размер шрифта

Поиск по сайту



Обозрение четырех книг Царств

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





Обозрение четырех книг Царств

Елкана, у которого было две жены, от одной из них не имел детей. Когда он пришел в Силом принести жертву, то эта жена молится Богу, потом рождает Самуила, и отдает его в дом Господень навсегда, как обещала прежде, нежели зачала его. Первосвященником был тогда Илий. Сыновья Илия, Офни и Финеес, были распутные и нечестивые юноши, бравшие части от жертв, прежде нежели они были приносимы Богу. Илий благословил Анну, и она имела еще трех сыновей и двух дочерей, а Самуил преуспевал в добродетели. Илий, услышав о проступках сыновей своих, — они даже и прелюбо­действовали, — сделал им словесный выговор; но они не вра­зумлялись. Илию предвозвещается погибель его дома и сыновей за грехи последних; и Самуилу объявляется о неумолимом гневе Божиим на дом Илия, и он возвещает об этом Илию. Иноплеменники вступают в войну с израильтянами и, поразив, обращают их в бегство. А когда сыновья Илия вы­несли ковчег, то и они пали на войне вместе со многими дру­гими, а ковчег взяли неприятели. Некто пришел и возвестил об этом Илию. Он, упав со своего стула, расшибся и умер. Умерла и невестка его, когда услышала об этом. Иноплемен­ники внесли ковчег в храм Дагона, и он дважды падал ибыл сокрушен. Также и люди были поражены язвами на зад­них частях тела. Это были азотяне; и поле их наполнилось мышами. Они отсылают ковчег в Геф; и здесь жители были поражены. Посылают его в Аскалон; и там распространи­лась смертность. Тогда, по совету своих прорицателей, они сде­лали золотые подобия опухолей и мышей, и, положив их вме­сте с ковчегом на колесницу, запрягли коров, телят кото­рых заперли в хлев. Коровы пошли прямо в Вефсамис. Тамошние люди принимают ковчег и приносят жертву Богу, пред глазами иноплеменных князей. Но так как они не охотно приняли его, и сыны Иехонии не радовались, то произо­шло великое поражение народа. Убоявшись, жители Вефсамиса отсылают от себя ковчег в дом Аминадава. Тогда израиль­тяне обратились к Богу, и на войне с иноплеменниками по­бедили их, по молитве Самуила, и взяли города, которые те отняли у них. Когда же Самуил состарился, а сыновья его не шли по пути его, то иудеи, собравшись, требуют царя. Самуил огорчился этим, но Бог говорит ему: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою , — т.е. то, чего может требовать от них царь (1Цар.8:7-8). Самуил засвидетельствовал; но они требовали настойчиво. В то время пропали ослицы Киса, отца Саулова. Отец послал его искать их. Не отыскав, он по совету спутника приходит к Самуилу спросить о них. Бог указывает его Самуилу и гово­рит: его помажь в царя. Саул пришел и спрашивает Са­муила: где прозорливец? Так звали пророков. Тот отвечал, что это он сам, и привел его в Ваму, где приносилась на­родная жертва; там угостил его и, отправившись вместе с ним поутру, возлил на него из сосуда елей, поцеловал его и сказал ему, что он будет начальствовать над народом; потом, указав ему некоторые знамения, отпустил его, и Саул стал пророчествовать. Родственник Саула спрашивает его, куда он ходил. Он отвечал, что искал ослиц. Соби­рается народ в Массифе; Оаул поставляется царем. Царь аммонитский восстает против жителей Галаада; они посылают послов к Саулу; он пришел, сразился вместе с ними и жестоко поразил неприятелей. Устраивается празднество в Галгалах. Самуил говорит речь народу; Он спрашивает: у кого взял я вола, у кого взял осла (1Цар.12:3)? Предложив им уве­щание повиноваться Богу, он молится, — и ниспадает дождь в день жатвы. Народ убоялся и сознался, что он согрешил, потребовав царя. Самуил опять увещевает, чтобы они следо­вали повелениям Божиим. Саул поражает иноплеменников.