размер шрифта

Поиск по сайту



Spuria. Собеседование на псалом 86

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





СОБЕСЕДОВАНИЕ
НА ПСАЛОМ 86

"Сынам Кореевым. Псалом песнь" (ст. 1).
Много раз говорено было нами, что псалмом песни, или песнью псалма называются такие произведения, в которых пророчества о Христе соединяются с песнопением. "Основания Его на горах святых: любит Господь врата Сиона более всех селений Иакова" (ст. 2). Основания Христа суть таинства Его страданий и чудес. Они находятся на горах святых: в Вифлееме, на Голгофе, на месте воскресения, на Фаворе – горе преображения, на холме вознесения. Так как горы эти приняли освящение чрез таинства Господни, то про­рок и назвал их святыми. Под горами надо разуметь также и пророков, – по причине возвышенности их предведения; они имеют основания Божия, т.е. начала богопознания, потому что от них мынаучаемся благочестию. "Основания Его на горах святых: любит Господь врата Сиона более всех селений Иакова" (ст. 2). Под селениями Иакова разумеются двенадцать колен, или – вероятнее – Силом, потому что там обитал ковчег, равно как и сам древний народ иудейский, там пребывало Святое Святых. Но более всего Бог возлюбил врата Сиона, потому что там Он явил только образ, а здесь – истину. Любит Он врата Сиона и потому, что когда они были заключены, Сион принял Христа, почему дальше вполне согласно с этим и говорится: "преславное сказано о тебе, град Божий" (ст. 3). Перемена тона. Прославляется Сион не только потому, что в него, при заключенных дверях, во­шел Христос, но и потому, что, войдя без дверей как Бог, Он, как человек, позволил тебе осязать Его. Пророк не без причины переменяет тон, но потому, что начинает говорить о Церкви из язычников, а также и потому, что прекращает речь от своего соб­ственного лица и начинает теперь говорить от лица Бога. "Упомяну о Рааве и Вавилоне знающим меня. И вот иноплеменники и Тир и народ Эфиопский, – они были там" (ст. 4). Почему Бог обещает помя­нуть Раав и Вавилон, – когда Раав значит: блудница, а Вавилон: смешение? Это объясняется в выражении: "знающим меня". Итак, если Раав блудница означает Церковь из язычников, равным обра­зом, если Вавилон, означающий, в виду множества идолов, смеше­ние, обратился и познал Бога, то они справедливо находят память о себе у Бога. Напротив синагога иудейская за неведение предается забвению. Пророк показывает далее, какой плод Раав и Вавилон, удостоившиеся памяти от Бога, приносят Вспомнившему их. "И вот иноплеменники и Тир и народ Эфиопский, – они были там". Другие переводчики, объясняя выражение "были там", перевели его яснее, одни – словом родились, другие – рождены. Иноплеменники, эфиопляне, объятые мраком и тьмою идолослужения, равно и Тир, царствовав­ший в заблуждении, все родились чрез Церковь для Бога, чрез рож­дение именно водою крещения. "Матерью Сион назовет (каждый) человек, и Человек родился в нем, и Сам Вышний основал его" (ст. 5). Что "назовет"? Очевидно вышеуказанные тайны относительно язычни­ков. Но эти тайны, говорит пророк, он узнал не от человека. Для него учителем является Христос, о Котором он возвещает далее: "и Человек родился в нем, и Сам Вышний основал его". Че­ловеком и Вышним пророк называет Христа; человеком – ради плоти, Вышним – ради Божества. Дивно и в высшей степени ясно пророк указал здесь на таинство, совершенное Христом в Сионе, – когда Он дал Себя осязать ученикам. Подлинно, в то самое время, когда человек "родился в нем", т.е. явился, Сам Вышний основал его, преподав там благодать Отца, и положив в основание Сиона веру в Себя, как Он сам говорит об этом устами Исаии: "вот, Я полагаю
в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится" (Ис.28:16). "Господь поведает (это) в писании народов и владык, – сих, бывших в нем" (ст. 6).Какой Господь? Явив­шийся в Сионе, как человек, основавший его, как Вышний. Он сам повествует "в писании народов", т.е. в списке народов, потому что пророк сказал не об одном народе, чтобы не разумели народа иудейского, а о многих, чтобы указать на язычников. Словами: "и владык, – сих, бывших в нем" пророк указывает на апостолов, по­тому что они в Сионе облечены были в достоинство начальников. Вот тебе доказательство того и другого. Иоанн пишет, что Христос в Сионе сказал апостолам: "как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин.20:21). Ясно, что здесь Христос поставил апостолов на­чальниками, и с такою властью послал их в мир. А Лука пред­ставляет Христа изъясняющим в Сионе таинства: "тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима" (Лк.24:45-47). Так указал Он и на вписание народов, т.е. на избрание язычников. Итак, не простой человек сообщает Сиону тайны, а поведал ему о всех их яснейшим образом человек, который есть Бог и Вышний. Пророк переменяет тон, потому что, оставив лицо Бога, опять заканчивает речь от собственного своего лица, желая показать славу Сиона по самой Его природе. Что же именно говорит он? "Ибо в тебе – жилище всех веселящихся" (ст. 7). "Ибо", т.е. как. Пророк удивляется – как и в какой мере веселятся все обитающие в Сионе, когда вспоминают совершенные там чудеса. А обитают там те, кто живет Духом, потому что Сион есть храм Духа.