размер шрифта

Поиск по сайту



Глава 44. Толкование на пророка Исайю

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





ГЛАВА 44

1-2. А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал . Этими словами Он открывает, что Он есть страж их, а что причиной и началом их наказания служат они сами, так как Он предал любезного и избранного друга на­казаниям не бесполезно и не без желания его исправления. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней . Здесь Он приводит на память другое благодея­ние: Он желает, чтобы рождение признавалось не делом при­роды, но делом Его, по написанному: дел рук Твоих не презирай (Пс.137:8).

Не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих . Он вспоминает об источниках, которые проистекли в пу­стыне. Подобно тому, как Я желал, чтобы истекли источники, когда вы жаждали, так и теперь Я освобожу вас от скорбей. Излию дух Мой на племя твое, т.е.: Я излию на рождение твое Мое благословение, Мою любовь, Мое бла­говоление, так что Мои благодеяния будут переходить от рода в род. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Один скажет: "я Господень" (ст. 4-5). Великое дело быть в об­щении с Богом и относиться к числу Его служителей! Другой назовется именем Иакова, а иной напишет рукою своею: "я Господень", и прозовется именем Израиля . Но Акила говорит не это, но: будет подражать; Симмах: приготовит себя; Феодотион: притворится. Тот, кто говорит: Божий есмь, притворится во имя Иакова, что переводится "лжец", так что и он обманет врагов своих. Многие из языков, когда увидели дела Божии, совершившиеся ради иудеев в стране персов, пожелали вместе с ними выйти и идти в страну израильскую. Указывая на это, перевод­чики говорят: будет подражать, или притворится во имя Иа­кова.


6-20. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее . Смотри, Он спрашивает не о великом, но о том, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее . Скажи только это; Я не приказываю ему вести речь о прежних временах и о высших силах.
Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы,
и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены . Видишь ли, что они имеют происхождение от людей? Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены . Вновь Он указывает на совершенную бесчувствен­ность идолов. Насмехаясь над изваяниями, пророк поносит их в язвительных выражениях и останавливается на описании того, каким образом делались эти изваяния: плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме . Осталь­ные затем слова относятся к бесславию делателей идолов. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта . Итак, ты не взирай на идола и красоту его, но лучше размышляй таким образом: где женаходится другая половина той части, которую сожгли, которая была употреблена для топлива и на другие их потребности? Она была сожжена и превращена в пепел. Осмеивая их, пророк вместе с тем приводит здесь слова согреваемых: хорошо, я согрелся; почувствовал огонь .
А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой". Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?" Акила говорит: и не ска­жет: ужели ложь в деснице моей? Смотри, каков смысл обвинений.

21-23. Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня . Он не говорит ничего иного, как только то, что требует человек. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако . Он показывает легкость для Него таких дел. Изглажу беззакония твои , говорит, обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя . Видишь ли, не только в благодеяниях нужно нам иметь упование на Бога, но также обращаться и просить Его. Обратись ко Мне , говорит; ты несправедливо поступаешь, когда говоришь: я не смею, так как я исполнен бесчестия. Я искупил тебя . представление извинительных причин всегда служит стеною, преградою, препятствием и стыдом. Обманутое сердце ввело его в заблуждение , как почитающих, так и тех, кому воздают почитание. И несть лжи в деснице Моей (в русском переводе этих слов нет), т.е.: так как дело, которое им нужно совершить, велико и превышает их силы, то Я явлюсь помощником, защитником и крепостью их. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле . Подобно этому говорится: тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (Римл.8:19); или: вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Римл.8:22). Точно также и здесь, в знак их примирения с Богом, Он приглашает многих участвовать в их радости.
Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю . Они, говорит, побуждают Его, чтобы Он произ­вел и нечто величайшее. Кто ин удержаваяй? (в русском переводе этих слов нет). Акила: кто есть спорящий со Мною? Я не говорю: кто накажет, или кто мо­жет быть помощником? Хотя это гораздо легче, однако из этого Я открываю силу Своего могущества.