Они, раздраженные, нападают с большою силою. Израильтяне обращаются в бегство; остается один Саул. Он приносит жертву всесожжения Богу, не дождавшись Самуила, который ве­лел ждать его. Приходит Самуил, огорчается случившимся, угрожает Саулу тем, что царство будет отнято у него и пере­дастся другому, т.е. Давиду. Когда Саул сидел на холме и с ним было шестьсот человек, то сын его Ионафан с своим отроком, тайно напав на неприятелей, убивает не­скольких из них. Саул, увидев это и напав на смущен­ных неприятелей, жестоко разбивает их, причем дает клятву, что никто не будет вкушать ничего до вечера. Иона­фан, не слышавши этого, вкусил меду. Саул приходит и спрашивает Бога, должно ли преследовать врагов; Бог не отвечает ему. Он понял, что совершен грех в народе. Когда был указан Ионафан, то Саул готов был предать его смерти, но народ спас Ионафана из рук его. Самуил возвещает Саулу, чтобы он поразил амаликитян, проклял у них все, и никого не щадил. Он не послушался, пощадил царя их Агага и стада мелкого и крупного скота. Самуил, пришедши и увидев это, разгневался и сказал: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1Цар.15:22). И при этом угрожал ему отнятием царства. Саул принуждал Самуила идти вместе с ним; но тот не хотел; потом, будучи принужден, пошел. После того Самуил, приказав при­вести к нему Агага, умертвил его собственными руками. С того времени он не видал Саула до дня смерти его, но плакал о нем. Потом Самуил посылается Богом по­мазать Давида; он пошел и помазал. Тогда овладел Сау­лом дух лукавый, и приводят к нему Давида, чтобы он пел и укрощал лукавого духа. Когда пришел воевать Го­лиаф, и все были в страхе, Давида посылают навестить братьев. Пришедши в лагерь, он спрашивает, какая будет награда тому, кто убьет этого иноплеменника. Ему сказали: дочь царя отдана будет за него. Он пришел к Саулу, и обещался убить иноплеменника. Тот не верил; но, наконец, послал его без оружия, потому что он не мог носить ору­жия. Давид, пустив камень в лицо Голиафа, свалил его и, отрубив ему голову его же мечом, блистательно вышел из сражения. Ионафан, увидев его, привязался к нему душою, очень полюбил его и дал подарки; но Саул стал завидовать ему, потому что хоры дев пели: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч (1Цар.17:7). Саул бросил копье в Давида,чтобы убить его; но он убежал. Чем более Давид приобре­тал у всех любовь, тем более Саул досадовал; и, желая погубить его, обещал выдать за него свою дочь, если он умертвит сто человек врагов; он умертвил и сделался зятем царя. Когда настала другая война, Давид опять отли­чился; а Саул еще более возненавидел его, и сказал сыну своему Ионафану, что хотел бы убить Давида. Тот уведомил Давида и советовал скрыться; когда же умилостивил отца, то привел к нему Давида. Когда опять настала война, Давид снова отличается и опять убегает от Саула, который хотел поразить его копьем. По совету жены он убегает из дома. Саул посылает взять его, но она сказала, что он болен. Саул, узнав, что он убежал, стал укорять дочь, и, выве­дав, где был Давид, посылает привести его оттуда. Так как посланные не возвратились, но, оставшись там, стали про­рочествовать, то пошел сам Саул. Давид приходит к Ионафану и объявляет, что Саул покушается на его жизнь. Если хочешь, говорит, завтра удостовериться точнее, то во время обеда я удалюсь; потом, если отец твой спросит о причине, скажи, что, по случаю жертвоприношения в городе, я испросил позволение отлучиться; если он перенесет это спо­койно, то я не буду подозревать ничего худого; если же он рассердится, то, очевидно, что он готовит против меня козни и мщение. Ионафан так и сделал и Саул так