размер шрифта

Поиск по сайту



Глава 63. Толкование на пророка Исайю

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





ГЛАВА 63

1-2. Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора? Пророк, говоря о дивных вещах, обыкновенно упо­требляет форму вопроса, показывая, что не только он, но и другие объяты удивлением. Выше он сказал: кто это летят, как облака (Ис.60:8)? А когда Господь уготовляет веру Своим откровениям, то Он не только показывает пророкам то, что должно совершиться, но старается показать это и новым способом, – подобно тому, как Амос говорил о Боге: видех Господа, стояща на стене адамантовой (ср. Амос.7:7); Да­ниил – иным способом; Михей говорил: я вижу всех Израильтян, рассеянных (3Цар.22:17). Смотри здесь: кто это идет от Едома . Пророк говорит о тех, которые должны были подвер­гнуться избиению, и о тех, которые намеревались сильно мучить народ Его.
Я увидел человека в оскверненной одежде, препоясан­ного поясом, как бы мужа, топчущего в точиле, в красных одеждах, из Босры. Он виден был в этом месте, чтобы тем самым показать мучения, которым Он подвергся, по­добно тому, как в ином месте говорится: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера (Иер.1:13); подобно тому, как и Захария видел также коней. Столь величественный в Своей одежде . Каким образом может быть прекрасен тот, кто облечен в оскверненные одежды? Одежда поистине бывает прекрасна тогда, когда она выкрашена в цвет. Однако, удивительно то, что если бы тот не был таковым, то пророк не был бы объят удивлением. Когда Бог творит дивное, то непозволи­тельно требовать от Него причины.
Выступающий в полноте силы Своей , т.е.: Он крепок и скромен; таков именно был образ лица Его. Теперь Он отвечает во­прошающему, говоря: Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать , т.е., творю. Говоря: изрекающий , Он показывает самое дело: могуществен исполнитель слова Его (Иоиль 2:11), говорит Иоиль. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? У нее не был цвет вина или крови, но среднее между тем и другим. Образ топ­чущего точило означает легкость битвы; а цвет крови пока­зывает, что здесь речь идет не о вине, но о крови. Он топтал точило, не порожнее внутри, но наполненное, и был забрыз­ган не мало, но замаран совершенно.

3-10. Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною , т.е.: Я не нуждался ни в чьей помощи и не требовал никого в помощники. Здесь говорится не о телесном точиле, и это ясно из последующих слов: и из народов никого не было со Мною .
И Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей . Почему же? Ибо день мщения – в сердце Моем, и год Моих искупленных настал . Относительно их Он применил воздаяние, и спас тех, которые были ими мучимы. Видишь ли: они были причиною наказания для самих себя. Но чтобы ты, слыша о гневе, не подумал, что в Боге есть какие-то противоразумные дви­жения, пророк приписывает Ему правильный и справедливый суд, и утверждает, что Он отдалил время Своего наказания: день мщения . Для того, чтобы показать, что он гово­рит здесь о наказаниях иудеев, пророк прибавляет: год Моих искупленных настал . Подобно тому, как во время суда открываются обиды врагов и вместе с тем наши права, таким же образом и тогда некоторых Он наказывал, а иных спасал, чтобы они познали, что Он может совершать то и другое; а не так, как говорят греческие лжемудрецы, будто есть демоны, из кото­рых некоторые не совершают зла, а только добро, иные же со­вершают только зло, а не добро, так что у тех и у других нет цельной власти, а только наполовину, да и той лишены. Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей. Справедливо сказано: во гневе Моем и попирал их в ярости Моей . Он показывает тот гнев, которым преследовал евреев, и это было самое полезное для увещания их, как го­ворит и апостол: не гордись, но бойся (Рим.11:20), чтобы они, вследствие чужих бедствий, пришли к покаянию. Блага обыкновенно делают беспечными тех, которые пользу­ются ими, и приводят к беспорядочной жизни. Бедствия ближ­них Он наложил на уста их, как бы некую узду, так как эти бедствия отвращают от зла тех, которые живут богато. Вообще здесь сказано следующее: видя бедствия ближ­них, ты бойся.
