размер шрифта

Поиск по сайту



Глава 46. Толкование на пророка Исайю

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





ГЛАВА 46

1-2. Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их – на скоте и вьючных животных. Они падут так, что это будет невозвратным, так как они не имеют никакой силы и никакого чувства. Особенно они пали в то время, когда должен был освободиться народ. Истуканы их звери и гады (слов "звери" и "гады" в русском переводе нет): или они почитали зверей и гадов, или же делали изображения, подобные им. Ваша ноша сделалась бременем для усталых животных. Пророк осмеивает идолов: если они – боги, то каким образом их можно уносить, на подобие связанного бремени? Сила Божия никогда не нуждалась в по­добной человеческой помощи. Низверглись, пали вместе; не

могли защитить носивших, и сами пошли в плен. Помысли о том, каким образом они могли когда-либо изба­виться от войны.

3-4. Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева. Так как многие подверглись погибели и расхищению, то и говорится: принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней. Чтобы кто-либо не обвинял пророка, что он всегда говорит одно и то же, он указывает причину этого, т.е., упорство слушаю­щих. Ни в какое время жизни, говорит он, вы не были расположены к научению. И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас. Ужели только до старости их? Нет, но также и потом, подобно тому, как если Он говорил, что Он был прежде Авраама, то это не значило, что Он был только до этого времени.

Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас. Потом пророк показывает, как признак мило­сердия Божия, то, о чем они особенно просили. "Ты Сам, Ты именно виновник этого, Ты мучишь нас без милосердия". Это противно сказанным Им словам: Я слышу вас; но вы Меня не слушаете. Хотя Я вечен, однако, вижу вас меняющими богов. Как же Я не щажу вас? Вы – тяжелое бремя и, будучи склонны к оскорблениям, давно уже погибли бы, если бы Я не заботился о вас. Я создал, Я услышу, т.е.: не вы совершили все это, но Я вновь дарую избавление и спасу вас. Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас: это – или обличение, или же возвещение.

5-13. Кому уподобите Меня? Идолам ли? Опять пророк осмеивает изваянные изделия, идольские изображения. Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от начала века. Как язва уродует лицо, так грехи – души. Вспомните это и покажите себя мужами: кто, уклонившись с пря­мого пути, откажется возвратиться на него? Хотя бы Я и не увещевал вас к тому, не надлежало ли вам искать прямого пути по иным побуждениям? Примите это, отступники, к сердцу. Видишь ли, Бог требует такого именно обращения? Помяните первая от века: таков образ покаяния, что кающийся часто думает о прежнем и сожалеет о нем; для того существуют книги и повеления. Я готов потребовать во всякое время от вас мще­ния. Он не говорит: в то или иное время, но во всякое время. Я показываю не только благодеяние, но и мщение, не только тер­пение, но и Свою любовь, и для Меня достаточно, чтобы вполне и не тщетно возбудить веру как в Мое благодеяние, так и в вечное наказание. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось. Видишь ли, предсказание принадлежит одному Богу и никому иному. Еще не сделалось. Когда? Не по порядку времени, но все вместе, так, как Он желал. Он прежде сказал о том, что имело быть спустя отдаленное время, и теперь называет это будет в конце. Говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Это свойственно только Богу – делать то, чтобы Он ни сказал, так как ничто не может препятствовать Ему и противиться Ему. Человек же не может даже говорить, и не смеет ничего делать. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Птицами пророк называет израильтян ради быстроты возвращения, подобно тому, как птицы быстро проле­тают путь, по которому они отправились. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Он опять показывает легкость, с которою Он совещал. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю,– открывая этими словами, что Он сотворил из ни­чего, и, однако, не непрочным, но твердым. Такой смысл имеют слова: и приведу это в исполнение,– то, чего не было. Если ты спрашиваешь о легкости творения, то Он говорит: Я призвал, как бы это уже было; а если спрашиваешь о силе, то Он говорит: Я соз­дал то, чего не существовало. Послушайте Меня, жестокие сердцем. Акила говорит: крепкие сердцем: Симмах: жестокие сердцем, – что говорит и Стефан в своей речи пред ними. Далекие от правды. Смотри, как велик вред, когда кто-либо отступает от праведности; следовать за правдою – это начало доброй жизни, а порочность делает людей бесчувствен­ными и глупыми. Вы не только отступили, но и удалились от праведности. Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит. Он называет правду милосердием, так как в милосердии находится правда, и в правде милосердие, почему и говорится: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс.100:1), и опять: кого помиловать – помилую (Исх.33:19), – и все это не без при­чины. Видишь ли правду с милосердием и милосердие с прав­дою? Иногда Он подвергал их наказанию, но спустя какое время? Если ты обратишь внимание на то, что Он иногда нака­зывает то после продолжительного времени, то скоро, то ты всегда найдешь милосердие. Он наказал Каина, однако ничего не было милосерднее такого наказания: Он склонял его к тому, чтобы тот освободился от своей порочности. Хотя в короткое время Он истребил тех, которые умерли во время потопа, однако ничего не было легче этого, потому что таким образом Он искоренил их нечестие. Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою. Прочие, приходя из отда­ленной страны, после освобождения из плена, подвергались презрению, как виновные, как блуждающие и странствующие. Я же, говорит, поступлю противоположным образом: и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою. Таким образом, после возвра­щения, Он сделал их такими, что они не только не подвер­гались презрению, но даже достигли наибольшей славы.