рассердился, что покусился убить своего сына. Ионафан, выскочив из-за стола, ушел в поле и стал бросать стрелы, — это было услов­ным знаком, — и, побежав сзади отрока своего к тому месту, где скрывался Давид, сказал: смотри, стрела впереди тебя: скорей беги, не останавливайся (1Цар.20:37,38). Давид по­нял, что означали эти слова и, по удалении отрока, падает в объятия Ионафана и плачет; Ионафан советует ему бежать и помнить условия, которые состояли в том, чтобы Давид ни­когда не лишал милости дома Ионафанова, ни при жизни, ни по смерти его. Давид приходит к первосвященнику Авиме­леху. Тогда он ел хлебы предложения и взял меч Голиафа, сказав, что он спешно послан куда-то царем. Оттуда он приходит к Анхусу, потом в Одолам, и поручает царю моавитскому домашних своих. Когда Саул сетовал пред слугами своими, что никто не содействует ему и не предает Давида, Доик, идумеянин, который случайно видел Давида, когда он приходил к первосвященнику, известил царя о случившемся. Саул призвал священников, и так как при­сутствовавшие не хотели убить их, повелевает Доику сделатьэто. Он убил триста пятьдесят мужей, носивших ефод, и истребил город их Номву. Об этом возвещает Давиду один из сынов первосвященника, успевший спастись. Давид опечалился и оставил спасшегося при себе; потом освободил от врагов Кеиль. Услышав, что Саул идет против него, он ушел оттуда в пустыню Зиф. Саул, услышав об этом, преследует его; но во время преследования, получив известие о нападении неприятелей, удаляется. Потом, по возвра­щении с войны, Саул опять стал преследовать его, и вошел в пещеру, где находился Давид и приближенные его. Хотя все советовали Давиду убить Саула, он не послушался, и не дозволил хотевшим сделать это. Когда Саул вышел из пещеры, то последовал за ним и Давид, закричал ему и показал ему и его злобу, и свою справедливость. Саул запла­кал. Тогда умер Самуил. Давид посылает просить даров у Навала за то, что сберег его стада. Тот не только не дал, но еще оскорбил его в лице посланных. Давид, вооружив­шись, пошел, чтобы убить его. Об этом узнала Авигея, жена его, и взяв дары, встретила Давида, и после многих просьб отклонила его от этого намерения. По смерти Навала она де­лается женою Давида. Саул, услышав, где находится Давид, опять идет против него. Когда он и все войско его спали, приходит Давид с Авессою. Этот советовал убить врага, но Давид не послушался, а взяв лежавший у головы его кув­шин и копьё, отошел на далекое расстояние и, закричав, раз­будил военачальника Саулова и укорял его в беспечности, в том, что он не стережет царя; показал копье и кувшин, и укорял Саула, что он преследует человека, не сделав­шего ему никакого зла. Тогда Давид убегает к Анхусу, по­тому что не считал безопасным находиться близ Саула. Да­вид получил от Анхуса Секелаг, делал набеги на неприя­телей, и приобретал много имущества и овец. Тогда собрались иноплеменники против израильтян, и Саул вопрошает чревовещательницу. Давид был удален из войска Анхусова, по­тому что князья иноплеменников не позволили ему идти вме­сте с ними, опасаясь, чтобы он не предал их войска; он находит Секелаг сожженным, и не находит там женщин, потому что они были отведены в плен. Вопросив Бога, должно ли преследовать (врагов), и получив в ответ, что должно, отправился в погоню. Узнав от египетского слуги, где враги расположились лагерем, он напал на них неожиданно, разбил их, взял добычу и разделил ее поровну как между сражавшимися, так и между оставшимися при обозе. Когдапроизошло сражение иноплеменников с израильтянами, пали Саул, Ионафан и два другие сына его; взяв Саула, неприя­тели повесили его на стене Вифсана, т.е. Скифополя. Но жители Иависа, пришедши, взяли его и Ионафана и погребли.