размер шрифта

Поиск по сайту



Суждение и осуждение


Суждение и осуждение

  1. Ангелы на Рождество 5т., стр. 533
  2. Берегись 3т., стр. 453
  3. Русская нация 9т., стр. 274
  4. Беспечность 3т., стр. 459
  5. Благодарность 4т., стр. 472
  6. Бог века сего 3т., стр. 474
  7. Богослужение 3т., стр. 484
  8. Вода 1т., стр. 583
  9. Вознесение 3т., стр. 497
  10. Волхвы и звезды 5т., стр. 717
  11. Воскресный день 5т., стр. 538
  12. Времена. Не опоздать! 3т., стр. 509
  13. Все ко Христу придите 5т., стр. 544
  14. Вход Господень в Иерусалим 6т., стр. 634
  15. Выбор друзей 1т., стр. 593
  16. Выговори ему 2т., стр. 672
  17. Вышел сеятель сеять 6т., стр. 640
  18. Глаза 3т., стр. 530
  19. Гости 1т., стр. 609
  20. Гром и молния 5т., стр. 548
  21. Да созиждутся стены 6т., стр. 645
  22. День Петра и Павла 6т., стр. 668
  23. Дерзновение 5т., стр. 553
  24. Дерзость и дерзновение 4т., стр. 490
  25. Долг 5т., стр. 558
  26. Допрос 1т., стр. 625
  27. Духовное служение 4т., стр. 500
  28. Жатва 5т., стр. 565
  29. Забвение 5т., стр. 571
  30. Завещание 2т., стр. 711
  31. Земля 4т., стр. 512
  32. Знамя 3т., стр. 540
  33. Ибо во век милость Его 5т., стр. 592
  34. Инструменты и предметы быта 5т., стр. 596
  35. Исполнение (лично потеряевцам) 1т., стр. 637
  36. Книга и писательство 5т., стр. 507
  37. Колокол 5т., стр. 625
  38. Конфликты 3т., стр. 545
  39. Кости 3т., стр. 568
  40. Крапива 3т., стр. 572
  41. Красота спасет мир 2т., стр. 722
  42. Крест и крестовоздвижение 3т., стр. 578
  43. Купля и продажа 3т., стр. 586
  44. Крестный ход 1т., стр. 654
  45. Любовь Божия 4т., стр. 520
  46. Любовь к овцам 6т., стр. 663
  47. Люди и деревья 4т., стр. 526
  48. Математика 4т., стр. 535
  49. Молитва 5т., стр. 637
  50. Море 3т., стр. 596
  51. Надежда на море? 5т., стр. 647
  52. Надписи 5т., стр. 652
  53. Наказание 3т., стр. 609
  54. Наркоз 4т., стр. 546
  55. Научи нас оправданиям Твоим 5т., стр. 667
  56. Не буду более говорить 3т., стр. 624
  57. Несчастный случай 5т., стр. 672
  58. Ныне отпускаешь раба Твоего 5т., стр. 678
  59. О браке 1т., стр. 666
  60. О труде 1т., стр. 681
  61. Общение с Богом – блаженство 5т., стр. 68
  62. Объяснительная 5т., стр. 689
  63. Основание строительства 5т., стр. 698
  64. Охота 3т., стр. 630
  65. Охрана 3т., стр. 635
  66. Патриотизм истинный 4т., стр. 553
  67. Письма 4т., стр. 563
  68. Подозрение 5т., стр. 574
  69. Послушание 5т., стр. 727
  70. Потеря 3т., стр. 640
  71. Православие и язычество 3т., стр. 646
  72. Предчувствие 2т., стр. 694
  73. Преображение 4т., стр. 588
  74. Преображение – «якоже можаху» 2т., стр. 702
  75. Преображение 1т., стр. 699
  76. Приблизьтесь ко Мне! 6т., стр. 682
  77. Привычка 3т., стр. 656
  78. Придите, поклонимся... 6т., стр. 689
  79. Приобретайте друзей 6т., стр. 697
  80. Прозвища 4т., стр. 597
  81. Псалом 103 – вечером 6т., стр. 710
  82. Путь праведных 5т., стр. 731
  83. Пчёлы 1т., стр. 713
  84. Разборки 4т., стр. 610
  85. Рай и ад 3т., стр. 671
  86. Сватовство 3т., стр. 679
  87. Раскаяние 1т., стр. 725
  88. Ревизия 2т., стр. 600
  89. Ревность 6т., стр. 717
  90. Родители и дети 3т., стр. 695
  91. Рождество Христа 5т., стр. 703
  92. Рождество Христово 5т., стр. 711
  93. Рождество 6т., стр. 735
  94. С кем поведешься 4т., стр. 623
  95. Самость и гнев 3т., стр. 700
  96. Свобода 9т., стр. 288
  97. Свобода 2т., стр. 641
  98. Слухи 4т., стр. 631
  99. Смех 9т., стр. 298
  100. Смотрение Твое, Господи! 9т., стр. 310
  101. Собака 4т., стр. 638
  102. Соглядатаи 3т., стр. 687
  103. Солнце 9т., стр. 319
  104. Соседи 3т., стр. 709
  105. Сострадание 3т., стр. 719
  106. Сохранность 3т., стр. 719
  107. Спасение 4т., стр. 655
  108. Спор, ссора 4т., стр. 669
  109. Ссора 9т., стр. 331
  110. Стихии 9т., стр. 340
  111. Странноприимство и наследственность 3т., стр. 704
  112. Страху Господню научу вас 9т., стр. 347
  113. Суждение и осуждение 4т., стр. 677
  114. Телефон 3т., стр. 729
  115. Транспорт и путешествие 9т., стр. 349
  116. Троица 4т., стр. 689
  117. Туалет 4т., стр. 697
  118. Тщеславие 4т., стр. 706
  119. Успение 2т., стр. 630
  120. Хозяин и работник 2т., стр. 649
  121. Хочу и надо 4т., стр. 715

