размер шрифта

Поиск по сайту



SPURIA. На вознесение Господа нашего Иисуса Христа

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





На вознесение Господа нашего Иисуса Христа

Изобретательность греха изменилась в изобретательность против греха. Средство греха – крест, и облечение смертью негреховного тела; но крест сделался орудием распятой плоти для восхождения на небо, и сказанное о грехе изменилось. Раньше Павел проповедовал: " Но грех, взяв повод от заповеди (вину же прием грех заповедию) (Рим.7:8), обманул меня, и через нее убил; а теперь орудию пристойно слово оправдания: оправдание, воспользовавшись поводом греха, обмануло его и убило". Это, изумив Павла, вызвало в нем восклицание: " Великая благочестия тайна! " (велия есть благочестия тайна) (1 Тим.3:16). Воскресение и рождение бессмертной жизни сокрыто в кресте; Царь рождает людям бессмертие, воссиявшее из ада. Поистине, (это) величайшая тайна! Как ее можно узнать? " Явился во плоти " (Явися во плоти) . И что это за явление? " Оправдал Себя в Духе " (Оправдася в Дусе) (ст. 16). Какое доказательство оправдания? " Показал Себя Ангелам " (Показася ангелом) . Ангелы узнали достоинство явившегося; подошли и служили Ему. Предсказатели оправдания достоверны, Павел, и почитают могущество Христа; покажи, однако, людям знак той силы. " Проповедан в народах " (Проповедан быстъ во языцех) (ст. 16). Разнеслось слово, говорящее о Его божестве, когда препятствовали ему отовсюду; распространилась проповедь, которая задерживалась. Что же – вслух проповедуемое и проповеданное было для выслушавших язычников болтовней? " Проповедан..., принят верою в мире " (Проповедан бысть и веровася в мире) . Потом, чтобы показать беспрепятственность (для Него), после этой веры, говорит: " вознесся во славе " (вознесеся во славе) (ст. 16). Проповедана сила церкви, или лучше, устой всей вселенной. Общая защита человеческой природы – это сегодня вознесенное человечество; отсюда наказания мягче. Рассмотри древние наказания людей Богом, и ты найдешь, что вознесение общеполезно. Адам, преткнувшийся одним грехом, был отвергнут; Каин был осужден на продолжительный трепет;небо одождило огонь, чтобы выжечь Содом, как гниль земли; в столб превратилась женщина, нарушившая закон бегства. Какая разница для народа, послушай из Писания, рассказывающего как бы в плачевной песне: " искушали и погибли от змей "; " роптали и погибли от истребителя "; " блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи " (искусиша Бога, и от змий погибоша; ропташа, и погибоша от всегубителя; соблудиша, и падоша во един день двадесятъ три тысящи) (1 Кор,10:8, 9, 10). " И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа... семьдесят тысяч человек " (Даде Господь смерть во Израили от утра и до часа обедняго, и умроша седмьдесят тысящ мужей) (2 Цар.24:15). Рассказывать ли мне для тебя тогдашние предложения Божии царю? Вот что говорит Господь: " Избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих... или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей " (избери себе три лета глада на землю, или три месяцы враги твои будут гоняще тя, или три дни смерти в земли твоей) (ст. 13). Трогательно рассказывают эллинские писатели о несчастьях древних времен – чрезмерности наводнений, крайности истребления огнем, многолетии холодов, общенародной гибели от землетрясений, пролитии единоплеменной крови, волнах непрерывных войн. Не было тогда мира в состязаниях с небом и землей ни у эллинов, ни у варваров, ни у иудеев. Ждали умиротворителя между горним и дольним, посредника, о Котором Павел говорит: " Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду " (той есть мир наш, разоривый вражду плотию своею) (Еф.2:14). Сколько теперь (людей) распутнее содомлян, и воздух не изливает на них огня, как раньше! Приняла (земля) пришедшего с миром посредника, и Он принес милость роду человеческому. Сколько – негоднее рода при Ное, и небо не смывает их потопом! Сколько – более зверских, (чем) дух Каина, и Бог не мстит им (местью) Каина! Всякий раз, как раздражится Он нами, примиряется, увидев Начаток, Сопрестольника; когда разгневается на бесчинствующих внизу, старается не смотреть (на них), глядя на безупречное человечество по правую сторону; когда возбудится гневом против лукавнующего рода внизу, вверху соседящий сородник рода смягчает Его дух. Павел выражает это словами: " Христос... одесную Бога, Он и ходатайствует за нас " (Христос есть одесную Бога, и ходатайствует о нас) (Рим.8:34), не как судимый, – потому что Христос вошел в царство, – не по собственной природе, но само вознесение Начатка Павел представил в виде ходатайства, дающего примирение. О, ужасно для демонов сегодняшнее зрелище! Они видели ужасное зрелище: по-видимому человеческая природа совершает воздушный путь, восходит выше них, становится выше неба. Они сетовали, ангелы же, представ ученикам, восклицали: " Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте его идуща на небо) (Деян.1:11). Этим удостоверяется тайна вознесения. Ученики оставались в изумлении и с напряженным взором на небо; когда же плоть стала понемногу выше зрения, они поколебались помыслами о беспомощности. "Нигде, – говорят, – не видно тела; может быть, это просто вознесение образа; может быть, это зрелище фантазии; может быть, мы подверглись заблуждению зрения; или мы не ошиблись, но тело, может быть, разрешилось в воздух, и не имеет (теперь) природы, чтобы видеть его земным". С такой беспомощностью смотря на небо, они вдруг услышали ангелов: " мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? (мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо?) (ст. 11) Чего желает ваш слишком усердный взор? Почему изумленно смотрите на небо? Чего все ищете в небе? Облако уносит Иисуса. Увидит ли Его кто-нибудь опять в теле? Будьте крепко уверены в том и другом. Если и теперь Он вознесся на небо, то и опять " придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (прийдет, имже образом видесте его идуща на небо) . Но да не напрягается слишком язык; ослабим усталую кифару слов; будем слушать и остальные кифары; да прославляется вознесение многоустным приветствием; да поет сегодня сообща весь род человеческий: " великая благочестия тайна: показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе " (велия есть благочестия тайна: показася ангелом, веровася в мире, вознесеся во славе) . Ему слава во веки веков. Аминь.