размер шрифта

Поиск по сайту



Крест и крестовоздвижение


Крест и крестовоздвижение

  1. Ангелы на Рождество 5т., стр. 533
  2. Берегись 3т., стр. 453
  3. Русская нация 9т., стр. 274
  4. Беспечность 3т., стр. 459
  5. Благодарность 4т., стр. 472
  6. Бог века сего 3т., стр. 474
  7. Богослужение 3т., стр. 484
  8. Вода 1т., стр. 583
  9. Вознесение 3т., стр. 497
  10. Волхвы и звезды 5т., стр. 717
  11. Воскресный день 5т., стр. 538
  12. Времена. Не опоздать! 3т., стр. 509
  13. Все ко Христу придите 5т., стр. 544
  14. Вход Господень в Иерусалим 6т., стр. 634
  15. Выбор друзей 1т., стр. 593
  16. Выговори ему 2т., стр. 672
  17. Вышел сеятель сеять 6т., стр. 640
  18. Глаза 3т., стр. 530
  19. Гости 1т., стр. 609
  20. Гром и молния 5т., стр. 548
  21. Да созиждутся стены 6т., стр. 645
  22. День Петра и Павла 6т., стр. 668
  23. Дерзновение 5т., стр. 553
  24. Дерзость и дерзновение 4т., стр. 490
  25. Долг 5т., стр. 558
  26. Допрос 1т., стр. 625
  27. Духовное служение 4т., стр. 500
  28. Жатва 5т., стр. 565
  29. Забвение 5т., стр. 571
  30. Завещание 2т., стр. 711
  31. Земля 4т., стр. 512
  32. Знамя 3т., стр. 540
  33. Ибо во век милость Его 5т., стр. 592
  34. Инструменты и предметы быта 5т., стр. 596
  35. Исполнение (лично потеряевцам) 1т., стр. 637
  36. Книга и писательство 5т., стр. 507
  37. Колокол 5т., стр. 625
  38. Конфликты 3т., стр. 545
  39. Кости 3т., стр. 568
  40. Крапива 3т., стр. 572
  41. Красота спасет мир 2т., стр. 722
  42. Крест и крестовоздвижение 3т., стр. 578
  43. Купля и продажа 3т., стр. 586
  44. Крестный ход 1т., стр. 654
  45. Любовь Божия 4т., стр. 520
  46. Любовь к овцам 6т., стр. 663
  47. Люди и деревья 4т., стр. 526
  48. Математика 4т., стр. 535
  49. Молитва 5т., стр. 637
  50. Море 3т., стр. 596
  51. Надежда на море? 5т., стр. 647
  52. Надписи 5т., стр. 652
  53. Наказание 3т., стр. 609
  54. Наркоз 4т., стр. 546
  55. Научи нас оправданиям Твоим 5т., стр. 667
  56. Не буду более говорить 3т., стр. 624
  57. Несчастный случай 5т., стр. 672
  58. Ныне отпускаешь раба Твоего 5т., стр. 678
  59. О браке 1т., стр. 666
  60. О труде 1т., стр. 681
  61. Общение с Богом – блаженство 5т., стр. 68
  62. Объяснительная 5т., стр. 689
  63. Основание строительства 5т., стр. 698
  64. Охота 3т., стр. 630
  65. Охрана 3т., стр. 635
  66. Патриотизм истинный 4т., стр. 553
  67. Письма 4т., стр. 563
  68. Подозрение 5т., стр. 574
  69. Послушание 5т., стр. 727
  70. Потеря 3т., стр. 640
  71. Православие и язычество 3т., стр. 646
  72. Предчувствие 2т., стр. 694
  73. Преображение 4т., стр. 588
  74. Преображение – «якоже можаху» 2т., стр. 702
  75. Преображение 1т., стр. 699
  76. Приблизьтесь ко Мне! 6т., стр. 682
  77. Привычка 3т., стр. 656
  78. Придите, поклонимся... 6т., стр. 689
  79. Приобретайте друзей 6т., стр. 697
  80. Прозвища 4т., стр. 597
  81. Псалом 103 – вечером 6т., стр. 710
  82. Путь праведных 5т., стр. 731
  83. Пчёлы 1т., стр. 713
  84. Разборки 4т., стр. 610
  85. Рай и ад 3т., стр. 671
  86. Сватовство 3т., стр. 679
  87. Раскаяние 1т., стр. 725
  88. Ревизия 2т., стр. 600
  89. Ревность 6т., стр. 717
  90. Родители и дети 3т., стр. 695
  91. Рождество Христа 5т., стр. 703
  92. Рождество Христово 5т., стр. 711
  93. Рождество 6т., стр. 735
  94. С кем поведешься 4т., стр. 623
  95. Самость и гнев 3т., стр. 700
  96. Свобода 9т., стр. 288
  97. Свобода 2т., стр. 641
  98. Слухи 4т., стр. 631
  99. Смех 9т., стр. 298
  100. Смотрение Твое, Господи! 9т., стр. 310
  101. Собака 4т., стр. 638
  102. Соглядатаи 3т., стр. 687
  103. Солнце 9т., стр. 319
  104. Соседи 3т., стр. 709
  105. Сострадание 3т., стр. 719
  106. Сохранность 3т., стр. 719
  107. Спасение 4т., стр. 655
  108. Спор, ссора 4т., стр. 669
  109. Ссора 9т., стр. 331
  110. Стихии 9т., стр. 340
  111. Странноприимство и наследственность 3т., стр. 704
  112. Страху Господню научу вас 9т., стр. 347
  113. Суждение и осуждение 4т., стр. 677
  114. Телефон 3т., стр. 729
  115. Транспорт и путешествие 9т., стр. 349
  116. Троица 4т., стр. 689
  117. Туалет 4т., стр. 697
  118. Тщеславие 4т., стр. 706
  119. Успение 2т., стр. 630
  120. Хозяин и работник 2т., стр. 649
  121. Хочу и надо 4т., стр. 715