Занятие из книги — Лапкин И.Т. «‎…открытым оком», том 4, стр.677


Что такое суд? Тема зыбкая, потому что очень многие накушались речей пустынников и считают, что лучше бы языка и не было, тогда бы и не согрешил, не нужно было бы ни рассуждать ни о чем, а только поклоны бить в храме и неленостно посещать службы. Другие же являются прокурорами и судьями над всем миром. Каждое дело они легко могут рассудить, только себе никак ума не дадут. Этой должностью пользуются больше женщины, но и мужчины с дубовыми мозгами карабкаются на эту должность. Каким путем пошла церковь, вот это тоже надо рассмотреть. Что об этом говорит Бог? Когда по Библии рассмотришь, то сразу и видно, что не права ни та, ни другая сторона. Если было дано указание встать только на одну сторону, то что нам лучше? Ответ: закрой рот. И этим не согрешишь. Когда умирал молодой христианин Досифей, ученик Дорофея, то был радостен лицом. Братия этому дивилась, ибо имели все страх Божий. И они знали, что он никакого особенного подвига не творил. Он же ответил одно: я никого и никогда не осудил.

Можно не судить. Слово «суд» встречается в Библии 845 раз. Бог повелевает творить суд справедливый на земле. Пс.149:9 – «Производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его. Аллилуия». Как судить и кому? Лев.19:15 – «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего». Вывод каждый делай сам, я же только даю информацию, чтобы было из чего вам сделать выбор на поступок. Если бы этот стих исполняли, то не было бы ни расстрела царя, ни «троек», ни «чрезвычаек». Россия была бы сегодня с братьями и сестрами, которых нет возле нас; мы – страна сирот. Куда ни ткнись, везде пустота, того войной захлестнуло, этого сожрал Сталин, этого заморил Хрущев.