озвестил это из древних времен, наперед сказал это? Смотри предвидение: Я не только сказал, но также совершил услышанное всеми. Наперед сказал это . Таким образом, хотя они забывают, однако, они услышат вместе с вами. Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня . кроме Меня нет спасителя, и Я не напрасно требую цар­ства, но потому, что нет иного праведника, кроме Меня; никто кроме Меня не может быть Богом и Спасителем, кто бы был и справедливым к мучимым, и вместе с тем дивным спасителем. Может случиться, что иной является праведным относительно виновных, но он не может быть спасителем. Для примера: иной царь может произносить справедливый приговор, но он, однако не может делать невредимым, и по справедливому решению подвергаются смерти весьма многие. У Меня же нет ничего подобного, но Я вместе справедлив и спаситель. Справедливое решение не препятствует Мне спасать; желание спасти виновных нисколько не вредит справед­ливому суду. Наказание же с правдою есть великое спасение для виновных, подобно тому, как в теле излечение какой-либо раны служит исцелением всего тела. Что дело обстоит таким образом, я тебе покажу это. Скажи: что составляет благо – наказывать по правде, или по неправде? Но я не говорю так, а утверждаю даже противное, потому что освобождающий праведного не щадит наказаний, но полагает конец грехам. Разве Павел не был богохульником, когда он говорит: благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение (1Тим.1:12-16). Итак, что же? Видишь ли, праведный Бог ограничивает Себя самого? Он более и более обличает себя, чтобы ни в чем не обличил его судия. Нигде,кажется, Бог не говорил и не обличал таким образом, но Он желает, чтобы грешник обличал сам себя. Никто не возвещает о грехах, если он прежде не обличит своей злобы. Освободил ли Он его, или нет? Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин.12:47). Не таков ли был разбойник? Однако Праведный и Спаситель освободил его. Кого же Он не спас? Праведных по законам, которые не пожелали этого. Он произносит одинаковое решение отно­сительно праведных и грешных вместе, так как говорится: все согрешили и лишены славы Божией (Римл.3:23), каковыми словами показывается, что относительно праведности Божией даже и праведники суть грешники. Спасение же имеет место не только в этом мире, но гораздо более – после смерти, когда необходимо совершенное спасение. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного . Не думай, что Мое милосердие – только ради Иерусалима. Я для того призвал их, чтобы при­звать также и вас, чтобы и вы ревновали им. Я желаю только того, чтобы вы обратились, чтобы начало обращения происходило от вас, а не от Меня, Я же буду много помогать вам, когда вы обратитесь ко Мне. Я не требую ничего иного, кроме покая­ния. Я Бог, и нет иного. Мною клянусь :из уст Моих исходит правда . Разве не надле­жало клясться, для того, чтобы слышащие эти слова уверовали? Что это было именно так, свидетельствует Павел: да имеют, говорит, великое утешение призвания к вечной жизни (ср. Евр.6:11-12). Слово неизменное . Он говорил часто, но не исполнял, вследствие недостоинства порочных людей; потому здесь Он прибавляет также клятву. Предо Мною преклонится всякое колено . Прилично было неверующих убеждать та­ким образом. Но что ты говоришь, благий Господи? Твои иудеи оставили Тебя, а Ты желаешь собрать к Себе иных друзей? Иудеям принадлежала великая слава, когда Бог являл их победу, и вместе с тем велико было ничтожество неприяте­лей, так как они не могли не только превзойти рабов, но видели, что они отвергают самих господ. Мною будет клясться всякий язык . Павел говорит это о тех, которые пре­бывают в преисподней. Когда совершилось это, о, иудеи? Оче­видно, это совершилось у нас. Когда Богу поклонилось всякое колено, если вы отступили от Бога и после возвращения из плена? Он говорит не: "станут", но: предо Мною преклонится всякое колено . Выше же он показал тоже самое: если Я совершил землю, то ясно, что Я – Бог вселенной. Мною будет клясться всякий язык . Это – знамение благочестия. И речет только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него. Каким образом поклонится всякое колено, когда есть некоторые отлучающиеся? Многие из отступивших от Господа посрамятся, и все про­славятся Богом, но никто не будет прославляться у Бога мир­скими вещами. Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево . Такова истинная слава, которая происходит от праведности, а не от чего-либо иного.