своего «я». Христос даже царю дал прозвище. Лук.13:32 – «И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу».

Наших депутатов можно назвать волками. 06.03.98 г. «Алтайская правда» пишет о Егоре Строеве, о том, что ни у кого нет столько прозвищ, как у него. И «удавом» его называют и другими именами. Вот всем по одному номеру газеты дарю, читайте и не обижайтесь, когда говорю вам о ваших качествах под образом зверей.

 Даже города получают прозвища. Откр.11:8 – «И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят». Кто не выдает пенсии народу, зарплату, на которую только может человек хлеб купить (а из пищи и получаются красные кровяные тельца), то такой человек, будь он и президентом, имеет название «кровопивец». Сир.34:21 – «Хлеб нуждающихся есть жизнь бедных: отнимающий его есть кровопийца». С подачи Рейгана СССР назван империей зла, империей лжи. С этим никак нельзя не согласиться. Всякая ложь, любое насилие, всё сконцентрировалось на одной шестой части земли. Огромный, страшный обман, который тут проник и в церковь. И Рейгана уже давно нет, а империя злодейств и беззакония в памяти и в реабилитационных списках печатается регулярно.

 У святых прозвища были какие? Павел Препростый. Прозвище свое он получил за простоту решения всех вопросов: послушанием сдвинется любая гора. Захватил жену с соседом. Не стал выявлять отношений, но только и спросил: «А она тебе нравится? Вот мои дети и воспитывай их. Да крепче обнимай мою женушку, а я вам ручкой помашу, мешать не стану». Ни драки тебе, ни выявления отношений. А то на волоске семья у него стоит, видите ли? Лопоухим бы его назвали, а он «препростый». И ушел к Антонию в пустыню. И далее по этому принципу он и поступал. Сидит, плетет рогожки. Присылает к нему Антоний изгнать особо крепкого беса из бесноватой. Он тут же рогожки свои отложил и приступил к делу. Его спроси: «А ты когда-нибудь отчитывал таких?» – «Да понятия даже не имею; откуда нам это знать, мы про это не проходили. Но разве Антоний, мой учитель, не знает, что я ничего этого не знаю? Раз он прислал, значит, и рассуждать нечего: «Бес, пошел вон из нее»». Бес его послал на три буквы, и дело стало. Дальше-то и инструкций от Антония нет, что делать? Постоял. Видит раскаленный камень, вскочил на него босыми ногами, и задымилась пустыня. После этого бес завопил, так больно стало ему от этих ног Павловых. Но он и не думал уходить, хотя бы и кости сгорели: «Выходи, окаянный демон!». И было дело сделано. Черным дымом заволоклось, как бес выходил из нее.

 Здесь же, что ни скажи, лукавые люди начинают оговариваться, обиды вычерпывать из своих замшелых старообрядческих сундуков. Я тебе говорю о твоих явных нарушениях нашего устава, и ты зубы точишь на меня же, сказавшего тебе о твоем хамстве. И вот начинают выдувать из себя недовольства: «Мы не за этим сюда ехали!» А зачем же вы ехали? Спасение – вот наша цель. Молчи, а иначе будет тебе прозвище «противленец». Слово «противник» означает «сатана». Так и засохнешь с этим прозвищем. Ты нарушил устав, и я же вокруг тебя приплясываю, выгадываю, какое у тебя настроение, выслушаешь или нет, или оскорбишь опять. А что, большой разве грех делаю, что не слушаюсь? 1Цар.15:23 – «Непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем]». Разве ты не читал, что противление есть один из четырех грехов против Духа Святого? Деян.7:51 – «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы».

Обслуга лагеря-стана установила столько заграждений вокруг всякого пруда, сколько деревьев посадили у пруда. А вот про вас даже в газете писали, планы батюшка говорил: огородить кладбище и посадить березовую аллею. Где это? Ни одного дела не сдвинешь делать. Может, нас будут прозывать столбозакапыватели, прудокопатели? Когда бы кто ни приехал к Жене-диакону, они у него обязательно без пояска ходят. Что же ты такой противный-то уродился? Страха нет Божия.

Умер брат бездетным, а брат другой должен взять его жену- вдову и восстановить семя бездетному брату, чтобы первый ребенок величался по отчеству, по имени первого брата. А если второй брат откажется это сделать? Тогда не обижайся, но тебе будет прозвище. Втор.25:10 – «И нарекут ему имя в Израиле: дом разутого». «Мне это не нравится, придумали, что попало, какие-то прозвища». Ну уж, дорогой, что ты избрал себе, то и выросло, господин без пояска, господин невоздержный. Другого нет: за что купил, за то и продаю. Трудно ли тебе пуговку застегнуть до воротника? Всё время распластана рубаха до пупа, как блатные. Бывает, что ошибочно и по злобе назовут как-то. Но это отойдет, это только здесь. Деян.17:6 – «Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда».

 Филарет Милостивый был настолько милостив, до глупости глубочайшей. Никому из вас не советую так поступать. Например кто-то попросил бы вас что-то попутно довезти на тракторе. А ты бы в ответ: «Чего уж тут мелочиться. Ты уж и трактор бери, и заправку в придачу». Вот так он и поступал.