Перед судом все одинаковы должны быть, великие и малые, родственники и чужестранцы. Втор.1:16-17 – «Дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его». Втор.17: 8-13 – «Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, [чтобы призываемо было там имя Его,] и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить; и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь [Бог твой, чтобы призываемо было там имя Его,] и постарайся исполнить все, чему они научат тебя; по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, — и так истреби зло от Израиля; и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко». Человеческий суд может быть ложен, и это особенно когда судят без знания Библии. 2Цар.19:5-6 – «И пришел Иоав к царю в дом и сказал: ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жен и жизнь наложниц твоих; ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди и слуги; сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее». Иов.19:7 – «Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда». 2Цар.8:15 – «И царствовал Давид над всем Израилем, и творил Давид суд и правду над всем народом своим». Иез.33:14 – «А когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду». Судя кого-либо, тщательно сверяйся с волей Бога. Пс.149:9 – «Честь сия — всем святым Его». Более всего на суде грешим языком. Прит.16:10 – «В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде». Закон гласил, что если человек лжесвидетельствует, то «сделайте ему то же» Втор.19:19. Сегодня этот стих не работает совершенно, лгут, меняют свои показания. Грешники презирают суд. Прит.19:28 – «Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду». Еккл.3:16 – «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда». Еккл.5:7 – «Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший». Еккл.8:11 – «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло». Ис.59:11 – «Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его, — спасения, но оно далеко от нас». Ис.59:14-15 – «И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда».

 Вся надежда у обиженных только на Бога, что Он рассудит. Иез.7:27 – «Царь будет сетовать, и князь облечется в ужас, и у народа земли будут дрожать руки. Поступлю с ними по путям их, и по судам их буду судить их; и узнают, что Я Господь». Пс.93:15 – «Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем». А сегодня на суде побудет человек и его тошнит, как после отравленной пищи. Ам.5:7 – «О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю!»

 Христос в отношении суда ничего не изменил. Матф.5:21 –«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Лук.11:42 – «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять». Нужно стараться творить правильный суд. В нашем уставе оговорено, чтобы никогда в мирской суд не обращаться, пока сами здесь не вынесут решения. Если же дело того потребует, тогда получить «добро» на суд у внешних. Никогда ни устно, ни письменно не пишите в органы власти никаких заявлений, жалобы друг на друга. Это позор для верующих, когда дети Божии лезут к безбожникам и у них ищут справедливости, если сами еще и не попытались примириться между собой при священнике. 1Кор.5:12-13 – «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас».

1Кор.6:1-6 – «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными».

1Кор.10:15 – «Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю». Христос не учил, что не судите, то есть не разбирайте дел. Иоан.7:24 – «Не судите по наружности, но судите судом праведным». Сир.11:2 – «Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его». Апостол Павел был сторонником всестороннего рассмотрения дела своего в мирском суде. Деян.16:37 – «Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас». Деян.22:25 – «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» Деян.25:10-11 – «Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева».

Прошло четыре с половиной года, пока он, догнивая, доплыл до суда кесаря в Рим. Но от своего не отступился. Такой вот буквалист был этот раввин из Тарса. Это предварительное заключение глашатая истины тоже не было зряшным, это нужно было всей вселенской церкви. Кол.1:24 – «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь». В десятисловии запрещалось произносить имя Господа Бога напрасно (Иегова – Сущий). Такого человека без наказания Бог не оставит. Заповедь с прещением, с наказанием. Если ты произнес слово «Господи», то обязательно и добавь, чего ты хочешь: подай, спаси, сохрани, успокой, утишь, защити, приведи. Исх.20:7 – «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». И чтобы не нарушить эту заповедь, евреи обезопасить старались себя и совершенно не употребляли имя Бога, а заменили его другим – «Адонаи» – Господь.