Занятие из книги — Лапкин И.Т. «‎…открытым оком», том 3, стр.578


Мне очень любезен епископ Михаил (Семёнов). Когда ему говорили его единоверцы-старообрядцы, что вот так у нас принято, а не так, как ты желаешь, он отвечал словами Христа: Мф.19:8 – «А сначала не было так». Христианство пришло на Русь практически через тысячу лет – 988 год. Если у нас только за четыре года происходят такие изменения, и в стране… а мы думаем, что через тысячу лет сохранилось бы само так, как и было? Были те, кто искал своего в церкви все эти годы; другие были духовные люди, но они родились и воспитывались, и впитывали в себя уже не первоапостольское христианство, а ту византийщину, красочную и не Евангельскую. Сегодня наши строят в Потеряевке, чтобы выжить, чтобы всё было прочно, тепло и надежно, и дешевле. Но пройдет короткое время и посмотрите, кто будет побогаче, какие финтифлюшки начнут крутить на наличники и на заборы. Сегодня только бы от коров оборониться двумя жердями кривыми. Потом штакетник сюда повезут, и узорчатые ворота из чугунного литья пойдут. Так и в церкви: простое, необходимое для уверования и жизни во Христе, потом всё было изукрашено, сделалось пышным и красочным, но по содержанию скрытым, непонятным и очень часто и в очень многом – бесполезным.

Слово «Крест» встречается в Библии 27 раз и все только в Новом Завете. Вообще же, как составное у других слов, встречается 188 раз. Крест – по-еврейски «цлав», Распятие. По-латински – «крукс».

Когда на Богослужении вслушиваемся в песнопения, то нам говорят они о том, как уже в пророчествах было людям дано предзнаменование о Кресте: Моисей крестообразно простер руки, Моисей крестообразно ударил в камень и крестообразно в море, и на кресте повесил змея. Если же с нами будет здесь любой сектант, и он спросит: а где в Библии об этих пророчествах сказано, а то мне их не показали, а я и не знал; то мы должны будем честно сказать ему: прости нас, но в Священном Писании нет ни слова об этом. Это только в наших «типиконах» и «октоихах», и «осмогласниках». Чего нет, того нельзя найти. Еккл.3:14 – «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его». Так как же так, мы поём уже сотни лет это, и вдруг оказывается, что ничего этого и нет? Да, нет! Так и нужно сказать, что нет ни одного пророчества явного о кресте в Слове Божием. Намеки могут истолковываться по разному. Слово «крест» в Ветхом Завете вообще не встречается. Прочитайте на слово «крест» и «распятие» в словаре Нюстрема или у Никифора, и там найдете подробное описание мучений на кресте, и когда эта казнь была введена. Если кто знает, где в Библии написано о кресте, пусть бы показал. Это как загадка: придумать шесть слов, которые оканчиваются на «со». Да если еще что-то ребенку пообещать за эту мудрость, да если еще назовешь ему четыре слова на это окончание: мясо, просо, колесо, лассо.., и тем более эти слова у него под рукой, то он тут же начинает морщить могучий лоб… А других-то слов и нет вовсе. Так и эти загадки для нас, православных. Нет! Так и нужно говорить. Гал.3:13 – «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]». Быть повешенным – для израильтян считалось страшнее худшей казни. Отлучение от синагоги расценивалось пострашнее самого наказания – это отвержение от Иеговы навеки. Повесить – значит снять проклятие. Так было во время засухи, когда узнано было, что это наказание за Гаваонитян, то они выпросили 7 человек из дома Саулова – их палача, и были они повешены, и гнев Божий утих.