Пимен Многоболезненный. У Владимира было прозвище «красное солнышко». Когда он обратился к Богу, из жестокого язычника, убийцы, развратника превратился в доброго хозяина. И где бы он ни появлялся, на душе делалось весело и радостно. А его сын пойдет уже с прозвищем иным – Святополк Окаянный, убийца двух братьев своих Бориса и Глеба. А та кличка может прилипнуть к кому-то из нас. Вполне даже. Милиция нас охранять взялась, а ей кличка «мусор», «легавый».

У Гоголя много прозвищ на его героях: Собакевич, Коробочка. Почему украинцев называют хохлами, а они русских кацапами?

Есть масса прозвищ, вытекающих из этих стихов Библии. Сир.13:21-23 – «Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника — с благочестивым. Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у львов — дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых — бедные». 3Езд.12:1 –«Когда лев говорил к орлу эти слова, я увидел». Так богатые жучат нас налогами, как львы и пожирают имущество. Иногда приходишь к богатому, чтобы помогли. А как они на нас смотрят? Нужны ли им мы? Сир.13:24 – «Отвратительно для гордого смирение: так отвратителен для богатого бедный».

Нас вокруг называют «попами», думая нас обидеть этим. Мы же отвечаем, что у нас только один поп, что по-русски означает священник. Кто-то спросил, как проехать в Потеряевку, а ему посоветовали обратиться в последний дом на Захарихе, к монаху Глушкову. У этого монаха шесть ребятишек.

Был такой император, когда его крестили маленького, он прямо в купель и спустил из живота, его и прозвали: «гнойный», Копроним. С этим именем он и вошел в историю. Надо же было это разнести! Кто же был при крещении, они бы могли это сокрыть от любителей на острый язык пронести кого-то. Старообрядцы называют новообрядцев «никоньянами», а они их раскольниками. Православные католиков называют папежниками, а эти их схизматиками.

У сотрудников КГБ всегда есть клички; и у тех, за кем они ведут слежение. Теперь мы знаем патриарха Алексия Второго, как их сотрудника «Дроздова».У знакомого мне кличка была «Клоун».Хороший, представительный парень Андрей Попков. Я писал и спрашивал в местном КГБ, а какая же у меня была кличка. Они говорят: «Никакой не было, просто по фамилии Вас называли; и зря арестовали, не нужно было Вас брать, это уже и так понятно». Как же так? А где бы мы теперь молились? Тогда бы и в Америку мне не съездить, и много бы чего не было,  если бы тогда они меня не посадили. Нет, пусть уж буду хотя и без клички, но зэком. Это мне на пользу великую пошло, хотя и плакал о том много. Во Фрунзе, когда арестовали меня, то по рации слышал, как говорили: «Златоуст – 2. Златоуст – 2». Что означало?

Гитлера здесь называли всегда «бесноватым» фюрером. Когда Ноеминь возвратилась из эмиграции домой, то просила назвать ее Марой, то есть горькой. Руф.1:20 – «Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть».

В житии Александра, епископа Каманского, говорится, что он был всегда черный от обжига угля, и за ним это прозвище было в городе.

К чему мы должны стремиться, в чем наш талант? Это и детям нужно отдать. В плотских делах это выражается очень часто в фамилиях: Преображенский, Протопопов – это уж из поповских кладовых. А вот все кухонные рецепты в журналах: специалист... Похлебкин. Вначале думал, что это псевдоним. Нет, настоящая его фамилия. В Барнауле искал холодильник, спросил директора, а он... Холодилин. Случайно ли это?

 Вопрос об индюках твоих, Люба. Птица эта у нас здесь не водилась, а с твоим приездом они нам показали, что это за фрукт американский. Они летают, как дикие птицы, на деревья. От них нет загородки никакой, они пошли по огородам. Не зря говорят: «хочешь быть врагом у соседа – заводи индюков».Ты или им подрезаешь крылья, или держишь в загородке с крышкой, или еще что-то. У тебя право держать их, сколько захочешь. У меня право садить мой огород и защищать его. Начинается борьба. И маленьким прутиком сосед победит их всех. Птица бесстрашная – я на нее машу фуражкой, они не реагируют даже; курицу я два раза прогнал, они и дорогу с петухом забыли. А этот стоит, как будто бы и не его гоню.

Тут у меня толстый Антон Булдаков провинится, я его наказываю, а он обернулся на свою задницу и так удивленно, спокойно: «А это меня сегодня наказывали?» Его даже не интересно драть, у него всё как из подушек. Индюков одним прутиком по шее и за ограду выкинет, кто сосед. И будет прав и будет победитель.

Десятая заповедь гласит: не пожелай чужого поля. И будет тебе прозвище «самая кровавая женщина», потому что много птицы, и колешь ее осенью. Поберегись, остерегись, отодвинься. Птица пошла по полям и гуси твои весь край пшеничного поля еще до уборки хлеба обшелушили начисто. Заплатишь Игорю Барабашу, хозяину поля после подсчета, сколько ты ему ущерба нанесла.


903