Святые мужи в Новом Завете к осуждению относились примерно так, как Израиль к имени Иегова. Есть такой рассказ, что жил один барин, вольно и весело, брал от жизни всё, что можно. А барыня его была глубоко верующая и таких же слуг держала близ себя. И как-то разговорились они со своим неблаговерным, и он выдал общую норму поведения: не обманешь – не проживешь; сейчас в наше трудное время все лгут. Барыня же возразила, что вот у нее слуга Артемий никогда не лжет. – «Этого не может быть, ты просто его не знаешь. Он сегодня же тебе соврет и не заржавеет у него, и ты поймешь, что с мужем не следовало так вольно разговаривать и спорить о том, в чем не разбираешься». Барыня же напомнила, что она знает его не один год, и этот управляющий ходит вместе с ними в церковь, и ни разу и нигде он ее не обманул. – «Хорошо». Барин и вызывает его и говорит ему: «Скажи барыне, что я уезжаю на охоту». Сам же уже собак вывел, и вся дворня тут же, и его провожают, кони пляшу под седоками. «Хорошо, хозяин», – и повернулся и скрылся в покои госпожи. Как только он в двери вошел, барин сразу же дал отбой: «Никуда не едем, а завтра мы в другое угодье с ночевкой лучше съездим. Распрягайте, хлопцы, коней!» Заходит к барыне и смеется: «Ну как, он сказал тебе, что мы уехали на охоту?» – «Нет, он не сказал, что вы уехали на охоту». – «Не сказал? На конюшню его, что не выполнил мое приказание сказать о том тебе». – «Нет, ты подожди». – «Так он же не сказал!» – «Не сказал так, но он сказал: «Барыня, хозяин велел вам передать, что он уезжает на охоту, но, когда я уходил от него, он одной ногой стоял в стремени. Больше я сказать не могу ничего, вторую ногу он еще не поднял». Скрывая раздражение и свое поражение, барин потер бритый подбородок: «М-да! Тут что-то не так!» – и вышел, крутя головой и криво ухмыляясь.

Разве у нас так? Сколько наговорит человек и всё подтвердит: «За что купил, за то и продаю; я ничего не придумал, правду говорю, я сам так понял». Разносчик непроверенных слов уподобляется заразной мухе, – говорит святой Иоанн Златоуст, – и поражает сразу троих: себя, слушающего и того, кого судит, грехом осуждения недугуя. Судя, мы должны подражать Богу и не судить превратно.

Богатые более склонны к неправде. Иак.2:6,13 – «А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом». Прежде суда Божия не выноси окончательного решения, иначе незачем приходить Христу. В этот ряд входят и все канонизации, когда дедушки решают, кого в рай отправить, и всех своих единоверцев туда толкают, кто Филарета и Феофана, кто Сигизмунда и Карла. 2Пет.2:11 – «Тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда». Иуд.1:9 – «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»». Примерно в 20 раз чаще говорится о Суде Божием, чтобы дело разрешилось на Его Суде, если здесь не могут решить. Есть тайное осуждение. Приходят к нам еретики-иеговисты. Только начали говорить, а они ни Троицу не признают, ни распятие Христа, ни Божию Матерь, ни церковь, ни даже другие секты. И Библию исказили под свои заблуждения и пользуются таким искаженным переводом. Они сразу же нам : «Написано: «Не судите, да не судимы будете». Почему же вы нас судите?» Вот так и уполномоченный по религиям и коммунисты первым делом суют стих, что всякая власть от Бога. Они сначала уничтожили власть, расстреляли невинных людей, а потом себя провозгласили бандиты и людоеды властью, и чтобы их не судили и ни слова про них не говорили. Так и эти всё осудили, а теперь их не трожь.

