размер шрифта

Поиск по сайту



Вторая книга Царств

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





Вторая книга Царств

Некто приходит объявить Давиду, что он убил Саула; но Давид умертвил его, и оплакал Саула и Ионафана. Его по­мазывают на царство, и он посылает послов к жителям Иависа галаадского похвалить их за то, что они погребли Саула. Авенир, военачальник Саула, поставил царем над израиль­тянами сына Саулова Иевосфея (у св. И. Златоуста здесь и далее это имя заменено именем внука Саулова, сына Ионафанова, Мемфивосфея). А над коленом Иудиным воцарился Давид. Когда сошлись друг с другом Иоав, военачальник Давида, и Авенир, военачальник Саула, и про­изошло сражение между юношами, Асаил, брат Иоава, погнался за Авениром; и хотя последний неоднократно советовал ему возвратиться, он не слушался. Тогда Авенир убивает его, и, призвав Иоава, увещевает прекратить войну. Война продолжа­лась между домом Сауловым и домом Давидовым, и первый ослабевал, а последний усиливался. Авенир берет себе на­ложницу Саула; Иевосфей укоряет его. Разгневанный Авенир посылает к Давиду, обещая предать ему весь народ и сам приходит к нему. Давид угостил его. Когда услышал об этом возвратившийся с войны Иоав, то, отозвав Авенира, он коварно умертвил его, мстя за кровь брата. Давид, узнав об этом, проклинает Иоава, оплакивает Авенира и погребает его с великою честью. Рихав и Ваана, тайно убив Иевосфея, при­шли в Давиду, думая, что угодили ему этим убийством. Он же умертвил их. Тогда Давид делается царем всего на­рода, и приходит в Иерусалим к Иевусею; хромые заграждают ему путь; он берет крепость и строит себе дом. Ему по­могал Хирам, царь тирский. Иноплеменники сделали нападе­ние, но Давид вышел и разбил их. Когда же они опять сделали нападение, Бог запрещает ему идти им навстречу, Когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев , говорит Бог, то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское (2Цар.5:24). Давид переносит ковчег и умирает Оза, потому что простер руку свою к ковчегу. Когда переносили ковчег, Давид скакал, а Мелхола укорила его. Давид пожелал построить храм, но это было воспрещено ему чрез пророка Нафана; он молится Богу и благодарит Его за обетования, которые услышал. Да­вид поразил иноплеменников, и моавитян и сирийцев, а золотое оружие, которое взял, перенес в Иерусалим, откуда впоследствии взял его Сусаким, царь египетский. И много при­ношений Давид посвятил Богу. Он удостаивает Мемфивос­фея (св. отец называет здесь и далее Мемфивосфея тем именем, каким, он назван в 1Пар.9:40: Мемфиваал), сына Ионафанова, царского стола и отдает ему все иму­щество Саула, а Сиве с детьми, бывшему рабу отца его, пове­левает служить Мемфивосфею. Посылает послов к царю аммо­нитян утешить его, когда умер его отец; но тот, по совету своих вельмож, наносит оскорбление людям, посланным Давидом для утешения. Вследствие этого начинается война; сна­чала Давид посылает Иоава, а потом отправляется сам и обращает врагов в бегство. Далее говорится об Урии и Вир­савии и о младенце, который умер. После того рождается Соломон. Иоав осаждает Равваф и, одержав верх над этим городом, посылает к Давиду, желая предоставить ему победу. Амнон, сын Давидов, воспламенился страстью к сестре своей Фамари и, притворившись больным, обесчестил ее, когда она пришла посетить его. Услышав об этом, брат ее Авесса­лом приглашает царя на пир; так как царь не пошел, то он упросил, чтобы по крайней мере пришли братья; когда же они собрались, то во время пиршества, по его приказанию слуги умертвили Амнона. Услышав об этом, Давид много плакал и разгневался на Авессалома. Тот убежал. Спустя три года, когда смягчился гнев царя, Иоав хитроетью, при по­мощи фекойской женщины, убеждает царя дозволить Авесса­лому возвратиться. Впрочем и по возвращении отец не хотел тотчас видеть его, но два года он жил в Иерусалиме, не показываясь царю. Авессалом призывает к себе Иоава; но этот не послушался; Авессалом зажег его поле, и тогда Иоав по необходимости пришел к Авессалому, был послан им к царю, примирил их и привел его к Давиду. Авессалом завел у себя колесницы и коней, принимал приходящих на суд с великою честью, ободрял их, как правых, сожалел, что никто не может защитить их, и говорил: о, если бы меня поставили судьею в этой земле (2Цар.15:4), и таким образом распола­гал к себе народ. Авессалом восстает против Давида. Давид, услышав об этом, удалился из Иерусалима, оставив наложниц своих в городе. Еффею, желавшему идти вместе с ним, он сначала не дозволил этого, но так как тот настаивал, то дозволил. Когда они перешли поток, Да­вид повелел священникам возвратить ковчег в город, а сам решился ожидать у горы Елеонской, на