размер шрифта

Поиск по сайту


Содержание


Собрание творений святителя Иоанна Златоуста,
архиепископа Константинопольского

Глава 64. Толкование на пророка Исайю
Том шестой, Глава 59


ГЛАВА 64

О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего . Смотри, как Он везде проповедует о Своей силе, что Он велик и может совершить то, чего желает. Как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя . Ужели видели? Никак, говорит; хотя мы блуждали и почитали иных богов, однако никогда не видели Бога, равного Тебе. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные . Милосердие бывает истинною помощью, особенно имеющим терпение, – если не тотчас, то, наверно, в после­дующее время. Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих . Видишь ли, Он не безразлично идет навстречу ко всем, но только к творящим правду. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены , т.е.: когда Ты на нас прогневался, мы преданы были в плен (далее одна строка оставлена без перевода, вследствие повреждения текста в армянском кодексе).
Ты прогневался, потому что мы издавна грешили . Если по причине на­ших грехов ты желаешь воздавать нам наказания, то мы и заслуживаем этого. И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших , т.е.: прогневавшись, Ты устрашил нас и так отогнал, что мы не осмеливаемся более присту­пать к Тебе. И оставил нас погибать от беззаконий наших . Это ска­зано не ради пророка, но ради народа. Следовало бы сказать лучше так: так как Он прогневался на нас, то мы совершили еще величайшие преступления; а потому Он презрел нас, и не заботился о нас.
Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина . То, что должно было сказать, пророк не осмелился утверждать, т.е.: Ты – Отец наш , а мы сыны. Для того, чтобы мудрою тща­тельностью обратить к себе попечение Его, пророк сказал: Господи, Ты – Отец наш . а для того, чтобы показать повино­вение и почтение, он говорит: мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей . Делай так, как ты желаешь. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие .
Потом слова обращаются к храму и к святому месту: города святыни Твоей сделались пустынею . Ты же нет… (здесь оканчивается вставка перевода с новооткрытой в армянском тексте части творения Златоуста и далее идет опять перевод с издания Миня. Ред. ).