Не имеющие страха Божия еретики пользуются очень активно словом «не судите» в ущерб себе. Это примерно так выглядит. Ограбленный нашел своего обидчика, и видит на нем свою одежду, и ведет его в милицию, и требует свое назад. А этот уперся: «Да где же это видано, что с человека вот так снимали одежду?» – «Так она же не твоя, она его, а тебе она чужая». – «Теперь это не важно, она на мне». Сектанты, которые отвергли Церковь Христову, этим они осудили, как ложных, всех святых отцов и их труды, и каноны, и весь опыт церковный. Они же в ответ: «Вы сами себе это написали; как ваш Николай Чудотворец убил табуреткой Ария доброго, нашего пресвитера, и его еще за святого считают!?» Ну не убил и не табуреткой, а за богохульство брязгнул его по зубам. Это не дало основания именно за это считать Николу за святого, он даже был наказан тут же на соборе и снят с председательского места. И когда сектанты говорят «не судите», то вы сначала посмотрите, на какой позиции он стоит, этот «несудильщик». Он говорит: «Не судите наши заблуждения». А его заблуждения и ересь мы просто обязаны осудить. Мы должны сказать, что ересь осуждена вечному наказанию вместе с тем, кто ее исповедует. Вы осудили и Златоуста, и Василия Великого, и всех до единого богоносных мужей.

Судиться можно ли друг с другом? Матф.5:40 – «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». Матф.7:1 – «Не судите, да не судимы будете». Лук.12:14 – «Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?»По возвышенному духу Нового Завета лучше претерпеть, надеясь пробудить совесть обидчика. Бог осуждает несправедливый суд, а не вообще суд. Иоан.7:51 – «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» Иак.4:11-12 – «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» Рим.2:1 – «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». Суд должны править люди верующие, облеченные на это властью, с чистой совестью. Какой суд, такое и государство. 1Кор.2:15 – «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может». Запрещается выносить окончательное решение о вечной участи человека, хотя в житиях это встречается неоднократно. Смотри тему о рае и аде в нашей книге «Симфония на жития святых». 1Кор.4:5 – «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Верующие должны судиться между собой только. 1Кор.5:12-13 – «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас». Верующий, имея знание Писания, может рассуждать правильно и о неверующем выносить истинное суждение. 1Кор.14:24 – «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится».

Судьи должны быть просвещены Духом Святым, жить во Христе. «Кто судьи?» Это еще из римского права – «кому это выгодно?» Иак.2:4 – «То не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» Прем.Сол.8:11 – «Окажусь проницательным в суде, и в глазах сильных заслужу удивление». Каждая мать имеет законное право суда над детьми. Сир.3:2 – «Ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями». Факты должны быть неоспоримыми, и не нужно подтягивать к пользе кого-то. Сир.20:4 – «Что — пожелание евнуха растлить девицу, то — производящий суд с натяжкою». Если тебя ставят судьей, не стыдись этого. Сир.42:2 – «Не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета, и суда, чтобы оказать правосудие нечестивому». Это почетное звание и доверие тебе от народа. Пс.149:9 – «Производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его». 3Ездр.2:20 – «Оправдай вдову, дай суд бедному, помоги нищему, защити сироту, одень нагого». И кто от этого отказывается, может стать подобным идолу: отойдите от меня, идите и разбирайтесь сами между собой. Посл.Иер.1:53 – «Суда не рассудят, обидимого не защитят, будучи бессильны». Человека, занятого только житейски делами, будь он тракторист, кузнец, не ставят рассуждать в судебных делах, иначе он такое насудит, что будешь охать. Сир.38:38 – «И однако ж они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами». Судья должен быть мужественным, не малодушествовать и не брать подарков. Сир.4:9 – «Спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь». Избирать на эту должность необходимо пожилых, опытных в жизни. Сир.25:6 – «Как прилично сединам судить, и старцам — уметь давать совет!» И судья всё должен примерять на себя. Пс.50. Давид осудил на смерть того, кто взял у соседа его единственную овечку, не зная его. Но когда узнал, что это он сам и есть, он сразу же отменил смертный приговор. Строжайше осудил укравшего животину, а за убийство человека, законного мужа отнятой у него жены, уже и не высказывает никакого наказания, а только – «согрешил». Закон гласил отдать четыре овцы за украденную. Сир.31:17 – «Суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай».