24-28. Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса . Везде Он представляет творения выше прочего, чтобы показать Свою силу и попечение, а также подтвердить, что никому невозможно бороться против Него. Если бы Он не сотворил, то Он не мог бы также сохранять. Если Он вначале сотворил без принуждения, или без услуг чьих-либо, то тем более Он будет сохранять после творения. Так как во время творения ни­кому не представлялось случая выражать неудовольствие, и преда­ние твари большим скорбям казалось невозможным, то поэтому величайший из пророков говорил: чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли (Исх.32:12).
Я Господь, Который сотворил все , — как то, что касается вас, так и то, что касается врагов. Не думайте, что есть иной Бог: один распростер небеса и Своею силою разостлал землю . Он опять говорит о славнейших творениях, которые имеют особое преимуще­ство между прочими. Уразумевай (отсюда), что Он желает удо­стоверить нас посредством видимого, а не невидимого. Разостлал , говорит, землю , и кто может разрушить? Это указание ве­ликой силы: Он может что-либо сотворить такое, чего не может никто разрушить, не только разрушить, но даже подумать об этом; не только никто не в силах разрушить, но неспо­собен даже об этом и думать. Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников ; Симмах говорит: лжецов. Удивительно, что то, что Он делает, Он делает таким образом, что никто не мо­жет уничтожить этого. Пусть не Я сотворил небо и утвердил землю; однако, Я разрушил то, что почиталось всеми за вели­кое, и удержал силу тирана, так как Я не только рассыпал слова чревоволшебников, но уничтожил из их сердца самое прорицание. Вот великая сила и непреодолеваемая крепость! Мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью , — чтобы по­казать, что Он Господь мудрости и совета. Который утверждает слово раба Своего . Признаком могущества служит уничтожение того, что принадлежит другим, и исполнение того, что принадлежит Его рабу. Если бы Он мог только разрушить, то, может быть, сказали бы, что Он только это и может делать; если же Он, разрушая то, что принадлежит чужим, вместе с тем утверж­дает то, что принадлежит Его служителям, то ясно, что мо­гущество Его совершенно, и Он ни в чем не нуждается. И приводит в исполнение изречение Своих посланников . Там прорицания, которые Он скоро разрушает, а здесь не только возвещает пророчества, а даже и их исполнение. Мне кажется, что вестни­ками Он называет здесь людей.
Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен", и городам Иудиным: "вы будете построены, и развалины его Я восстановлю" . Симмах: Я, говорящийземле: ты будешь опустошена, как бездна, также иссушу твоиреки. Здесь говорится или о том, что Бог силен совершить это, или же указывается на множество войн, что также сооб­разно со смыслом.
Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!" . Акила говорит: Я, Который го­ворю Киру, нападателю Моему; Симмах и Феодотион по их переводу: пастырю Моему.. он исполнит всю волю Мою. Здесь также пророк указывает величие силы Божией. Чего Он желает, Он успевает между теми, которые никогда не надеялись на Него и не сознавали Его. Бог подвигнул ум его отпустить пленников по повелению Его, так как все пророки предска­зывали о рассеянии и гибели народа, о делах, совершавшихся с великими чудесами. Освободить пленника казалось призна­ком милосердия, но пред Богом, славить Которого и чтить вели­кими жертвами он (Кир) не умел, это не было признаком мило­сти, но признаком Его высшей силы, которая подвигла дух царя. Как Он привел вавилонян и предал в их руки евреев, так и теперь Он делает это. Ужели Он лишил его свободы, и извратил ум мужа? Никак; Он никогда не лишал его свободы, но побудил его свободу к совершению этого. Бог иногда побуждает людей к добру, но никогда — ко злу, и даже из их зла Он делает нечто доброе, — из тех злых дел, которые совершаются ими, производит нечто доброе, как ясно из истории вавилонян, иудеев и многих других.