Обратим теперь внимание на то, что здесь сказано алле­горически. Кто это идет от Едома . Это пророчество двояко: Христос явился им обагренный кровью, потому что Он говорит: как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? (Мф.12:29); и потом: но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33); а в другом месте: проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение (Лк.4:18) (сравни Ис.61:1); в другом же месте: потому что Он сокрушил врата медяная и сломил вереи железныя (сравни Ис.45: 2), – и иное подобного рода, что указывает на Его победу, и объясняет, что Он был оба­грен кровью, как и Иаков пророчески говорит: моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (Быт.49:11); а также Симеон, великий священник, указывает на многие битвы следующими словами: се, лежит Сей на падение и на восстание многих (Лк.2:34). Здесь Он кажется пришедшим от Эдома после умерщвления многих, Вифлеем же был распо­ложен в стране идумеев. Кроме того, Давид показывает Его как бы снабженным оружием: препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный (Пс.44:4). Это говорит затем, чтобы ты не считал Его слабым, – подобно тому, как выше сказал про­рок: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис.53:3). Он открывался всем не одним и тем же обра­зом: одним образом явился иудеям, иным – апостолам, иным – пророкам, иным – на горе бывшим с Иаковом, иным – бывшим с Клеопою, иным – союзникам Петра, когда Иоанн сказал: это Господь (Ин.21:7), иным – Фоме, иным – Марии до и после воскресения, потому что она то считала Его вер­тоградарем, то называла "рабби", а Он сказал: не прикасайся ко Мне (Ин.20:17). Каждому Он уделял по мере веры. По­добно тому, как и Отец Его являлся то в огне, то под ви­дом старца, применительно к обстоятельствам, не изменяяСвоей природы, – избави Бог, – но всегда оставаясь тем же. Вид же Господа не всегда являлся под одним и тем же образом. Точно так и здесь Он менял Свой образ, приме­нительно к расположениям верующих. Столь величественный в Своей одежде . Мы можем сказать, что эта утварь есть Церковь, кото­рая по Его благодати стала прекрасною, по написанному: всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста (Ис.49:18). Мы – утварь Его, а Он – наша. Он не считает достаточным одного при­мера, но желает, чтобы то, что принадлежит Ему, было также и нашим, подобно тому, как Он желает, чтобы мы стали Его. Я есть одежда ваша, говорит, а вы Моя (ср. Иерем.13:11). Я, говорит, облачу вас, подобно тому, кто препоясан по чреслам поясом. Потом говорит: мы члены тела Его,
от плоти Его и от костей Его (Ефес.5:30). Я, говорит, глава, а вы – члены. В другом месте сказано: Я есть дом ваш, а, вы – храм Мой (ср. 1Кор.3:16; 6:19). Опять: кто пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56); Я вкушаю вас, а вы вку­шаете Меня. Еще: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин.4:34), и: Он и ходатайствует за нас (Римл.8:34).
Выступающий в полноте силы Своей . пророк здесь обозначает не на­силие, но крепость. Этими словами он открывает правиль­ный порядок вещей. Если кто взвешивает эти слова, то он открывает некоторую силу. Но крепость совершающего никоим образом не должно назвать насилие.
Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать . Но кто это та­ков, – пророк не сказал. Да постыдятся еретики, исследующие сущность.. , говорит, изрекающий правду , показывая этими словами непостижимость существа. Я – изрекающий правду , т. е. Я сужу судом спасительным. Суд Его не для осуждения, а для спасения. Грешников, говорит, Я делаю праведными; суд не­которых направляется к спасению, а суд других к осуж­дению.
Отчего же одеяние Твое красно? Я топтал , говорит, точило . Вы, которые научились таинству, знаете это совершенно. Я топтал , говорит, точило один . И поистине, только Бог один мог совершить это, а не кто другой, не человек и не ангел. В ярости Моей , говорит. Ярость Его простирается на вра­гов, – на сатану и на смерть. Теперь смотри на пророка, как он радуется при наказании врагов, которого они были достойны, и молится о том, чтобы наказание было отъято от на­рода, подобно тому, как делали Иеремия, Даниил и все другие.