27 августа, Пимен Великий: «Не твори суд по слуху». У его сестры арестовали сына, при том совершенно безосновательно. Пимен был интересен главе администрации, и он хотел с ним побеседовать, но не мог его вытащить из затвора; тогда вот таким необычным способом решил вызволить его из потаенного места, когда дядя будет ходатайствовать за племянника. Напуганная сестра прибежала в слезах, прося побеспокоиться о единственном сыне, пока его не отправили по этапу. Он написал губернатору: «Если виноват – казни, а если не виноват, то отпусти, не греши».

12 мая, Епифаний. Поставил диакона судить народ. И тот так судит, что тут же посыпались жалобы. Тогда Епифаний решил проверить и встал за ширмой, когда его выдвиженец кого-то судил. Послушал и выгнал его оттуда, и этому диакону Савину сказал: «Иди, акафисты пиши, не порти мнение о нашей братии и о нашем просвещении». А сам же его ставил, святой, уже столетний старец, и ошибся: не того избрал на такую должность.

Когда судишь другого судью, то примерь к себе, а как бы ты судил, будучи этим судьей.

Иов.36:17 – «Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки». Подробно нужно разобрать слова «обличение», злословие, что такое осудить, укорять, упрекать. Слово «обличать» встречается в Библии 94 раза. В притчах – 23 раза, у Сирахова 10 раз. Обличить, представить в истинном свете то, что приняло другую личину, вид, обличье. Пословицы и поговорки пестрят этим словом. 2Тим.3:16 – «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».

Знающий Библию уже запрограммирован на конфликтную ситуацию, ибо слово Христа предполагает, что ты будешь его исполнять и, конечно же, кого-то, хотя бы немного, обличать. Кто-то выдержит это, а иной начнет сразу под тебя подкоп творить, искать и выискивать в твоей биографии «скоромное». Писание меня уже обрекает на напряженную жизнь. Если не обличаешь никого, то в твоих руках слово Истины потеряло свои способности, силу. В этом и смысл Библии, что оно снимает изгарь, окалину, она скоблит и моет всех. Евр.4:12 – «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Иногда как только что-то не по-нему, так пишут записку: это ты специально против меня подыскал такое место. А другой проповедник думает: ну, погоди, в следующий день моя очередь проповедывать, уж я найду подходящее место. Я уж ему врежу. В «Братьях Карамазовых» у Достоевского Зосима говорит о своем обращении к Богу, и как он проповедывал о Боге, и как пред ним один богатый человек решил исповедаться и открыл страшный грех убийства, а потом раскаялся в своем раскаянии, решил и Зосиму убить, пока он никому не рассказал про это злодейство. И об этом он долго повторял слова Писания. Евр.10:31 – «Страшно впасть в руки Бога живого!» Прит.5:12 – «И скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением». Прит.10:17 – «Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает». Сир.21:7 – «Ненавидящий обличение идет по следам грешника, а боящийся Господа обратится сердцем». Прит.13:1 – «Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения». Прит.15:10 – «Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет». Иоанн Златоуст говорит, что если тебя обличили справедливо, то поблагодари; если несправедливо, поблагодари за намерение его, что он тебя любит. Сир.32:19 – «Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему». Прит.15:32 – «Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум». Прит.19:20 – «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым». Еккл.7:5 – «Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых». Сир.20:1-2 – «Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда. Как хорошо обличенному показать раскаяние!»

