размер шрифта

Поиск по сайту



Глава 64. Толкование на пророка Исайю

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





ГЛАВА 64

О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего . Смотри, как Он везде проповедует о Своей силе, что Он велик и может совершить то, чего желает. Как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя . Ужели видели? Никак, говорит; хотя мы блуждали и почитали иных богов, однако никогда не видели Бога, равного Тебе. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные . Милосердие бывает истинною помощью, особенно имеющим терпение, – если не тотчас, то, наверно, в после­дующее время. Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих . Видишь ли, Он не безразлично идет навстречу ко всем, но только к творящим правду. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены , т.е.: когда Ты на нас прогневался, мы преданы были в плен (далее одна строка оставлена без перевода, вследствие повреждения текста в армянском кодексе).
Ты прогневался, потому что мы издавна грешили . Если по причине на­ших грехов ты желаешь воздавать нам наказания, то мы и заслуживаем этого. И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших , т.е.: прогневавшись, Ты устрашил нас и так отогнал, что мы не осмеливаемся более присту­пать к Тебе. И оставил нас погибать от беззаконий наших . Это ска­зано не ради пророка, но ради народа. Следовало бы сказать лучше так: так как Он прогневался на нас, то мы совершили еще величайшие преступления; а потому Он презрел нас, и не заботился о нас.
Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина . То, что должно было сказать, пророк не осмелился утверждать, т.е.: Ты – Отец наш , а мы сыны. Для того, чтобы мудрою тща­тельностью обратить к себе попечение Его, пророк сказал: Господи, Ты – Отец наш . а для того, чтобы показать повино­вение и почтение, он говорит: мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей . Делай так, как ты желаешь. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие .
Потом слова обращаются к храму и к святому месту: города святыни Твоей сделались пустынею . Ты же нет… (здесь оканчивается вставка перевода с новооткрытой в армянском тексте части творения Златоуста и далее идет опять перевод с издания Миня. Ред. ).