Воспомяну милости Господни , говорит. Ужели пророк забыл? Нисколько; но он приводит на ум то, что они забыли, утверждая, что настоящее было в связи с прошедшим. Та­ким образом поступают всегда пророки, напоминая людям о древних и новых благодеяниях. Он, говорит, дал мне способность и силу поведать о чудесах Его. Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву . Ужели только судья благой? Не только благой, но также обладающий и другими дарами. Это про­рок говорит затем, чтобы показать тот дар прежде осталь­ных, потому что, пользуясь им, Он часто судит по Своему милосердию, воздает нам по милости Своей и по любви Своей наводит добро и зло, не по причине злобы, но то и другое по причине Своего милосердия. Как в раю является милосердие, так и в аду: куда ты ни обращаешься с исследованием, везде находишь милосердие Господне. Как тебе кажется, – разве не по милосердию Он сотворил Адама, даровал ему рай, сде­лал его достойным того, что говорил с ним? И не в этом только сияет милосердие Божие; но даже и тогда, когда Он от­верг его и изгнал из рая, Он показал Свое милосердие. Хотя эти вещи кажутся весьма несогласными между собою, однако то и другое (милосердие) независимы относительно своего конца. Не только возвращение иудеев из плена, но и отправле­ние их туда произошло по Его милосердию. Мы бываем то до­бры, то злы, так что, подверженные изменениям, мы не все со­вершаем правильно. Он же всегда бывает благодетелен, по­тому что милосердие происходит от Его природы, так что, как наказывая, так и даруя награды, Он всегда являет одно и то же благоволение. Если когда-либо происходят противополож­ные действия, то это бывает не от Его благоволения, но от супротивников, которые делают себя недостойными его. По­добно тому, как солнце увеселяет своим светом многих, а больным глазами причиняет мучения, подобно тому, как огонь влажное и мягкое вещество делает и жестким и сплоченным, таким образом одно делает жестким, иное сплоченным, иное размягчает, золото расплавляет, а глину делает жест­кою, но то и другое производит своим жаром, – точно так же и Господь единым Своим милосердием сотворил рай и ад. Что я говорю? Легче огню лишиться своего жара, чем Богу Своей благости. О всех творениях мы можем рассуждать при Божием попечении, но о божественных свойствах не можем этого, – ни словом, ни даже умом. А потому истинно сказано: Я тот же (ср. Ис.41:4; 43:10), где Он говорить не относительно Своей природы, но относительно милосердия и про-мышления. С чем должно сравнить эту любовь? Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:5). Сравнить ли ее с любовью отца и матери? Такое срав­нение невозможно: вы, говорит, плоть от плоти Моей, и кость от костей Моих.
Он сказал: "подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут" . А другие говорят: не отвергну, т.е.: как чада, они могли ожи­дать от Меня благ, пока не отвергали Меня. Я не говорю, что они не получили от Меня благ; но так как они чада, то им неприлично было оставлять отца. Во всякой скорби их Он не оставлял их . Он не отнимает наказания в половину, и не попускает его в половину. Когда соединены сила и же­лание, то ничто не может противостоять (им). Теперь же смо­три, каким образом Он напоминает им о Своей любви: не ходатай (какой-либо) ниже ангел, но Сам Господь спасе я (в русском переводе: и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их ). Вели­кое дело охранять, но еще больше, когда Он Сам хранит, как и Павел говорит: не довольно сего, но и хвалимся Богом (Рим. 5:11). Не один Павел, но и Моисей также сказал: если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда (Исх.33:15). Но если Он обещал всем спасение, то однако не славу. Смо­три, какой славы Он сделал достойными их: Он , говорит, искупил их; а потом приводит и причину: по любви Своей и благосердию Своему . Чтобы показать, что они были недостойны этого, Он говорит: Сам избави их, и восприят их, и вознесе (этих слов в русском переводе нет). Не только избавил, что указывает на милосердие, но и воз­несе, т.е., прославил их во все дни века.
Что же сделали те, которым и без всего этого надле­жало, как сынам, почитать Отца? Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его . Говорит ли он о Духе Святом, или о каком-либо служителе, как кощунствуют еретики? По справедливости пророк называет Святого Духа, так как все совершено святым Духом; об Нем говорят пророки и Мои­сей. Поэтому Он обратился в неприятеля их . Видишь ли, что они сами были причиною вражды? Сам Господь воевал против них . Это служит зна­ком любви и великого милосердия: Он их щадил, когда они были злы, для того, чтобы они достигли лучшего плода. Если же бы Он не щадил, то они давно уже превратились бы в ни­что. Отсюда ясно, что Бог враждебен к ним в том смы­сле, что Он преследовал их любовью для их спасения. Он был врагом, чтобы не быть врагом навсегда: Он удалил, чтобы воспринять.