Нас спрашивают, почему на вас такое гонение на лагерь? Слово Божие дает и на это ответ. Прем.Сол.2:14 – «Он пред нами — обличение помыслов наших». Пока мы есть, есть с чем сравнивать им, и они видят, что они никто. Обличать можно и без слова. Одна девчонка честно ведет себя и ее затаскивают блудные девки их же класса в подвал, и парни насилуют. Такой статьи даже нет в уголовном кодексе. Безмолвное обличение. 3Ездр.16:50 – «Как блудница ненавидит женщину честную и весьма благонравную». Чтобы быть обличителем чего-то, надо жить достойно по этому вопросу. Иначе так получишь между рогов, что и до дому не дотянешь. Промолчать – здесь вариантов последствий молчания намного меньше. А если обличишь, то сотни различных положений может выставиться против тебя лично. Сир.19:28 – «Бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, — и он благоразумен». Сир.20:29 – «Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения». Прит.27:5 – «Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь». Прит.29:15 – «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери».

Обличитель, каким он должен быть? Прит.25:12 – «Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха». Но иногда наступают такие критические моменты в истории государства, как после революции, что не следует обличать, чтобы не погибнуть тут же от руки комиссаров красных. Они ни от кого не принимали ни одного обличения, потому что их ждал 37-ой год. Они слушали только своего пахана в Кремле. Иудиф.2:3 – «И они решили погубить всех, кто не повиновался слову уст его». 2Пар.25:16 –«Когда он говорил ему, царь отвечал: разве советником царским поставили тебя? перестань, чтобы не убили тебя. И перестал пророк, сказав: знаю, что решил Бог погубить тебя, потому что ты сделал сие и не слушаешь совета моего».

Иез.3:26 – «И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом». Мал.3:5 – «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф». Бог посылает Своих слуг и чтобы они не проходили мимо беззаконника, но постарались его наставить на истину. Иез.3:17-19 – «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою». Прит.9:8 – «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя». Прит.24:25 – «А обличающие будут любимы, и на них придет благословение». Матф.18:15 – «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего».

Не просто про себя молиться, а пойти, постучать в окно, вызвать его, поговорить, обсудить, а потом еще двух или трех взять с собой для обличения, если он тебя одного не послушает. И что же? Пустынники про это не читали, что такие душещипательные рассказы написаны про их «мудрость», как они через молчание, через обман «спасали» кого-то.

Слова верующих – обличение всем, кто слышит их проповедь. Иуд.1:15 – «Сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». 1Кор.14:24 – «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится». 1Тим.5:20 – «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели». Еф.5:11 – «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». 1Тим.5:20 – «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели».

2Тим.4:2 – «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Тит.1:9 – «Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». Тит.1:13 – «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере». Тит.2:15 – «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя».

Сир.19:5 – «Преданный сердцем удовольствиям будет осужден, а сопротивляющийся вожделениям увенчает жизнь свою». Как такого обличать? Мимо нас везут пастухи-животноводы сено, и они матюгаются. Подошел и стал разговаривать с Голошубовым Николаем. «Что же ты так сквернишь воздух? Была бы тут мать твоя рядом, разве бы ты стал так выражаться?» – «Нет!.. Хотя... Да нет, стал бы я при ней также, я всегда дома ругаюсь». – «А если бы была тут твоя девушка, с которой ты только что познакомился, и неужели бы так и выплевывал бы эту скверну?» – «Да нет! Хотя... она же тоже так ругается».

 Вот попал объект, никак не уловлю его. С матери его хотел о Божьей Матери заговорить, а с жены – перейти на разговор про Ангела, чтобы устыдить. Но не прошло. Тогда говорю: «Воруешь?» – «Так все же воруют, и я, конечно». – «А если бы ты знал, что в этом магазине четыре милиционера с оружием ждут, засаду сделали, и ты полез бы в эту ночь воровать сюда?» – «Что я – дурак что ли совсем, за кого вы меня считаете?» Так, тут пойдет. Так, тебе нужен всё время глаз над тобой; таким является над нами Бог, и ты так говоришь, что не думаешь, что за каждое слово придется потом отвечать. После этого стал он потише. 677


782