2Цар.21:1-4,6,9 – «Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян. Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды. И сказал Давид Гаваонитянам: что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне? И сказали ему Гаваонитяне: не нужно нам ни серебра, ни золота от Саула, или от дома его, и не нужно нам, чтоб умертвили кого в Израиле. Он сказал: чего же вы хотите? я сделаю для вас. ...Из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их [на солнце] пред Господом в Гиве Саула, избранного Господом. И сказал царь: я выдам. ...И отдал их в руки Гаваонитян, и они повесили их [на солнце] на горе пред Господом. И погибли все семь вместе; они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя».

Кто такие гаваонитяне? Это обманщики, которые хитростью спасли себе жизнь, сказав, что они из дальней страны. Заключил с ними Израиль договор, что не поразит их. Но через три дня узнали, что это их соседи, и потому наложили на них оброк. Иис.Нав.9:27 – «И определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для [всего] общества и для жертвенника Господня; [посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия] даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы Господь». Это небольшое племя, видя, как все языческие племена, даже соединившись между собой в антанты, были разбиты этим, неведомо откуда взявшимся полчищем, прибегли к такому маневру.

И.Нав.9:14 – «Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества. А чрез три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них; ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день; города же их [были]: Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим. [Иисус и] сыны Израилевы не побили их, потому что [все] начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым. За это все общество [Израилево] возроптало на начальников. Все начальники сказали всему обществу: мы клялись им Господом Богом Израилевым и потому не можем коснуться их; а вот что сделаем с ними: оставим их в живых, чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им». Данное слово нужно крепко держать. Но царь Саул пренебрег этим и стал их уничтожать. Это тогдашним черносотенцам очень нравилось, и священники не воспротивились царю. Но царь Саул был поражен великим поражением, и весь дом его пошел на истребление. Вот теперь за просчеты папаши стали отвечать детки.

Еще раз напоминаю вам: вы тут все пожелали добровольно жить, трудиться для славы Божий; так не нарушайте же устав деревенский, чтобы не было это пред Богом как нарушение клятвы. За плод с древа познания добра и зла – наказание на древе, быть повешенным. Это полностью сбылось на Христе. Он освятит это древо Креста.

Римляне как завоеватели языческие внесли на иудейскую землю Крест, как древо проклятия, как форму казни, ужасной и жестокой. И сколько против этого Израиль ни бунтовал, но обязан был подчиниться – беглые бунтовщики и государственные преступники, революционеры распинались. Крест ждал Главного Виновника. Иоан.1:29 – «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Крест был не восьмиконечный, но в виде буквы «Т». Кто учил историю древнего мира, посмотрите на восстание Спартака (74-71 гг.), тысячи рабов были повешены на крестах. Иоан.3:14 – «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Евреи усвоили наконец, что этот вид казни им нужен, и они выпрашивали его для самых презренных и ненавистных им людей. Побить камнями, свергнуть с вершины – это слишком льготно было бы для Христа. Они выпрашивали именно крестную казнь у Пилата. Иоан.18:31 – «Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи  сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого». Пилат отдавал Его в руки их закона. Но они в данном случае претендовали на закон римлян, чтобы побежденные судили по закону победителей. И ревновали об этом – это верх разложения презренной души богоотступников. Стефана убили, Павла хотели зарезать, даже сорок человек против одного. Деян.23:21 – «Но ты не слушай их; ибо его подстерегают более сорока человек из них, которые заклялись не есть и не пить, доколе не убьют его; и они теперь готовы, ожидая твоего распоряжения». Пилат не давал им разрешение на побитие камнями, они его имели всегда. Но вот распинать на кресте – это прерогатива языческого Рима. Произнести имя казненного на кресте, значило вызывать память о том, кто горит в огне с диаволом. Это  наводило ужас на первых последователей за Христом. Но они перешагнули через эти предрассудки. Евреи действовали самоуправно, стихийно, по-дикарски. Ложь уже охватила все сферы государственного организма, как в России в нынешнее время. Даже прокуроры и судьи были продажные и лживые. Дан. 13 гл. Соф.3:3 – «Князья его посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости». Не имели власти беззаконно убить на кресте.