Тогда народ Его вспомнил древние дни . Днями древними он называет дниМоисея и своего народа. В последующих словах он осо­бенно вызывает их на вражду и битву. Именно: где благодея­ния, бывшие отцам вашим и вам самим? Где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего , т.е. в Моисея и в семьдесят старейшин? Этими словами пророк также обозначает те духовные чудеса, кото­рые они совершили в народе. Справедливо говорит: с пастырем , так как чрез него он извел всех; а так как тот, во время бегства, ушел в Мадиамскую землю, то Бог говорит, что Он извел его оттуда. Но так как они веро­вали, что Моисей, а не Бог, извел их, потому что говорили: где есть Моисей, изведший нас из Египта (ср. Исх.32:23)? то для того, чтобы они не оставались при своем мнении, пола­гая, что Моисей вывел их из Египта, а Иисус Иоседеков из Вавилона, пророк показывает только, что не Моисей извел их из Египта, так как сам Моисей изведен был оттуда только силою Божиею. Вложил в сердце его Святаго Духа Своего . мы знаем, что им не было возвещено о Духе Святом; но в них Он был, так как был в их вождях – Моисее и в семидесяти старей­шинах (здесь одна строка осталась без перевода, вследствие повреждения в армянском кодексе)... Который вел Моисея за правую руку . Не напрасно Он повто­ряет, что Моисей был изведен, но для того, чтобы удержать нечестивые слова их, постоянно говорит: "Я извел их". Пове­ствует (пророк) также и о том, что было совершено в пу­стыне. Разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались .Дух Господень вел их к покою. Он говорит о Моисее, как бы о духе. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя . Хотя они были недостойны, однако, говорит, Я ради тебя совершу это (ср. Исх.33:17). Они поистине были спасены чрез него (Моисея). Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей . Мы обращаемся не к храму, приходим не на место откровения, но призываем Тебя с неба, потому что это Твой храм, это Твое обиталище. Про­роки говорили о небе, чтобы показать, что земной храм не мо­жет обнимать Бога. Где ревность Твоя и могущество Твое? То же самое говорил и Давид: где милости Твои древние, Господи (Пс.88:50), – чтобы они при­бегали не к своим добродетелям, но к милости Божией. Но нужно знать: хотя велика милость Господня, однако, в ней присутствует избрание... (две строки оставлены без перевода, по причине повреждения тек­ста в армянском кодексе). Я терпел доселе, но теперь не попущу; доселе Я попускал, но вы пренебрегли. Во время благоприятно милости Твои ко мне удержаны , но мы не получили от этого никакого плода. Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими . Видишь ли, как полезно было им славиться не собою, а родом своим? Мы происходим, говорит, от того (Авраама), но он не знал нас. Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш" , – подобно тому, как раб, купленный кем-либо, назы­вается именем своего господина. Пророк не сказал: имя Твое призываем, но: имя Твое: "Искупитель наш" . А это и было причиною наказания их, потому что, хотя на них было имя Божие, однако они Им пренебрегали.
Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? Они, по словам пророка, говорили это или потому, что несколько сомневались относи­тельно этого предмета, или по причине наказаний, как они утверждали в ином месте: уклонил стези наши от пути Твоего (Пс.43:19), т.е.: Ты отогнал нас, оставил нас в чужой земле, исключил нас от законов и полезных пове­лений, ни во что вменил служение наше, и пренебрег послу­шания наши. Обратись ради рабов Твоих , т.е., ради праведных и смиренных. Короткое время владел им народ святыни Твоей . Смотри: место Его, Иерусалим, так близко сердцу их, что если они не могли удержать всей земли, то старались по крайней мере овладеть частью ее.
Враги наши попрали святилище Твое . Хотя мы не достойны, однако, яви милосердие по причине гордости их. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое . Они говорят это не только по причине гре­хов, но и потому, что были оставлены.