случай, если они найдут возможность передать ему какую-нибудь тайну царя. Да­виду встречается Хусий, которого он посылает разрушить со­веты Ахитофела, советника Авессалома. Когда он отправился далее, приходит Сива и, обвинив господина своего Мемфивос­фея в том, будто он хочет воцариться, получает все иму­щество его от Давида. Семей проклинал Давида; Давид удер­жал Авессу, хотевшего умертвить его. Хусий приходит к Авес­салому и уверяет его, что пришел к нему с дружествен­ными чувствами. При совещании о том, что нужно делать, Ахи­тофел советует Авессалому войти в связь с наложницами отца его. Он и сделал это на крыше дома, так что все ви­дели. Ахитофел предлагает еще другой совет: взять с собою несколько тысяч человек, напасть на Давида и убить его. Но Хусий, призванный дать совет, опроверг совет Ахитофелов, убедив подождать несколько времени, и потом уже, пригото­вившись, напасть на Давида. Этот совет понравился более; так случилось по устроению Божию. Тогда Хусий посылает сы­нов священнических и чрез них уведомляет об этом Давида. Ахитофел же, которого совет не принят, удавился. Давиду приносят множество даров. Собрав войско, он послал его на сражение, сказав: сберегите мне отрока Авессалома (2Цар. 18:5); а самому ему не дозволили выйти. Происходит сраже­ние, и между многими павшими был убит и Авессалом, за­цепившийся волосами за дерево. По умерщвлении его, сражение прекращается. Иоав посылает Хусия уведомить Давида о по­беде. Давид, услышав об этом, плакал о сыне, пока Иоав, вошедши к нему, переменил его настроение и убедил при­нять войско с радостным лицом. Царь созывал бегущих израильтян, Авесса же убеждал покориться Давиду тех, ко­торые были к этому расположены раньше. Когда он перехо­дил Иордан, пришел Семей и сознался в своем грехе, Авесса хотел умертвить его, но Давид не дозволил. Пришел и Мемфивосфей, не умытый, в грязных одеждах, с отращенною бородою, с большими ногтями, со всеми знаками скорби по случаю войны против Давида. Царь спросил его, почему он не пошел вместе с ним. Он отвечал, что он просил Сиву, слугу своего, посадить его на осла, — а Мемфи­восфей был хром, — но тот не сделал этого. Тогда Давидповелевает ему и Сиве разделить между собою поле. Верзел­лия, который многим снабжал царя во время войны, Давид хотел взять с собою; но тот отказался по старости; потому вместо него Давид взял его сына. Тогда войско разделяется и многие переходят к Савею. Давид посылает Амессу вое­вать против него; но Иоав коварным образом убивает Амессу и осаждает город, в который удалился Савей. Бывшие в городе, по совету женщины, отрубив голову Савея, бросили ее со стены Иоаву и таким образом избавились от войны. Наступает на земле голод; для прекращения голода нужно было выдать гаваонитянам некоторых потомков Сауловых; при этом Давид спасает Мемфивосфея ради клятвы, данной Ионафану. Он выдает сынов и внуков Саула, и погребает Саула и Ионафана во гробе Киса. После того происходят войны. Давида не пускают на войну, чтобы он не подвергся опасности. Тогда он произносит 17-й псалом. Исчисляются заслуги и подвиги начальников Давидо­вых, Иоав получает повеление исчислить народ, и исчисляет. Оказалось израильтян 900000 и иудеев 400000, способных носить оружие. Тогда приходит пророк Гад, предлагая Да­виду выбрать одно из трех наказаний, которому он должен подвергнуться: или три года голода, или три месяца бегства от преследующих неприятелей, или три дня моровой язвы. Он избрал три дня моровой язвы, и умерло, с утра до обеда, 70000 человек. Тогда Давид говорит: вот, я согрешил, я пастырь поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего (2Цар.24:17). Наказание прекратилось. Давид получает повеление поставить жертвенник на гумне Орны и принести жертву; он так и сделал. Адония (имя Адонии у св. И. Златоуста читается Орния), сын Дави­дов, угощает приверженцев Иоава и Авиафара, как бы буду­щий царь. Приходит Вирсавия, по совету пророка Нафана, и извещает об этом Давида. Между тем как она говорила, вошел и Нафан, устроив все так, чтобы поставить царем Соломона. Вышедши, они посадили Соломона на царского ло­шака. Тогда пророк Нафан и священник Садок отправились к потоку Гиону, помазали Соломона и сказали: да живет царь Соломон (3Цар.1:39). Ионафан сын (Авиафара), пришедши, возвестил об этом пировавшему Адонии. Все убежали, а сам Адония, боясь Соломона, прибежал к жертвеннику. Его выводят оттуда; он пришел и поклонился царю. Приближаясь к смерти, Да­вид убеждает Соломона соблюдать закон Божий, — потому чтоза это он достигнет исполнения данных ему обетований; дает завещание наказать Иоава и Семея, а детей Верзеллия почтить и удостоить царского стола, и умирает после сорокалетнего царствования.