Прообразования креста в Ветхом Завете чрезвычайно туманны, нечетки и сомнительны. Даже святые отцы не смогли определенно вынести решение о том, в какое конкретно время воскрес Христос. Условно считают, что вначале суток. Имеет ли это значение? Что касается пробразования креста в Ветхом Завете, то можем допустить, что было нечто и крестообразно. Относительно помазания кровью косяков и перекладины, и порога говорим: доказательства совершенно не подходящи, полностью отрицательны. Порога не было в шатрах, и на нем не могла быть кровь святыни, чтобы не была попираема. Не могли же евреи относиться к жертвенной крови пасхального агнца менее благоговейно, чем мы к воде после крещения в купели. Есть треугольник. Так и надо говорить. Слово «прообраз» отсутствует в Библии. Берем слово «образ». Оно встречается в Библии 186 раз. Прем.Сол.2:23 – «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего»; Сир.44:15– «Енох угодил Господу и был взят на небо, – образ покаяния для всех родов». Сир.49:11 – «он напоминал о врагах под образом дождя и возвещал доброе тем, которые исправляли пути свои». 1Кор.10:6,11 – «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков».

Предсказания были о смерти Христа. Что же все таки прообразовало Крест Христов? Жертва за грех, чувство вины за содеянное преступление всегда ищет того, кто ответил бы за это. Первая жертва от Авеля, и Бог принял ее. Евр.9:9 – «Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего». Бог требует того, к чему мы привязаны. Десятина дорога нам, и не жалей ее. Жертва невинная и с пролитием крови и от чистых животных, жвачное и парнокопытное прообразовало Христа. Иоан.1:29 – «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Иоан.1:36 – «И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий». Жертва возлагалась на жертвенник, как правило, из 12 камней. Исх.40:10; 29:37 – «Помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая»; «семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится»; 30:27 – «и сделай из сего миро для священного помазания, … и помажь им … жертвенник всесожжения … освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится». Жертвенник был стационарный, окроплялся кровью. Указанные жертвы все исполнились во Христе Иисусе. Жертвенник указывал на крест. Святость жертвенника была от помазания, от крови, от освящения. Евр.9:13-14 – «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» К жертвеннику Ветхого Завета обращались как к одушевленному предмету; тем более мы прямо ко Кресту обращаемся: «О пречестный Животворящий Крест Господень! прогоняй бесов!» 3Цар.13:2 – «И произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе». Ненавидят жертвенники грешники и разрушают их, ломают кресты в революцию. Пс.25:6 – «Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи». Пс.137:2 – «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего». Главный жертвенник Иегове – в Иерусалиме; но если люди отступают от Бога, то никакие кресты не помогут. 4Цар.18:22 – «А если вы скажете мне: «на Господа Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»?» Иер.17:1 – «Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их». Страшное дело!

Люди стали относиться ко Кресту, как к фетишу, чисто по-язычески, по-шамански. Ос.8:11 – «Ибо много жертвенников настроил Ефрем для греха, – ко греху послужили ему эти жертвенники». Малах.1:7; 2:13 – «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» – Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения… И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших».  Во имя креста и Христа заставляли клясться на том Евангелии, в котором прямо запрещена клятва.

 Новозаветный жертвенник – крест Спасителя и наше отношение к нему. Мф.5:23-24 – «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». 1 Кор.9:13 – «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?» – десятина служителям Креста. Евр.13:10 – «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии». Откр.6:9; 9:13 – «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели… Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом», Жертвой называется самое лучшее, что и мы приносим Богу. Прем.3:6 – «Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную». Сир.34:18-20 – «Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных неблагоугодны; не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых и множеством жертв не умилостивляется о грехах их. Что заколающий на жертву сына пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных».

 По «Симфонии на жития святых» около 46 житий рассказывают о чуде от святого креста. Тысячи и более того случаев не описаны нигде. 20 октября, Киприан Карфагенский диаволу сказал: «Боишься и тени Креста!» От креста – крестное знамение. При исцелениях в житиях описано около 56 раз. Молились первые христиане крестообразно, стоя или лежа на земле – 17 житий с указанием на это. В 42 житиях встречается упоминание об алтаре, и 8 раз о чудесах при принесении жертв. Крест скорби и печали; когда говорится о кресте, то всегда имеются в виду муки и смерть Христа. Кол.1:20 – «И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное». Сектанты говорят: вы поклоняетесь кресту, а Христос пригвоздил к нему наши грехи, то есть рукописание грехов, их перечень. Кол.2:14 – «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту»; в действительности же на кресте было написано только: Иисус Христос – царь иудейский. 1 Кор.2:13 – «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным». 

Спасутся ли не имеющие крест вещественный ни в доме, ни на себе, ни на могиле? Что прообразовало Богородицу в Ветхом Завете? Лестница, сосуд с манной, дверь, ручка? Ее прообразовал ковчег, в котором находились скрижали, слово Божие. А остальные сравнения на совести тех, кто написал это, в пустыне сидя. Пс.44:14 – «Вся слава дщери Царя внутри». Единственное место без всяких разъяснений.

Ненавистники креста – иеговисты – изображают Христа висящим на столбе, за руки привязанного. Да, такой вид казни тоже был в других странах и в другое время. Но вот слова Христа о Петре: Иоан.21:18 – «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». Прострешь – протянешь. Есть намек на то, что Петра будут распинать. Лк.23:26 – «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом». Слово «крест» и «столб» всё же разные вещи, это понятно любому, кто играет в крестики-нолики, кто переходил перекресток улицы, кто попадал в перекрестье прицела. Любой строитель, автомобилист знает слово «крест». Явно, что иеговисты тут хватили через край в своей дурости и безумствуют уже над разумом. Иоан.12:33 – «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет». Иоан.18:32 – «Да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет». Иоан.21:19 – «Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною». Славой Христа называется крест, Его страдания на Голгофе. Иоан.17:5 – «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Значит, Петр похожей смертью умер. Предание сохранило, что был он распят вверх ногами. Апостол Павел был римским гражданином, и потому он избег распятия на кресте. В 335 году установлено празднование крестовоздвижения, а обретен крест в 326 году. Нет никаких доказательств, что найден именно крест Христов. Воскреснуть тот человек, который воскрес, когда на него возложили найденный крест, мог от любого креста, на котором были распяты христиане. Ссылка только на чудо воскресения и исцеления; но нет никаких доказательств, что Туринская плащаница есть именно та, в которую было завернуто тело Христово. Самые последние исследования показали, что материя эта была в первом веке изготовлена. Дата празднования крестовоздвижения установлена не в связи с обретением креста, а в связи с завершением строительства храма. В двунадесятые праздники в честь Господа Христа и Богородицы дается послабление в пище: в Богородичные разрешают только на рыбу и растительное масло. И только один есть двунадесятый праздник – крестовоздвижения – пост строгий. Здесь одерживает верх страдание Христово. Даже если случится праздник этот и в воскресение. Это праздник пятницы, ибо в пятницу был распят Христос. Как мудро устроили всё в церкви. Все песнопения о страдании Иисуса. Пятница в течение года целиком посвящена воспоминаниям о смерти Создателя нашего Христа, умершего за грехи каждого из нас.

Главные признаки празднования Крестовоздвижения – не возможность телесного исцеления, но обновление чувств высшей благодарности Христу за Его страдания за каждого из нас. Каждый народ жаждет национальной святыни; для евреев это Иерусалим, храм, жертвенник и ковчег. Для Христиан – Иерусалим, крест Христов, гробница. Для русских – храм Христа-Спасителя, могучая Россия и русские святые. Но когда люди грешат, то ни одна святыня никому не поможет, но – разрушение Иерусалима, пленение ковчега, разрушение храмов; там и здесь – гибель нации. И нужно стремиться не к возврату святыни, не в крестовые походы. Мог ли праздник Крестовоздвижения быть установлен при Апостолах? Нет, конечно. Тогда была одна проповедь.

Жертвенник был из 12 камней, а сегодня 12 апостолов по всему миру разнесли благоухание проповеди о Жертве Христовой.


812